Нидерландские Пословицы Питера Брейгеля

«фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы»1 (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц.

Нидерландские пословицы Питера Брейгеля

Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов». На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559) запечатлён народный праздник на улицах фламандского городка. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома.

Процессии, пышные зрелища и шествия были очень популярны в Нидерландах — и официальные и карнавальные (как «уравновешивающий» парафраз официальных). — Всему есть причина, пусть и не очевидная. Если я не намерен держать гусей, пусть гуси останутся просто гусями — Не лезь не в своё дело. Смотреть, как медведи пляшут — Голодать. Дикий медведь если и общается, то с себе подобными — Лучше держаться со своими, чем с посторонними. Швырять капор через забор — Выкидывать вещь без полной уверенности в её бесполезности. Плохо плыть против течения — Трудно противостоять общему мнению. Кувшин ходит по воду, пока не разобьётся — У всего есть предел. Лучшие ремни получаются из чужой кожи — Проще что-то получить за счёт другого человека. Держать угря за хвост — Предпринять трудное дело. В корзине провалиться — Показать окружающим свою нерешительность. Быть подвешенным между небом и землёй — Оказаться в затруднительной ситуации. Взять куриное яйцо, упустив гусиное — Принять неверное решение. Зевать напротив печки — Взяться за дело, с которым один человек не справится. От буханки хлеба не дотянуться до другой буханки — Иметь трудности с деньгами, с жизнью по имеющимся средствам. Мотыга без ручки — Вероятно, нечто абсолютно бесполезное. Искать топорик — Пытаться найти оправдания. Вот и он, со своим фонарём — Наконец-то найти возможность показать свои таланты. Разлитую кашу не собрать обратно — Если что-то сделано, назад вернуть нельзя. Совать палку в колесо — Чинить препятствия исполнению чужих планов. Любовь там, где висят мешки с деньгами — Любовь может быть куплена. Тянуть, чтобы завладеть длинным концом (верёвки) — Пытаться получить преимущества. Стоять в своём собственном свете — Быть гордым, довольным самим собой. Не будет искать других людей в печке тот, кто сам в печке не бывал — Подозревающий других в злых намерениях сам изобличает себя в привычке к таковым. Вертеть мир на большом пальце — Пользоваться всеми преимуществами. Привязывать Христу льняную бороду — Скрывать обман под личиной благочестия. Быть вынужденным унижаться, чтобы преуспеть в этом мире — Для успеха необходимо быть хитрым, нечестным. Бросать розы перед свиньями — Тратить ценное на недостойных. Засыпать колодец после того, как телёнок утонул — Активно действовать только после катастрофы. Быть терпеливым, как агнец — Быть очень терпеливым. Надевать на мужа голубой плащ — Измена. Смотри, чтобы между ними не сунулась чёрная собака — Когда две женщины вместе, даже лающая собака не добавит ничего к неприятностям, какие могут от этих женщин произойти. Один ветер мотает то, что другой прядёт — Оба разносят слухи, сплетни. Носить воздух (пар, свет) в корзинах — Тратить время попусту. Держать свечку черту — Льстить и дружить без разбора. Исповедаться черту — Разгласить тайны врагу. Свинье прорезали брюхо — (Опрометчиво) принято решение, которое уже не может быть отменено. Две собаки никогда не договорятся над одной костью — Спорить вокруг одной единственной темы, пункта. Быть черпаком для (снятия) пены — Тунеядство. Что толку от красивой тарелки, если на неё нечего положить. Этот величайший ученый-гуманист создал систему нового богословия – «философию Христа», раскрывающую нравственные обязательства человека перед Богом. «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения.

Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии. И если б не они, то село бы уже вымерло, как и сотни других крымских сел. У него было мало учеников-подмастерьев, если они вообще были, так как информации о методах работы, записей и трактатов не сохранилось. При всём при этом, сам Брейгель остаётся в тени, с интересом наблюдает за происходящим, но не проливает свет на свою сущность.

Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. «Грызёт столб»– лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. 3. «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь» – она женщина неискренняя, ей доверять не стоит. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога».

А ведь был бывший колхоз-миллионер. это заслуживает уважения. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших.

Секретный смысл 
картины Петера Брейгеля: 
более ста зашифрованных

Секретный смысл картины Петера Брейгеля: более ста зашифрованных пословиц

На картине изображено более сотни пословиц. Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. «Фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Картина, выставленная в Берлинской картинной галерее, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам, однако не все из них расшифрованы современными исследователями, так как некоторые выражения с ходом времени были забыты. В результате на свет появилась не скопище отдельных миниатюр, а совершенно цельная картина на дубовой доске с продуманной композицией, передним, средним и задним планами.

Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. «Сидеть в золе между двух стульев»– проявлять нерешительность в каком-то деле, находиться в сложном положении, например из-за упущенного момента для принятия правильного решения. 6. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Иное значение: его конец близок. 8. «Биться головой об стену» – он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу, он получил мучительный отказ. 9. «Один стрижёт овцу, другой свинью»– один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету. 10. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться.

"Говорящие" пословицы 
нидерландского художника 
Питера Брейгеля

"Говорящие" пословицы нидерландского художника Питера Брейгеля (творческая работа)

Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют играют на волынках, мечут кости и т. д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г. ). На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. Именно так воспринимали картину ее первые зрители. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. Покуда существует на земле такой несовершенный и порочный вид, как человек разумный – «Нидерландские Пословицы» не утратят своей актуальности, пусть пословицы на ней нидерландские, а не интернациональные, пусть они сложны для понимания, но их изучение оставляет неизгладимое впечатление.

Приложение 2). Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины. Коллекция пословиц Эразма остается одной из самых монументальных из когда-либо собранных. Разобраться в происходящем на картине не так сложно – стоит лишь проследить за необычностью действий людей.

Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках.

А метеллолом так уже давно весь сдали. На самом деле художников также интересовали проблемы морали и эти проблемы они воплощали (писали) на холсте. В 1500 году появился сборник изречений и поговорок древних писателей «Adagia» («Пословицы»), составленный и прокомментированный Эразмом Роттердамским. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня.

Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. «Но на берегу залива, выводящего в открытое море, грозным напоминанием о безысходности стоит виселица. Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель».

«Фламандские пословицы» 
картина Питера Брейгеля 
Старшего

«Фламандские пословицы» картина Питера Брейгеля Старшего

«Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Теперь всё хозяйство в руках трех частников (оказавшихся в нужном месте в нужный час). Но вряд ли Брейгель обращался к нему. Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя.

Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину». – выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок. Desiderius Erasmus) опубликовал книгу под названием «Адагия» (Adagia), где собрал более восьмисот греческих и латинских пословиц. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно.

Анализ картины Нидерландские 
пословицы Питера 
Брейгеля-старшего

Анализ картины Нидерландские пословицы Питера Брейгеля-старшего

Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Оттого, её изучение становится сложной, психологически напряжённой работой, ведь порой, в ней находишь себя с не лучшей стороны, такого, каким не желал бы себя видеть, чего старался бы избежать. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Так об этом пишет С. Л. Все изобразительное начало этой картины опирается на хорошо изученный издавна известный быт, притом преимущественно деревенский". В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет. В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах».

Значит – Брейгель не зря тратил своё время на доскональное изображение каждого сюжета. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. «Современные исследования произведений искусства позволяют сделать вывод, что живопись у старых фламандских мастеров всегда выполнялась по белому клеевому грунту. Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев. Коровники, свинарники, огромный консервный завод представляет собой груду руин.

Фламандские пословицы 
Питера Брейгель 
с расшифровкой и

Фламандские пословицы Питера Брейгель с расшифровкой и описанием

По обычаю ее надежность удостоверяется особым клеймом гильдии живописцев: пусть знает заказчик, что эту доску не покоробит, не поведет, она не растрескается». «Это селение нигде и всюду. Народный фольклор — важная составляющая многоплановой культуры европейского средневековья. С большой художественной силой мастер представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Но что за люди движутся от церкви к роще.

Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. «Вешать коту на шею колокольчик»– поднимать тревогу первым, поднимать скандал делать первый шаг в деликатном деле. Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. Глупость, ставшая повседневной привычкой и безумие, возведённое в ранг разумного начала, - вот стихия «Пословиц».

Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер. Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль. Но покуда строили башню, развалилась стена. В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см. Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку.

Яркие цвета и нагромождение деталей. «А происходит здесь много удивительного. «Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф»– в буквальном смысле: войти в дом и обнаружить, что собака опустошила горшок или буфет отсюда фигуральное выражение: прийти слишком поздно, упустить свой шанс, остаться ни с чем. 7. «Свинья вытаскивает затычку из бочки»– хозяин не следит за своим добром. Может, правда, и их уже растащили.

Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Несмотря на то, что на картине представлены сюжеты ста двенадцати пословиц, поговорок и так далее, все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идёт о напрасной, бестолковой трате сил и средств. Ежегодно проводились «праздник осла» и «праздник дураков», а на Масленичный вторник переодетым горожанам предоставлялась освященная обычаем возможность отбросить правила, регулировавшие жизнь городского сообщества и они разыгрывали действо «Корабль святого Рёйнерта» (карнавального «патрона» пьяниц). Все эти, местами сказочно-непонятные, кажущиеся нелогичными, действия персонажей – это то самое, человеческое, что может произойти с каждым в определённый момент жизни и будет охарактеризовано той или иной пословицей.

Объясните на пальцах: 
«Фламандские пословицы» 
Питера Брейгеля

Объясните на пальцах: «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля

Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием.

«Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. «Это селение нигде и всюду. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.

Вот её истинное назначение. Впрочем часть нынешнего села, где я жила (которое входит в состав Советского района) представляет собой жалкое зрелище. Яркие цвета и нагромождение деталей. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им.

Нидерландские пословицы 
 (картина)

Нидерландские пословицы (картина)

Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени. У Бранта в «Корабле дураков» также встречается: «Тот, кто привязывает коту колокольчик, позволяет крысам бегать, где им хочется». 11. «Быть вооружённым до зубов» – быть хорошо оснащённым для какого-либо дела. 12. «Этот дом имеет вывеской ножницы»– в богатом доме есть чем поживиться. Первое ощущение, еще не осложненное анализом, – ощущение силы и напряженности цвета его красный пылает, столкновение красного с синим звучит с предельной силой. «можно забыть сюжеты ранних картин Брейгеля, можно так и не разобраться до конца в их часто ускользающем в своих подробностях содержании, но цвет Брейгеля забыть невозможно.

Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своем романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Так об этом пишет С. Л. Львов: «» Нидерландские пословицы" были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры". Так же, следует отметить, что не все пословицы в этой картине имеют только отрицательное значение, хоть и представляют собой насмешку, к примеру – человек, плывущий против течения или держащий глаз на. «Христианский гуманизм» Эразма противостоял и обмирщению церкви и фанатизму протестантов. Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году.

Лишь восприняв узор цветовых пятен и постепенно привыкнув к их прихотливому ритму, начинаешь видеть то, что здесь происходит и тех, кто здесь действует». Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени.

Описание картины «Фламандские пословицы»

Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённый вниз. Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью. Этот яркий образ в картине символизирует «перевернутый мир», который и становится главной темой картины.

Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека. Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. А жаль. Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства».

«Она бы привязала чёрта к подушке»– она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. 2. Но прежде всего, удивительно само место действия. Приложение 2).

Источником пословиц всегда была жизнь во всем бесконечном разнообразии. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку. Картина стыдит человека.

С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека. Примерно в это же время другой нидерландский художник.

Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену.

Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется.

Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Но покуда строили башню, развалилась стена.

112 нидерландских 
идиом изображенных 
на картине Питера

112 нидерландских идиом изображенных на картине Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. Именно так воспринимали картину ее первые зрители. Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. Но вряд ли Брейгель обращался к нему.

Но прежде всего, удивительно само место действия. XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. Оригинальное названия картины не сохранилось. Приложение 3). Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель».

Нидерландские идиомы, 
изображенные на 
картине Питера Брейгеля

Нидерландские идиомы изображенные на картине Питера Брейгеля таршего «Фламандские пословицы»

Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица. Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. – Франс Хогенберг.

Приложение 3). При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. Нидерландский художник Питер Брейгель Старший (1525–1569) зашифровал на своей картине "Фламандские пословицы" (или "Нидерландские пословицы"), написанной им в 1559 году, более ста различных фламандских пословиц, поговорок изречений и просто забавных фразеологизмов (идиом) своего времени. Любопытны некоторые параллели между ними. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога». «Но на берегу залива, выводящего в открытое море, грозным напоминанием о безысходности стоит виселица.

Разобраться в происходящем на картине не так сложно – стоит лишь проследить за необычностью действий людей. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. Вот её истинное назначение.

Питер Брейгель тарший 
«Фламандские пословицы»

Питер Брейгель тарший «Фламандские пословицы»

Большая часть из них, а именно 85, расшифрована. Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок). В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками» (англ. Не зря готовил основу и краски, рассчитанные на века существования в этом мире.

Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. Все изобразительное начало этой картины опирается на хорошо изученный издавна известный быт, притом преимущественно деревенский». Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок.

«Нидерландские пословицы», 
Питер Брейгель

«Нидерландские пословицы», Питер Брейгель

В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117 Х 163см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. Картина стыдит человека. Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть.

Брейгель умер рано. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Львов пишет: «Ошеломленное недоумение Вот, пожалуй, первое чувство, которое вызывает картина Брейгеля «Нидерландские пословицы». его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. 5. «Глодать кости» – быть чрезвычайно занятым, принимать что-то близко к сердцу, обдумывать, пережёвывать, решать трудную задачу.

Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться». Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды.

Любопытны некоторые параллели между ними. Среди пёстрой сумятицы, напоминающей то ли карнавальное гуляние, то ли сумасшедший дом, выделяются две фигуры - обе на первом плане. Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т. е. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня.

Но что за люди движутся от церкви к роще. Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. С. Л. Но он сумел сконцентрировать в своём искусстве достижения нидерландской живописи предшествующей поры в последних десятилетиях XVI века, не было уже ни одного художника, хоть сколько – нибудь равного этому мастеру. Жена Брейгеля, Мария, дочь его учителя, Питера Кука ван Альста, пережила художника на девять лет, но и она не оставила ни строчки, ни малейшего упоминания о нём. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи.

«Фламандские пословицы» 
Питера Брейгеля 
Старшего

«Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего

Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Из этого источника в обилии черпал материал Франсуа Рабле издавший в 1532 году книгу «Пантагрюэль». Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. Быть способным привязать даже дьявола к подушке — упрямство, преодолевающее всё. Кусать колонну — Быть религиозным ханжой. Нести огонь в одной руке и воду в другой — Быть двуличным. Биться головой о стену — Пытаться достичь невозможного. Одна нога обута, другая босая — Дисбаланс, перегибы. Свинья открывает затычку — Небрежность оборачивается катастрофой. Вешать колокольчик на кота — Совершать опасный и неразумный поступок. Вооружиться до зубов — Хорошо подготовиться. Кусать железо — Врать, не скромничать. Кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней — У одного есть преимущества, у другого их нет. Стриги (овец), но шкуры не снимай — Не стоит заходить слишком далеко в использовании имеющихся возможностей и преимуществ. Тут селёдка не летает — Вещи не подчиняются твоему плану. Жарить целую сельдь ради икринки — Прилагать слишком много усилий для достижения ничтожного результата. Надеть крышку на голову — Отказаться от ранее принятой ответственности. Селёдка висит на своих жабрах — Будь готов к ответственности за свои поступки. Здесь что-то большее, чем просто селёдка — Тут что-то большее, чем видно на первый взгляд. Что может сделать дым с железом.

История нем и евр периода только в редких письменных свидетельствах. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка. Знание фольклора может дать человеку знание о народе и в конечном итоге о самом себе. В этом образе и заключён подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном. Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды.

— Нет смысла пытаться менять неизменяемое. Найти в горшке собаку — Опоздать на трапезу и прийти, когда уже всё съедено. Сидеть в пепле между табуретами — Быть нерешительным. Кур щупать — Заниматься преждевременными расчётами. Вывешены ножницы — Более чем вероятно, тебя здесь обманут. Всегда глодать одну и ту же кость — Постоянно говорить на одну и ту же тему. Зависит от того, как карта ляжет — Зависит от случая. Мир перевернулся вверх дном — Всё идёт не так, как должно было. Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде — Всегда имей хоть какой-нибудь запас. Испражняться на мир — Ни к чему не относиться уважительно. Водить друг друга за нос — Дурачить, обманывать друг друга. Жребий брошен — Решение принято. Дуракам идёт карта — Глупость может превозмочь ум при удачном раскладе. Смотреть сквозь пальцы — Быть снисходительным. Тут висит нож — Предпринять нечто трудное, требующее активной деятельности. Тут стоят деревянные башмаки — Напрасно ожидать. Высунуть метлу — Развлекаться, пока нет хозяина. Жениться под метлой — Сожительство без брака. Крыть крышу пирожными (тортами) — Быть очень богатым. У (кого-либо) в крыше дырка — Неразумный. Старая крыша требует много заплаток — Старая вещь требует большего ухода. Крыша не без дранки — Здесь могут подслушивать («и у стен бывают уши»). Иметь зубную боль за ушами — Симулировать. Мочиться на Луну — Тратить время на бесполезные усилия. Тут висит горшок (Нечто) — не так, как должно быть. Выстрелить (из арбалета) второй раз, чтобы поймать первую стрелу — Повторять глупое действие. Брить дурака без мыла — Дурить кого-либо. Два дурака под одним капюшоном — Глупость любит общество. Растёт из окна — Невозможно скрыть. Баловаться у позорного столба — Привлекать внимание (своими) постыдными действиями. Если ворота открыты, свиньи бегут в хлеба — Беспечность оборачивается бедствиями. Зерна меньше — свинья толще — Прибыль одного оборачивается потерями другого. Бегать, как будто задница горит — Быть в большой беде. Поедающий огонь — испражняется искрами — Не стоит удивляться исходу опасной затеи. Вешать плащ по ветру — Приспосабливать своё мнение к текущему моменту. Веять перья на ветру — Бесполезная работа. Пялить глаза на аиста — Тратить время попусту. Убить двух мух одним шлепком — Быть успешным, эффективным. Свалиться с быка на осла — Настали чёрные дни. Целовать дверную ручку — Быть неискренним. Вытирать (чью-то) задницу о дверь — Относиться (к кому-то) пренебрежительно. Уклоняться от тяжелой ноши — Воображать себе, что дела идут хуже, чем есть на самом деле. Рыбачить мимо сети — Упускать возможность. Не терпеть вида солнечных бликов на воде — Ревновать к чужим успехам. Висит, как нужник над ямой — Очевидный случай. Всякий может поглядеть сквозь (дубовую) доску, если в ней есть дырка — Утверждать очевидное — бессмысленно. Вдвоём ходят в один сортир — Находятся в полном согласии. Кидаться (чьими-то) деньгами в воду — Тратить (чьи-то) деньги попусту. Треснутая стена скоро обрушится — Всё быстро отказывает без должного ухода. Пусть другой дом горит, пока тебе можно погреться — Используй все возможности, не задумываясь о последствиях для кого-либо другого. Волочить большой камень (блок) — Быть обманутым в любви, заниматься бесцельным делом. Страх заставил старушку побегать — Неожиданность может пробудить в человеке новые качества. Не инжир из коня валится — Не обманывайся внешним видом. Если слепой поведет слепого, оба упадут в яму — Нет резона учиться у невежды. Увидел церковь и конюшню, но это не значит, что ты уже приехал — Не прекращай работу, пока её не выполнил. Как ни крути, а всё выйдет на солнышко — Нельзя скрывать вечно. Держать глаз на парусе — Быть настороже, бдить. Испражняться на виселицу — Быть равнодушным к любому наказанию. Где труп, туда слетаются вороны — Если признаки на что-то указывают, то это, скорее всего, так и есть. Плыть по ветру легко — Не составит особого труда достичь цели в благоприятных обстоятельствах. Кто знает, почему гусь босой. The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. 1.

Рабле не мог видеть картин Брейгеля. В 1559 году, словно бросая вызов эдикту Филиппа, Брейгель осмелился на такой опасный намек». То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши» «Бросать деньги в воду» – означает то же, что и «ссорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и так далее.

«А происходит здесь много удивительного. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Львов: «» Нидерландские пословицы» были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры».