Портрет Валерия Яковлевича Брюсова

В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.

Опять же, конечно, это были книги модернистов. Что Брюсов делает во второй строфе. В 90-е годы им издан трехтомник «Русский символизм», куда, кстати, вошел знаменитый и вызвавший много насмешек моностих «О, прикрой свои бледные ноги». Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов.

«Внешность Брюсова. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. На одной, на левой половинке в середине страницы была напечатана только одна строка. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника.

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  • Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
  • Описание картины «Портрет Валерия Яковлевича Брюсова»
  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова

Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Выросшая между ними стена отчуждения начала сильно тяготить обоих. Его литературные интересы становятся более разнообразными. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. Хотя впоследствии Брюсов писал в своей «Автобиографии»: «Они (то есть критики – авт. ) насильно навязали мне роль вождя новой школы, maitre de lecole, школы русских символистов, которой на самом деле не существовало тогда вовсе, так как те пять-шесть юношей, которые вместе со мной участвовали в «Русских символистах». Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.

Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Именно этот сборник принес Валерию Брюсову всеобщее признание. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом (таковы были декаденты по фельетонам Новостей дня) – увидел я скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Он тщательно забронировался и показывал мне только свою внешнюю оболочку. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.

Мы уже с вами говорили о том что такое декаданс, декадентство. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Не менее интересен романВалерия Яковлевича Брюсова «Огненный ангел», в котором писатель косвенным образом отразил своеобразное психологическое единоборство Белого с Блоком, а также свои взаимоотношения с Н. Петровской. Волевой, наполеоновский, естественнейший — сосредоточенной воли жест.

  • 135 лет со дня рождения Валерия Брюсова
  • Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
  • Биография Брюсова Валерия Яковлевича
  • Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича поэта
  • Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913

Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446.

Он очень умело действовал. И эти две строчки ему посвящены действительно в любой истории литературы. И вдруг я узнала – да ведь это Брюсов. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. Символизм не должен претендовать на то, чтобы религиозно преображать мир. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Их потом выйдет еще несколько, а первый вышел в феврале 1894 года. В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии.

  1. Валерий Брюсов: жизнь и творчество
  2. Брюсов Валерий Яковлевич, краткая биография и творчество
  3. «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  4. Посвящение «Вечности и искусству»

И за его внимание продолжали бороться начинающие поэты. – воскликнул он. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Но самой его ответственной должностью стало место председателя президиума Союза поэтов.

Стихи навеяны творчеством Игоря Северянина и футуристов. И первый сборник, который он выпустил, который он подготовил, назывался «Русские символисты». Это едва ли не интереснейший человек в России. Скажем, о Хлебникове и Маяковском он пишет высоко и хвалит их стихи. И, надо сказать, что потом все те критики модернистские из среды модернистских поэтов, которые пришли на смену Брюсову, скажем, Гумилев, о котором мы еще будем говорить и обязательно будем еще говорить о Брюсове в связи с Гумилевым – невозможно обойти, так вот Гумилев учился у Брюсова как критик.

В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Убедившись в невозможности этого, поникший, с потухшими глазами, поэт посетил своего старого друга Волошина, некоторое время гостил у него и специально для хозяина написал стихотворение, которое назвал «Максимилиану Волошину».

  • Корреспондент, переводчик, профессор
  • Исторические романы и концепции
  • Творчество поэта между двумя революциями
  • Интересные факты из жизни Брюсова
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Основные черты творчества Брюсова
  • Творческий дебют и первые сборники
  • Литературное окружение и прочая деятельность

Так исполняется его юношеское стремление «быть первым», которое открывало путь к тому, чтобы «стать великим». Они издают этот сборничек «Русские символисты» – сборник, который вызвал переполох в литературной среде, сборник, после которого некоторое время Брюсова, рациональнейшего человека, будут сопровождать обвинения в сумасшествии: забрать в желтый дом идиот. М., 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража». Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Валерий Брюсов не был скромен. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. Однако говорить о нем, как о живом явлении, наверное, не приходится.

Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Это не случайно. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир».

Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. Это потом окажет влияние на всех совершенно поэтов после Брюсова. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. В раскосости и скуластости – перекличка с Лениным.

  • Литературно-историческая и переводческая деятельность
  • Педагогическая и культурно-просветительская работа после Октября
  • Георгий Адамович о Валерии Брюсове
  • Анализ стихотворения «Творчество»
  • Коллективный сборник «Книга раздумий»
  • Поэт в России – больше, чем поэт

– это еще вопрос. В 1894-1895 годах он издает сборник стихов «Русские символисты», составленный в основном из своих произведений и произведений еще нескольких молодых поэтов. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».

Позже город из утопического идеала превращается в квинтэссенцию бреда и грохота. Но сам Валерий Брюсов очень настороженно отнесся к этому разрыву и решил подстраховаться. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив.

  • Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики
  • Концепция истории и исторические романы
  • Историко-литературная и переводческая деятельность
  • Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октября
  • Декадентство: классик символизма

Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Такие молодые люди торговали галантерейными товарами на Сретенке». Там Брюсов создал новый цикл любовных стихотворений. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 16 дней.

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

В 1894 году, в конце лета Брюсов делает второй выпуск «Русских символистов», в котором уже десять авторов печатают по пять стихотворений. Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. Все перипетии сюжета разворачиваются на фоне жизни средневековой Германии XVI века. Чулков. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Может быть чуть-чуть только упрощая, можно сказать, что в Москве это была главная фигура, если говорить о модернистах, если говорить о декадентах. К тому же в это время Валерий Брюсов уже начал писать стихи.

В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Однако об этом можно только догадываться. Но все-таки он переборол себя. Молодые люди быстро сблизились и старались больше времени проводить вместе, наслаждаясь обществом друг друга. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов) любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года.

Я жил и поступал так, что оправдать мое поведение могут только великие деяния». Глаза горят, ребра втянуло, грудь провалилась. Брюсов очень умно вел политику издательства. Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто ослепительно).

Брюсов и в этом, может быть, отчасти причина его малой популярности сегодня, его символизм во многом был головным. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству». Однако очень скоро он завоевал расположение товарищей своим умом и талантом рассказчика. Говорят, ночами охранники музея видят привидений и от страха увольняются. Усы – как клыки, характерное французское en croc (закрученные кверху).

При негодности данных – сильнейшее данное (не дано, дан). Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60. Это потому, что они были неделями счастья. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. Он вписывал себя и символистов в западный фон.

Сидит поэт. Мы еще будем об этом довольно много говорить. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов. Произошло это на одной из литературных встреч у общих знакомых.

Дальше мы увидим, что младосимволисты как раз делали ровно противоположное. Это касается самых-самых разных областей. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой.

Опять это исходит, наверное, от рационального устройства его личности, он замечательно умел не просто говорить «это плохо», «а это хорошо», «а это не очень хорошо», а он замечательно умел расписывать, он умел объяснять почему это хорошо, а почему это плохо. При этом он допускал возможность своей гибели, будучи частью старого мира («Грядущие гунны»). Теперь он объявляет декадентство «путеводной звездой в тумане» и становится вождем нового направления в литературе.

Символизм в России был признан существующим. Говорил этот гостинодворец, однако, очень изысканно, высокопарно, с отрывистой и гнусавой четкостью, точно лаял в свой дудкообразный нос и все время сентенциями, тоном поучительным, не допускающим возражений. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года.

Все время у меня на язык сегодня слова из современного лексикона. Сам Брюсов, немножко играя, объяснял, что речь идет о ногах Христа. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты». 13 декабря Валерию Яковлевичу Брюсову (1873 – 1924) исполнилось 135. Стихи 1912–1915гг» (М., 1916), «Последние мечты» (М., 1920), «В такие дни. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904).

Это была традиция, с которой они могли работать. Он не хотел ни одну тему оставить обойденной. Адамович, с которого мы начали, учился у Брюсова как критик. В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

«Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. В гостях у Волошина Брюсов опять встретился с Андреем Белым и провел с ним много времени. За окном луна. Воспоминания).

«А этим вождем буду Я. Да, Я. ») и оторванности от мира (сборники Chefs doeuvre, Me eum esse) до историко-мифологической (Tertia Vigilia), а затем урбанистической поэзии. Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. В этом было даже что-то ребяческое. Прекрасно играл в винт и преферанс интересовался спортом изучал языки (он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести его произведения). В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». В тот же период он написал труд, посвящённый решению проблем стиховедения.

Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Но он. А кроме того, у него было еще одно свойство важное, как у критика, он не был критиком-импрессионистом. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 16 дней, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма. В общем-то, он имел на это право. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе.

Брюсов часто хворал, вечера проводил дома, работа его быстро утомляла: лежа на диване, он запоем читал романы Купера, Дюма, Эмара». Но однажды она увидела перед своим окном силуэт странного человека. 33. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40.

Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Новый поэтический предмет требовал нового языка. В молодости он записал в своем дневнике: «Юность моя – юность гения. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Это был момент славы, которого он так долго ждал, лучшая пора в его жизни.

Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Любая другая литература в семье была разрешена, вот таким образом молодой Брюсов поглощал все подряд: от произведений Жюля Верна до бульварных романов. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все.

Вот, собственно говоря, что мы видим в первой строфе. Брюсов являлся и членом Моссовета40. В это время появляется первая проза Брюсова. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. И коммерчески, между прочим, «Скорпион» был довольно удачным издателем.

Стояла, не шевелясь, совсем реальная и пристально, злобно-насмешливо смотрела на меня. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Можно употребить такое слово «менеджер». В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Потом Валерий заведовал отделом московской библиотеки при Наркомпроссе. Годы странствий).

В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Перешла в католичество. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Вообще, корректное чтение предполагает, что мы забываем все современные значения слов и за значением каждого слова лезем в словарь того времени, так как вот слово «киоск», которое привычно для нас как киоск, в котором продают, например, газеты – газетный киоск, в то время не имело этого значения или оно было периферийным, а главным значением слова киоск было «беседка». Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52.

Пила. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Однако он до конца своей жизни любил на досуге решать математические задачи. Брюсову будто бы были ведомы какие-то великие тайны творчества и жизни. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. Кстати, Ереванский пединститут носит имя Брюсова.

Прошло несколько недель. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Он – автор исторических романов и фантастической прозы. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые».

Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. И слова Адамовича, с которых я начал, справедливы. Познакомясь с Брюсовым, когда он был еще студентом, я увидел молодого человека, черноглазого, с довольно толстой и тугой гостинодворческой и скуласто-азиатской физиономией. Кстати, к его девяностолетию в СССР выпустили юбилейную марку. Это была крепкая хватка, волевая и судорожная. Особенно примечательны те слова, которые он написал в пятой и шестой строках: «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно». И, таким образом, Брюсов решал две задачи. 27 марта 1903 года Брюсов читает лекцию, а потом это выходит статьей.

В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Топорная внешность, топором, а не резцом, но крепко, но метко. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Поэт принял новую власть и стал во главе Комитета по регистрации печати.

И для Брюсова это стало важнейшим событием. Действительно, Брюсов очень многих рекрутировал в русский символизм. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.

И сам он говорил о себе, что он рожден быть вождем декадентства в России. Оно сверхпродуманное, сверхрациональное. Стихотворные сборники «Chefs doeuvre» («Шедевры». Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова.

В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). А через год скончался от крупозного воспаления легких. Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38. При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства».

Просветительская деятельность поэта не ограничивалась только чтением лекций. Разумеется, мальчик, за неимением более подходящих для его возраста игрушек, вынужден был довольствоваться имеющимися, экспериментируя с ними, что нередко приводило к печальным последствиям: сожженному ковру изрезанным простыням, сломанной мебели. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 16 дней. У него было свойство, которое редко бывает у критиков.

Последний возглавлял редакцию журнала «Русский архив». После ее смерти Брюсов написал два сборника «Стихи Нелли» (1913) и «Новые стихи Нелли» (1914 – 1916) от имени городской куртизанки. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников).

Сам в своем дневнике он говорил позже: «Это было целое откровение для меня». На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». бойких фельетонистов». С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. Он был законодателем поэтических мод.

Единственное, чего не терпел Брюсов, были проторенные дороги. Недаром акмеисты потом попытаются сделать его своим союзником. Это становится одним из главных текстов раннего символизма. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Повесть IV века» (1911–1912), «Юпитер поверженный» (опубликован в 1934) повести «Обручение Даши» (1913), «Рея Сильвия» (1914), «Моцарт» (1915) сборник рассказов «Ночи и дни» (М., 1913) пьесы «Путник» (1911), «Протесилай умерший» (1913), «Диктатор» (1921). И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Его знакомые поэты тоже прекрасно знали об этой его особенности, говоря, что он «скорбь венчал сонетом иль балладой». Мы очень часто читаем глазами сегодняшнего человека.

Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47. И не только символизма или перевода, но и стихосложения. Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). И осталось понять что такое эмалевая стена.

«Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова. Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Конец личности, как и конец поэмы о ней, – смерть.

Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов).

У Брюсова была роковая внешность: горящие глаза, декадентская бородка, смоляные усы. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста). В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств.

Он был признанным поэтическим мэтром. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 16 дней. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение.

По сути, это издание представляло собой центральный орган русского символизма. Его вид поколебал мое представление о декадентах. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. Зрелость и дряхлость ума при странной молодости». Слова вылетали с как бы припухших губ.

Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Всегда должен был быть вот этот фон. Образование мальчика родители старались дать наиболее рациональным. Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы.

В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года.

Может быть в силу своей некоторой холодности он умел быть объективным. («Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике). Он не выносил только плохой поэзии. Какая широкая нижняя губа. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее).

один поэт, другой третий, четвертый, пятый. Сборник рассказов и драмы «Земля», «Зеленая ось» (М., 1907). Руки вдоль тела – не Брюсов. Я учился в гимназии с его младшим братом. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало».

В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Ходасевич говорил, что все это выдумано, ничего этого не было, а это просто было заполнение ниши. Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Не таяло постепенно, нет, а исчезло вдруг, сразу, точно захлопнулась какая-то заслонка». Еще раз повторяю.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По дальнейшим поэтическим сборникам – «Это Я», «Романсы без слов», «Шедевры» – можно сказать, что Валерий стал не только последователем символизма, но и организатором-пропагандистом данного движения. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). «Огненный ангел» вызвал изумление даже у самих немцев. Звуки нельзя чертить.

Да, он любил Нину, но поэзия – это госпожа, которой он будет служить всю жизнь. Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. история от самой древности. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Глаза с тяжелыми-тяжелыми веками, упорно злые, не отрываясь, пристально смотрели на меня.

Не таков Брюсов. Это замечательно показано на потрете главного художника-модерниста – на портрете Врубеля, которому Брюсов позировал: он вождь, он стоит в такой позе со скрещенными руками, как Петр I стоит «на берегу пустынных волн», создавая Петербург, вот Брюсов так же стоит, смотрит и мы можем представить как у его ног войска колышутся. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 16 дней. В 1899 году он возглавил издательство «Скорпион», которое поставило перед собой задачу объединить всех людей «нового искусства». Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 16 дней его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Стихи 1903–1905гг» (М., 1906), «Все напевы» (М., 1909), «Зеркало теней» (М., 1912), «Стихи Нелли. Основным, то есть особо характеризующим Брюсова, была собранность, скованность. Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Помимо поэтических достижений на его счету огромный вклад в переводческую школу.

Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма».

И предположим перед ним растение – латания в горшке. Приглядываюсь и вижу, что это совсем не губа, а острый кончик языка. Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Это замечательно сделано.

Он дал нам пример трудолюбия, точности, добросовестности. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Романы «Гора Звезды» (1895–1899 опубликован в 1975), «Огненный Ангел» (М., 1908 2-е изд., доп., М., 1909) «Алтарь Победы.

Таким образом, я оказался вождем без войска». Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Интересныисточник не указан 16 дней брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ).

В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. В них была угрюмость и злоба. Тишина не может звучать, а у Брюсова она звучит.

По-новому определяется и его взгляд на творчество. Может быть, он сидит в полусне некотором: «Колыхаются во сне». Валерий стал известен как мэтр русского символизма. В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. Всем своим детям, в том числе и Валерию, родители дали блестящее образование. Активный деятель, работающий в издательстве «Скорпион» и журнале «Русский архив», а также корреспондент английского журнала «Athenaeum», Валерий Брюсов оказался на пике популярности. И аккуратность у него, в его низкой комнате на антресолях, была удивительная» (И.

В доме, где он умер, сейчас музей Серебряного века. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Довольно простой оксюморон. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник. Они считали, что весь мир должен быть религиозно преображен с помощью языка.

Его отец был довольно преуспевающим торговцем. На самом деле опять восемь авторов были созданы самим Брюсовым. Дальше он продолжал писать стихи, он продолжал свою деятельность. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева.

Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Дальше строфа: «И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне» Здесь необходимо одно уточнение сделать. Он писал для них стихи. Однако эта разлука совсем не способствовала творческой деятельности, а потому к написанию своей новой работы, трактату «Ключи тайн», Брюсов приступил только после возвращения на родину. Гордая голова с клином черной бородки и выступающими скулами была закинута назад. Он был весьма заметной фигурой на литературном небосклоне. Фигура стояла во весь рост и лицо было чуть более натуральной величины.

И, собственно говоря, участников этого сборника было двое. Одним летним вечером 1902 года Валерий Брюсов вписал в свой дневник несколько новых строчек, пронизанных столь несвойственной для него теплотой к другому человеку: «.

магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт. Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты. Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова).

Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Брюсов являлся и членом Моссовета.

М., 1903), «Etefauoz. Звуки, которые чертят. А рот – какой странный рот. Такие губы называют чувственными, – пожалуй, на сей раз эпитет был бы по существу.

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Необычность, новизна мысли или образа, оригинальность формы – вот что для Брюсова было необходимостьюЧувствую потребность подчеркнуть еще одно примечательное (и для многих, вероятно, неожиданное) качество Брюсова. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. В другой раз он давал другое какое-то объяснение. Кроме «Огненного ангела», Брюсов написал большой исторический роман «Алтарь победы» и его продолжение – «Юпитер поверженный».

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где, кстати, обучался вместе с другим известным однокурсником— историком литературы Владимиром Саводником. Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895). », 1903)39. Будущему поэту удалось окончить его с дипломом 1-й степени.

В 1918 году Брюсов издал «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам», где активно использовал фигурные стихи, замысловатые окончания строк и т. д. Но, конечно, самое главное для Брюсова было здесь подразнить гусей, раздразнить читателя. Однако даже общество милого сердцу ребенка не смогло возродить Брюсова к жизни. Можно сказать, что 1894-1895 – это годы, когда началась творческая биография Брюсова. Надо сказать, Брюсов был страшно обижен на эту пародию. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 16 дней (см.

В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Она замыкала и строгие мысли и девическую застенчивость. Он старался дать объективную оценку фактов в русле мировых событий. На лице, в позе и голосе поэта был такой порыв, раздражение и возмущение, что Анна Петровна поняла, почему у нее не получалось отобразить в портрете истинный характер поэта – «хотя я изображала его с глазами, смотрящими на меня, они были закрыты внутренней заслонкой и как бы я ни пыхтела над портретом, я не смогла бы изобразить внутренней сущности Брюсова.

Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. Брюсов сам много экспериментировал: использовал неточные рифмы, длинные размеры (12-стопный ямб и 7-стопный хорей без цезуры), строчные логаэды с их чередованием строк разного метра. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Валерий Брюсов был к тому же теоретиком.

Впрочем, довольно долгом начальном периоде. – скрещивать руки. Бунин. В архиве РГБ, Российской государственной библиотеки сохранился архив Брюсова. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 16 дней. Статья в «Вестнике Европы» была опубликована в 92 году и уже через год, 4 марта 1893 года Брюсов вносит в свой дневник еще одну запись, где он говорит о том, что его путеводной звездой в тумане будет отныне являться декадентство.

Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). В «Весах» Брюсов опубликовал ряд программных теоретических и критических статей, а также рецензий и заметок о русских поэтах.

Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Последней вспышкой творческой активности Брюсова стала его поездка в Крым летом 1924 года.

Широта охвата ценимой Брюсовым поэзии была беспредельна. Вот он их чертит и дальше возникает, продолжается та же самая игра – «в звонко звучной тишине». Эта тема была не затронутой и вот Брюсов ее заполнял. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Эмалевые стены были у печей.

Брюсов не был очень умен от природы, но был бесконечно образован, начитан и культурен. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 16 дней. Он начинает переводить символистов и подражать им.

Они Её слышат. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). И вот он продолжает, он углубляет эту фантазию. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы).

Уже ночь. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Он был рожден, может быть, для сверхрациональных стихотворений.

Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Но вместе с тем для всего нового уже были у него, этого дерзателя, разрушителя, жесточайшие, непоколебимые правила, уставы, узаконения, за малейшее отступление от которых он, видимо, готов был тоже жечь на кострах. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою») и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком».

Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры».

Книги стихов 1900-1909 годов – «Третья стража», «Городу и миру», «Венок», «Все напевы» – связали антиномичную ориентацию его произведений с традициями французского «Парнаса», который отличался словесной пластикой, твёрдыми стиховыми и жанровыми формами, а также склонностью к экзотике и мифологическим историческим сюжетам. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). В «Сны» Валерий включил произведения армянских и латинских поэтов, а также разные стилизации стихотворных форм, от японской танки до алкеевой строфы. Но это сработало. Брюсов происходил из крестьянско-купеческой семьи (отец, правда, публиковал стихи, мать – из рода Бакулина, поэта-баснописца), обладал потрясающей эрудицией и академизмом.

Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Усы нападчика, шевелящиеся в гневе. Форма головы – конус, посадка чуть кверху, взирание и вызов, неизменное свысока. В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы.

М., 1924). За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. То есть Брюсов попытался создать ощущение, что вот и у нас в России тоже есть символизм. Это строка «О закрой свои бледные ноги», которая вызывала немедленно вой критики, кучу подражаний. Стихи 1919–1920гг» (М., 1921), «Миг. Свои любовные романы Брюсов мистифицировал.

Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 16 дней: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). Об этом сразу стали говорить. Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 16 дней и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53.

Он практически возродил жанр исторического романа, который будет блестяще продолжен в творчестве другого символиста – Д. Мережковского. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Причем в каждом из этих поэтов можно угадать на кого Брюсов ориентировался.

При этом сразу нужно отметить одну вещь, на которую можно смотреть двояко. Вот он – отброшенный ключ. был у меня Бугаев, читал свои стихи, говорил о химии. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году.

Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. / Путь труда, как путь иной (Работа). меж тем как этот Кормщик, Зеленая Звезда, этот Тайный Рыцарь Жены, Облеченной в Солнце был сыном мелкого московского купца, торговавшего пробками, жил на Цветном бульваре в отеческом доме и дом этот был настоящий уездный, третьей гильдии купеческий, с воротами, всегда запертыми на замок, с калиткою, с собакой на цепи во дворе. О писателе говорили, что он «ходячая энциклопедия», о его знаниях и образованности ходили легенды.

Они очень четко просчитывали, чтобы тираж все-таки продавался. Байрон, армянские поэты, античные авторы и др. ). Брюсов говорит о том, что книга стихов – это абсолютно особый жанр. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он был одним из самых популярных русских символистов – может быть только Бальмонт был более популярен, чем он – в начале 1900 годов. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник».

По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14. Но как страшно он изменился. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Ты вознесла меня к зениту моего неба. Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. Его первая любовь и муза Елена Краскова умерла от черной оспы.

(Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо. Ему нужна была маска мэтра. Возможно, в какой-то момент поэту и удалось бы переубедить возлюбленную, но в одном из разговоров с ней он произнес фразу, которую женщина восприняла как последний удар по ее чувствам: «Во имя поэзии – я, не задумываясь, принесу в жертву все: свое счастье, свою любовь, самого себя». Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Вот Брюсов так не считал, а И действительно в Брюсове поражает разнообразие его тем. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза).

В 1897 году Валерий Брюсов женился. «В первое мгновение я подумала, что вижу сатану. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14.

Советы вообще хорошо его приняли – Брюсов работал в различных советских учреждениях, а в связи с пятидесятилетием получил грамоту за многочисленные заслуги перед всей страной и с «благодарностью рабоче-крестьянского правительства». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. В 1896 году молодой человек женился на Иоанне Рунт, которая стала его верной помощницей (а после смерти – издателем наследия и хранителем архива). Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». Переводы Верхарна, Эдгара По, Роллана, Метерлинка, Гюго, Байрона, Уайльда и пр. За свои полвека он успел многое. Брюсов солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. По Брюсову это не есть задача символизма.

Современники не очень любили Брюсова: попрекали его загубленными женскими судьбами, обзывали «конфузливо молодящимся», кто-то не мог простить его послеоктябрьское устройство. Сергей Прокофьев написал на роман оперу.

Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Впрочем, Брюсов и раньше относился к ним довольно критически – для него с ранних лет единственным кумиром был Пушкин. В остальном он умел как никто переключаться из одной поэтической атмосферы в другую. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). В это же время издательство «Скорпион» выпустило потрясшую общественность книгу Брюсова, которая называлась «Третья стража».

Однако он это сделал, после чего от него отвернулись многие близкие друзья. С посвящением Валерия Брюсова» (М., 1913), «Семь цветов радуги. Во 2-й половине 1890-х существенно расширился круг связей Брюсова в литературном мире (знакомство с Ф. К. Сологубом, К. М. Фофановым, Н. М. Минским, К. Д. Бальмонтом, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, К. К. Случевским и др. ). В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством41. Какой. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом.

Стихи 1920–1921гг» (Берлин Пг., 1922), «Дали» (М., 1922), «Меа» («Спеши». С другой стороны, он просто знакомил читателя с новейшей западной литературой. Ходасевич, о котором мы уже говорили, как раз вспоминает, что у Брюсова стояли на окнах эти латании. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Я думаю мы сейчас с вами легко это поймем. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ).

Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23. Так есть».

Невозможность изгиба (невозможность юмора, причуды, imprevu (неожиданность)– всего, что относится к душевной грации). Так продолжалось 2–3 минуты.

Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Первый свой поэтический сборник Брюсов назвал «Шедеврами». Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Потом – чик и все пропало. Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве.

Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность. Присмотревшись повнимательнее, она в ужасе вскрикнула.

Но за свободомыслие и атеистические взгляды в 1889 году гимназиста Брюсова отчисляют. Революцию 1905 года русский поэт воспринял как неизбежное разрушение культуры прошлого. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). От воспевания Города – к предчувствию забвения и краха, к гражданской лирике и теме любви как религиозного таинства (Urbi et Orbi). Каких-то шагов они не совершали, уж совсем эпатажных, но на этой грани все время балансировали. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.

Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Все формы вытянулись и углубились. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты).

Не пропало даром также увлечение Брюсова историей. Ну и название «Творчество» подсказывает как мы должны читать это стихотворение. Нину Петровскую, стрелявшую в бывшего своего возлюбленного Андрея Белого, а затем сошедшую с ума в эмиграции, Брюсов изобразил в романе «Огненный ангел» под именем Ренаты. И это сработало, так как поэты, которые начали писать стихи, ознакомившись с этим сборником «Русские символисты», получили образцы, которым они могли подражать.

Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства)– да здравствует только новое и долой все старое. В 1894 году выходит главная книга Поля Верлена, может быть, самого лучшего, самого интересного среди символистов, «Романсы без слов», переводит которую тоже Брюсов. В 1885 году в одиннадцатилетнем возрасте он начал обучение в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, причем сразу во втором классе. «Нужна краткая песнь, которая. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). И дальше Брюсов делает очень простой, во всяком случае для нас, привыкших к чтению модернистских стихов, для современников это не так, они не были к этому привычны, он делает очень простой ход.

Готье, О. Уайльд, М. Метерлинк, С. Малларме, П. Верлен, Э. По, Э. Верхарн, И. В. Гёте, Дж. Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Вспоминая эту поездку, он говорил своей возлюбленной: «То была вершина моей жизни, ее высший пик, с которого, как некогда Пизарро, открылись мне оба океана – моей прошлой и моей будущей жизни. Он опубликовал статью о путях развития литературы, создал историческую антологию под названием «Сны человечества», описав в ней все формы облечения человеческой лирики. Либо перо, либо крест. Он был гениальным, замечательным менеджером.

Что было с Брюсовым дальше. М., 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру». По Брюсову, революция была неминуема. Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д.

Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова— всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. С большим энтузиазмом он взялся сам преподавать в новом институте, где вел семинар поэзии. И ты дала мне увидеть последние глубины, последние тайны моей души. Он высунут и дразнит меня. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке.

стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Он читает лекцию, которая называется «Ключи тайны», где он объясняет что такое символизм в его понимании. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Как видим, это стихотворение не просто продуманное. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».

Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». И, кроме того именно к этой книге Брюсов пишет предисловие, которое становится программным текстом русского символизма. «Ни разбросанные, как попало, кубические линии лица, ни несколько заспанные, но всегда просверливающие глаза, ни намеренная эластичность движений (он написал о себе, что он потомок скифов, как же можно было после этих строк потерять гибкость и упругость. ), – ничто из этого не было самым существенным в Брюсове.

Критики всегда отмечали, что его стихи и проза почти целиком историчны. Брюсов был первым переводчиком Верлена, он также перевел «Фауста» Гете и «Энеиду» Вергилия, не говоря уже о менее грандиозных вещах вроде стихов армянских поэтов. Поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед (теория стихосложения исследования о творчестве Пушкина – более 80 публикаций), переводчик, литературный и общественный деятель. И в 1900 году вместе с богачом, своим другом Сергеем Поляковым он создает главное символистское издательство «Скорпион», которое располагается в Москве и которое печатает два потока книг.

Это были очень разные авторы. В отчаянии, не зная, как еще убедить любимую, Брюсов говорил: «Я живу – поскольку она (поэзия) во мне живет и когда она погаснет во мне, умру». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. Самым интересным для нас будет разворот этого сборника «Русские символисты». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм».

Первые три сборника вышли под названием «Русские символисты». В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей».

Впоследствии Белый вспоминал: «Мы провели с ним дней десять в уютнейшем доме поэта М. Волошина, передо мной прошел новый Брюсов, седой и согбенный старик, неуверенно бредущий по берегу моря и с подозрением поглядывающий на солнце. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Всё началось с публикаций политических обзоров в издании «Новый путь».

/ Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. Венок. И такой реакции, хотя он сам ее отчасти провоцировал, такой реакции он не ожидал и даже в течении некоторого времени он думал распустить символистов, чтобы перестать писать символистские тексты.

Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». С Лейбницем Брю-сова во многом сблизила математика. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»).

Так, при написании «Огненного ангела» Брюсов изобразил себя положительным героем, а вот Андрея Белого, отношения с которым в тот момент у него были достаточно прохладными, – королем Генрихом, присвоив ему характер и внешность прототипа: небесно-голубые глаза, золотисто-русые волосы, прекрасное лицо и изящное тело. В 1896 году он написал еще одну книгу стихов, в которой господствует, в которой главным является другой символизм – не тот символизм иррациональный, который он пытается создавать в сборнике «Русские символисты», а символизм так называемого парнасского типа, то есть французские символисты и предсимволисты – очень важные для него поэты: Леконт де Лиль – холодный и более близкий, наверное, более органичный для самого Брюсова. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Он. Один был русским Малларме, другой – русским Рембо, третий – русским Верленом.

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. В 1904-1909 годах Валерий занимал должность редактора в журнале «Весы». др. )14. Также на протяжении всей своей жизни Брюсов делал художественные переводы (Т. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. Мне знакома каждая черточка этого лица, но какая перемена.

Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). А еще Валерий Брюсов собирал почтовые марки. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). относились к своему делу и к своим стихам очень несерьезно.

«Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине» Собственно говоря, Брюсов уже начал из мира реального – латаний – творить свою фантазию – «лопасти латаний на эмалевой стене». Это были другие авторы, это был Метерлинк.

С другой стороны, у «Скорпиона» была, даже если смотреть по сегодняшнему дню, очень хорошая серия зарубежных книг. В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок. Длинный большой нос, высоко отросшие волосы, когда-то подстриженные ежиком.

Организатором русского модерна, редактором главного символистского журнала «Весы» и воспитателем целого поколения символистов. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. Брюсов кидался на все и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно. И сам он любил казаться загадочным. Волк, да еще голодный, рыщет и ищет, кого бы разорвать».

М., 1895), «Me eum esse» («Это – я». Первое, негибкость, негнущесть, вплоть до щетиной брызжущих из черепа волос (бобрик). Он занимался ею так серьезно, что даже собирался посвятить этой науке всю жизнь. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма».

В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством.