Плакат Бам Стройка Века

БАМ – последняя стройка социализма

Уруша Забайкальской ж/д – зимовье Тында – пос. На дороге разработана технология обращения тяжеловесных поездов, определены максимальные весовые нормы поездов с тем, чтобы полностью использовать мощность 4-секционного тепловоза 4ТЭ10С (мощностью 8760 кВт) изготовленного специально для работы в условиях дороги. Центральный, самый протяженный и сложный фрагмент в 3145 километров между Усть-Кутом и Комсомольском-на-Амуре по-прежнему занимало собой «зеленое море тайги». Вслед за этим продолжилось (в основном силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага) строительство трёх соединительных линий от Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал. В Совете министров разработали план создания по его трассе сразу девяти так называемых «территориально-производственных комплексов».

Тында на восток и запад от ст. О чём им беспокоиться. Фактически БАМ должен был стать рокадой, особой железнодорожной веткой, проходящей параллельно линии потенциального (или реального) фронта и используемой для снабжения войск, ведущих боевые действия. О БАМе вновь вспомнили не только генералы, но и чиновники из других министерств.

Байкало-Амурская 
магистраль – стройка 
века и долгострой

Байкало-Амурская магистраль – стройка века и долгострой столетия

Количество поездов и грузопоток не соответствовал первоначальным планам. Так на будущей Байкало-Амурской магистрали возникли три новых железнодорожных узла (Тында, Ургал и Комсомольск-на-Амуре).

В июне 1947 года продолжилось (в основном силами заключённых Амурского ИТЛ (Амурлага) строительство восточного участка Комсомольск-на-Амуре— Ургал. Согласно «Стратегии-2030» будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч км. До расформирования Амурлага в апреле 1953 года были отсыпаны насыпи на всём участке, уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2— Берёзовый (Постышево). Или, к примеру, вокзал Нового Ургала строили украинцы.

Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1954 г. Селезнев В. На новые земли едемте с нами. Президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин неоднократно упоминал о планах перевода всего грузового движения с Транссиба на БАМ: Транссиб, по его мнению, должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках11. Пионеры и школьники участвовали в акции «БАМу – пионерские рельсы» и отправляли строителям магистрали посылки с проникновенными письмами, книгами и тёплыми вещами. Добровольцев, которые хотели работать на БАМе, но ничего не умели, сначала направляли на местные ударные стройки, где они могли набрать необходимый опыт и продемонстрировать свои «деловые и моральные качества». Прокладка западного участка Тайшет – Лена велась в 1946-51 г. г.

Плакат БАМ – стройка 
века (1 фото)

Плакат БАМ – стройка века (1 фото)

Строительство туннеля через хребет заняло более 25 лет. Тогда и кадры появятся. Спецодежда отсутствовала, заключенных одевали и обували в старое тряпье. Возможно, БАМу, «прожорливому бессмысленному долгострою», который проклинали в 1990-е, еще суждено обещанное ему в начале прошлого века светлое будущее. К строителям дороги приезжали артисты, политики и всячески поднимали им настроение.

Человек ленив по природе иначе он не изобрёл бы машин, облегчающих ручной труд. Председатель Мао начал увлеченно бороться не только с воробьями, но и с «социалистическим империализмом» и «советским ревизионизмом». Это потом стали приглашать вольных строителей, а ещё позже звать комсомольские бригады. Были сооружены три соединительные ветви с существовавшим Транссибом: станция БАМ — Тында, Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре. Длина основного пути Тайшет— Советская Гавань составляет 4287км.

Всесоюзная ударная 
стройка: секреты 
«общественного призыва»

Всесоюзная ударная стройка: секреты «общественного призыва»

Тоже в апреле, 13-го и 25-го числа, но 1932 года, когда участников Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ еще не было на свете, одно за другим выходят два правительственных постановления «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Данная программа была активно использована при разработке положений «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». И пришел к выводу: «проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях».

В Советском Союзе знали толк в «великих стройках» — тех, которые всей страной, в едином порыве, «Партия сказала: надо. Даешь магистраль века. Первый успех, ожидавшийся пять лет, породил серию постановлений ЦК ВКП (б) и СНК, по которым НКВД предписывалось «теперь же приступить к работам на участках Тайшет – Падун (350 км), Падун – Усть-Кут (450 км), Тында – р. Зея (300 км), Известковая – Ургал (395 км), Ургал – Комсомольск (560 км), Комсомольск – Сов. Строительство последней ветки уже идет полным ходом частными инвесторами.

Стройка века: БАМ 
в фотографиях

Стройка века: БАМ в фотографиях

Комсомольск-на-Амуре на запад от ст. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу. «Северный» коэффициент» был увеличен до 0, 7 при стандартных 0, 3-0, 4. Гавани определялось в 5000 км. Заключенные за едойЗаключенные работали круглый год и в любую погоду. Сообщение прокурора БАМлага ОГПУ, декабрь 1933 года: «По указанной статье () содержится 14 тысяч заключённых, которые были осуждены до 8 мая 1933 года.

Названия станций – Тында, Ургал, Кичера – знала вся страна. Это крупнейшее землетрясение, зафиксированное на территории бывшего СССР. Брежневу и остальному Политбюро, занятому политикой «разрядки» на Западе, в свою очередь, был неприятен радикализм китайских товарищей. Стройка конечно получилась амбициозная.

Описание советского 
плаката «БАМ – стройка 
века»

Описание советского плаката «БАМ – стройка века»

1 октября на станции Куанда было торжественно уложено «золотое» звено. Что будем делать. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1979 г. Арсеенков В. Целина. Временные обходы были сделаны у Байкальского (разъезд Даван), Северо-Муйского (разъезд Окусикан), Кодарского тоннелей. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1975 г. Коминарец И. БАМ. Многие ехали на БАМ «зайцами», без путёвок, мальчишки сбегали из дома, чтобы стать строителями магистрали века.

Воспитанными, добрыми, с традициями. Люди растят хлеб на земле – земля растит людей. Тем не менее определенный (и немаленький) объем работ до 1941 года проделали. Байкало-Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

  • Дорогу строили из человеческого материала
  • Новый год и Рождество в РоссииПраздничные и активные туры
  • Недельный тур в АдыгееТреккинг и экскурсии в горном курорте Хаджох
  • Поход в КрымуИз Бахчисарая в Ялту
  • В край Крымских горТреккинги, экскурсии без палаток

Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (442 км) в 1951 г. – участок Известковая – Ургал (340 км) в июле 1951 г. прошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть – Кут). Это потребует строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали»23. В трудных условия в любое время года люди работали не покладая рук. В результате у каждого появился свой облик, свои особые архитектурные «акценты».

Это, конечно издания очень идеологизированные, очень казённые. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1976 г. Механтьев В. Д. Такого размаха давно не было в СССР. Строительство главного хода велось с шести направлений: от ст. Вокруг стройки, особенно в 70-е годы прошлого столетия, был создан неслыханный ажиотаж.

  • Горный калейдоскопТрекинг, скалолазание, джиппинг, сплав, термальные бассейны
  • Архивные фото со строительства БАМ (98 фото)
  • Обеспечение необходимой квалификации
  • Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ
  • История в фотографиях — города и страны, события и люди
  • из ЖЖ: БАМ – Великая Стройка Социализма
  • через пещерные города и каньоны

Брежнев назвал её «важнейшей стройкой IX пятилетки», а уже в апреле 1974 года прямо на XVII съезде ВЛКСМ, где БАМ объявили всесоюзной комсомольской стройкой, был создан первый комсомольский отряд из 600 молодых строителей. Строители БАМа были очень хорошо обеспечены материально. Здесь нам жить, работать и учиться. Это как раз сталинские репрессии и как раз осужденных было много. А ведь всего-то нужно – дать людям возможность уважать себя. В конце 2013года были открыты проектно-изыскательские работы на железнодорожном участке Тында— Хани, когда партия геологов и геодезистов Челябжелдорпроекта, филиала ОАО «Росжелдорпроект» начала свою работу под строительство новых 11 железнодорожных разъездов (Моховой, Глухариный, Сосновый, Заячий, Студенческий, Мостовой, Медвежий, Иванокит и др. ) и вторых путей.

Дорогу строили из 
человеческого материала

Новый Ургал на запад и восток. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена – Непа – Ленск, Хани – Олёкминск, Новая Чара – Апсатская, Новая Чара – Чина, Шимановская – Гарь – Февральск, Улак – Эльгинское месторождение.

И уживались ведь. Заключенных в Амурской области стали именовать «бамлаговец» или просто «бамовец», это был синоним слова «зек». Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – Вертоградов Е. Если тебе комсомолец имя – имя крепи делами своими. Они получились все разные, нет ни одного похожего. Война назревала и в этой связи вопрос сооружения БАМа приобретал стратегическое значение. Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов в сутки.

Только что начатый БАМ был фактически уничтожен. Заработная плата ежегодно повышалась на 10 в течение пяти лет. В основном это делалось за счёт обещаний хорошей жизни в будущем. Москвичи строили Тынду, ленинградцы — Северобайкальск1011. Разработаны оригинальные сейсмостойкие обделки тоннелей, методы водопонижения, закрепления обводнённых зон и тектонических разломов.

Чтобы о проекте вновь вспомнили, потребовалось сочетание сразу двух важнейших факторов. Естественно, Великая Отечественная война этот процесс приостановила. P. S. Onliner. by рассказывает о настоящей «стройке века», первом и одновременно последнем советском суперпроекте. Основными инструментами были – тачка, лом, лопата, кайло, носилки. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1977 г. Арцунян Э. Шагай вперед, комсомольское племя.

О товарном и продуктовом обеспечении бамовцев ходили легенды: товары, относившиеся на «Большой земле» к разряду дефицитных, здесь никого не удивляли. В конце 1930-х Советский Союз уже вступил в два локальных противостояния с японской армией в тех краях (на озере Хасан и у реки Халхин-Гол). Из этого числа 8 070 человек – осуждены абсолютно напрасно». В 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. В частности, компания «Мечел» планировала начать разработку Эльгинского угольного месторождения, «Базовый элемент» Олега Дерипаски— Чинейского месторождения полиметаллов, «Металлоинвест» Алишера Усманова— Удоканского медного месторождения и др.

Сформировать трест с нуля, а это шесть тысяч человек, принять участие в строительстве железной дороги длиной свыше 3000 км в экстремальных условиях для профессионала – дело всей жизни», – рассказал в интервью «Комсомольской правде» главный инженер строительства моста через Лену Валерий Шмидт, проработавший на БАМе два десятилетия. Именно в 1930 году в направленном в Москву предложении дальневосточных краевых властей впервые фигурировало название «Байкало-Амурская магистраль», куда позже ставшее непременным атрибутом советских СМИ. В 2009 г. началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, её планируют завершить в 2016 г. Данные работы позволят повысить скорость движения поездов, что повлечет за собой увеличение пропускной и провозной способности, а также дадут возможность увеличить весовую норму поездов на участке с 3600 до 5600 тонн. Под раздачу попали и Трансполярная магистраль и тоннель на Сахалин и ряд других крупных объектов, нужда в которых новой власти была не очевидна, но которые высасывали из бюджета страны гигантские деньги.

Но даже на этом фоне выделяется объект, чье название стало нарицательным для поколения 1970—1980-х. «Помню, в 1975 году вызывает меня начальник штаба. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года. Его завершили как раз к объявлению войны Японии. В перестроечные годы появилась даже шутка о том, что аббревиатура «БАМ» расшифровывается как «Брежнев Абманывает Молодёжь».

Репутацию возвращали тем, кто был осуждён по статье 58, часть 10 «Антисоветская пропаганда». На трассе дороги пробито восемь тоннелей общей длиной 25, 3 км, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков. Девственная природа требовала бережного к себе отношения. На самом деле уже тогда многие не выдерживали такой работы и потихоньку линяли со стройки. Еще в одном постановлении от 1938 года указывалось, что «конечной датой работ на новой железной дороге должен быть 1945 год».

Выходили сборники поэтические "Путеармеец". а я в Тынде родилась и выросла до окончания школы) так приятно увидеть родной город и улица, по которым бегала в детстве. Вслед за этим продолжилось (в основном силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага) строительство трёх соединительных линий от Транссиба к намечавшейся трассе БАМа: Бам— Тында, Волочаевка— Комсомольск-на-Амуре, Известковая— Ургал. Громогласно объявлялись «сверхударные», «сверхскоростные», «большевистские» темпы.

Просто своей формой он напоминает юрту. Во времена Великой Отечественной войны плакату выпала роль сплотить весь советской народ перед гитлеровской угрозой, вдохновить его на бессмертный подвиг во имя свободы будущих поколений и дать всем солдатам сил для борьбы с захлестнувшей весь европейский континент «коричневой чумой». БАМ успели достроить за объявленные в 1974-м десять лет.

8 июля 1974 года миру было явлено Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Раньше южные районы Амурской области связывала с Севером автомобильная дорога АЯМ (Амуро-Якутская магистраль) идущая от Большого Невера на Транссибе к Чульману. Первый поезд на полном протяжении линии Тайшет— Братск— Усть-Кут (Лена) прошёл в июле 1951 года, а в 1958 году участок был сдан в постоянную эксплуатацию. После смерти Сталина его бывшие соратники оперативно заморозили многие из проектов, опекаемых лично «вождем народов».

И спору нет, стройка началась именно с каторжного труда заключённых. Мы построим солнечные города. Летом 1932 г. начались проектно-изыскательские работы на участке ст. Гавань (440 км)».

В 1932 году (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. Транссиб, находившийся вплотную к границе СССР, был для этой задачи слишком ненадежен, особенно в условиях назревающего конфликта с фактически оккупировавшей Маньчжурию Японией. К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. Там свои газеты выходили: "Строитель БАМа" например, "Культура и литература БАМа".

На днях Министерство Юстиции России утвердило приказ Минтруда «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов имеющих право на приём в гражданство РФ в упрощённом порядке». Например, заключенные изготовляли ее сами из выброшенных автомобильных покрышек. В ноябре 1976 г. был сдан во временную эксплуатацию участок БАМ – Тында, а 1979 г. введен в эксплуатацию участок Тында – Беркакит (220 км). На самом же деле от начала строительства БАМа прошло уже почти восемьдесят лет. БАМ строили действительно всей страной. Без путевки, безо всего, сбежали на БАМ.

«Там не только был принудительный труд, подневольный. Вот сидят шесть девушек, приехали из Ивано-Франковска. Когда переехала в Москву, чудно конечно было видеть беспередел.

тоннелей БАМ. Я знаю – город будет.

Или люди другие стали. В 1947 г. открывается движение на линии Тайшет – Братск. 1906 г. В России вновь обсуждается идея "Второго Транссиба".

Вентиляция обеспечивается тремя вертикальными шахтными стволами. Не успевали обсыхать. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км) на Чинейское месторождение (66 км) на станцию Бамовская (179 км) на Якутск (Амуро-Якутская железнодорожная магистраль) на Эльгинское месторождение (300 км) на станцию Известковая (326 км) на Чегдомын (16 км) на станцию Волочаевка (351 км) на станцию Чёрный Мыс— дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).

Вот таким образом для меня, например, все национальности южные были милейшими людьми. «Я понял, что пройти мимо такого шанса не могу. Для чего в системе Наркомата путей сообщения организовано Управление строительства БАМа.

Небольшой разъезд на Транссибе, от которого путь резко уходил на север, получил многообещающее название «БАМ». В лагерных бараках свирепствовала малярия, простуда, ревматизм, желудочные заболевания. До расформирования Амурлага (в апреле 1953 года) были отсыпаны насыпи на всем участке, уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 — Березовый (Постышево). Выходила книжная серия "Библиотека строителя БАМа". Многие даже отсылали почтой продуктовые посылки своим родным. В январе 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны с построенного к этому времени участка Бам — Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск (Волжская рокада).

Во-первых, к концу 1960-х донельзя обострились отношения СССР с Китаем. О БАМе слагались песни, снимались фильмы, лица героев стройки не сходили с газетных полос. ". Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1954 г. Ливанова В. Поднимай целину. При возведении искусственных сооружений применены прогрессивные конструкции (гофрированные металлические водопропускные трубы, столбчатые опоры мостов вместо свайных, козловые устои, унифицированные бетонные блоки, фундаменты опор из ж. -б. Сначала эта дорога строилась силами, в основном, заключённых.

В июне 1947 года продолжилось (в основном силами заключённых Амурского ИТЛ (Амурлага) строительство восточного участка Комсомольск-на-Амуре — Ургал. Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть – Илиме в 1958 г. – участок Тайшет – Лена (692 км). При строительстве земляного полотна на участки, расположенные вблизи карьеров, еще до укладки пути завозился щебень для первого слоя балласта автомобилями-самосвалами. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1964 г. Иванов В. Подвиги смелых ждут.

В архитектуре этих вокзалов и населенных пунктов отражались национальные особенности «кураторов». Но там ещё велась большая культурная работа. На самом деле к 1974 году, когда дорогой Леонид Ильич назвал БАМ «важнейшей стройкой девятой пятилетки», значительная часть магистрали уже была готова. Впрочем, настоящих специалистов на стройку привлекали и профессиональные амбиции.

Особенно тяжело было с обувью. Посвящались песни строителям БАМа, читались стихотворения. В целом применение авиации было признано успешным, для обслуживания БАМа были закуплены разные самолёты. Пермский (будущий «город на заре» Комсомольск-на-Амуре, объявленный таковым 10 декабря 1932 г. ).

Западносибирские углеводороды исправно шли на экспорт, цены на них были на пике, поток валюты в страну казался неиссякаемым. Параллельно шла закладка головного участка трассы Тахтамыгда – Тында. Я говорю, что у меня бригада каменщиков, а это девчата. Но у них иное украшение здания – красивое мозаичное полотно.

Что, собственно и происходит. В 1981 г. введены в эксплуатацию 556 км путей, в 1982 г. –303 км, в 1984 – 136 км. более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. «В Амурской области было репрессировано около ста тысяч человек. Участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945 году, а движение поездов на линии Тайшет — Братск — Усть-Кут (Лена) открылось в 1950 году.

Кондитеры. Народ ответил: есть. ».

Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1975 г. Якушин А. Мы – молодой рабочий класс. Но приказ есть приказ, пришлось их взять. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – Механтьев В. Д.

Принадлежавшая Российской империи Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) проходила по территории Маньчжурии, китайской территории. Хотя начало стройки стоит искать в районе 30-х годов, а точнее в 1938-м. 1 октября 1984 года на станции Куэнга в Читинской области в торжественной обстановке в полотно дороги были уложены символические «золотые» звенья. Плакаты СССР о труде – Целина и БАМ – 1977 г. Арсеньв А. Дорогу в будущее – проложим.

Но опять-таки уже после окончания стройки многие всё же возвращались к себе на родину. И определен срок постройки магистрали – 3, 5 года. Конечно, магистраль еще не была готова, ее достраивали еще пять лет — сквозное движение началось лишь в 1989-м, но тем не менее, учитывая масштабы проекта и стремительно развитие «кризисных явлений» в советской экономике, это все равно был выдающийся результат. Лена на восток от ст. Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире – пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Перечень содержит 74 профессии, большинство из которых составляют инженерные, рабочие и медицинские специальности: врачи, акушеры, медицинские сёстры, провизоры, фармацевты инженеры-конструкторы инженеры-проектировщики, математики, монтажники, сварщики, слесари, токари, электрики, электромонтёры и т. д. Первоначально его планировали построить в рекордно короткие сроки (речь шла о трех годах), но даже для сталинской экономики подобные стахановские темпы оказались абсолютно невозможными.

В 1980 г. начато движение по участку Комсомольск-на-Амуре – Березовка (199 км). Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Раз в год можно было бесплатно проехать на поезде, раз в три года – на самолёте. К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. Но, следует признать что БАМ оказался нерентабельным.

Мировой экономический кризис конца 2000-х годов пресёк эти планы: практически все проекты по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали были приостановлены1116 (оживление к 2011 году отмечалось только на Эльгинском месторождении, где в августе 2011 был добыт первый уголь и к которому активно строится подъездная железнодорожная ветка18). И пришёл к выводу: «проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях». Для ликвидации данного барьерного звена компанией ОАО "РЖД" разработан проект "Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля". А все, так как строили эти объекты строители от определённой республики. Участок Комсомольск-на-Амуре— Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945 году. Значительные надежды по увеличению загрузки БАМа связывались с передачей в частные руки и планируемым началом освоения ряда месторождений.

В головах генералов из советского Министерства обороны вновь замаячило слово «рокада». Здесь же были сдвинуты русла рек, возникли новые озера, местами обрушились горные склоны.

Так постепенно накапливалась рабочая сила для того, чтобы по сибирским просторам провести длинную железнодорожную магистраль. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди теряли зрение. Организовали учебный пункт, начали обучать тех, у кого не было специальности.

Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей. Обе части дороги соединились в единое целое13. Дурной пример российских аборигенов заразителен.

Тушёнка и свежее мясо, сливочное масло и сгущёнка, крупы, кофе, чай. Общее расстояние магистрали от Тайшета до Сов. Российское правительство уже строит планы по его расширению, прокладыванию второго пути, а какие-то работы (например, строительство второй ветки Байкальского тоннеля) уже ведутся. В 2007 г. правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых.

«Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа. Но это вовсе не значит, что в Москве о нем забыли. Одна деталь на магистрали: станции, а точнее вокзалы.

И вот этот тонкий транспортный ручеек сменила «полноводная река» по имени БАМ. К тому времени магистраль представляла собой два крайних аппендикса, западный и восточный (Тайшет — Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Эти фотографии повествуют об этом времени. Знаете кто они. Например, вокзал Новые Чары строили казахи.