Портрет Арнольфини

«портрет четы Арнольфини» выставлен в Лондонской национальной галерее, которая приобрела его в 1842 году всего за 730 фунтов. Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Портрет четы Арнольфини – весьма любопытное полотно. Главным символическим элементом изображенным на полотне «Портрет четы Арнольфини», является зеркало.

» Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах. Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.

Недавно появилась также версия, будто бы женщину на «Портрете четы Арнольфини» живописец срисовал со своей супруги. Он добавляет множество скрытых смыслов благодаря реалистичному изображению в комнате объектов на картине Портрет четы Арнольфини. » Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет.

Вернемся теперь к картине Портрет четы Арнольфини, прославившей художника и до сих пор вызывающей споры. Искусно и убедительно выписанный интерьер освещённый игрой света на различных поверхностях, таких как одежда, стекло и медь сделал парный портрет супругов Арнольфини одним из самых значительных произведений в истории натурализма. Многие шутят по этому поводу о том, что изображен на картине Портрет четы Арнольфини Путин (внешнее сходство с ним у Арнольфини действительно есть). «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.

Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Купец Арнольфини изображённый ван Эйком на полотне, обладает портретным сходством с президентом РоссииПутиным, что дало пищу для различных шуток на эту тему в прессе. Вот почему последнее время там можно увидеть множество русских туристов, которые хотят убедиться в этом. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет1.

Судьба портрета после наполеоновских войн

Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Любой в обещаниях может стать богатым). Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).

Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 78 дней, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.

История одной семьи 
и одного портрета

История одной семьи и одного портрета

По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет.

Экзотические фрукты можно было увидеть лишь в домах состоятельных граждан города Брюгге, который был тогда одним из центров мировой торговли. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы.

Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.

Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)55. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.

Как утверждает Костер исследователи долгое время находились под влиянием непререкаемого авторитета Панофского, по мнению которого на картине изображён момент бракосочетания. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)8384, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей84.

  1. Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
  2. Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
  3. Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
  4. История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
  5. Картина «Портрет четы Арнольфини»

Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Как считает Кэмпбелл, кровать— ещё один предмет, который указывает на богатство хозяина дома245. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.

Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
  3. Портрет Джованни Арнольфини и его жены
  4. Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»
  5. Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО

От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. По новой инвентарной записи, сделанной в 1558 году известно, что картина принадлежала уже Филиппу II, получившему её после смерти Марии Венгерской. 1434». ).

Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. начнем с того, что не туберкулезный. Он клянется свое жене в супружеской верности.

  1. Загадки легендарного «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка
  2. Звучащая живопись: «Портрет четы Арнольфини»
  3. ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
  4. Объясните на пальцах: «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка
  5. «Портрет четы Арнольфини», Ян Ван Эйк

В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину.

Однако она по-городскому узка. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кемпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Одежда мужчины на картине ван Эйка
  • Некоторые детали женского образа
  • Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
  • Словари и энциклопедии на Академике

На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и, вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом»— приём, традиционный для средневековых живописцев. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете4.

Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака— морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла3536.

Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. В конце работы художник выполнил также и надпись.

  1. Индексация военных пенсий в 2019 году – самые свежие новости
  2. Повышение пенсий военным пенсионерам в 2019 году
  3. Проблема идентификации персонажей
  4. Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
  5. вспомним прошлое, вернемся к истокам

Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент.

Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину.

  1. Напишите отзыв о статье Портрет четы Арнольфини
  2. Отрывок, характеризующий Портрет четы Арнольфини
  3. 20 блестящих афоризмов Габриэля Лауба на все случаи жизни
  4. 13 остроумных двустиший, наполненных жизненной мудростью
  5. 30 глубоких цитат Евгения Гришковца
  6. Литературный портфельчик Искуссницы

У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».

Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Это особенно заметно по одежде. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.

  • Общееколичествопросмотровстраницы

Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка) дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе82. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.

Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его8. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе.

Портрет четы Арнольфини: 
Секреты и зашифрованные 
символы в картине

На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.

На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В конце работы художник выполнил также и надпись.

Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.

Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла.

11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).

Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»65, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь6667.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Любой в обещаниях может стать богатым). На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.

«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Вместо— «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит— «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434). Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Как считает Кэмпбелл, кровать — ещё один предмет, который указывает на богатство хозяина дома. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.

Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета.

Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент.

Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Любой в обещаниях может стать богатым).

Во-первых, мы видим, что композиционным центром являются не сами герои, а их так сказать отдельные части – руки, скреплённые в рукопожатии, во-вторых, странная одежда героев – для нас немного абсурдна, а в то время это была одежда для особого случая, чего только отделка из горностая стоит. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.

Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. в «Гентском алтаре» и, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь.

Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя55. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36.

Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»7071. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Учитывая этот факт, Лорн Кэмпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена566. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде.

В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать— соединённые руки персонажей. Вот и портовый город Брюгге был полон огромными складами, на которых хранились и сукно и полотно и шерстяные ткани. Pollicitis diues quilibet esse potest) (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях.

Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета68. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.

При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Так кто же все-таки герой картины.

Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук59. В конце работы художник выполнил также и надпись. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51.

Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»74.

Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»7252.

Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.

Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений39. На женщине платье (т. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды.

Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени.

Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.

И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.

Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене13.

Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи.

Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни-Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние) необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.

Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент37.

после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Историк искусства Лорн Кемпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Выпуклые зеркала были более доступны.

Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»6. На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена.

С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.

Сначала это может даже оттолкнуть зрителя, но стоит ему повнимательней приглядеться к внешним подробностям и тогда его сильно поразят простая правда, с какой художник изобразил эти две личности и та серьезность, с какой он отнесся к этим характерам. Выпуклые зеркала были более доступны. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени78. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. В 1815 году полковник британской армии Джеймс Хей лечился в Брюсселе после ранения, полученного в битве при Ватерлоо. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.

Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать— соединённые руки персонажей. Мужчины носили тюрбаны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Это особенно важно для церемонии без священника.

В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро).

Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина72.

Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 215. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.

А женщина. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы.

На раме была надпись из Овидия (лат. ) (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность.

Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем). Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.

Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».

В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Ещё один момент: в изображениях свадебной церемонии той эпохи невесты показываются с распущенными волосами60K 7, у женщины же с портрета ван Эйка волосы спрятаны под головной убор, как это было принято у замужних. На женщине платье (т.

Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В конце работы художник выполнил также и надпись.

В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы80.

Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой52 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)53 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Это особенно заметно по одежде. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.

Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. У окна лежат апельсины. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Еще в ранней молодости Джованни Арнольфини отправился в Брюгге, где основал несколько текстильных мануфактур, занимающихся производством дорогой одежды для аристократов. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.

У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». К тому же, не надо забывать и о том, что привычное нам белое подвенечное платье вошло в моду только в XIX веке. Ещё один момент: в изображениях свадебной церемонии той эпохи невесты показываются с распущенными волосами, у женщины же с портрета ван Эйка волосы спрятаны под головной убор, как это было принято у замужних. А женщина.

Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.

Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.

Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».

Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности.

Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала81. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины».

В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.

Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.

Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».

До сих пор вопрос остается открытым. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Как отмечает Эдвин ХоллK 1, то обстоятельство, что имя изображённого пишется в различных инвентарях по-разному, указывает, что оно, скорее всего, сохранилось в устной традиции5. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Однако она по-городскому узка. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».

Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета77. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.

Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений5. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. 1434». ). Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Наоборот. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.

По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.

Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки».

Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Однако она по-городскому узка.

Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем)16.

По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. В конце работы художник выполнил также и надпись.

По новой инвентарной записи, сделанной в 1558 году известно, что картина принадлежала уже Филиппу II, получившему её после смерти Марии Венгерской. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом1. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.

Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.

Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «еще одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.

Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк56. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла.

Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи.

Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.

Это особенно заметно по одежде. Однако документальные подтверждения того, что на портрете изображён именно Джованни ди Арриджо, не были обнаружены. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.

после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Сейчас считается, что на картине изображены двоюродный брат Джованни ди Арриджо— Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой имя которой неизвестно. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.

Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.

Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus79. Однако она по-городскому узка. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.

Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.

Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Это особенно заметно по одежде. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка.

Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Любой в обещаниях может стать богатым). При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.

Но восхищает и поражает не это, а удивительно свежий красочный колорит картин и глубокие тона, каких до сих пор не видели даже ни у одного из итальянских художников. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев74.

То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене.

Скорее всего картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Cама формулировка необычна. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном стихотворении Дмитрия Кедрина "Красота": "Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.

Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде.

Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.

Фламандская манера многослойного письма позволяла достигнуть глубины и богатства цвета. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.

Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Это Ян ван Эйк. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.