Николай Дубовский Картины

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Дубовского.

Дубовской Николай Никанорович – все картины художника

Относясь к молодому поколению передвижников, Н. Дубовской как член правления ТПХВ много делает для устранения конфликтных ситуаций в товариществе, особенно когда дело касается взаимоотношений «отцов и детей». Третьяков, который приобретает для галереи в Москве такие замечательные полотна художника, как «Зима» (1884), «Ранняя весна» (1886), «Притихло» (1890), «На Волге» (1892), «Сумерки» (1897), «Тихий вечер» (1898).

Опираясь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого «пейзажа настроения». В отличие от властных и даже в некоторой степени деспотичных И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Н. Дубовской был человеком мягким и деликатным, однако очень умело исполнял роль вечного примирителя «передвижников» старшего и младшего поколений. Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. С одной стороны, считается, что теоретическим обоснованием практики замалчивания и принижения значения творчества Н. Дубовского явилась концепция Александра Бенуа, высказанная им в своей «Истории русской живописи» (1902) и в трудах его последователей. Третьякову о передвижной выставке 1892 года: Дубовского На Волге вещь удивительная по совершенству. что привлекало се к этому полотну художника.

Художник написал ряд вариантов на эту тему. М. В. Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. Васнецова о передвижной выставке 1891 года: «Божится, что моя лучшая вещь на выставке, потом Дубовской, Серов, Репин». Путь Н. Н. Дубовского в искусстве был непрост, т. к. Скалистая гора находится в глубокой тени. Вспомните замечательный холст Дубовского Притихло (. ) Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».

Написанные Н. Дубовским на свободную тему пейзажные картины — «Перед грозой» и «После дождя» академическим Советом приняты не были, зато, показанные в том же году на выставке Общества поощрения художеств, обе удостоились премий. В 1911 г. на Всемирной выставке в Риме в отделе русской живописи Н. Н. Дубовской представил свою картину «Родина» (1904, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля), написанная под влиянием полотна А. Васнецова «Родина» (1886). Всего же Н. Н. Художник любил вечернее море, мастерски его передавал на холсте. После смерти Н. А. Ярошенко (в 1898 году) Дубовской оказался идейным руководителем Товарищества.

Дубовской: «Ранняя весна» (1886), «Притихло (1890), «На Волге» (1892), «Вне монастыря» (1893), «Земля» (1894), «Родина (1904). «Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», – делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Дубовского, это собрание одно из самых полных в стране. Напротив, увиденные с еще более высокой точки зрения склоны, поросшие травой, залитые теплым солнечным светом. В 1890-1900-е гг.

На страницах Мира искусства передвижники подвергаются уничижительной критике, обвиняются в отсутствии стремления к техническому совершенству, в игнорировании разрешения художественных задач и т. д. Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера. На регулярных выставках, которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть всё больше образцов не только романтическо-«реалистической», но и модернистской (импрессионистской) стилистики.

Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в «Истории русского искусства» : «По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение (Притихло) перекликается с более поздней по времени картиной Левитана Над вечным покоем. Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Ещё одна загадка его творческой судьбы. Намереваясь посвятить себя искусству, будущий художник выбывает из этого учебного заведения, «пройдя в оном с удовлетворительными успехами пять классов». Он же о следующей, передвижной выставке 1896 года: «Выставка будет разнообразна и интересна. Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием.

«Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями П. М. Третьяков в письме к И. Е. Репину. Поддержка таких корифеев русской культуры — и непризнание. Репин, П. М. Третьяков приобрёл двадцать произведений Левитана (вместе с этюдами), ныне в галерее их количество приближается уже к сотне.

Во многих картинах оно становится «основным компонентом пейзажного образа, наиболее выразительной её частью». Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Поленов.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

лицам. Достаточно и этих отзывов, чтобы убедиться в том, сколь значительна была роль Дубовского в новой русской пейзажной живописи. На страницах «Мира искусства» нет ни одного положительного отклика о произведениях Дубовского. Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890).

Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов. О выставке 1895 года М. В. Левитан: Вечер на пашне (1883), Весна (1886), Вечер на Волге (1888), Тихая обитель (1890), Над вечным покоем (1894), Озеро, Русь (1900). Не окончив Академию художеств, он в 1881 году покидает её стены, повторив своим поступком знаменитый «Бунт 14-ти» выпускников 1863 года во главе с И. Н. Крамским и лишив себя, тем самым, поддержки со стороны Академии и возможности пенсионерской поездки за границу. После ухода из Академии художеств начинающий художник всецело посвящает себя пейзажной живописи. Из книги в книгу кочуют определения, основанные больше на одностороннем рассмотрении Дубовского через призму «левитановского пейзажа», чем на подлинном изучении произведений художника и связи их со своей эпохой.

В настоящее время работы Н. Н. Опираясь на опыт и достижения русских пейзажистов старшего поколения — А. К. Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника. Уже с 1884 года Дубовской – среди передвижников.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Репин, такого критика, как В. В. музей изобразительных искусств), которое наряду с «Притихло» стало вершиной его творчества.

«Золотая пора» Товарищества передвижных художественных выставок миновала и оно переживает кризис. Золотой Плёс» и «После дождя.

Нестеров писал: Левитан на этот раз слабее. На смену драматической напряженности «Притихло» пришло романтически-умиротворенное восприятие природы.

  1. РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН Николая Дубовского
  2. Дубовский Николай Никанорович ( )
  3. Русский художник Николай Никанорович Дубовской
  4. Художник Николай ДУБОВСКОЙ (1859 – 1918)
  5. Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)
  6. Пейзажи России Николая Никаноровича Дубовского
  7. Дубовской Николай Никанорович (1859-1918) // Пейзаж
  8. Дубовской Николай Никанорович (18591918)
  9. Русский художник Дубовской Николай Никанорович

В настоящее время работы Н. Н. Его произведения высоко ценят В. В. С большим мастерством художник пишет море, реки, каналы («На Волге», 1892 и 1903 «На Екатерининском канале летом», 1905 «Море», 1911 «Черноморское побережье», 1912-1913). Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С. -Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В обзорах передвижных выставок того времени имена Дубовского и Левитана стоят рядом.

Но во имя чего и в каких целях. Золотой Плёс и После дождя. – Безбрежная водная гладь, над которой носятся несколько чаек, чуть заметная точка далекого парохода, а над всем этим лиловатые облака, застелившие и даль и высь небосклона.

Биографы Левитана его участие на выставках «Сецессиона» и на Всемирной парижской выставке расценивают «как европейское признание его искусства». Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом.

Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии – лучшая вещь на выставке». В Академии художеств Николай Дубовской пробыл четыре года и получил за свои работы четыре Малые серебряные медали. Возможно, благодаря Н. Н. Пантеистический характер «Родины» Дубовского, возвышающийся до высоты подлинной поэзии, связывает его с исканиями пейзажистов рубежа веков и прежде всего с картиной И. Левитана «Озеро.

Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Шишкин, А. И. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав. Наверное, никому не придёт в голову возражать против такого бережного отношения к творческому наследию Левитана.

Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. Он нередко обращается к образу зимы, деревенской жизни, его излюбленным мотивом также было спокойное состояние природы, затишье перед бурным всплеском стихии. «Поэт в живописи с оригинальными, сильными приемами воспроизведения природы», — маринист Дубовской не подражатель Айвазовскому или «русскому импрессионисту» К. Коровину. Художнику было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. Куинджи.

  1. Картины — Дубовской, Николай Никанорович
  2. Русские художники: Дубовской Николай Никанорович
  3. Век ожидания Николая Дубовского
  4. БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ ДУБОВСКОГО
  5. КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ ДУБОВСКОГО

Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнего дворца, Третьяков выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. Более того, Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долго считается лишь «одним из самых сильных конкурентов Дубовского». И. Е. Поддержка таких корифеев русской культуры – и непризнание. На передвижной выставке 1890 года в центре внимания рецензентов оказалась картина Дубовского Притихло, Архипова На Оке, Левитана Вечер. Дубовской родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Третьяков внимательно следил за творческим развитием Дубовского, пополняя свое собрание его работами.

В 1898 году пять молодых передвижников «за известность на художественном поприще» были удостоены звания академиков живописи: А. Е. Архипов, Н. Н. Дубовской, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, В. А. Серов. Куинджи».

  • Русский художник Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

М. А. «Притихло» — и теперь самое известное произведение Дубовского. Но одна картина седи них резко выделяется и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890, Русский музей повторение — в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Открытый, «фактурный» мазок не стал еще принадлежностью живописи Дубовского, однако, он легко прописывает теневые части картины и более корпусно-световые, достигая тем самым усиления эмоциональной напряженности красочных поверхностей. Русь» (1899—1900, ГРМ).

— 40 726 стр., П. Саврасова, И. И. Опираясь на опыт и достижения пейзажистов старшего поколения — А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. К. Клодта идя от традиции романтической живописи А. И. Куинджи используя открытия французских импрессионистов в области цвета и пленэра, Н. Дубовской, однако, не увлекался «этюдизмом», а оставался, прежде всего, мастером пейзажной картины, внося в этот жанр свою лепту, собственное нечто новое и оригинальное. Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. После смерти Н А. Ярошенко в 1898 году Дубовской, пользовавшийся особым доверием своих товарищей-художников, фактически возглавляет ТПХВ. И вопрос был не столько в том, кому отдать «пальму первенства», сколько в том, что оба художника – и Дубовской и Левитан – объективно утверждали в своём творчестве принципы «пейзажа настроения».

Петров // Русское искусство. Еще будучи студентом, он выставлял картины в классе учеников Академии и в Обществе поощрения художеств. Творчество Айвазовского принадлежало другому времени. художник путешествовал за границей. Именно в нем наиболее полно представлено творчество Н. Н. Работая как художник-пейзажист, Н. Дубовской превратился в одну из крупнейших фигур «передвижников» этого жанра, объединив в своём творчестве принципы Императорской Академии художеств и устремления разных поколений Товарищества.

Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Былинная широта и размах работы вызвали искреннее восхищение у И. Е. Репина, назвавшего её «лучшим пейзажем выставки оригинальной, живой и красивейшей картиной». Под кистью художника он получает поистине эпическое звучание, близкое представлению «передвижников» о мощи и богатырской силе России. Речь идёт о большом художнике, творчество которого давно заслуживает пристального изучения. Куинджи, Б. Д. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён».

Действительный член Академии художеств и ее профессор пейзажного класса Н. Н. Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890). Николай Никанорович был человеком мягким интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. Н. П. Собко. Искусствоведение все еще в большом долгу перед пейзажистом.

  1. Участие в художественных объединениях
  2. Сохранение памяти и судьба наследия художника

Дата рождения: 1859Дата смерти: 1918Пример великого постоянства в избранном пути в творчестве являет собой замечательный русский пейзажист Николай Никанорович Дубовской. I. С. -Пб. Конечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как И. Е.

Притихло Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Третьякова не разъединять собранную им коллекцию произведений русских художников, делать всё наоборот. На страницах «Мира искусства» передвижники подвергаются уничижительной критике, обвиняются «в отсутствии стремления к техническому совершенству», в «игнорировании разрешения художественных задач» и т. д. В Товариществе, помимо, так называемого балласта, состояли и многие крупные мастера – Репин, Суриков, Васнецов Начинается перетягивание в свой лагерь молодых передвижников и, прежде всего, Серова, Левитана, Нестерова. Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству».

Другой шедевр Дубовского — «Тихий вечер» — критики определили как «поэма в золотом». Однако, начиная с 1898 года, с появлением нового объединения художников, группировавшегося вокруг журнала «Мир искусства», ситуация резко меняется. Дубовскому кризис ТПХВ не привел к прекращению его существования много ранее 1923 года.

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН 
Николая Дубовского

Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа. Написанные Дубовским на свободную тему пейзажные картины «Перед грозой» и «После дождя» академическим советом приняты не были, зато, будучи показанными в том же году на выставке Общества поощрения художников, удостоились премий. Условие ставилось одно — поместить подаренное в специально построенном здании. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. Семнадцатилетний Дубовской поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где занимался у профессора пейзажной живописи М. К. Клодта (1877-81). Уже с 1884 г. Дубовской – в рядах передвижников, а вскоре (в 1889) стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления. Неслучайно картину «На Волге» один из рецензентов передвижной выставки назвал «симфонией в лиловом».

Был выделен участок, а племянник художника В. Е. Клодта. Программным произведением Дубовского в этом плане стала картина «Притихло». 416 с. Русский художник-пейзажист Николай Никанорович Дубовской (1859 — 1918) родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского.

Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Иначе как ссылкой такую акцию и не назовешь. На выставках с 1882 г. (Общество поощрения художеств, с 1884 г. – экспонент, с 1886 -го – член Товарищества передвижных художественных выставок). Дубовской: Ранняя весна (1886), Притихло (1890), На Волге (1892), Вне монастыря (1893), Земля (1894), Родина (1904).

Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. С 1898-го – академик, с 1900-го – действительный член Академии художеств. Русский художник-пейзажист Н. Н. Для Дубовского главным в «пейзаже настроения» становится не только точность воспроизведения природы, сколько то из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл. Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер.

" — говорили в семье художника. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом. Всё столь незначительное время, остававшееся от служебных обязанностей, старался работать как художник. Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А. И. Архипов, Н. Н.

Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят. Полотно пронизано солнечным светом идущим как будто от края холста. Стасов, И. Е. Их лаконизм близок чеховской способности «говорить коротко о длинных вещах».

Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника. Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Автор безымянной заметки о передвижной выставке 1899 года в журнале «Мир искусства», отметив удачные работы на ней Левитана, Нестерова, Сурикова, далее пишет: «Некоторые художники, от которых можно было ожидать чего-нибудь интересного, нынче ничем себя не проявили. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён. «Рок непризнания висит над Дубовским. » – говорили в семье художника.

2008, Италия. Более того, «по установленному порядку» Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долгое время считается лишь «одним из самых сильных конкурентов Дубовского».

Ещё одна загадка его творческой судьбы. Художник любил изображать природу в светлые и солнечные дни. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. Серов. Вдали — темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Среди произведений художника картина Притихло (1890), передающая предгрозовое состояние природы, она принесла ему особое признание, в том числе и российских корифеев пейзажа.

Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Врубеля). Метод «сочинения» Айвазовского, основанный на зрительной памяти и воображении, был далек от побуждений Дубовского, стремящегося к исследованию реальности не в стенах мастерской, а на конкретном мотиве самой природы.

Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло се душу». Таким образом, в советские годы творческое наследие Н. Н. Дубовского было разрознено и последовательно распылено, найдя своё пристанище в более чем в 75 музеях и галереях России, бывших республик СССР и за границей. Ярким явлением художественной жизни России стала картина «Притихло» (1980, ГРМ), написанная в широкой и обобщенной манере.

Как и у И. И. Левитана, «Пейзаж настроения» Н. Н. Дубовского, при всей его натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, внося в него лишь отдельные коррективы), обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но не выразимы словами. В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Мастерство.

Берег на горизонте кажется ирреальным. В 1882 г. Дубовской получил вторую премию Общества поощрения художников за работы «После дождя» и «Перед грозой в Малороссии». В такой же манере написаны и более поздние картины: «Закат солнца» (1909), «Море» (1911, 1912), «У скалистого берега» (1913), «Свежий ветер» (1914). Левитан: «Вечер на пашне» (1883), «Весна (1886), «Вечер на Волге» (1888), «Тихая обитель» (1890), «Над вечным покоем (1894), «Озеро», «Русь» (1900). С 1894 года Дубовской приглашается на международные выставки мюнхенского «Сецессиона», затем посылает туда свои работы «вне жюри», а в 1913 году за картину «После грозы» награждается золотой медалью. "Рок непризнания висит над Дубовским.

Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. Плёс. Действительный член Академии художеств и ее профессор пейзажного класса Н. Н.

Его пейзаж лаконичен и прост, проникнут оптимизмом. Александр III утвердил новый Устав, также был изменён преподавательский состав. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу ХIХ в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав.

В журнале Всемирная иллюстрация В. В. В 1911 году его приглашают занять место профессора — руководителя пейзажной мастерской. 90, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447.

И вопрос был не столько в том, кому отдать пальму первенства, сколько в том, что оба художника – и Дубовской и Левитан – объективно утверждали в своём творчестве принципы пейзажа настроения. Такова картина «Красивый день» (1903), представляющая спокойное и теплое море, овеянное легким ветерком. Искусство Н. Н. Дубовского имеет не только историко-культурное значение, оно актуально, т. к. Крамским. Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам – «тишины перед грозой», «когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии».

Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Справедлива мысль британского педагога и философа Джона Локка (1632—1704), высказанная им ещё в 17-м столетии о том, что «память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом». Куинджи, М. К. Клодта (1877—1881).

Всего же Н. Н. Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера. Среди произведений художника картина «Притихло» (1890), передающая предгрозовое состояние природы, она принесла ему особое признание, в том числе и российских корифеев пейзажа. В изображении природы Дубовской продолжает концепцию пейзажа-настроения. Всё это напоминает судьбу А. К. Саврасова, творчество которого, кроме «одиночной» картины «Грачи прилетели», было мало известно современникам.

Полевого В. М. Левитан – другое дело. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло ее душу». О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Касаткин, И. И. Клодта.

В отличие от волевых И. Н. Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное – не автора, а самую стихию. После смерти Н. А. Ярошенко (1898) он оказался идейным руководителем объединения. В обсуждении реформы Академии художеств принимали участие также и «передвижники».

Клодта (1877—1881). В журнале «Всемирная иллюстрация» В. В. Чуйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что «исключение могут составить только Дубовской и Архипов: у них замечаются попытки выйти за пределы установившейся рутины. Дубовскому кризис ТПХВ не привел к прекращению его существования много ранее 1923 года.

С 1886 года Н. Дубовской становится постоянным участником выставок передвижников. Узнав о том, что ещё до открытия выставки в Санкт-Петербурге картина была приобретена императором Александром III для своей коллекции в Зимнем дворце (впоследствии — собрание Государственного Русского музея), П. М. Третьяков выезжает в столицу, чтобы заказать художнику повторение для своей галереи в Москве, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. Семнадцатилетний юноша поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где в 1877-81 занимался у профессора пейзажной живописи барона М. К. Савинов А. Н. Н. П. Много раз Н. Н.

Настроение, которое художник создавал в своих работах, многогранно. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии – лучшая вещь на выставке. Дубовского было одним из самых популярных. Среди русских пейзажистов конца XIX — начала XX столетия имя Н. Н.

В одном стилистическом ряду стоит и другое полотно Н. Дубовского — «Иматра» (1893, Севастопольский художественный музей), которое являет собой пример новых образно-выразительных качеств. Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Репин в письме к П. М. Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. С 1899 г. – бессменный член правления и один из идейных руководителей передвижников.

академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнею дворца, он выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. Мотиву природы ухудожник пытается придать национально-романтический оттенок. — Т. 1. Рок непризнания висит над Дубовским. Не многим отличаются от них и некоторые работы современных исследователей, например, М. М.

М. В. ДУБОВСКОЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918)Н. Вот и все.

В эти годы художник много работает на пленэре. Шишкина, А. И. Так что никакого слепого рока в забвении Дубовского нет, а была и есть вполне реальная практика замалчивания, возвышения одного художника за счёт принижения другого, теоретическим обоснованием которой явилась концепция Александра Бенуа в «Истории русской живописи». В других оно было не меньше, а, пожалуй и больше.

После Академии Н. Дубовской всецело отдается пейзажу и Товариществу передвижных художественных выставок (ТПХВ). Вслед за «Зимой» последовали картины «Ранняя весна» (1886), «Притихло» (1890), «Утро в горах», «Зимний вечер», «На Волге» (1892 и 1903), которые принесли Дубовскому широкую известность и выдвинули его в первые ряды русских пейзажистов.

М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Ткач, М. И. Энциклопедия пейзажа — М. : Олма-Пресс, 2002. Третьяков заказывает художнику ее повторение для своей галереи в Москве. Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин».

Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Находясь с 1884 года в рядах «передвижников», Н. Дубовской активно участвует в выставочной и текущей деятельности ТПХВ. А. Н. Радищева, Саратов), «Курганы в степи» (1900, Художественный музей, Новочеркасск), «Закат солнца» (1909). Дубовским было выполнено более 1000 этюдов и 400 картин.

Клодта. 1899 г. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом. Радостным настроением отмечены его полные воздуха морские пейзажи.

Над всем довлеет низкое небо, отражающееся в воде, как в зеркале. Но каковы теперь отзывы о его произведениях. Стасов и других, не менее известных деятелей русской культуры. Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в Истории русского искусства: По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение (Притихло) перекликается с более поздней по времени картиной Левитана Над вечным покоем.

— М. : Терра, 2001. Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Но во имя чего и в каких целях.

Мноие произведения произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Известны его пейзажи Зима (1884), Ранняя весна (1886), На Волге (1892 и 1903), Прошел ураган (1898), Закат солнца (1909), Родина (1903-04) и др. Земля теряет свою материальность, но и вода – лишь зеркало для неба. Кисти Дубовского принадлежит около 400 картин и более 1000 этюдов.

Как-то не верится после этого, что Дубовского мало интересовали художественные задачи и, тем более, что он «пошёл назад». Дубовскому было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. Она ясно просматривается и в трудах его последователей – И. Э. Выразительностью и завершенностью художественного образа отмечено эпическое полотно «Родина» (1905, Омский гос. «Повторение но мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Н. Н. Дубовской разработал подробный устав, его первый пункт отражает просветительские устремления передвижников: музей способствует распространению художественного образования и знакомит с произведениями мастеров кисти, он должен быть доступен для научно-исследовательских занятий. Он принадлежал к младшему поколению передвижников, в «Товарищество» вступил в 1886 году, в 1889 году стал постоянным членом совета «Товарищества Передвижных Художественных Выставок».

Но началась Первая мировая война, потом грянула революция, а за ней гражданская война. Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Прямо на выставке его купил российский император. В отличие от волевых И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, вероятно именно вот таким образом он очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений. Эмоциональны и выразительны его пейзажи «Зима» (1884, Третьяковская галерея, Москва), «Мишкина балка» (1885, Художественный музей, Новочеркасск), «Ранняя весна» (1886), «Радуга» (1892, Художественный музей, Новочеркасск), «После грозы» (1897, Государственный художественный музей им.

В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Дубовской вместе с Левитаном и другими молодыми передвижниками был создателем того направления в русской пейзажной живописи, которое получило потом название «пейзаж настроения». Дубовского представлены более, чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Ярко заявив о себе в 1884 году на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) картиной «Зима», он становится непременным участником всех последующих, показав там более 700 своих работ. Нельзя не согласиться с мнением старейшего советского мастера пейзажа В. Н. Бакшеева, который, размышляя об этом жанре, писал: «.

Его картины высоко ценят П. Третьяков, В. Стасов, И. Репин. Чистый и светлый, почти прозрачный колорит придает картине удивительную свежесть и очарование. Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую.

Самым материальным, осязаемым здесь телом становятся грозовые тучи – яркие и светоносные. Левитан, В. А. Иное приковывало в картине Дубовского. Большое место в своих пейзажах Дубовской уделял изображению неба. Грабаря, А. А. Он мастер самостоятельного творческого мышления, художник глубокой национальной темы, достигший в ее трактовке подлинной высоты.

Водопад «Иматра» обрушивает на камни целые пласты могучих волн, все приведено в движение в этом закрученном водовороте, поглощающий все на своем пути, сметая и круша в едином порыве. Теперь же их – тридцать восемь. 135—136, Романовский, А. С. Пейзаж в русской живописи. Биобиблиографический словарь. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С. -Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им.

К этому следует добавить, что причина забвения Николая Дубовского советскими искусствоведами оказывается вполне понятной: его творчество трудно и невозможно было интерпретировать в нужном идеологическом русле, ведь главное качество его живописи состояла в изображении всего лишь «красоты». — С. 53. От камерных и лиричных картин (Ветлы, 1877 Зима, 1884, обе – в ГТГ) он приходит к обобщенным, эпическим образам (Притихло, 1890, ГТГ и ГРМ Родина, 1905, Омский областной музей изобразительных искусств им. Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А. И. Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса.

На передвижной выставке 1890 года в центре внимания рецензентов оказалась картина Дубовского «Притихло», Архипова «На Оке», Левитана «Вечер. Успешно пройдя курс обучения и выйдя на конкурс, он, тем не менее, в 1881 году отказывается писать дипломную картину по заданной программе и покидает Академию, повторив своим поступком знаменитый «бунт четырнадцати», демонстративно ушедших из Академии художеств в 1863 году во главе с И. Н. Кто-то, кажется, Буква (псевдоним И. Ф. Василевского — В. К. ) назвал ее симфонией в лиловом и это было меткое определение того, что она собой представляла: вся выдержанная в лиловых тонах, она действительно была симфонией. После Академии Н. Дубовской всецело отдается пейзажу и Товариществу передвижных художественных выставок (ТПХВ). Не до музея было.

Богатство этих тонов исходящих из одного, основного и сливающихся в нем, поразительное. Как и в пейзаже«Притихло», в этой картине важную роль играет небо, торжественное и бесконечное. Федорова-Давыдова. Дубовской, Н. А.

сс. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. Земля теряет свою материальность, самым материальным, осязаемым здесь «телом» становятся грозовые тучи – яркие и светоносные. Среди пейзажей этого плана, написанных в 90-х годах, особой значительностью отличаются картины «На Волге» (1892), «Радуга» (1892, МИДК). Высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней.

Здесь художник положил начало новому для передвижнического реализма мотиву, как он сам говорил «тишины перед грозой», когда воздух бывает так тяжел, что трудно дышать, когда чувствуешь свою ничтожность перед надвигающейся стихией, от которой нет спасения. Крамского и Н. А. Из книги в книгу кочуют определения, основанные больше на одностороннем рассмотрении Дубовского через призму левитановского пейзажа, чем на подлинном изучении произведений художника и связи их со своей эпохой. Имя Николая Никаноровича Дубовского (1859—1918) неотделимо от художественной жизни истории Дона, русской пейзажной живописи конца XIX — начала XX веков. Дубовским было выполнено более 1000 этюдов и 400 картин.

Относясь к молодому поколению передвижников, Н. Дубовской как член правления ТПХВ много делает для устранения конфликтных ситуаций в товариществе, особенно когда дело касается взаимоотношений «отцов и детей». Ещё одна загадка его творческой судьбы.

Последним произведением художника, приобретённым им при жизни, было полотно Тихий вечер (1898). Поддержка таких корифеев русской культуры – и непризнание. Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин. – говорили в семье художника. 1866, т. III, стр.

О выставке 1895 года М. В. Нестеров писал: «Левитан на этот раз слабее. и 4 доп. Она ясно просматривается и в трудах его последователей – И. Э. Грабаря, А. А.

По заказу земляков-новочеркассцев позже он выполнил пейзаж «Туча надвигается» (1912, МИДК). Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. С 1899 года Н. Н. тт. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. «Живопись впечатления» Н. Н. Дубовского более устойчива, упорядочена, подвергнута анализу, он пейзажист — мастер «чистого пейзажного видения» (термин А. А. Федорова-Давыдова).

Вот, к примеру, И. И. Почти половину пространства картины занимает изображение неба, затянутого тяжелыми тучами, сквозь которые пробиваются солнечные лучи, слегка озаряющие темную поверхность воды. В 1889 году Н. Дубовской стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления, а вскоре в 1899 году после смерти «папаши передвижников» Н. А. Ярошенко (1898), руководившего ТПХВ с 1887 года (уход из жизни И. Н. Крамского) ему суждено было стать идейным вдохновителем объединения. Клодта, — используя открытия французских импрессионистов в области цвета и пленэра, Дубовской однако, не увлекался «этюдизмом», а остался, прежде всего, мастером пейзажной картины. Именно к нему устремлена яхта, преодолевающая сопротивление ветра. Плёс». Нужно разъезжать по всей стране, чтобы составить цельное представление о творчестве художника.

Дубовской изображает море в различных состояниях: оно бывает то абсолютно спокойным и тихим, то взволнованным надвигающейся непогодой, как в картине «Море» (1911) исполненной в импрессионистической манере. Земля теряет свою материальность, но и вода – лишь зеркало для неба. Можно, нарушив посмертное завещание П. М. Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят». С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. 15 октября 1893 года Указом Александра III была проведена реформа Академии художеств.

Возможно, благодаря Н. Н. Как же в таком случае расценивать успехи Дубовского. Конференц-секретарь Академии граф И. И. Толстой получил задание от царя «переменить всё передвижников позвать». «Казалось, Васильев и Куинджи соединили лучшие стороны своих дарований, чтобы произнести этот шедевр», – писал художественный обозреватель журнала «Артист» В. Н. Михеев. Тогда же, в 1884 году, состоялось первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке, которое было высоко оценено как художественной критикой того времени, в частности, В. В. Стасовым, так и коллекционерами: П. М. Третьяков приобретает для своей галереи его картину «Зима».

Вот и все. Особо отмечались тогдашней критикой его произведения «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894), «Последние льдины» (1897), «Океан» (1899), «Жатва» (1899), «Сумерки» (1901), «Поденщики» («Землекопы», 1906), «У Василия Блаженного» (1916) и др. В картине «Красивый день» (1903, МИДК) видно как возросло мастерство художника, его цветопонимание.

М., 1970, т. 1. С этого момента учителем его становится сама горячо им любимая природа.

Его стремление к правде, убеждённость в преемственности и отстаивании идеалов «передвижников» вооружали неравнодушных к судьбе Товарищества людей. Познакомившись с необходимыми нормами и принципами комплектации музея, Н. Н. Дубовской решил передать в дар Новочеркасску собранную им коллекцию картин художников-передвижников и часть своих работ, которые должны были стать основой будущего музея.