Портреты Шаляпина Разных Художников

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Так оно и было в действительности.

На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. Таков в его изображении Федор Шаляпин. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки.

Серов, Л. О. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Предложили мне выбрать.

В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт.

Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. На пальце— перстень.

У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала с предложением исполнить на этой сцене партию Мефистофеля в опере Бойто, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка.

Главная ценность картины – ее живописность. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Хирургическое вмешательство не помогло и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.

Стоит, как вылитый, по несколько часов». Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов22122. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Шаляпин лепил себя и в ролях. Большой холст приходилось наклонять, чтобы было удобно работать. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии Шаляпин о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».

Константин Коровин: 
портреты Фёдора 
Шаляпина

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.

Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Мейерхольдом одноименной оперы М. П. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. На портрете надпись: «Ф.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город».

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Многие журналы поместили фотографии, запечатлевшие его за лепкой.

Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. В журнале «Искра» появилось даже три фотографии изображающие Шаляпина около бюста. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Неразрывно связанный с народом, олицетворяющий его дух и мощь, широту и размах, Шаляпин остался в душе русским человеком, он плоть от плоти этих широких просторов, чего не заслоняет даже показное барство. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях.

О мистической связи 
Шаляпина со своим 
портретом

О мистической связи Шаляпина со своим портретом

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам.

Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Это позволило Серову справиться с произведением за несколько сеансов. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.

Точнее, дебют этот не состоялся. 1921 год, зима. Шаляпин «гримировал» и аксессуары.

  1. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  2. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  3. Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  4. ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду.

Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Обладал Шаляпин и литературным даром. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи».

  • Описание картины «Портрет Шаляпина»
  • Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Московская усадьба Фёдора Шаляпина
  • Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. На выставке будут представлены фотографии сестер Марии и Веры Якунчиковых, не только позировавших Константину Коровину, но и рисовавших вместе с ним во время летнего отдыха на даче художника Василия Поленова в подмосковной Жуковке. Чуть поодаль внимательный зритель разглядит афишу с именем великого баса: в этом новом городке Федора Ивановича Шаляпина ценят, любят и ждут. Хвалебные отзывы слышны крайне редко. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

  1. Коллекция Государственного Русского музея
  2. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  3. Краткое описание Портрет Шаляпина
  4. 75 лет со дня кончины Фёдора Шаляпина

Мусоргского в Мариинском театре (1912). Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Федор Шаляпин: дом 
для петербургской 
семьи и рисунки

На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.

Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Этот «грим» произвел сильное впечатление». Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм.

Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. Шаляпин обошел стоявшие статуи — копии с известных классических скульптур. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Бюст тогда же был отлит в гипсе.

Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее.

Слишком много деталей вредно. Работа Шаляпина над бюстом вскоре стала общеизвестна. Превосходный артист и певец — он в то же время и прекрасный музыкант-пианист.

Таков в его изображении Федор Шаляпин. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Это портреты артиста в жизни. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Пастернак, К. А. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.

Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Серов изобразил открытое лицо певца.

Коровин ценился далеко не всегда. Борис Кустодиев посмеялся вместе с Шаляпиным над этой историей, но от намерения запечатлеть певца именно в этом одеянии не отказался. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.

Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30.

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Его «Портрет художника И. Я. Они загромождают образ».

Толстым. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Но в театре приняли условия русского баса. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э.

Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь.

С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Мусоргского в Мариинском театре (1912). Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008).

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник.

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа.

Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. М. В. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы.

По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Первоначальное название картины — «Новый город». Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. Ольга Михайловна была дочерью художника. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея. Кустодиев создал портрет-биографию артиста, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших оперных сцен мира.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Редкая выносливость, поразительное терпение.

Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.

Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). И даже ученик Коровина – Б. В. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.

Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины.

XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Пошел в магазин. Теперь Федор Иванович оказался и скульптором.

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружили в Чехии. Исполненные в глине и не отлитые в гипсе, эти скульптурные работы безвозвратно погибли.

Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину.

На руках у Марины обезьянка. И он рисовал, рисовал много. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.

Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. И. М. Гофман (М., 1981). Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Чем нарушил этикет.

Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали». Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.

Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.

Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Для своего времени это явилось замечательным новшеством. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным.

Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин – он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать.

В. Калмыкова (М., 2010) и другие. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Создавал скульптуры из дерева. Коровин, И. Е. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят.

Альбом «Александр Головин», авт. -сост. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.

Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).

Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери. Экий я мерзавец — буржуй. В Богоявленском соборе Казани было весьма прохладно, священник, который крестил младенца, решил провести обряд в сокращенном виде, дабы окончательно не простудить и не заморозить ребенка.

Он как бы разыграл перед фотообъективом маленькую шутливую сценку — «Артист-скульптор» и дaл для каждого снимка текст: «Надо мой подбородок выровнять», «волосы поднять», «теперь, кажись, я похож». Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России.

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.

Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Художник увлечён поиском напряженного выражения жизни человеческого духа, характерные в это время для мастеров его круга. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью.

Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.

И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.