Мурильо Бартоломе Презентация

Слайды и текст этой презентации

Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу. Иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнем всей семьи.

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Пожалуй именно такая примитивная литературность изобразительного языка выделяет прежде всего ранние композиции Мурильо. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Заметно смятение чувств и двух кабальеро. Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Семейство со св.

Его одежда ниспадает легко развевающимися декоративными складками. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей ТрибуналаИндий произошло в 1644 году. Представлена, вероятно, местная легенда. Место рождения было родиной. И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы.

У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Творческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовотельностью.

Об этом говорит его одежда: простая тёмная рубашка, жёлтый жилет. «Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы. Содержание их в основном религиозное. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Три из них, так наз. Вот таким образом рядом со св. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. Сколь бы сильно ни угнетали его, принуждая к повиновению, художник находил возможность к сохранению собственной личности. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св.

Такова работа «Отдых на пути в Египет». Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил. Мурильо отклонил приглашение короля занять место возле престола. В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью.

Этоколективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве«одной из устойчевых черт испанского искусства». У него взгляд на приятеля сверху вниз и слегка насмешливое выражение лица. Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около пятидесяти.

Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. На первый план явственно выступает тема мученичества. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций.

Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Особенно близок этот образ к ангелу из картины Ангел-хранитель, ведущий за руку ребенка в соборе Севильи. 7 Слегка склонив голову, Рафаил устремил взор на стоящего перед ним Епископа Домонте, одетого в белые одежды ордена мерседариев с нагрудным крестом на золотой цепочке. Дома у него появились чернокожие рабы.

Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Картина имела большой успех.

Найдено презентаций 
по теме БАРТОЛОМЕ 
МУРИЛЬО – 0

Найдено презентаций по теме БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО – 0

Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Вот тогда исчезли испанские вольности под звон мечей в потоках золота и в зловещем зареве костров инквизиции. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск.

Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает. Вероятно, молодой художник гордится тем, что ему удается создатя. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. «Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. музее «Отдых св. Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным.

Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. Его творчество стало блистательным завершением «золотого века» испанской живописи. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. В "Благовещении" образы, сохраняя земной характер, вместе с тем идеализируются художником Один из центральных образов в творчестве Мурильо – мадонна "Непорочного зачатия".

Он предпочел родную Севилью. Творческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовотельностью. Но бедность не влияет на настроение маленького героя. Слитности Родины и Испании не существовало. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов.

Найдено презентаций 
по теме Мурильо, 
Бартоломе-Эстебан

Найдено презентаций по теме Мурильо, Бартоломе-Эстебан – 0

Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. и мадрид. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. Диего» или так наз.

На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой. Живопись-вершина развития эстетики золотого века. Место рождения было родиной. Представлена, вероятно, местная легенда.

Все это подтверждается документами. Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около петидесяти. иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях, игрушкой-баловнем всей семьи. Вероятно, между Эстебаном и другими детьми цирюльника была очень большая разница в возрасте. Этим, надо пологоть, обьесняется то, что только маленткий Эстебан после 1628 года попадает на воспитание в семью сестры матери. Она была замужем за хирургом Хуаном Агустином Лагаресом, человеком, несомненно, более обеспеченным чем отец Мурильо. Он происходил из Кордовской провинции, но как раз данное обстоятельство в космополитической Севилье не могло послужить серьезным препядствием для полезного человеку применения его деловых качеств. Хирург владел небольшим поместием, и очень может быть, что не одни только женские прелести заставили его жениться на тетке Эстебана, вдове Кристобаля Санчеса Карраскоса, уже успевшей стать к тому же стать матерью двоих детей. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. Он весел.

  • Бартоломе Эстебан Мурильо Бартоломе Эсте бан Мури
  • Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография
  • Великие художники, Мурильо, Часть 75, 2003
  • очинение по картине Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой»
  • Живопись – Творчество Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Картины — Мурильо, Бартоломе Эстебан Перес
  • специальность: искусствоведение

В 1627 году умирает отец, а год спустя мать. Объединение Испании оформляется в 1479 году в виде брачного договора между так называемыми Католическими королями – королем Арагона и королевой Кастилии. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. А «Мадонна дель Росарио», где показано богоявление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Выдавая себя за короля Испании, Филипп во всем продолжает дело своего отца, соревнуясь с ним в бесчестии и даже старается превзойти его.

Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам ("Вознесение Мадонны", 1670–1680). Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века. Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена.

Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах.

  • Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника
  • Найдено схем по теме БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО – 0
  • Найдено научныех статей по теме БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО – 0
  • Найдено книг по теме БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО – 0
  • Найдено рефератов по теме БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО – 0
  • код для вставки на сайт или в блог
  • Найдено схем по теме Мурильо, Бартоломе-Эстебан – 0
  • Найдено научныех статей по теме Мурильо, Бартоломе-Эстебан – 0

Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство».

Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана -около петидесяти. иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой – баловнем всей семьи. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис.

  • Найдено книг по теме Мурильо, Бартоломе-Эстебан – 0
  • Найдено рефератов по теме Мурильо, Бартоломе-Эстебан – 0
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Контрольная работа – Образ труда в советской живописи
  • Презентация – Михаил Александрович Врубель
  • Презентация – Борис Михайлович Кустодиев

Венцом «карьеры» Мурильо стало предложение ему места придворного живописца, освободившегося после смерти Веласкеса. Один из монахов одолевает теологическую премудрость. Вдруг его келья, уставленная вдоль стен от пола до потолка шкафами и фалиантами, озаряется ярким светом, в комнату вплывают сияющие облака. Он стал первым директором севильской Академии художеств. Его исхудалые руки сложены в молитвенный жест.

Три из них, так наз. Живопись-вершина развития эстетики золотого века. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо.

Андрея» Роэласа инекоторые вещи Сурбарана. Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. «Хозяин положения» здесь, по-видимому, мальчик с дыней. Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». Эта эпоха, конец XV–первая половина XVI века, удивительная. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском.

Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана -около петидесяти. Все это подтверждается документами. Начинается довольно длинный ряд "Распятий". Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах. Пожалуй именно такая примитивная литературность изобразительного языка выделяет прежде всего ранние композиции Мурильо. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). В этой картине особенно ярко сказался талант Мурильо как колориста.

национ. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой дляАндулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городеи так далее), законсервированная характером испанской истории, позволялахудожнику не поступаться своей искренностью. Он беден. Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции.

У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. В первом крупном заказе цикла картин для монастыря францисканцев в Севилье (1645-1646 годы наиболее известны «Сан Диего де Алькала раздаёт милостыню бедным», Академия Сан-Фернандо, Мадрид и «Кухня ангелов», Лувр, Париж) живописная манера сохраняет непрозрачность красок, плотность мазка, контрасты светотени. В 1675—76 гг.

  1. Презентация – Казимир Северинович Малевич
  2. Презентация – Микалоюс Константинас Чюрленис
  3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Слайд 9. Картина «Мальчики с дыней и виноградом» (1645—46)относится к лучшим полотнам живописца. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Отмеченные тонким поэтическим чувством пейзажи придают особую привлекательность картинам из жизни святого Иакова (1660-1675 годы «Благословение Иакова Исааком» и «Лестница ангелов» – Эрмитаж).

Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Леандр» и «Св. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом.

Бартоломе Эстебан 
Мурильо Бартоломе 
Эсте бан Мури

Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах. Дыня лежит у него на коленях (он угощает, а второй мальчик – принимает). Из Эскориала». У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

В 1645г. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Но он избегает возможной специализации. Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.

Петра из темницы»— в Императорском Эрмитаже, в С. -Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами»— в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели»— у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). галерее «Видение св. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском.

Мальчик, кажется, немного младше своего «благодетеля», на его лице написана нерешительность и он пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда. В условиях XVII века именно здесь оказывается сконцентрировано в большом и малом своеобразие национального бытия в целом. Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Собственно для испанской культуры это именно только апогей трехступенчатой конструкции, но для культуры всего человечества только живопись составляет золотой век. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima». Наотвоеванных территориях одно за другим возникали самостоятельные государства:Леон, Кастилия, Наварра, Арагон, Каталония. В пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона, оттененные вверху заревом заката.

Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги. «Старуха с прялкой»показывает поворот к живоймодели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактурыматериала. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца. И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников.

Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково. Но даже данная тема, сумрачная по своему звучанию, становится у Мурильо с годами все более скорбной. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Очевидно, не без влияния нового взгляда на мир, который старается освоить молодой Мурильо, у него происходит принцепиальная переоценка севильского декоратевизма. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св.

Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы.

Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Вся её поза говорит о радости встречи и нетерпении. Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа).

Среди крупнейших работ позднего периода – «Святой Фома Вильнуэва, раздающий милостыню» (1678 год, Музей изящных искусств, Севилья) и другие картины, заказанные монастырём капуцинов в Севилье (1665-1678 годы), серия работ для церкви госпиталя Ла-Каридад в Севилье (1674-1680 годы, ныне – в различных музеях) их отличают воздушная перспектива и динамичная композиция. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском. Тот обеими руками указывает на мадонну.

Эта эпоха, конец XV – первая половина XVI века, удивительная. В 1674г. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Объединение Испании оформляется в 1479 году в виде брачного договора между так называемыми Католическими королями – королем Арагона и королевой Кастилии. Предпологаемая здесь схема трех фигур первого плана, данных на фоне резко сокращающейся прямой перспективы, превратится в дальнейшем в часто повторяемые варианты композиции с идущими Иосифом и младенцем Христом.

Ее сын со временем отправится в Новый Свет, а дочь выйдет замуж за судью Трибунала Индий, фигуру, весьма уважаемую и преметную в Севилье. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г.

Его хитрые глаза обращены к четвероногому другу – собаке. Карьера мастера постепенно набирает обороты. Сколь бы сильно ни угнетали его, принуждая к повиновению, художник находил возможность к сохранению собственной личности. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя.

Для «Мадонны дель Росарио» – «Мученичество Св. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650).

Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Он происходил из Кордовской провинции, но как раз данное обстоятельство в космополитической Севилье не могло послужить серьезным препядствием для полезного человеку применения его деловых качеств. Хирург владел небольшим поместием, и очень может быть, что не одни только женские прелести заставили его жениться на тетке Эстебана, вдове Кристобаля Санчеса Карраскоса, уже успевшей стать к тому же стать матерью двоих детей. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Мораль очевидна: «Будь прилежен, и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы.

О рождении Мурильо мы узнаем по краткой записи в церкви Санта Магдалена в Севилье, где 1 января 1618 года был окрещен мальчик. Королевский двор кочует по стране. галерее «Видение св.

Место рождения было родиной. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок. Для Мадонны дель Росарио-Мученичество Св.

Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. 1650 г. ). Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Ваганова. Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. Сколь бы сильно ни угнетали его, принуждая кповиновению, художник находил возможность к сохранению собственной личности.

Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство». Начинается довольно длинный ряд Распятий. Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. Второй вопрос имеет принципиальное значение, поскольку есть сведения о существовании другого документа, потом пропавшего, где мать художника именуется Марией Мурильо. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом.

Бартоломе Эстебан Мурильо – знаменитый художник из Севильи. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал.

Картина, выполненная свободными широкими мазками, привлекает гармоничностью красок. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Антония» для капеллы этого святого в соборе.

Все это подтверждается документами. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций.

Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Все это подтверждается документами.

Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. Дыня лежит у него на коленях (он угощает, а второй мальчик – принимает). В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.

В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите. В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью. Да, этот человек был приверженцем религии, но все его ангелы и мадонны прекрасны. Его избили плетью и распяли вниз головой.

Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584-1640). национ. В 1665г. Создавая своё произведение, художник использовал неяркие краски. Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св. К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Мадонна Мурильо – прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописныхтрадиций.

В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. «Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала.

В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. В 1678г. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Она подкупает наивной непосредственностью. На первый план явственно выступает тема мученичества.

Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. Антония», в берл.

– Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. В 1627 году умерает отец, а год спустя мать. Оба маленькие герои картины сидят на земле, о чем-то беседуют. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. «Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета.

Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. Испания вокруг – обычно только территория, по которой легко проехать из одной точки в другую, где говорят на родном языке. Мораль очевидна: «Будь прилежен, и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Кончено. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478).

Стремление Мурильо к жанровой трактовке религиозной темы обнаруживают «Святое Семейство с птичкой» (около 1649-1650 годов, Прадо, Мадрид), «Бегство в Египет» (около 1647-1650 годов, Палаццо Бьянко, Генуя вариант – в Институте искусств, Детройт), «Поклонение пастухов» (около 1650 года, Прадо 1675-1680 годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов.

Все это подтверждается документами. Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора. Отлучая испанского короля от церкви, папа Павел VI дает ему следующую характеристику: Порождение беззакония, Филипп Австрийский, сын Карла именующего себя императором. Ваганова.

Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Такому предположению дает основание то, что в монастыре августинцев в Кадиксе имеется картина Архангел Рафаил, ведущий Товия работы ученика Мурильо Менесиса Осорио, которая считается сделанной в подражание картине Мурильо. 10 Получив заказ от епископа Домонте, видимо воспользовавшись эскизом, написанным для ранее задуманной картины изменив его в деталях при исполнении данной картины: изображение рыбы становится излишним, в левом нижнем углу картины, где предполагалось изображение Товия, он помещает Франциско Домонте.

Бонавентура» Сурбарана. От неё веет теплотой и любовью. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман. Но будет неверным называтьтакие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. В 1668г. Для «Мадонны дель Росарио»-«МученичествоСв.

Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Петра из темницы»— в Императорском Эрмитаже, в С. -Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами»— в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели»— у г. Томлина, в Суффольке, в Англии).

Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584-1640). Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство». Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Иными словами, это представляет собой спонтанную способность к модификации общего мотива, своеобразную многоголосицу в хоровом пении народной культуры. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях.

Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы. Леандр» и «Св. Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо.

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

У него взгляд на приятеля сверху вниз и слегка насмешливое выражение лица. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Три из них, так наз.

он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Правда, Мурильо пришлось доказывать не особую знатность его происхождения, а только его благородность.

И на эту стезю Мурильо вступает уже в молодые годы, чтобы со временем превзойти остальных живописцев Испании. Бартоломе Мурильо любуется своим героем. Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения.

Суть композиции именно и составляет какая-то намереная концентрация сугубо технических затруднений: передача пространственной глубины ракурсом и светотеневой моделировкой объемов, обыгрывание вещественности материалов – морщинистой кожи лица, лоснящихся волос, мягкого платка, пористости платья, упругости пряжи. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явлениеДоменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказываетсярасшифровкой названия ордена (собаки господа). Эта эпоха, конец XV – первая половина XVI века, удивительная. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине.

музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века.

Картина «Мальчик с собакой» – одна из таких. Место рождения было родиной. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. Место рождения было родиной. Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе.

У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Онаподкупает наивной непосредственностью. Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев.

Слитности Родины и Испании не существовало. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Антония», в Имп. Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо».

Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Иными словами, это представляет собой спонтанную способность к модификации общего мотива, своеобразную многоголосицу в хоровом пении народной культуры. Но картина не производит мрачного впечатления. Работа над циклом для монастыря совпадает с созданием домашнего очага, в 1645 году Мурильо вступает в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей.

Собака преданно смотрит на хозяина. Диего» или так наз. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. В 1675—76 гг. Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви.

Одна из лучших работ такого рода Мальчик с собакой. Начинается довольно длинный ряд "Распятий". Елизавета Венгерская, моющая прокаженных»— в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. музее «Отдых св.

Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам ("Вознесение Мадонны", 1670–1680). Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

На рисунке в правой руке ангела, свободной на рассм. Поднимаясь вверх, фон становится светлее, прозрачней, тона легче, серебристее, в их дымке тонут силуэты летящих ангелов. Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Тот обеими руками указывает на мадонну.

Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядовпредставителей трех орденов. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Бонавентура» Сурбарана. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. И зритель чувствует это. Бонавентура» Сурбарана.

По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое. Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой». Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом. Строгая и скорбная складка возле рта.

Лицо ангела миловидно – моделью для него, видимо служила красивая девушка-севильянка, не раз воспроизведенная Мурильо в его картинах и в образе ангела. В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. ) создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой. Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. Еслиисходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейнойтрадиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в моментрождения Эстебана –около петидесяти. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св.

Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около петидесяти. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. На рисунке тот же тип ангела, что и на рассматриваемой картине, только этот эскиз ближе к натуре – он жизненнее, проще.

В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. Мораль очевидна: «Будьприлежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». На ней нарисован мальчик. Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо.

Мораль очевидна: «Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». Первый план с фигурами действующих лиц преображается в замысловатую связь, отдаленно напоминающую узор оконной решетки или причудливую раму. Мурильо уже хорошо умеет рассчитать выиграшную для своих композиций дистанцию зрительного восприятия. Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Один из монахов одолевает теологическую премудрость. Но, нисколько не умаляя роли трех других, следует сказать, что именно Мурильо было суждено адекватно передать своим методом фантастику своеобразия испанской культуры XVII века.

В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. В 1668г. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. Бонавентура» Сурбарана. В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Королевский двор кочует по стране. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Он происходил из Кордовской провинции, но как раз данное обстоятельство в космополитической Севилье не могло послужить серьезным препядствием для полезного человеку применения его деловых качеств.

Антония», в Имп. Изображение епископа Домонте портретно. Замечательно, что и Мурильо уже в начале творческой карьеры формулирует эту проблему как чисто техническую, очень далеко отстоящей от мистической спиритуализации.

Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. и мадрид. Семейство со св. Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность.

Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. Мадонна Мурильо – это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. Оно соединяет в себе прием высвечивания из темноты и использование в качестве модели, очевидно, деревянной раскрашенной статуи.

Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря. К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». Вот тогда исчезли испанские вольности под звон мечей в потоках золота и в зловещем зареве костров инквизиции. Для «Мадонны дель Росарио»-«Мученичество Св. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям.

Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. В руках он держит корзинку. И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Королевский двор кочует по стране. В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Живопись – вершина развития эстетики золотого века. Антония», в берл.

Народ же Андалусии любил Мурильо за его жизнерадостность, лиричность, человечность, присущий ему дар занимательного и понятного рассказчика, за поэтичность, которой проникнут идеал красоты мастера, отвечающий национальным, народным вкусам и представлениям. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». На своих полотнах он очень часто изображал детей, мальчишек с улицы. Мальчик, кажется, немного младше своего «благодетеля», на его лице написана нерешительность и он пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда.