Плакаты Кукрыниксов

Сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР, 24 июня 1941 года на улицах Москвы появился первый военный плакат КуКрыНикСов — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

«Кукрыниксы – плакаты художника»

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). др. ). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы.

В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность.

Решаем ЕГЭ ИсторияВсе 
фотографииКукрыниксы 
– плакаты и рисунки193

Решаем ЕГЭ ИсторияВсе фотографииКукрыниксы – плакаты и рисунки193

«А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу.

Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». 1902), Соколова Николая Александровича (р.

  • Художники Кукрыниксы карикатуры
  • Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
  • О творчестве художников Кукрыниксы
  • Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

44 х 36 Государственный Русский музей (инв. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Они обращаются к историческим сюжетам (серия Старые хозяева, 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны (Таня, 1942-47, Третьяковская галерея).

Все пять лет войны они трудились ежедневно. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает контрреволюционное дело». Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. «Кукрыниксы» раскрывали звериное нутро фашистов и всей гитлеровской армии, низводя их до настоящего зоопарка.

– гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет. Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др., 1941).

  1. Карикатуры художниковКукрыниксов
  2. ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  3. Художественный метод Кукрыниксов
  4. Значительные работы Кукрыниксов

«Кукрыниксы» часто обращались к известному и распространенному в карикатуре приёму изображать врага не человеком, а уродливым пауком, злобным и трусливым волком или туповатой мохнатой гориллой, тем самым подчеркивая уродство фашистов, потерявших человеческий облик. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В таком наряде ходит дома Немецкий фюрер в дни приема.

«На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина «За Родину. », на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам.

Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Оно воевало. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме. В 1945-46 гг. Очень часто газету заменял плакат. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих их идейную чистоту и благородство.

С 20-х гг. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей.

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Кто не помнит плакат «Ты записался добровольцем. ». Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.

  • Выставки и наследие Кукрыниксов
  • Творческий путь Михаила Куприянова
  • Творческая биография Николая Соколова
  • Карикатуры Кукрыниксов как оружие победы

они проиллюстрировали небольшой рассказ «Дама с собачкой» таким количеством рисунков, что получилось зримое повествование, передающее не только сюжет, но и все психологические оттенки отношений его героев. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52). В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров интервентов, предателей в 1937 появляются их замечательные рисунки изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др. ). Их сила — в сплоченности.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Влияние на мировую культуру, награды
  • БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ

Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и др. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944).

Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками. Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Сами художники считали свое творчество «противостоянием». С 20-х гг.

Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. ) появились в 1932. Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага и когда В. Иванов в плакате «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга» создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра.

Художники Кукрыниксы 
карикатуры

Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. «В основном женщины, дети, старики. И шьет ему костюм стальной Известный Крупп, мужской портной.

У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Они дважды иллюстрировали «12 стульев» Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев -Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки», 1937-39), а вслед за ними и персонажей («Мертвые души», 1938).

Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и др. Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Я здесь пою.

Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. А также листовки, рисунки и карикатуры Кукрыниксов.

Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира».

Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов.

Кто не помнит плакат Д. С. Моора Ты записался добровольцем. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. Как лозунг звучит победная надпись Дошли. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов.

Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. В 1940–60-е гг. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно). Бывает.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина За Родину. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов.

В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Очень часто газету заменял плакат.

В эти тяжелые дни выходило мало газет. ", 1941). Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.

В Германии Кукрыниксов даже зачислили в разряд «смертельных врагов Третьего рейха». Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку. Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. – выводит томный Франко. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.

Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики.

Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и «Правда», что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий), рисовали карикатуры на бытовые темы. Еле цел, Гитлер снова погорел». Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года. Среди изображенных: Виши — коллаборационистское правительство во Франции Квислинг — лидер фашистской партии в Норвегии, позже (с 1942 г. ) премьер-министр, его имя стало нарицательным для предателей своего народа.

Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. Недолговременный дот Вверху на листовке написано: В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г. Внизу: Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым. Художники работали с удивительной самоотдачей. Выступая с 1925 в газетах и журналах (Правда, Крокодил и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: Транспорт, тушь, 1933-34 О дряни, тушь, гуашь и др., 1959-60). И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. С развитием военных действий -жалкий неудачник. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др.

Иными они и не могли быть. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия.

Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции., 1941). В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

На такой вопрос нельзя ответить односложно. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Атлантический вал Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности атлантического вала (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров., на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату.

В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы. Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым. Здесь они выработали свой особенный стиль.

Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943).

Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Зато в СССР в 1942 году они получили Сталинскую премию. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.

Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. В начале войны — свирепый завоеватель.

Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности и это стало их исходной точкой в сотрудничестве. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом.

Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Наполненные едким, гневным сарказмом и дерзким юмором, сквозь ужасы войны они несли уверенность в победе над злом. Статус нейтралитета оказался вынужденным. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Грубовато, до резкости прямолинейно. Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 в студенческой стенной газете Вхутемаса. 43 х 31, 1 Государственная Третьяковская галерея (инв. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии.

И дело оно делало общее. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46).

Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат «Красная Армия несет освобождение». Кукрыниксы – творческий коллектив графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР, Герои Социалистического Труда: Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Крылов Порфирий Никитич (1902-1990) и Соколов Николай Александрович (1903-2000). Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению.

Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Ими выполнены рисунки пастелью – «И. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком.

Творчество Кукрыниксов многообразно. В 1945-46 гг. Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Некоторые карикатуры снабжены сатирическими подписями вроде: «Из Ростова немец-пес еле голову унес» или «Что делать.

Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси. » изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ). Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Тра-та-та-там. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. В эти тяжелые дни выходило мало газет. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. В 20-е гг. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и Правда, что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937).

Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57). Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения.

Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. В их состав входило три художника— КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы»— не что иное как коллективный псевдоним. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками.

Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ). За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. ДваЧасть2Материалы давно. руС уважением avdeev-a. В ночь на 8 августа был совершен первый налет советской авиации на Берлин.

Уже в Москве написали полную картину «Таня». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек.

Через день эти плакаты появлялись на улицах. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты. В годы войны он становится настоящим оружием против врага.

В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951 и мн. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Как лозунг звучит победная надпись «Дошли. », которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти.

С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: « то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. А это уже тема полнокровного искусства. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др. Их создавали разные хорошие художники.

В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. 1903), Крылова Порфирия Никитича (р. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги.

Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. При этом каждый художник творит и самостоятельно. Фантазия и изобретательность поразительны. Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Соколов. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия».

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы.

Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Он состоит из круглой башни И пары пулеметных гнезд. А главное— враг был взят на прицел изучен и понят.

Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др., которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, кукрыниксовского почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс».

В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др. ). произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер.

С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу.

они проиллюстрировали небольшой рассказ Дама с собачкой таким количеством рисунков, что получилось зримое повествование, передающее не только сюжет, но и все психологические оттенки отношений его героев. Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. Ее историческое значение бесценно. С 20-х гг. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57). Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают. » — ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом.

Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ). Несколько иначе подошли художники к рассказам (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Они дважды иллюстрировали 12 стульев Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к Жизни Клима Самгина М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина (История одного города, Господа Головлевы, Сказки, 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя (Мертвые души, 1938). Среди экспонатов— злободневные, островыразительные «Окна ТАСС», большого размера антифашистские стенды-плакаты. В конце 1920-х – начале 1930-х гг.

Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе «Родина-мать зовет. ». В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки.

Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941). Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).

Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов). Не были забыты и так называемые язвы советского общества. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ». В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса. Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Да. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).