Описание Картины Никита Куприянов

Картина «Нестор-летописец», Васнецов — описание

Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Как выразить бесконечность, скоротечность, неумолимую беспристрастность, неизбежность, неопределенность, мудрость, благосклонность и еще множество характеров времени. Никита был маленький мальчик пяти лет. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Вкладывая смысл в слово «Абстракция», большинство людей воспринимают это как отвлеченность, расплывчатость, многозначность, взрыв человеческой фантазии, всплеск человеческий эмоций и т. д.

Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. А. С. Есть головы положительно хорошие»1319.

Занимался сатирической графикой, политической карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Но, при этом, полотно изливает такую эмоциональную энергию, что у меня не получилось просто посмотреть, отойти и безразлично забыть. Эти листы привлекают артистизмом, свободой исполнения, убедительно переданным движением. Канал» 1963, «Река» 1969, «Коктебель в октябре» 1973, «Рим» 1975, «Геническ» 1977, «Литвиново.

«Пикассо – самый проворный охотник за случайным». В своём воображении он видит вокруг маленьких человечков, водяных людей, великана, змей. Можно легко прочитать характер любого из них. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35.

Картины М. В. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Может быть. Больше всего Никита боится старого пня, в котором он тоже видит черты какого-то человека. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Обе экспозиции были посвящены 100-летию со дня рождения Перова и проходили в зданиях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, соответственно.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Необычна его биография. Репина. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.

Крыловым и Н. А. Платонов показывает нам один такой день из жизни Никиты. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. Народный художник СССРВ 1929 г. окончил ВХУТЕИН в Москве, учился у П. В. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения.

Мне все объяснили. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Первые сутки не могу ни есть, ни спать, вторые сутки не могу есть. В годы Великой Отечественной войны со своими коллегами по творческому союзу (Крыловым Порфирием Никитичем и Соколовым Николаем Александровичем) создал большое количество антивоенных карикатур, плакатов («В Москве калачи, как огонь горячи. » 1941, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » 1941, «Били, бьем и будем бить. » 1941, «Бьемся мы здорово, колим отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» 1942) и листовок, опубликованных в газете «Правда» и «Окнах ТАСС» («Брехомет» 625, «Превращение фрицев» 640, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» 899, «Близится час» 985, «Крыловская мартышка о Геббельсе» 1109, «История с географией» 1218 и многие другие). Да есть такие картины, которые несут отрицательные эмоции. И, вдруг, тихий внутренний голос: «Бери кисть, краски, холсты и начинай писать картины. » Я был ошарашен, как это я, который никогда в жизни даже не рисовал (кроме школьных уроков рисования), буду писать картины на холстах.

Узнавать о новых 
картинах первым

Узнавать о новых картинах первым

Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые, злобные лица. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. (КУКРЫНИКСЫ) Художник и график. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.

Мальчик бродит по избе и двору и всё вокруг кажется ему живым: «Везде есть люди, только кажутся они не людьми». Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Рука сама стала писать какие то формы, пятна, линии. Тайные жители молчали в ответ.

  1. Тема труда в рассказе Платонова «Никита»
  2. Никитка – первый русский летун (С)
  3. Иван Никитин: жизнь и творчество художника
  4. Удивительный мир волшебника Георгия Куприянова
  5. Картины — Никитин, Иван Никитич
  6. Куприянов Михаил Васильевич (Кукрыниксы) (1903 – 1992)

Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Герой Социалистического Труда. И. Е. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Это вернулся с войны отец Никиты.

Взял кисть. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. Принес все домой.

Какие картины, такая и душа, говорят художники. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. Обывателю он знаком сатирическими зарисовками под пседонимом Кукрыниксы, объеденяющим несколько авторов: Михаила Васильевича, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

  • Картинки Никиты Веприкова (40 рисунков)
  • Особая реальность в иллюстрациях Никиты Веприкова
  • Домашняя работа по литературе за 5 класс
  • Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991)
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

и, о. удивительно. Чем антилогична написанная абстракция, тем она привлекательней. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Я делаю полосы телепатические на полотне.

Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. Герой Социалистического Труда. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Оказывается, в русской истории мы знаем его под именем "холоп Никита, сын Трофимов".

Очень декоративно. Какая логика в абстракции. С 1925 года входил в образованную тогда же творческую группу трех художников: М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова, которая получила всенародную известность под псевдонимом «Кукрыниксы». Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Дальше моя жизнь была подчинена бизнесу и еще раз бизнесу.

Как близка абстракция с реальностью. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Крыловым и Н. А. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Бесчувственных абстракций не бывает. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112.

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • 4 мыслей про Куприянов Михаил Васильевич
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Член Союза художников Ярослав Евгеньевич Куприянов

«Клавесинную музыку Куперсона и Баха воспринимаю как живопись Кандинского и Клее». В глубине изображён князь Иван Хованский32. Всех он делит на добрых и злых. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница».

Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. В 1929 году работа над костюмами и декорациями для феерической комедии В. В. Маяковского «Клоп» в театре Мейерхольда. Думаю – да, но не всегда.

1925 – 1991 годы – индивидуальная творческая деятельность художника. Митурича и Н. Н. Что уж говорить, если в пейзжах Куприянова можно разглядеть даже воздух. Он жил в деревне вместе с мамой.

И выражает ли художник на самом деле свои чувства. Эмоции зла, не добра, эмоции опустошенности, безысходности. В них он уловил «лицо» и неповторимый «характер» каждого города.

  1. Скачать альбом группы в рипы грампластинок и магнитоальбомы качества 24/96 и 3

Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. Картины М. В. Вечером я подписываю картину.

Тема труда в рассказе 
Платонова «Никита»

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Куприянова находятся в ГТГ, ГМИИ им. Вот – антилогика, ДА.

Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Действительный член Академии Художеств СССР. В 1942 – 1948 годы – создание картин «Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода». На следующий день я поехал в магазин «Художник» на Крымский вал.

Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Я набрал кучу холстов, краски, кисти, лаки и т. д. Купреянова. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше».

Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Соколовым (Кукрыниксы) работал в области сатиры, над произведениями на историко-революционную тему и тему Великой Отечественной войны. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48.

Поставил перед собой холст, выдавил краски на палитру. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Я вижу рисунок с закрытыми глазами, как красочный фильм. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься.

Репина. Поразительно, но не смотря на совместное творчество в каждой работе можно угадать «почерка» каждого из трех авторов. Действительный член Академии Художеств СССР. Купреянова. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8.

В отличае от многих свои сограждан он часто бывал в европе. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. И. Е. Совместно с художниками П. Н. Неделю – не ем, не сплю.

Справа от него— монах Сергий с челобитной. Лето» 1979). Начнем с Икара. Это делается орнаментом. На картине изображён драматический момент «спора о вере»— исторического события времён московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном2. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню.

В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Митурича и Н. Н. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45.

Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. Сначала вижу в красках очень ярких.

Но вот однажды произошло удивительное событие. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). А. С. Кто-то говорит – необходимо включить логику.

Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Абстракция (от лат. Захожу, смотрю, спрашиваю, что надо, чтобы написать картину на холсте. У околицы он уморился и заснул. Не может бытьНо все же.

Совместно с художниками П. Н. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. После возвращения становится придворным художником. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Никита больше не видел в предметах злой жизни.

И грань между ними необъяснимо тонка и многообразна. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. На его полотнах запечетлены пезажи Парижа, Рима и Внеции.

Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Сотрудничал в газетах «», «Литературная газета», «Правда», «Красная звезда», журналах «Прожектор», «Крокодил», «Смехач», «Смена» в годы Великой Отечественной войны — в «Окнах ТАСС». Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Особенно страшным был пень-голова.

Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Творил Михаил Васильевич не только в СССР. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43.

В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Народный художник СССРВ 1929 г. окончил ВХУТЕИН в Москве, учился у П. В. В постстуденческом творчестве Куприянов большое внимание оказывает пейзажу. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31.

Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Мост» 1957, «Париж» 1960, «Венеция. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. В то же самое время, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники-старообрядцы, представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади.

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20.

Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие4. Соколовым (Кукрыниксы) работал в области сатиры, над произведениями на историко-революционную тему и тему Великой Отечественной войны.

Неглинная улица» 1946, «Пристань вечером» 1947, «Москва» 1948, «Ленинград» 1949, «Азовское море» 1951, «Мост на реке» 1953, «Венеция. Да нет, это бред. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. Создал большое количество иллюстраций к произведениям М. Горького, Д. Бедного, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, М. Сервантеса, М. А. Шолохова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова карикатур для газет «Правда», «», «Литературная газета» журналов «Крокодил», «Прожектор», «Смена», «Смехач» шаржей на деятелей искусств изданных отдельными книгами. Художник и график. Интуиция, пожалуй, близка к творчеству в абстрактном искусстве, да и то не всегда.

Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Я подумал, что я заболел. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Куприянова находятся в ГТГ, ГМИИ им. С 1922 работал в соавторстве с Н. П. Крыловым используя псевдонимы «Кукры» и «Крыкуп» с 1924 — в соавторстве с Крыловым и Н. А. Соколовым. Интуиция. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят.

Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. «Художник думает глазами». Невольно следуя за изображением, зритель перестает быть только созерцателем. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения»56, а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы»7. Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля3. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.

Но чувствовал себя прекрасно, несмотря, что не спал, не ел. Самостоятельно много работал как художник и график, написал большое количество подмосковных пейзажей, видов европейских городов: Венеции, Неаполя, Парижа, Рима («Суханово» 1945, «Москва. Никита якобы даже перелетел за крепостную стену, окружавшую царскую ставку. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. При этом для каждого такого существа Никита придумывает свой облик, характер, привычки.

Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. «Дали – непревосходимый виртуоз мертвого завитка». Может быть.

Большое сомнение. Полет был довольно долгим. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора.

Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. Утром вижу – совсем не то и я снова начинаю работать». Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». На протяжении всей жизни художника продолжалась творческая деятельность в составе этого коллектива.

При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29.