Немецкий Художник Кранах Младший

Последняя немецкая десятка этого года посвящена полузабытому художнику Лукасу Кранаху Младшему, заново открытому искусствоведами современности. Лукас Кранах Младший (нем. Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг— 25 января 1586, Веймар)— немецкий художник-живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего. Лукас Кранах Младший (4 октября 1515 – 25 января 1586) – известный немецкий художник XVI века.

Два Лукаса, Два Кранаха – художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации

Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.

Картинная галерея, Берлин. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.

В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Лувр, Париж. Постоянно лежит в лесу в ожидании дичи – так сформулировало сословное собрание свой упрек бранденбургскому курфюрсту Иоахиму II (Joachim II, 1505 – 1571). Угловатость в жестах, промахи анатомии легко поставить на счет малого знакомства художников с нагим человеческим телом и, во всяком случае, эти недочеты не мешают проявиться силе соблазна Венериных чар. Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль Кранаха.

Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.

Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515 года, Виттенберг – 25. 1. 1586 года, Веймар) унаследовал после 1553 года мастерскую отца. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации.

В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Кранах писал на деревянных досках.

После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Ориентация на нидерландское искусство XV века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-1520 годы, КГ, Дрезден). Выше: что вы искали. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне).

по своему таланту в разы превосходит уровень живописи многих других художников XVI века. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). и вскоре переросло в тесную дружбу. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг.

Здание массивное, на нем нет практически никаких украшений. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением.

В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В основу созданного полотна легла следующая легенда.

В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину.

Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика.

Процедура проиллюстрирована в видеофильме. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Однако это приносит и неожиданные результаты. Венера, 1529. Сходство не только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет.

В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Охотничий замок Грунeвальд – это трехэтажное здание на берегу озера. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Кранах Старший считается родоначальником Саксонской школы живописи, процветавшей в16-м веке, атакже создателем маньеризма. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Шёнер»).

Дерево, масло, 3822 см. На верхние этажи ведет узкая каменная винтовая лестница. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей.

Кранахи: династия 
художников-реформаторов

Кранахи: династия художников-реформаторов

Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Портреты Мартина Лютера (Martin Luther) писались в огромных количествах и обнаруживают потрясающее сходство друг с другом.

Однако художник использовал дерево не очень высокого качества. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Так случилось, что младший Кранах всю жизнь прожил в «тени» своего великого отца, его творчество считалось второстепенным, не дотягивающим до уровня родителя. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.

В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.

В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Его портреты пользовались большой популярностью.

Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника

Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения.

Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 году герб – крылатый дракон). Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора.

Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Реставраторы предполагают, что существовал единый образец-рисунок, который посредством самодельной копировальной бумаги переносился на доску и потом раскрашивался. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Их идеал женской прелести повергает даже нас, прошедших школу академизма, в некоторое недоумение.

Коллекция работ этого художника пополнялась и наследниками курфюрста. Основателем династии считается вышеупомянутый Лукас Кранах Старший, живший в1472-1553годах. У художника имелось еще три дочери. Вокруг – лес. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).

Выставка династии 
немецких живописцев 
Кранахов открывается

Выставка династии немецких живописцев Кранахов открывается в Москве

Мастерская выполняла многочисленные заказы. Известно, что у него была огромная мастерская, в которой работало много художников. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом.

С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Он элементарно экономил, явно не думая, что его работы проживут 500 лет. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-1503 годы, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.

Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее. Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). В замке после пятилетнего перерыва этой осенью открылась выставка отреставрированных картин Лукаса Кранаха Старшего (Lukas Cranach) и его сына – Лукаса Кранаха Младшего. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.

В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Источник молодости, 1546.

Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Находящийся на западной окраине Берлина охотничий замок Грунeвальд (Jagdschloss Grunewald) – самый старый из сохранившихся берлинских замков.

В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-1503 годы, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В разработке светских сюжетов и их осмыслении Кранаху помогали ученые мужи из Виттенбергского университета. 1530, Вена, Музей истории искусства).

Йоахим II был одним из заказчиков мастерской Кранаха Старшего.

Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).

На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.

Художник Лукас Кранах 
младший картины 
с названиями

Художник Лукас Кранах младший картины с названиями

Неоднократно избирался бургомистром, например. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Екатерины». На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.

Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В творчестве Лукаса Кранаха младшего виден характерный стиль отца. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537 года, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз.

Официальный художник 
ГДР: мир глазами 
Вернера Тюбке

Официальный художник ГДР: мир глазами Вернера Тюбке

Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Юдифь облачена в красный бархатный наряд, на платье – масса деталей. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).