Портрет Человека Из Фруктов И Овощей

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. У нас есть истории для каждого из них, которые вы можете видеть в их выражениях лиц.

Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.

По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.

Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Самая известная из «овощных» картин Арчимбольдо — портрет императора Рудольфа II. Дата рождения художника неизвестна. После кончины его стиль и формальные эксперименты были забыты, а новый интерес к наследию Арчимбольдо вспыхнул в 1930-х годах. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.

15 малоизвестных 
фактов об удивительных 
портретах Джузеппе

15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо

Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Но император Рудольф II обладал чувством юмора и очень любил розыгрыши — он пришёл от этого портрета в такой восторг, что тут же наградил Арчимбольдо почётным придворным званием. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На воинственное начало указывают и пушки.

На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Хотя в литературе часто можно встретить утверждения, что художника пригласил его давний почитатель — император Фердинанд I, в действительности, судя по архивным данным, своим приглашением в Вену художник обязан Максимилиану II. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.

Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Существует версия, что росписи в церкви св. Существует версия, что Арчимбольдо профессионально занимался естествознанием и сотрудничал на этой почве с У. Альдовранди32.

На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность.

Портреты из фруктов, 
цветов и овощей 
от Клауса Энрике

Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса

Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам.

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.

Свежие лица: художник создает портреты, объединяя творчество с овощами и фруктами

Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.

Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Публиковались и другие работы20. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов.

Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.

Необычные портреты 
из овощей и фруктов 
от Анны Токарской

Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)

Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.

С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.

Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания.

По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Фотограф Эмили Драйден (Emily Dryden) из Нью-Йорка и скульптор Захиде Пиетри (Zahyd Pietri) из Пуэрто-Рико запустили необычный фотопроект «Fresh Faces» (Свежие лица), в рамках которого они создали необычные портреты, объединяя в них творчество с фруктами и овощами. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Так началась мода на картины в стиле Арчимбольдо — их стали называть «арчимбольдесками». Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.

известная картина, 
на которой изображен 
мужчина из фруктов

известная картина, на которой изображен мужчина из фруктов и овощей

«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.

Не каждый художник отважился бы изобразить правителя, сделав ему голову из тыквы, нос из груши, бороду из ячменя и артишока. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).

Портреты из овощей, 
фруктов и цветов

Портреты из овощей, фруктов и цветов

Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.