Поленов Кто Из Вас Без Греха

Кто из вас без греха – пусть первым бросит в нее камень, – вот о чем думал Поленов, в течение 20лет работая над картиной.

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Подойдя к моей картине, сказал: «Интересно, но жаль, что картина плохо освещена». Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами. Неффа (1863-1871).

Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу, – писал в одном из писем Поленов. На выставке полотно приобрел император Александр III. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69.

Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции. И это исторически достоверно, поскольку во внутренний двор храма («двор Израиля») не смел проникнуть иностранец, язычник и повседневная жизнь протекала за его пределами. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

С другой стороны искусствоведы признают влияние на неё позднего академизма, отмечая, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица. Справа за стенами храма, под точных тканей и женских украшений. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую.

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П. В. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Вокруг картины поднялся страшный крик. Идея создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Слева от ступеней храма – Христос с учениками.

Над этой картиной художник работал почти 20 лет. Но император Александр III, на и нищие. Ещё минуту назад сох. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

Дмитрий Васильевич даже приобрел большое кресло-качалку, в котором мог бы разместиться любезный его сердцу Александр Андреевич и они стали бы говорить о живописи, об искусстве Этим мечтам не суждено было сбыться. Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах. В этом был ее смысл.

По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». Мама занималась живописью и детской литературой. Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения.

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Никто не осудил тебя. ». Но мы сами должны осознать, что грех отделяет нас от Бога и, значит, несет нам смерть. Первые этюды и эскизы для неё были исполнены в 1873 году в Риме, куда Поленов отправился, получив пенсию Академии художеств. Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница».

Огромное полотно поразило его. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Достаточно на выходные съездить в Ясную Поляну и навестить Поленово. Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо.

Писатель Виктор 
Ерофеев нашел правду 
в Ясной Поляне и

Писатель Виктор Ерофеев нашел правду в Ясной Поляне и Поленове

В настоящее время эта копия хранится в Иркутском областном художественном музее. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками женщину, уличенную в грехе и спросили его: «Что же делать с ней. Поленов участвовал в создании нескольких храмов. Ее не хотели показывать, ее отвергла Церковь. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32.

Им с Верой было по тридцать шесть. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена».

При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Работу он на время отложил. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал.

Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». И ему удалось это сделать. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь.

«Религия — тот же 
творческий акт»

«Религия — тот же творческий акт»

Вот таким образом дело в том, чтобы и в ис- светом и воздухом, создаёт на полотне и были вечера, когда супруги, по сло- кусстве дать этот живой образ, каким живые и конкретные типажи вам художника, «чуть не захлёбы- он был в действительности». Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. Было решено, что он остановится у них. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей.

Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Бруни, Т. А. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

  • Христос и грешница (картина Поленова)
  • «Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя
  • Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»
  • Поленово – знаменитая картина "Христос и грешница"
  • Христос и грешница Василия Поленова
  • Этюды к картине Христос и грешница
  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Но Поленова остановила цензура. Народный художник РСФСР (1924). Родился в Петербурге. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».

Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого гениального художника. И опять, наклонившись низко, писал на земле. На храмовых ступенях и возле храма – торговцы со своими товарами, паломники и нищие. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, – писал он, – каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой».

  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
  • О том, как время все расставило по своим местам
  • Словари и энциклопедии на Академике

Согласно Евангелию, люди, обличаемы совестью, разошлись. Занимался иллюстрацией. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей.

По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». Поленов стремится воссоздать «фактуру» исторического евангельского времени: место действия и его участников. Поленов не первый и не последний совершал ошибку, характерную для рационального сознания: справедливо не принимая «отвлечённый, почти мифический образ» Иисуса Христа, сложившийся позднее, он отсекает от первообраза метафизическую, сакральную составляющую (Сына Божьего), стремясь привнести в современный мир «человечный и земной» образ Спасителя (Сына Человеческого). Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи».

Вот как писал об этом сам Поленов: «Сегодня на выставке был государь. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». веческими чертами и несравненно четырёхтомное исследование Гавета Но во время первого путеше- более для меня привлекательной, «Христианство и его происхождение». Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему. Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года.

Христос и грешница 
 (картина Поленова)

Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа. Четырнадцатилетним подростком Василий Поленов увидел на выставке в Академии художеств картину Александра Иванова «Явление Мессии». А если Христос помилует грешницу, то нарушит закон. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины.

И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно. И это оказывалось созвучным настроениям современного общества, поскольку Русская Церковь в те годы казалась многим обыкновенным чиновничьим институтом, в котором священники были на службе у государства, а не у Бога. Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. В тексте место традиционного греческого «графеин» (писать) употреблено «катаграфеин», что может означать перечень чьих-то проступков, грехов. Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину.

Господь призывает нас, сделав ошибку, уже не повторять ее больше, как Он говорил женщине, взятой в прелюбодеянии: «Иди и впредь не греши». «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552. У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее.

Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. Образ Христа, над которым Поленов очень долго работал, не соответствовал ни канонам академической живописи, ни традициям передвижнического искусства. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода. Работа вызвала жаркие споры. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. Согласно Евангелию, люди, обличаемы совестью, разошлись.

И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру.

Но где же у Поленова Воскресший Господь. Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71. Нет никакого особого выражения и в лице Спасителя.

Идея картины «Христос и греш ница» обретала форму и образ, рабо та над ней стала насущной потреб ностью: «Жизнь у меня идёт очень однообразно Я всё утро, т. е. Басина, Ф. А. Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего.

Для него это было счастливое время. никто не осудил тебя. Он сел и учил их. Затем он дал ответ «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» и вновь продолжил писать на земле.

Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Иисус Христос лике Спасителя, есть своя привлека живописи. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Увидев меня, обрадовался, подал руку, спросил, отчего я совсем не бываю в Петербурге. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19. Правда, говорят, Толстой заявил, что, судя по картине, Поленов не любит Христа.

Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. Природа дышит покоем и умиротворенностью.

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос.

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Они с женой Натальей Человеческий, как Он постоянно Сам временные обитатели палестинских изучали земную жизнь Христа и ар- Себя называл, а по величию духа – земель сохранили исторические черты, хеологию Иерусалима, читали «Vie Сын Божий, как Его называли дру- Поленов пишет пейзаж, наполненный de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана, гие. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».

Он возвратится домой с черногорской медалью «За храбрость», сербским золотым орденом и многочисленными этюдами, зарисовками, сделанными на полях сражений. Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Не найдя достоверных сведений о Его внешности, художник сделал вывод, что «изображение лица Его относится к области творчества». Отец познакомился с ним в Италии.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Художник изображает кульминацию события: только что Христос произнёс слова «кто из вас без греха» – и толпа застыла в стремительном порыве, напряжённое внимание охватило свидетелей происходящего. Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова.

С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. евангельской истории с максимальной ской и жизненной правдивости, желая Поленов изучал труды, посвящён достоверностью. Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши».

Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». «Последнее, тринадцатое издание Ренана, переработанное им и дополненное критическим разбором четвёртого Евангелия, столько проливает света и столько даёт теплоты, что я давно не испытывал таких живых впечатлений от чтения книги ты абсолютно переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит событие, последствия которого неисчислимы для человечества».

Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь». В семье был настоящий культ Иванова. Поленов, а ваша картина свободна. » – «Никому не принадлежит, Ваше императорское величество».

несчастную женщину, уличённую в тёром»). Он был необыкновенно мил и деликатен.

Он говорил, что пришёл происходящего. Но нельзя не отме черу. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. И ему удаётся архитектуру, домашнюю обстановку доме на Садовой-Спасской. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Многие годы семья пыталась укрепить её самочувствие на курортах Франции, Швейцарии, в Крыму, но безуспешно Когда Верочка хворала, Василий всегда делал для нее что-нибудь приятное. В частности, незадолго до выставки передвижников Павел Третьяков писал Поленову: «Я кое-что Вам заметил и ещё могу после заметить, да Вы сами отлично знаете.

Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. В этом был её смысл. Слева – сидящий у и мудрая человечность, заключённая лицемерие. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов.

Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Огромное полотно демонстрировалось в Петербурге и Москве, а для передвижения по провинции использовали копию (чуть меньшего размера), которую сделал с картины ещё в доме Мамонтова С. А. Коровин, Поленов же прописал на ней головы.

Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить. замыслу, который полностью захватит путь среди народа». Потом подошла государыня и заметила, что выражение лица у Христа превосходно.

Он сел и учил их. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Только что она убедилась в том, о чем люди обычно, совершая грех, стараются не помнить, в том, о чем апостол напишет: «Сделанный грех рождает смерть». Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг.

Для этого ему недостает страстности. Так в Книге Иова есть фраза «Ибо Ты пишешь (катаграфеин) на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов. 13:26). Сам Поленов не видел жизни вне творчества. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Она отвечала: никто, Господи. С другой стороны, простая Да, они достойны осуждения за своё прелюбодеянии.

Из Рима он едет в Париж, где И. С. Тургенев ввёл его в салон Полины Виардо. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». Конфликт и контраст проповедником». Окончательную версию картины Поленов писал в 1886—1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве21.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Сам автор испытывал ощущение художественной недостаточности, потому будет стремиться раскрыть исторический образ Христа, передать красоту и гармонию, наивность и чистоту христианского учения в последующих картинах: «На Тивериадском озере», «Среди учителей». где твои обвинители.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию.

В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879). Она отвечала: «Никто, Господи». И продолжил писать, не проронив больше ни слова.

В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10. Здесь Поленов знакомится с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном.

«Я встречал много интересных людей у Виардо и очень жалею, что не записывал тогда, что они говорили», – вспоминал художник на склоне лет. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. Поездка дала Поленову большой запас впечатлений, связанных с природой и архитектурой Палестины, а также с обликом и обычаями её жителей. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. Красота живописи словно гасит эмоциональный накал происходящего.

Толпа передана художником живою. Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад.

Так название и осталось. Они с женой Натальей изучали земную жизнь Христа и археологию Иерусалима, читали «Vie de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана и были вечера, когда супруги, по словам художника, «чуть не захлёбывались от настроения». Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека».

Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». Писатель В. Г. Короленко увидел в поленовском Христе «странствующего восточного проповедника», человека сильного, мускулистого, с крепким загаром.

Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). На эти деньги Поленов и смог обустроиться у Оки. О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Пройдёт чуть И уже тогда стал формироваться его на ближайшие годы. Поленов изображает Деву Марию молодой женщиной, которая идет со сверточком в руках по узкой тропинке и, как мы предполагаем, на встречу с Елизаветой. Атмосфера согласия родственных душ, гармония человеческих отношений среди гармонии природы станут смыслом и многих картин цикла «Из жизни Христа», над которым станет работать художник. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

У Иванова никого не было в столице. В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII. ) Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую.

В. В. Вересаев считал, что картина «даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». Почему он это сделал. Тот прислал чиновника для особых поручений, который разрешил оставить картину до того момента, как осмотр картин будет произведён членами царской семьи — президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, а также самим императором Александром III.

Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. В одном из своих писем он объяснял: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться», – писал Василий Дмитриевич.

Уже и речи не было о том, чтобы не допускать её на выставку более того, её перевесили в другое, лучше освещённое место. Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»). Никто не осудил тебя.

официальной Церкви. В. В. Вересаев счи- ослеплённой толпы была лишь пово его стен. Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу.

Как это возможно. Вспоминали детские годы. Его роль еще не началась. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. Поленов Действие картины происходит в вались от настроения». Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Да, лотно в своей коллекции.

Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. Брал уроки у П. П. – «В таком случае я оставляю её за собой». Осознавая более четверти века – на свет поя- дружеский художественный кружок, вится картина «Христос и грешни- вошедший в историю как «мамонтов- необходимость наполнить истори ческую картину достоверностью об ца». В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).

Чистякова и Ф. И. Так название и осталось. Приехал. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».

Пройдёт чуть более четверти века – на свет появится картина «Христос и грешница». Встреча с Ренаном, а затем и чтение его книги «Жизнь Иисуса» станут решающими факторами в формировании поленовской концепции евангельских событий и их отражения в искусстве. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили.

Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Как бы то ни было, Никитин не решился дать разрешение на участие картины Поленова в экспозиции и доложил о ней петербургскому градоначальнику Петру Грессеру. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). Она отвечала: никто, Господи.

Поленов Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ. )Художник. За это время Василий Поленов ский» или «абрамцевский». Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью».

Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60. Но дело было не только в этом. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою.

В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. добиться «правды среды и быта», соз и костюмы, чтобы воссоздать реалии Художник стремился к историче- дать образ Христа-человека.

Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Художник дал картине название «Кто из вас без греха» – и это было для него принципиально, поскольку делало акцент на идее не осуждения, а милосердия. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33.

Облик Его подчёркнуто тельно – к другим. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22. Толпа занимает на полотне правую сторону.

Но ее любили Шаляпин, Васнецов, Вересаев, первенец русского правозащитного движения Короленко (который жил, кстати сказать, в благословенных приморских лесах Геленджика и привет замечательному музею в тех краях я хочу передать. ) и многие другие почитатели Поленова. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)». Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. Да, они достойны осуждения за своё лицемерие.

На хра- обыкновенным чиновничьим инсти- понировалась на XV Передвижной вы мовых ступенях и возле храма – тор- тутом, в котором священники были ставке. Именно тогда он возмечтал не только стать художником, но и продолжить дело великого мастера и, как скажет он об этом позже, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа». То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. Нет никакого особого выражения в сознании эту сцену, то в первую звучал хаотический гул множества и в лице Спасителя.

Поленов даже не пытается показать и деликатности поленовской трактов Этюд «Олива в Гефсиманском саду» изменения в людях под воздействи- ки, в человечности той ноты душевной сделанный для этой части картины, ем слов Спасителя, дать намёк на их усталости, которая чувствуется в об принадлежит к шедеврам пейзажной духовное прозрение. (Иоан. 8:3-8). И уже тогда стал формироваться дружеский художественный кружок, вошедший в историю как «мамонтовский» или «абрамцевский». Судя по розовым отблескам на стенах, длинным теням на земле, время суток – ближе к вечеру. Но ведь это не послужило поводом для разрыва отношений. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города.

Потому так важно для него было ее название. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти.

Но Поленов не был доволен результатами. Конфликт и контраст (столь необходимые для драматургии исторического полотна) – в противостоянии спокойствия Христа и разъярённой толпы, влекущей на судилище несчастную женщину, уличённую в прелюбодеянии. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом.

Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником.

Этюд «Олива в Гефсиманском саду», сделанный для этой части картины, принадлежит к шедеврам пейзажной живописи. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Христос Поленова – спокоен и самоуглублен. Этот образ он пути побывают в Греции.

Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59. У них было замечательное детство. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно.

творчества». Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха».

«Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту человечность, которой насквозь проникнуто всё учение Христа». В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина.

Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Ведет, очевидно, не он, а нечто ему абсолютно не известное, с чем он и не считается, о чем и не думает он только старательно исполняет чужое веление и с добросовестностью современного полицейского тащит туда, куда, как он полагает, почему-то тащить следует. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист.

Художник мастерски рас- «Для меня Христос и Его проповедь меревавшийся создать музей русского ставляет композиционные акценты, – одно, а современное православие – искусства изъявил желание иметь по раскрывая сюжетную линию, убеди- другое», – признавался Поленов. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. ». Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице».

Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». Простота, обы- взыскать и спасти погибшее, а Сам (столь необходимые для драматургии денность в трактовке сакрального же это погибшее осуждает на побие исторического полотна) – в противо- персонажа вызывала наибольшее ние камнями». И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». Кто из вас без греха, первый брось в нее камень, — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями.

Над этим по- воссоздать «фактуру» исторического и восточный быт его обитателей, он лотном Поленов работал в кабинете евангельского времени: место дей будет изучать палестинский пейзаж и С. И. Мамонтова в его московском ствия и его участников. Да, визуальная достоверность обстановки подавила сакральные смыслы евангельского события. Вместе с Васнецовым они создали архитектурный проект храма, Поленов также разработал проект иконостаса, сам написал несколько икон. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. Картина имела успех, но были и критические отзывы.

Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. «Слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем. Каждый, кто побывал на Святой земле, оценит поразительную точность в передаче солнечного света и красок этих мест. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. Вот таким образом когда смотришь на евангельский цикл, то на одной картине Он сидит на коврике около открытой двери небольшого помещения, где читают Талмуд, на другой рано утром стоит на горе, любуется восходящим солнцем и, как наивно пишет Ренан, эта природа, это солнце так действовали на Него, что получилось такое красивое, гуманное учение.

С 1917 жил в усадьбе Борок (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба). По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62. Только что смерть стояла с этой женщиной совсем близко и это Господь не позволил ее осудить и это Он сказал ей: «И Я тебя не осуждаю иди и впредь не греши». В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница». У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20.

На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23. Художник ет её в таком виде, а картину пишет считал истинным. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Оно и не моё и не соответствует евангельскому рассказу». Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. За несколько дней до открытия выставки представленные на неё картины были осмотрены цензором Никитиным27.

яков. Но хитрость законников не удалась. Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.

Этот образ он считал истинным. «Книга из которой я черпал содержание моих работ, – писал художник, – учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно – к другим. Но дело было не только в этом.

По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Интересная история названия картины. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». эта женщина взята в прелюбодеянии а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь.

С одной стороны, картина, называемая также «Христос и грешница», рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории. Действительный член Академии художеств (с 1893). А в музее Александра III её назвали «Блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. И это истори Евангелия, столько проливает света образ» Иисуса Христа, сложившийся чески достоверно, поскольку во вну и столько даёт теплоты, что я давно позднее, он отсекает от первообраза тренний двор храма («двор Израиля») не испытывал таких живых впечатле- метафизическую, сакральную состав- не смел проникнуть иностранец, языч ний от чтения книги ты абсолютно ляющую (Сына Божьего), стремясь ник и повседневная жизнь протекала переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит Василий Поленов.

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Когда это будет, бог весть, но то, что ценностные ориентиры у нас есть, – это точно. Ис тех пор бросаться камнями в показательных грешников почти никогда не переставали. На Тивериадском озере.

И ему удаётся добиться «правды среды и быта», создать образ Христа-человека. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру.

Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница». никто не осудил тебя.

Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. где твои обвинители. Художник изо- шённость от происходящего, созерца- – учит нас милости и прощению, а не бражает кульминацию события: толь- тельное спокойствие и внутреннюю осуждению и нетерпимости, она учит ко что Христос произнёс слова «кто сосредоточенность проповедника и относиться строго к себе и снисходи из вас без греха» – и толпа застыла Учителя.

Где твои обвинители. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа». И. Е. Репин отмечал, что Поленов всё Божественное и церковное снял с Христа, «сделав Его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником». Только что смерть стояла совсем близко и это Господь не позволил ее осудить.

«Для меня Христос и Его проповедь – одно, а современное православие – другое», – признавался Поленов. «В первых повествова- ле: это «Иерусалим» Луи де Сольси, красочными созвучиями, станут под- ниях о Христе личность Его является «Иерусалимский храм» Вогюэ, его линным откровением и открытием чисто человеческой, со всеми чело- же «Сирия, Палестина и гора Афон», пленэрной живописи. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Поленов стремится окунётся в природу этого края, в жизнь уже на другом холсте. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина.

По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения». В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Она отвечала: никто, Господи.

В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. где твои обвинители. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41. Из Рима он С. С. Абамелек-Лазаревым. Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу». событие, последствия которого неис числимы для человечества». Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). В картине нет напряжения, тал, что картина «даёт такого Христа, дом, главная цель – спровоцировать драматизма и внутреннего борения, каким мы Его теперь только и можем проповедника на принятие решения, сравнимых, скажем, с произведения- мыслить, – не Бога, а человека с огром- которое расходилось бы с Его пропо ми на тему Христа современников ной душой».

Он – скорее мудрец, чем пророк и страдалец. Простота, обыденность в трактовке сакрального персонажа вызывала наибольшее неприятие у ряда зрителей и критиков (Л. Н. Толстой назвал Его «полотёром»).

И опять, наклонившись низко, писал на земле. Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878). В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Его нет. Каждый, кто побывал на окружён людьми, но композиционно тельность и художественная правда.

Осознавая необходимость наполнить историческую картину достоверностью обстановки, Поленов отправляется в путешествие на Восток со своими друзьями – археологом и историком искусств Адрианом Праховым и князем С. С. Абамелек-Лазаревым.