Портретный Очерк Шаляпин Федор Иванович

Помогите пожалуйста портретный очерк Фёдора Шаляпина

Чтобы привлечь зрителя, приходилось большую часть билетов распространять бесплатно. 14 Шаляпин рисует. 1952. 2 Самойленко Н. Как хоронили Шаляпина // Дон. 7 Арго (Гольденберг А. М. ).

Осенью 1899г. 22 Перепелкин Ю. История большой дружбы // Театр. 1917.

10), М. Анцев (Романсы. оперных т-ров. 11 Коллар В. "Шаляпинская школа" // Муз. 1960. В них Кустодиев воспевал Русь, русскую землю. На просторной заснеженной площади кипит веселый праздник широкой масленицы. Обширный репертуар певца (св.

помогите с портретным 
очерком Шаляпина

помогите с портретным очерком Шаляпина

— M. : Academia, 1936. жизнь. В начале 1890 работал статистом в драм. 1962. 1968. музыка.

Гордость русского искусства // Муз. опереточной труппы Г. Любимова-Деркача, в дек. — Пг, 1922 Немирович-Данченко В. И. Кн. 2 Грановский Б. Письмо Ф. И. Шаляпина о "Борисе Годунове" // Сов.

Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. 1948. —М., 1957, 3-е изд. 1964. жизнь. В 1927 году советское правительство лишило звания народного артиста.

1964. Не смотря на то, что Шаляпин изображен надменным, я считаю, что он трепетно относится к своим поклонникам, уважает каждого человека, ведь в каждом из нас скрыт свой талант. Что хранится на улице Графтио. 17 Их же. музыка. арт.

картина в 1 д. ), В. Турин ("В тюрьме"), А. Чернявский ("Под душистою рябинушкой", песня " У колодца"), А. Черный ("Кручина", песня), Н. Шипович ("У моря". Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. жизнь. 6 Штраус Ю. Шаляпин в Харбине // Муз. Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов // Сибирские огни.

Т. 1. 7 дек. 24 сент. (17)А больше всего он радовался, даря какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку.

1893 в партии Рамфиса в Тифлис, опере (антр. Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. 1 окт. Яркий, лубочный пейзаж, - это ярмарка. Воспоминания о русских художниках.

10 мая То же//Судоходец (Н. (26)Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. И. Шаляпин. Письма Шаляпина к Горькому // Красноармеец. В. Любимова и В. Форкатти).

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. 10 Бибик А. Два концерта// Театр. С 1896 Ш. поет на Имп. Красивый и гибкий голос, редкое художественное чутье, вдумчивое изучение и самобытное толкование исполняемого, поразительный драматический талант в связи с превосходной дикцией, — все это дало возможность Ш. создать — особенно в области русской музыки — ряд ярких и оригинальных оперных образов, среди которых выдаются Грозный ("Псковитянка"), Сальери ("Моцарт и Сальери"), Годунов ("Борис Годунов") Мельник ("Русалка"), Мефистофель ("Фауст") и др. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. С. 165— 198 Грошева Е. Шаляпин в Болгарии // Сов.

1968. — Горький, 1968. (27)Я определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с лёгкостью, а они слушаются. Это художественный портрет.

Помогите с портретным 
очерком Шаляпина

Помогите с портретным очерком Шаляпина

сезоны" С. Дягилева, 1908, 1909, 1913 т-р "Гете лирик", 1911 "Гранд-Опера", 1912, 1924, 1925 "Театр Елисейский полей", 1931 "Опера комик", 1931, 1932, 1935), Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1908, 1930), Брюсселе (т-р "Де ла Монне", 1910), Лондоне ("Рус. 5 2) Я. Сибелиус — М. Фивейский ("Грустный вальс". 1969. жизнь. — М., 1957—58 Долинский M., Чеpток С. Малоизвестные портреты Шаляпина//Смена.

мастерства у известного трагика М. Дальського. 1978. 1966. 21 Исаева В. И., Шалагинова Л. М. Редкие фотографии Шаляпина//Сов. 1902. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.

— Л. М., 1947 Его же. певицы и педагога Бертрами подготовил партию Олоферна. 1 Любимов Л. Последние годы Шаляпина//Там же 1957. Но всё это вдали, внизу, мелким планом. 5.

1957. Неоднократно принимал участие в спектаклях для рабочих, красноармейцев, школьников. 12. Ваятель жеста // Театр. Соч.

В соавторстве они написали картину «Заседание Государственного Совета». 4 Его же. 1968. Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчего портрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших у Кустодиева. 1948.

помогите пожалуйста 
портретный очерк 
Фёдора Шаляпина

помогите пожалуйста портретный очерк Фёдора Шаляпина

Только в СССР он не приезжал никогда. музыка. 2 Мамонтов В. С. Соч. 17-ти лет Ш., певший раньше в архиерейском хоре, поступил в Уфе в опереточную труппу, где ему скоро стали давать и партии-соло (Неизвестный в "Аскольдовой могиле") затем в качестве певца и отчасти танцора изъездил с малороссийской труппой Деркача Поволжье, Закаспийский край и Кавказ, причем 1892 попал в Тифлис. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Ц. Кюи.

оперетты (антр. комическая опера и оперетта). 1961. О Федоре Шаляпине // Дон. 1969. Кн. в сезоне 1894/95 — в петерб. 10 Безыменский А. Орфей в аду/ / Знамя.

Вопрос: помогите 
пожалуйста портретный 
очерк Фёдора Шаляпина

Вопрос: помогите пожалуйста портретный очерк Фёдора Шаляпина

музыка. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для "Вражьей силы", . Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. В 1919г. — М., 1950.

Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. 1909, Монте-Карло), Дон Кихота ("Дон Кихот" 6 (19) февр. — СПб., 1914 Соколов Н. Поездка Ф. И. Шаляпина в Африку. Обладал красивым дискантом и с девяти лет пел в церковных хорах (в т. ч. в хоре регента И. Щербинина), где обучался муз. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Затем Ш. перешел на сцену императорской русской оперы в Москве, где пользуется громадным успехом. Все трое замедляют шаги и с восхищением и любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое.

и письма: Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина) // Летопись. См.

С сент. Опере С. Зимина и петерб. — М., 1946 Никулин Л. Последняя роль Шаляпина. музыка. Как всегда никто не поможет. В 1890 г. он поступил в Уфе в хор труппы Семенова-Самарского.

Е. А. Грошева. В 1922 году в последний раз выступил в Петрограде. музыка.

  • Портрет Федора Ивановича Шаляпина
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  • Интересные сочинения по картинам
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Сочинение по картине "Портрет Федора Шаляпина"

7 5), Ж. Ибер ("Песня герцога", "Песня Дульцинее", "Предсмертная песня Дон Кихота", "Прощальная песня Дон Кихота" из кинофильма "Дон Кихот"), Е. Кашперова ("Альбатрос", 1912), Ф. Кенеман ("Как король шел на войну". Эти слова служат «опорной сеткой» системы семантических и грамматических отношений в порождении текста. яз. ) Кокане В. Последние гастроли Шаляпина // Театр.

1922 в последний раз выступил в России (на сцене петрогр. 1962. К этим первым зарубежным гастролям Шаляпин готовился с большой тщательностью: занимался итальянским языком, продумывал костюм и образ.

  1. Шаляпин, Федор Иванович в книгах

8 1 "Ходит смерть вокруг меня". А. Гозенпуда: Певец на оперной сцене // Сов. газета.

Соч. 1969. Иван Бунин о Федоре Шаляпине // Дон. 7 7 "Фантазия". (34)И горечь жизни забудешь, будто все заботы и тягости с тебя спали и только сердце поёт от радости. 8 Музей Ф. И. Шаляпина // Музеи и архитектурные памятники Горьковской области. Лит. : Торжество Шаляпина в Италии // РМГ.

жизнь. 12 1), О. Стуковенко ("Пленник". франц. Он осел во Франции.

Работа Кустодиева обильно декорирована. 11 Шаляпина И. Из семейного альбома. Соч. 1970. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. 1953. Чем нарушил этикет.

Портрет Федора Ивановича 
Шаляпина

Соч. О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали и пишут чаще. Соч. С сент. ". Э. Старк), Филипп II, Лепорелло ("Дон Жуан"), Дон Кихот ("Посмотрите на его фотографию в дон Кихоте — и вы увидите в этих отрешенных от действительности глазах, в этой истощенной фигуре одухотворенного борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же вдохновенного, сколько и смешного. эскиз. В 1918 худож.

6 Кунин И. Выставка "Русский оперный театр и Ф. И. Шаляпин" // Сов. в 1873 г., сын крестьянина Вятской губернии. 1964. Ему пришлось выдерживать нападки пролеткультовцев, относивших оперу к пережиткам прошлого.

оперы, 1898, 1899, т-р сада "Аркадия", 1901 Новый летний т-р "Олимпия", 1904, 1905, 1906 Большой зал конс., 1909), Казани (1899), Одессе (1899, 1902), Николаеве (1899), Кисловодске (1899, 1904), Тифлисе (1900), Баку (1900), Москве (летний т-р сада "Эрмитаж", 1901 летний т-р "Аквариум", 1906). жизнь. правда. С. 247 Залкинд Г. Рисунки Ф. И. Шаляпина//Театр, альманах.

1917. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. 6 Eго же. образов. 1973.

Соч. — 2-е изд. — известный оперный певец (высокий бас), род. С. Семенова-Самарского (Рус.

культура. 50 Коpовин К. А. Шаляпин. 30, 1910), М. Багриновский ("Баллада"), Ю. Блейхман ("Курган", баллада.

С. 160—176 Ольгина Л. Клад с улицы Графтио // Молодая гвардия. оперы (с огромным успехом дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя"). Благодаря этому Федора Ивановича сейчас можно не только услышать, но и увидеть. 1938.

опера, 1920, 1931). Соч. Соч. И центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором широта, размах, талантливость, жизнелюбиерусского народа сказались с огромной полнотой. 1959. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу». Н. Кашкин), Иван Грозный ("Псковитянка" Н. Римский-Корсаков назвал певца в этой партии "неподражаемым"), Еремка (по словам одного из современников певца, "чудо, доступное только гениально одаренному артисту"), Демон ("Демон" А. Рубинштейна "Шаляпин впервые после многих лет создал, наконец, нечто не только грандиозное, но и в высокой степени новое, достойное его лучших прежних созданий".

Шаляпин поет песню "Прощай, радость" // Там же. 5), М. Языков ("Вырыта заступом яма глубокая", "Звезда", "Лес шумит и гудит", "Одинокая могила", "Разрушен храм"). 1964. (18)Тогда он, довольный, улыбался счастливой улыбкой и приговаривал: (19)«Ведь этим я помог ему найти в жизни маленькую радость». Из книги воспоминаний // Сов.

—1976 Искания в искусстве//Бинокль (Петроград). Соч. 1978. С этого времени (1896 г. ) началась блестящая деятельность Ш. В "Князе Игоре" Бородина, "Псковитянке" Римского-Корсакова, "Русалке" Даргомыжского, "Жизни за Царя" Глинки и во многих других операх талант Ш. выказался чрезвычайно сильно. Соч.

в бедной семье писца земской управы. А. Аксарина. В детстве Ш. был певчим. Но в театре приняли условия русского баса. — и перед вами пройдет только галерея ряженых". Перед нами как бы проходит вся жизнь артиста, портрет невольно заставляет задуматься над судьбой Шаляпина, над судьбой России. худож.

"Был Щепкин, создал русскую школу, которой мы считаем себя продолжателями. 1963. И отчего он, пережив своего владельца, должен был вернуться в Россию. Шаляпин оглядывается.

21 3), С. Кусевицкий ("Баллада", для контрабаса), Ц. Кюи ("Бабень", рус. 1957. С 25 Вербицкий А. Случай с Шаляпиным // Театр. — 1976 Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым // Ф. И. Шаляпин. арт. 21 1 "Я раб труда". 4 История одной фотографии (А.

музыка. На нем шуба, подбитая бобровым мехом и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. московской сцене, гастролируя также в СПб. Обладал гибким, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и обширного диапазона, позволявшим исп.

1970. " (Федор Иванович Шаляпин. Соч.

Соч. В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. 1968.

И. Шаляпин. М. Горький и Ф. И Шаляпин) // Горьковские чтения: К 100-летию со дня рождения писателя. 17 Бучкин П. Горький и Шаляпин //Муз. (Из воспоминаний о Ф. И. Шаляпине) // Там же. песня "Эх, работнички, божий народ", песня.

1959. Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Spiewak na scenie operowei // Muzyka. 1910.

(21)«Слушай, малыш, — говорил он мне, — есть особое искусство владеть вещами и в нём секрет земного счастья. 45), А. Таскин ("Молитвенные аккорды", "Я хочу веселья"), К. Тидеман ("Ой, каб Волга-матушка", песня "Орел", "Песня кузнеца"), И. Труффи, В. Гартевельд ("На стогах войны". жизнь. 1968.

Редкое фото // Театр. (8)А в нём и вправду было что-то голубиное. 27 сент Жаров М. Жизнь и роль. 5 Его же. Тысяча фотографий Шаляпина // Сов. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно.

ГАТОБа), после чего уехал в заграничное турне и остался в эмиграции (24 авг. 1971. Соч. 19 Их же. Т. 6. грамоте и игре на скрипке.

музыка. 34 9, 1912), П. Ренчицкий ("Чужое горе", баллада. Ю. Энгель "Русская опера и Ш. " ("Русские Ведомости" 1899). Федор Шаляпин // Муз. 1959. музыка.

На нем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатным верхом. 44), А. Симон ("Кошмар", драм. Шаляпин // Сов. 8 Их же. Ф. И. Шаляпин: (К двадцатипятилетию артистической деятельности) // Аполлон.

I960. Это обстоятельство стало одной из причин его нежелания возвращаться в Россию. В 1900 году получил приглашение от Миланского театра La Scala. Операции не избежать. 21 Зорин Б. Рисунки Шаляпина // Смена.

Республики (1918). «Все это одело мою душу в одежды праздничные, - писал Шаляпин, – и впервые в жизни я почувствовал свободным, сильным, способным победить все препятствия». 3 Его же. жизнь. (ЗО)Бывало, поговорит так и возьмётся за свою скрипку, начнёт играть старинные русские песни, да ещё в настоящих древних тонах и гармониях. нар.

1 Щербак А. И. Музы на терниях. 4 То же // Ф. И. Шаляпин. жизнь. Т. 1—2. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Т. 1. рук., в 1919 член Директории Мариинского и Большого т-ров.

3 Ратотаев А. Из архива Шаляпина//Муз. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. 1969. 58), И. Ахрон ("Призрак", ор.

Новое о Шаляпине // Лит. Точнее, дебют этот не состоялся. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. 1934 рус.

орденом Короны IV степени), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера" конец 1907 — нач. Мне несомненно понравилось это произведение. Соч. 11 Их же.

1957. Сб. И отчего он, пережив своего владельца, должен был вернуться в Россию. 56 Пеняев И. Первые шаги Ф. И. Шаляпина на артистическом поприще.

1899 певец дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст") на сцене моcк. 7 Скипа Т. Да, я помню Шаляпина // Лит. Соч. Из воспоминаний о Шаляпине//Театр. жизнь.

(33)А сам он стоит серьёзный, благоговейный и только глаза сияют блаженством. 26 1, 1896 "У приказных ворот", шуточная песня. 3 Лаврентьев М. 187 дней с Федором Шаляпиным // Турист. 1963. 26 Его же. 23.

— 1976 Прекрасно и величественно // Заря (Харбин). С 162—175 Виттинг Б. О Шаляпине. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Его же. 1969. 1945. 9 Их же.

(32)Сидят, как зачарованные и у всех глаза влажные. В апреле 1938 года Шаляпин скончался от лейкемии. Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. Соч. жизнь. культура.

1968. Дилогия о молодом Шаляпине и его современниках. О песне и песенности // Жизнь искусства. С. 215 Айзенштадт О. Рисунки Шаляпина // Театр. т-р, 1934), Софии (1934). Подписав контракт, управляющий моск.

Это что-то невиданное. 1981. Шаляпин в Грузии // Муз. — М. Л., 1951.

Здесь и современность и декоративность и ирония и пафос и философское обобщение и лубок. и западноевроп. сада "Аркадия" (антр. А. Цорн сказал во время спектакля С. Мамонтову: "Такого артиста и в Европе нет. (б)Помню его длинные белые волосы, высокий лоб, мечтательные, немножко отсутствующие глаза и удивительную живую улыбку, будто всё кругом улыбнулось. жизнь. С. 89—90 Никифоров Н. Шаляпинский перстень //Никифоров Н. Поиски продолжаются.

1965. Шаляпин вошел в состав дирекции театра и фактически стал его руководителем. Нужен музей Ф. И. Шаляпина // Там же. 95-летие Ф. И. Шаляпина // Огонек.

3 Его же. Шаляпин поет Даргомыжского // Там же. — М, 1971 Коган Г. Размышляя о Шаляпине // Сов. 1963. Соч. С 1920 года возобновились зарубежные гастроли Шаляпина.

«Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите. — СПб., 1908 Липаев И. Ф. И. Шаляпин: Певец-художник. — 1976 (Ред. -сост., коммент. Старик-странник, Онегин, Гремин, Вязьминский, Голова ("Майская ночь"), Панас ("Ночь перед Рождеством"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Нилаканта, Кардинал ("Жидовка"), Валентин ("Фауст"), Тонно, Цунига. 1945.

За несколько месяцев из крепкого мужчины он превратился в старика. — Киев, 1969 (на укр. — М., 1957, 3-е изд. 1965. В мае — авг 1896 выступал в Н. Новгороде в составе моск.

(Вл. Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. 5 Плотников Б. Шаляпин на репетиции// Муз. 10 Андроников И. Ветераны революции о Шаляпине // Муз. 1968. В те же годы начала расти европейская слава Шаляпина.

T 1. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. С 1897 концентировал в Н. Новгороде, Казани, Самаре, Воронеже, Рязани, Смоленске, Орле, Тамбове, Ростове-н/Д, Екатеринославе, Астрахани, Пскове, Харькове, Одессе, Киеве, Ялте, Кисловодске, Вильно, Риге, Ревеле (ныне Таллинн), Тифлисе, Баку, Варшаве, Париже (с 1907 здесь пел п/у А. Никиша и Н. Римского-Корсакова), Берлине (1910 п/у С Кусевицкого 1924, 1937), Лондоне (ежегодно с 1921 по 1925), Монреале (1921, 1924), Бостоне (1921, 1923), Чикаго (1922, 1923), Филадельфии (1922), Стокгольме (1922), Гетеборге (1922), Эдинбурге (1922), Нью-Йорке (с 1922), Лос-Анджелесе (1923, 1935), Сан-Франциско (1923), Дрездене (1925), Лейпциге, Мюнхене, Кельне, Праге (1937), Будапеште, Гамбурге, Брюсселе, Амстердаме, Антверпене, Токио (1936), Осаке, Харбине, Пекине, Шанхае (1936), Вене (1937), Бухаресте (1937), Глазго (1937), Цюрихе (1937), Женеве (1937).

1964. — Л., 1971. 1968. Подобного Мефистофеля мне не приходилось видеть"), Мефистофель ("Мефистофель" А. Мазини писал по свежим следам впечатлении от исп. Ш. часто аккомпанировал С Рахманинов. — М., 1954 То же//Ф.

Федор Шаляпин. 17 июня Его же. худож. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. "Дубинушка" в исполнении Шаляпина // Муз. Но до этого не дошло, он лично встречался с Лениным.

— М., 1968 Кувшинов С. Шаляпин в Кронштадте//Театр. Для них, как и для широких демократических кругов России, в целом, жизнь и творчество Шаляпина было явлением глубоко знаменательным (ведь он сам добился этих высот). архивы. Большого т-ра. (29)Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счёта, где сердце заговорит, с радостью отдавать, не требовать возврата, если у другого нужда».

С. 224). Род. 7 янв. Черейский Л. Шаляпин в Пскове // Муз. Нар. И. Шаляпин.

Т. 1. Д. Лассаль), в февр. Т. 3: Статьи и высказывания. Профессиональный дебют на оперной сцене состоялся 28 сент. // Ф. И. Шаляпин. Эти картины монументальны в неистощимом жизнелюбии, восхищении народным бытом.

Соч. Тщательная работа над каждой партией, постоянное совершенствование и обновление трактовки роли, стремление к постижению характера в его психологической и исторической точности (грим, как талантливый рисовальщик, создавал сам) — все это способствовало рождению цельных вокально-сцен. Встречи и совместная жизнь // Константин Коровин вспоминает. 1965. Начиная с 1936 года здоровье стало быстро разрушаться. 12 Киpиков М. Ф. Воспоминания актера.

7 Казаков В. Кишинев аплодирует Шаляпину // Кодры (Кишинев). — М., 1957, 3-е изд. Вып. 10 Асафьев Б. (Глебов И. ). // Театр. Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой ориентиров от «знаниецентристского» подхода к «культу росообразному», ориентацией на речевое развитие учащихся и приобщение их к национальной культуре.

Если вам нужны костюмы, скажите и будут костюмы. Здесь он познакомился с видными представителями рус. "Для музыки я родился в Тифлисе"//Лит. Последний концерт.

Все художники испытывали влияние Шаляпинского творчества. О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали и пишут чаще. антр. (12)Как только он сдал последний экзамен, старшие братья заявили ему: (13)«Изволь, братец, теперь сам себе зарабатывать пропитание». (28)Моё достоинство не определяется моим имуществом, я ему не цепная собака и ночной сторож, я не побирушка, выпрашивающая копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущая её потихоньку в чулок. 1963.

Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы — и за это спасибо». " Соч. В 1895 г. он поступил на сцену Мариинского театра в СПб. Муз.

Мариинском т-ре. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. 15 февр. жизнь.

и провинции. 10 Белов А. Необычный автограф // Театр. Это есть верх искусства, доступного оперному исполнителю и Шаляпин им владеет вполне". в 8 т. — М., 1954—1961. Здесь он находил сюжеты, красочно показывающие традиции русского народа — ярмарки, масленичные гуляния и другие праздники и колоритные типажи выходцев из народа — купцов и купчих, дородных красавиц, «русских венер». т-р "Шатле"), Ивана Грозного ("Псковитянка", 3-я ред., 13 (26) мая 1909, т-р "Шатле", п/у Н. Черепнина), Досифея ("Хованщина", 23 мая (5 июня) 1913, театр Елисейских полей, п/у Э. Купера) в Монте-Карло — Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского, 25 марта (7 апр. ) 1909, п/у Л. Жеэна), Демона ("Демон" А. Рубинштейна, на итал.

1892 ок. — 1976 Salapin Feodor. 1960. В Сормове. Шаляпин на концертной эстраде // Там же. также баритоновые партии, богатой тембровой палитрой, безупречной интонацией, ярким даром перевоплощения.

— знаменитый русский певец-бас. 1957. 1960. К биографии певца // Наука и жизнь. жизнь. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. — М., 1957, 3-е изд. 1948.

1970. Панаевском т-ре (Оперное Товарищество). Явился Шаляпин. рус. жизнь.

3 Оболенский П. Памятные встречи с С Рахманиновым и Ф. Шаляпиным // Сов. 26 3), А. Бюхнер ("Темнота и туман", "У моря"), С. Василенко ("Вирь", поэма. У ног его любимый бульдог Ройка. Таким великолепным голосом природа награждает одного из миллиарда. — арт.

песни "Дубинушка". Соч. 9 Ее же. 21 1, 1900 "Ты знал его". 11. 6.

партий: Сальери ("Моцарт и Сальери"), Ильи ("Илья Муромец"), Бирона ("Ледяной дом"), Анафесты Галеофа ("Анджело" 2-я ред. ). Последнее выступление на оперной сцене состоялось в янв. В следующем году Ш. выступил в партии Неизвестного в "Аскольдовой могиле" Верстовского. жизнь. 1965. (31 Жак все любили слушать его игру.

(11)Так как родители у него умерли рано, он едва смог дотянуть до конца городского училища. Это интереснейший памятник Шаляпину и одновременно памятник русскому таланту вообще. — М., 1962. 7 Его же. 1966. Дар редкостный, могучий // Огонек.

1 февраля 1873 в Казани, где отец его (крестьянин Вятской губ. ) был писцом в земстве. 7. 1970. У Кустодиева краски переливаются, постепенно становятся все ярче, все богаче. В эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге», «Красавица». Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчего портрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших у Кустодиева.

И краски он выбирал яркие, под стать безудержному народному веселью. ". пер. 19 mai То же // Ф. И. Шаляпин.

2 Его же. эстрада и цирк. Здесь он занимался в мастерской И. Е. Репина, который вскоре обратил внимание на талантливого ученика. 1908.

т-ре "Опера комик". 1964. картина. 7 Солнцев Н. Браво, богатырь. 909, 1912, 1931, 1933, дебютировал в партии Мефистофеля в опере "Мефистофель" А. Бойто), Риме (т-р "Костанци", 1904), Монте-Карло (т-р "Казино, ежегодно с 1905 по 1913), Оранже (Франция, 1905), Берлине ("Королевский т-р", 1907 здесь был награжден нем.

музыка. Под рук. 17 апр. 100 произв. ) включал арии из не исполнявшихся им на сцене опер, романсы рус.

1958. —М., 1957, 3-е изд. 1960. 22), Э. Грансллн ("Как страшно в эту ночь", 1914), А. Гречанинов ("На распутье". 4 Кобцев Н. Шаляпин в Харбине // Дон.

соч. — М., 1957, 3-е изд. На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость.

10 Сивков П. Ф. И. Шаляпин: Жизнь и артистическая деятельность. 1962. жизнь. Соч. Пластические качества картины превосходны. — М., 1952 Хубов Г. Горький и Шаляпин: Очерк первый и второй // Сов.

235 Его же. Глубокий национальный дух отличает работу Кустодиева. (23)Одно из двух: или ты им владеешь или оно на тебе поедет.

Последний концерт певца состоялся 23 июня 1937 в Истборне (Великобритания). Обр. для баса и ф-но М. Фивейского. сцене — Торе ("Набережная Санта-Лючия"), Коллена ("Богема"), Дон Кихота ("Дон Кихот") в Париже Бориса Годунова ("Борис Годунов", 19 мая 1908, т-р "Гранд Опера", труппа С. Дягилева). 1968. Композиция в портрете у Кустодиева сложно построенная, портрет можно долго рассматривать.

Соч. 10 Их же. 46 Злотникова И. Листая страницы времени // Театр. Г. Федотовой, О. и М. Садовскими историком В. Ключевским и др. музыка. Ш. нередко поет и в концертах. Соч. того же года, заменив заболевшего арт., впервые с успехом выступил в партии Стольника ("Галька").

1896 по 1899 солист Моск. С 39— 44 Дмитpиев Н. Славные страницы // Огонек. В период 1905—07 активно выступал перед рабочими, особенно прославился исп. 1910, Монте-Карло, т-р "Казино") в Москве — Ивана Грозного ("Псковитянка", 3-я ред. ), Досифея ("Хованщина"), Старого еврея ("Самсон н Далила") в Петербурге — Алеко ("Алею" С. Рахманинова), Миракля ("Сказки Гофмана"), Филиппа II ("Дон Карлос") в Большом т-ре — Бориса Годунова ("Борис Годунов"), Ивана Грозного ("Псковитянка", 3-я ред. ), Досифея ("Хованщина"), Филиппа II ("Дон Карлос") в Мариинском т-ре — Досифея ("Хованщина"), Ивана Грозного ("Псковитянка"), Бориса Годунова ("Борис Годунов"), Дон Кихота ("Дон Кихот") в Тифлисе и Н. Новгороде — Лотарио ("Миньон"), Гудала ("Демон" А. Рубинштейна) в Н. Новгороде — Старогоо еврея ("Самсон и Далила") в Тифлисе — Томского ("Пиковая дама") в Баку — Петра ("Наталка Полтавка") на рус.

партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"). Нелидова-Фивейская Л. Десять встреч с Шаляпиным в Америке // Новая Сибирь. жизнь. (35)И кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец.

1970. В тот же период проявилось мастерство Кустодиева как портретиста. 3 Лесс Ал. —М., 1954 Его же. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. 1971.

19 "Я мужик". В результате было решено образовать ассоциацию академических театров. О Шаляпине/ / Иллюстративная Россия (Париж). Соч. Соч.

2 Степанова С. Шаляпин среди красноармейцев // Театр. газета. Федор Шаляпин, Муз. — Париж, 1932 Фрагменты кн. 7 Покровский Б. Читая Шаляпина // Там же. У ног его любимый бульдог Ройка.

Рассказы о Шаляпине // Горьков. Лучшие партии: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки "Шаляпинский Сусанин — это отражение целой эпохи, это виртуозное и таинственное воплощение народной мудрости, той мудрости, что в тяжелые годы испытаний спасала Русь от погибели. 13 Каратыгин В. Мусоргский и Шаляпин. 1918. Окончив двухклассное гор.

— 1976 Маска и душа. Работа Кустодиева обильно декорирована. 2 Розенфельд С. Повесть о Шаляпине. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. 4 2), М. Речкунов ("Гусляр", песня), Н. Римский-Корсаков ("Ариозо Царя Ивана (вставное) из оперы "Псковитянка", III д., 2 к. ), Ю. Сахновский ("Ой, стоги, стоги. песня), И. Кюннап ("После битвы"), Ж. Массне ("Если бы вы хотели мне сказать"), А. Панаев ("Внимая ужасам войны", "Ганна"), С. Паниев ("Песня без изъяна про сироту да про тирана", "Фатьма", восточный романс), В. Пергамент ("Помогите"), А. Петров ("Не верь"), С Рахманинов ("В душе у каждого из нас".

31 мая Новые страницы о Шаляпине. Соч. 8 2 "Кузнец" "К Родине", "Ой честь ли то молодцу лен прясти. жизнь. Художник поэтически возвышает личность портретируемого, хотя в портрете и чувствуется ирония и пафос (Шаляпин изображен в центре полотна, крупным планом, он царит над миром). 21 Его же.

1908, 1921, 1921—26), Филадельфия (1907, 1923), Париже ("Рус. Юpок С. Комета по имени Федор // Сов. 1957. 1964. жизнь. Соч.

—М., 1957, 3-е изд. жизнь. нац. Е. А. Грошевой) Цветы моей Родины//Петерб. 11 Его же. 7 Сочинев Д. Пять лет с Шаляпиным // Сов. При таком подходе язык и культура рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке), а человек — носитель языка, будучи членом общества, в котором язык функционирует, является, с одной стороны, выразителем (творцом) культуры, а с другой — пользователем, влияющим на развитие этой культуры.

К. Станиславский, оценивая певцов, писал: "Шаляпин не в счет. — 2-е изд. — Воронеж, 1968. (22)Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества. Ш., по словам арт балета Ф. Лопухова, ". года брал уроки сцен. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.

// Театр. жизнь. 3 Волков-Ланнит Л. Шаляпин перед рупором // Муз. Все боятся подойти к нему.

Соч. За границей он выступал только в Милане 1901 (10 раз в "Мефистофеле" Бойто) и 1904. 7 5 "Чувств и дум несметный рой". История одной находки // Театр. Шаляпина рисовали и писали часто. музыка.

Ф. И. Шаляпин на Волге. Два письма Шаляпина // Муз. 1923. рабочий. Риге (Латв.

частной рус. и укр. Что мы видим на портрете. Полное собрание сочинения Шаляпина // Культура и жизнь. 1901.

22 Туpбас Н. Несломанная подкова. С началом первой мировой войны гастроли прекратились. Соч. Записки оперного певца. имуществу и богатству, как будто состояние равносильно большому счастью.

арт. — 1976 Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким // Горьковские чтения: 1949—1952. 1948. В 1910 получил звание "Солист Его Величества" В 1914 пел в моcк.

С 21—22 Его же. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. 39 Его же. 8 Музей, которого нет в справочниках // Муз.

музыка. Беседа с Шаляпиным // Сов. — М, 1957 То же. 1908. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. жизнь.

— Горький, 1967 Его же. 37 Его же. песни. Вернулся в Мариинский, который перестал быть императорским. Т. 1. жизнь.

(5)Но, несмотря на это, мой прадед был одним из самых счастливых людей на свете. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. 1891 —янв. 1892 солист гастрольной оперной труппы Р. Ключарева (пел в Батуме и Тифлисе).

Шаляпин подписал трехлетний контракт с Большим театром. Священника ("Пир во время чумы"), Добрынн Никитича ("Добрыня Никитич"), Хана Асваба ("Старый орел" Р. Гюнсбурга 31 янв. 21 Шаляпина И., Львов Н. Давние вечера // Там же. Это интереснейший памятник Шаляпину и одновременно памятник русскому таланту вообще. Многие артисты эмигрировали из страны.

8 Левик С. Шаляпин (Страницы из книги "Глазами и ушами певца") // Сов. (О пребывании Ф. И. Шаляпина в миланском театре "Ла Скала") // Моск. Немирович-Данченко). 12 мая То же. Ш. был непревзойденным камерным певцом. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. (24)Кто боится за своё богатство, тот трясётся перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы не повергло в бедность. оперы (бас-кантанте), камерный певец и режиссер.

Рассказы коллекционера. 1894 Ш. пел уже в СПб., сначала в летнем театре "Аквариум", затем в Панаевском театре и с 1895 на Мариинской сцене, где редко выступал и не обращал на себя внимания. Соч. певцом партии: "Этот вечер был настоящим триумфом для русского артиста.

В ноябре 1918 года ему было присуждено звание народного артиста. сезоны" С. Дягилева, 1913, 1914 т-р "Ковент-Гарден", 1926 т-р "Лисеум", 1931), Чикаго (1923—25), Вашингтоне (1925), Монреале (1926), Бостоне (1926), Сан-Франциско (1927), Барселоне (1929, 1933), Бухаресте (1930), Кишиневе (1930), Праге (1930, 1934), Монтевидео (1930), Рио-де-Жанейро (1930), Стокгольме (1931), Копенгагене (1931), Братиславе (Словацкий нац. 8 Его же. Ф. И. Шаляпин.

Он находил признание во всех континентах. 1963. Большую часть постановок пришлось снять с репертуара. 4, 5 Станиславский К. С Собр. 15/16.

8 Лабинский А. М. "Севильский цирюльник" (с участием Ф. И. Шаляпина 1913) // Там же. и пел с успехом партии Мефистофеля ("Фауст") и Руслана. 1935. 1-й исп. Что он видит. Т. 1.

нар. — М., 1979. 3 Рубинштейн Л. Шаляпин и Тукай // Дружба народов.

1960. Др. О Федоре Шаляпине // Дружба народов. — Париж, 1936 То же//Ф. (По материалам ленинградских архивов) // Москва.

Стихи Шаляпина. жизнь. Les fleurs de mon Pays // Matin (Paris). Окт., 1 То же // Ф. И. Шаляпин. 1963. 62), М. Слонов ("Ах ты солнце, солнце красное".

Воспоминания // Сов. На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. (25)Тогда имущество, как ночной упырь, начнёт высасывать человека, унижать его и всё-таки однажды, быть может даже в час смерти, оно покинет его навсегда. Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. жизнь. и пр.

(2)Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживёт несчастливую жизнь. Соч. жизнь. В творчестве Кустодиева рано обнаружился интерес к национальному быту и истории. 3.

Т. 1. 12 Артамонов И. "Что такое клевета". — Л., 1972 Его же.

1895 дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст") в петерб. "). Ок.

5 А. Ш. На могиле Шаляпина // Сов. На нем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатным верхом. 5 апр. В 1918г. С этого времени до 1922 Ш. солист двух крупнейших рус. 30 Кpыжицкий Г. Поющий актер или играющий певец.

Вот таким мы сегодня увидели Ф. Шаляпина. 1948. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. 1—12 (частично) полностью: Ф. И. Шаляпин. 36 Е е ж е. Из воспоминаний о Шаляпине // Сов.

По главное, не стерся Человек, Артист. газета. оперной труппы С. Мамонтова (антр К. Винтер). В детстве Ш. не имел возможности систематически учиться и своим общим, а также музыкальным образованием обязан главным образом самому себе. частной рус. С. Рахманинова Ш. готовил оперные партии. Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка.

6 Пичугин П. Шаляпин — живой, нестареющий //Сов. Работа в т-ре С. Мамонтова сыграла огромную рать в творческом становлении и развитии певца. труппе в Казани, затем поступил хористом в уфимскую антр. Я страшно рад— я чувствую гения, а не баса".

1967. 62 "О, как сильно владеешь ты". 1983. 1908.

Они требовали распустить труппы, а здание передать самодеятельным рабочим кружкам. Он тот же Щепкин, законодатель в оперном деле". 1927 постановлением СНК РСФСР был лишен звания "Нар. 19 Его же. Соч.

музыка. Род. У ног его любимый бульдог Ройка. 1968. 4 — М. Л., 1945 Его же. Соч.

1909, т-р "Ла Скала"). 6 2), Р. Глиэр ("Кузнецы". 1937 в партии Дон Кихота в париж. конторой имп. С 29—32 Пешковский Я. Последние дни Шаляпина // Театр. 21, 1901), И. Добровейн ("О чем ты воешь, ветр ночной". (9)Бедности он не знал, хотя и богатым никогда не был. Особое значение в его жизни имела долголетняя глубокая дружба с М. Горьким.

жизнь. 6 1 "Вдова", поэма. Летом 1894 пел в т-ре петерб.

С какой теплотой он смотрит на людей. правда. 3 Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. 1956. яз., 11 (24) марта 1906, п/у Л. Жеэна) в Лондоне — Бориса Годунова ("Борис Годунов", 24 июня 1913, т-р "Друри-Лейн", Кончака и Владимира Галицкого ("Князь Игорь", 26 мая 1914, там же), Ивана Грозного ("Псковитянка", 3-я ред., 25 июня (8 июля) 1913, т-р "Друри-Лейн", п/у Э. Купера) в Брюсселе — Дон Кихота ("Дон Кихот", 1 (14) мая 1910, т-р "Де ла Монне") в Милане — Бориса Годунова ("Борис Годунов" 14 янв. (7)Когда в юности он жил у бездетного дяди, там его тётка очень любила и называла «голубчик мой». В свете новых подходов к преподаванию русского языка урок по картине мы рассматриваем как совместную коммуникативную деятельность учителя — режиссера урока, приобщающего учащихся к культурно-познавательной деятельности и школьников, занимающихся созданием и интерпретацией текстов различных типов и стилей на основе лексического поля картины.

решили просить об этом Кустодиева. 1973. — Пг, 1915 Его же.

Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. (3)И этому я сызмала научился у моего покойного прадеда, которого тоже звали Иваном. «Портреты актера-человека с тысячью лиц» это не наслоение масок, скрывающих его душу, а ряд фильтров, через которые частицы его живого образа проходят все более чистыми и определенными. Приложения. Соч. 1950.

При этом важно пробудить воображение и фантазию школьников, ориентировать их на выражение собственного отношения к картине или объектам изображенным на полотне, поощрять поиск необходимых слов и языковых средств образного воплощения в процессе создания текста (написания сочинения). 75), В. Корганов ("У врат обители святой", 1909), Н. Кочетов ("Песня о Гарольде и Ярославне". 34 2, 1912 "Воскрешение Лазаря". С 1891 хорист укр. Грузия. Страна детства была родной и Шаляпину.

Глубокий национальный дух отличает работу Кустодиева. 1964. 24 Гительмахер В. Штрихи к портрету // Огонек. t. 9. 1960. Композиция в портрете у Кустодиева сложно построенная, портрет можно долго рассматривать.

1955. Рассказы о Шаляпине / / Муз. — М., 1914 Старк Э. Шаляпин. (14)И он стал учиться тому, к чему его особенно тянуло: резьбе по дереву и игре на скрипке. 1961. 1915. Забытая роль Шаляпина//Театр. 18 дек.

1963. композиторов (М. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. "Про Шаляпина кто-то сказал, — писал Вл.

1968. В это время театр переживал тяжелый кризис. 34 6, 1912 "Оброчник". — 1976 Об А. М. Горьком (вместо некролога).

Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом- русский город. 1959. 1 Демидова Р. — Шаляпин в Тифлисе // Муз. 1957. 1968.

Давал много благотворительных концертов в пользу различных организаций. (16)Мой прадед, резчик по дереву, был большой мастер и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево, да и только. В июне — июле 1897 в Дьеппе (Франция) под рук. Певцу посвятили свои произведения Н. Амани ("Бородино", баллада. Он стоит на вершине, особо от всех". С. 31 Стасов В. В. Статьи о Шаляпине.

7 6) "Король Аладин". Т. 1. С. 378—381 Андpеев Л. О Шаляпине // Курьер. — Горький, 1982 Волков В. Пять образов Шаляпина // Муз. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Республики"). Отчизна. 10 Его же.

Владимира Галицкого ("Князь Игорь", 9 (22) мая 1909. С. 711 Его же. Т. 1. 10 1 "Прощальное слово", тюремная песенка.

Соч. 9 Танюк Л. Шаляпин и Старицкий // Там же. Март То же//Ф.

На ногах — модная блестящая обувь. После этого он почти каждый год отправлялся в зарубежные гастроли. Из музыки к драме А. Йернефельда "Смерть". 1958.

8 1), Козаков ("Святогор"), Н. Колесников ("Дубинушка", нар. 8 2 "Три дороги", дума. Муз.

(Очерк) // Огонек. Он исполнял партию Ивана Сусанина в опере Глинки, партию Мефистофеля в «Фаусте», но подлинная слава пришла, когда Шаляпин выступил в партии Ивана Грозного. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. 4 Перестиани Ив. Новгород). Основную часть картины занимает фигура Шаляпина, который стоит на заметённом снегом пригорке.

1 авг Ф. И. Шаляпин / Ред. -сост. Соч. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. И на этом фоне стоит подавляющая своей мощью фигура Шаляпина.

Дирекция императорских театров теперь не жалела средств, чтобы его вернуть. // Там же. Соч. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. — Л., 1966 Белкин А. Ф. И. Шаляпин на Тамбовщине // Тамб.

24 Сперанская М. Незабываемое // Смена. Гастролировал во многих городах: Киеве (1897, 1902, 1903, 1906, 1909, 1915), Харькове (1897, 1905), Петербурге (гастроли Моск. Э. Старк), Галицкий, Досифей, Фарлаф, Варлаам, Алеко ("Алеко" С Рахманинова), Варяжский гость, Сальери, Кончак, Мефистофель ("Фауст" швед. 10 2 "Кузнец". 1958. музыка.

Когда принесли показать театральные марионетки играл с куклами, как ребенок. 2 3), В. Эренберг ("Свадьба", комическая опера в 1 д. По одноименному рассказу А. Чехова. жизнь.

—М., 1957, 3-е изд. 10. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Ш. прожил в Тифлисе целый год исполняя в опере первые басовые партии. 1968.

1892—бакин. — М., 1903 Бунин И. Инцидент с Ф. И. Шаляпиным // Голос Москвы. 187 дней из жизни Шаляпина. М. Лентовского).

1957. Соч. (20)Когда прадед начинал рассказывать или советы давать, я мог часами его слушать, затаив дыхание, а потом стал даже кое-что записывать для памяти. 18), А, Аренский ("Волки", баллада.

— M., 1957, 3-е изд. жизнь. За эти годы ему большей частью приходилось выступать в партиях, созданных им ранее (из новых выдаются Еремка во "Вражьей силе", Демон и др. ). Из прошлого. 3 (5).

жизнь. 1963. Гастроли Ш. в Петербурге на Мариинской сцене составляют своего рода события в петербургском музыкальном мире. Художник поэтически возвышает личность портретируемого, хотя в портрете и чувствуется ирония и пафос (Шаляпин изображен в центре полотна, крупным планом, он царит над миром).

21 2 "Армяк". 34 11, 1912 "Судьба". Человек передается как носитель определенных идей, а мир за его спиной как дополнительный компонент в раскрытии этих идей.