Отделение Света От Тьмы Микеланджело

Что касается фрески «Отделение Света от Тьмы», то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы.

Фреска Микеланджело «Отделение света от тьмы» (описание)

В этой картине Леонардо зашифровал музыку. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога.

Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Так Микеланджело изображает момент творения. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).

На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. На обратной стороне картины есть число 149 и еще одна цифра, которая была стерта. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.

Босх был мастером гротеска. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Общий замысел сикстинского плафона во многих отношениях остается неясным.

Описание картины 
Микеланджело Буонарроти 
«Отделение Света

Описание картины Микеланджело Буонарроти «Отделение Света от Тьмы»

Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.

Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором.

Эта скульптура показывает конец жизни Христа: его мёртвое тело лежит на руках у матери, которая изображается молодой даже спустя 33 года. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.

Отделение света 
от тьмы, Микеланджело

Отделение света от тьмы, Микеланджело

Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. В третьей триаде предстают сцены жертвоприношения, опьянения Ноя, Всемирного потопа.

Очень скоро мелодия «Гимн грешника» появились в Интернете. Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Об этом шедевре искусствовед В. Н. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.

Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога.

Фреска микеланджело 
«отделение света 
от тьмы» (описание)

Фреска микеланджело «отделение света от тьмы» (описание)

Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов.

Ему предстоит создавать моря и материки, Ад и Рай и многое другое. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».

Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Язык пластики – язык линии, формы, цвета – звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной. По углам Сикстинских сводов было еще четыре сферических треугольника, где изображена и «Юдифь», передающая рабыне голову Олоферна. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи68. Именно Микеланджело вернул скульптуре право называться одним из видов искусств, так как до этого скульптуру сравнивали с простым тесанием камня.

По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. В эту фреску Микеланджело вложил многое от собственного взгляда на искусство.

История создания росписей. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.

Потолок Сикстинской 
капеллы и Страшный 
суд Микеланджело

Потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд Микеланджело

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане.

В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).

Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. IX, ст. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.

Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.

Загадка описания 
сотворения мира 
из Ветхого Завета

Загадка описания сотворения мира из Ветхого Завета

Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей.

Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. IV). Если присмотреться, то очевидно, что у Саваофа впереди еще чрезвычайно много работы. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».

В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело66.

Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.

Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.

Отделение света 
от тьмы, фреска Микеланджело 
Буонарроти

Отделение света от тьмы, фреска Микеланджело Буонарроти

Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Что в древнем храме смотрится очень органично. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Ван Гог был сыном протестантского священника и сам был очень религиозным человеком.

Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.

Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.

Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные». У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи.

Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Для мастера это было единственным средством выразительности. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.

Все это дарует ему возможность победить недовольный актом творения Хаос. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).

Купить картину Отделение 
света от тьмы, Микеланджело

Купить картину Отделение света от тьмы, Микеланджело

На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Неизвестно, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.

И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы.

В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.

При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна — она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, — это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Выбранные для сюжетных фресок эпизоды первых дней творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».

Италия. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).

Там можно увидеть многофигурную композицию. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта. Он подходит к нему радостно и с пониманием – как творец к любимому произведению.

Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.

Описание картины 
Микеланджело Буонарроти 
Отделение Света

Описание картины Микеланджело Буонарроти Отделение Света от Тьмы

До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.

Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.

  1. Микеланджело Отделение Света От Тьмы
  2. Скрытая анатомия фресок Микеланджело
  3. О городах и людях – интервью со Святославом Муруновым
  4. Альтернативное кредитование: что это и почему так необходимо миллионам

Под микроскопом можно увидеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Большие паруса поддерживают свод.

В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Можно сказать, удалось Микеланджело это очень хорошо. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.

В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Он начал работу с последней триады.

Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.

  • «Вдовы» — вся Америка в четырех женщинах
  • «Опера – не данность, возникшая без рефлексии, а проект конкретных людей»– критик Ая Макарова
  • Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу
  • Роспись свода Сикстинской капеллы
  • Последние опубликованные вопросы

Но весь этот труд явно не будет сложным или непосильным. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.

Но там, где он повествует, он относится к идее уважительно. Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре.

Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. автора) хотели, чтобы он научился большему. Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.

Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Кстати говоря, флорентийцы считали, что Давид олицетворяет Флоренцию: небольшой город противостоит разным угрозам, сохраняя независимость.

Микеланджело Отделение 
Света От Тьмы

Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.

Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.

Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.

Это отлично проявляется в его скульптурах. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Поначалу его принимаешь за отступающего демона тьмы, однако подразумевается здесь «Сотворение растений». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.

Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.

Снизу их не видно из-за выступов карниза. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В случае последнего изображения (рис. 37), где Бог Отец перекатывается с боку на бок среди хаоса клубящихся облаков (традиционное название «Отделение света от тьмы» здесь, понятно, неприложимо), мы уже не в состоянии следить за художником с полной концентрацией, однако именно эта фреска дает наилучшее представление о поразительной технике Микеланджело. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.

Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой2829, с декоративными композициями для ниш— в Детройтском институте искусств. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.

В древнегреческой и еврейской мифологии молния на небе является символом Бога. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.

Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. И благодарить за это нужно, конечно же, непревзойденный талант великого Микеланджело.

Женщина, сидящая напротив него, – цыганка или проститутка. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.

Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры. 0н был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. В том, что одна и та же фигура появляется на одной фреске дважды, есть что-то старомодное, однако закрыв другую ее половину, убеждаешься в том, насколько выигрышно для создания впечатления движения двойное изображение полета.

Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.

Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней. На ней отчетливо видно, как в последний момент, т. е.

Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия. О блаженные мастера искусства.

Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. IX, ст. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.

Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Там он усваивает основной принцип, согласно которому нужно уметь готовить и поверхность к покрытию и краски и при этом, хорошо рисовать.

Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.

Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Высота капеллы— 20 метров. В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.

Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. Лицо Творца обращено уже к новым задачам. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником.

Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Но тем не менее это случилось.

Похоже, Микеланджело был очарован человеческим мозгом. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. Если говорить конкретно о произведении «Отделение Света от Тьмы», то художник задумал его как сразу же приковывающее взгляды. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.

Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.