Последний День Помпеи Брюллов Описание

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Дементия берут в армию и вдобавок в отряд, которым командовал дядька. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364.

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Конечно, такая работа требовала много времени.

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Портретист. Профессор. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Почему.

Портретист. Амадей пришел с хорошими новостями. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

На это ушло более двух лет. Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Великолепный акварелист.

Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Картина принесла Брюллову мировую известность. г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. по своему смыслу.

– архитектора. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Центральная фигура холста— упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Тема гибели древнего итальянского города Помпеи была очень популярна в начале XIX века.

Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Брюллова чествовали как величайшего художника современности.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Вспышки молний освещают лишь передний план.

Выйдя за город, мы останавливаемся. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4.

Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Только к осени 1833 года работа была завершена75. К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Великолепный акварелист. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов).

Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Улица Гробниц была открыта археологами относительно недавно, за десять лет до приезда Брюлловых в Италию31.

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Зритель словно слышит рёв вулкана, грохот падающих зданий, отчаянные крики людей.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Он посещает раскопки. Великолепный акварелист. Эти валы были сделаны из фанеры на деревянном каркасе, которая была обтянута искусственной замшей112113.

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Ж-5081)161162. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Он несет на голове ящик с красками и другими живописными принадлежностями, который служит ему щитом.

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Картина произвела настоящий фурор.

Примечательно, что само полотно было написано всего за 11 месяцев, все остальное время ушло на подготовительную работу. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.

Картина Брюллова 
«Последний день 
Помпеи»

Картина Брюллова «Последний день Помпеи»

Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. После этого Брюллов в течение двух недель ходил в мастерскую, пытаясь понять, в чём заключалась неверность его расчёта. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

Сыновья, которые уносят своего отца. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Автопортрет и портреты подруги. Художник.

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Христианский священник— одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию127. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Весь город стекался дивиться ей»9.

Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Они заглушают его своею красотою».

В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Извержение Везувия. Люди бессильны перед стихией.

Доминирующий цвет на картине – красный. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества. Портретист. Трагически мрачен день катастрофы. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил.

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Несмотря на то, что Плиний находился в Мизенах, расположенных в нескольких десятках километров от Помпей, для усиления драматического эффекта Брюллов позволил себе отступить от точности исторических фактов130. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Вот таким образом так легко он срисовывает натурщиков прямо на холст "Помпеи".

Сочинение по картине 
Брюллова Последний 
день Помпеи (описание)

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)

Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Но кому именно они молятся. И лишь немногим удалось спастись.

К натуре художник обратился только тогда, когда перенес окончательную композицию на большой холст и когда были разрешены вопросы, связанные с ролью каждого действующего лица и его значением и местом в картине. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.

Последний день Помпеи 
– История картины

Последний день Помпеи – История картины

Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Отец Дементия погиб, когда тот был маленьким и Амадей был ему, как отец.

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Его там просто нет. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков. ) Уильям Тернер. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Великолепный акварелист. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131.

Сочинение по картине 
Брюллова Последний 
день Помпеи

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи

Художник. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.

Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Из дверного проёма наполовину высунулась фигура мужчины, который, по-видимому, одним из первых добежал до дверей, а затем в испуге двинулся в обратном направлении. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Приняв это предложение, 16 августа 1822 года братья покинули Петербург и отправились в зарубежную поездку— сначала в Германию, а затем, в 1823 году, в Италию, где они поселились в Риме212223. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125.

Авторский лак полностью восстановлен путём регенерации парами спирта. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Великолепный акварелист. Среди благородства встречаются низменные лица: корыстолюбивый вор, который несет драгоценности в надежде, что он выживет.

Портретист. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи».

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы.

От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Жених уносит бесчувственную невесту. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Анны 3-й степени.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график. В Риме громадным успехом пользовалась опера Джованни Пачини "Последний день Помпеи".

Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119.

Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Замыкание этого движения крупной и гибкой кистью левой руки подчёркивает его охранительный смысл138. Великолепный акварелист. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

«Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Но до окончания работы Брюллову ещё предстояло собрать большой исторический материал. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Возможно именно это обстоятельство, а также нелестный прием картины Итальянский полдень и необходимость оправдываться, заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.

Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые встрахе перед смертью молились осмерти многие воздевали руки кбогам большинство объясняло, что нигде иникаких богов нет идля мира это последняя вечная ночь». Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Портретист.

Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому. Каждый образ на картине уникален. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Портретист. Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

"Последний день 
Помпеи" кисти Карла 
Брюллова – эпос

"Последний день Помпеи" кисти Карла Брюллова – эпос в красках

– кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Для второго, силуэтного плана применялись блёклые полутона, среди которых встречались нежно-голубые, светло-зелёные и золотисто-жёлтые. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью тем самым он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно и не входили в сознательные цели художника96.

Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31.

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Тем самым его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции127. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».

Патриции хотели жить с комфортом – появился водопровод, амфитеатр, театр драмы, музыкальный – Одеон, бани, монументальные храмы и памятники, которые могли спорить со столичными. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. Художник.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Например, разрушения Содома или египетские казни. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Портретист.

Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Стержень этот. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Паренек должен был явиться в крепость для присяги послезавтра. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85.

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Не спеша Дементий загружал телегу глиняной посудой и не заметил, как к нему подошел его дядя Амадей. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Россия торжествовала. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.

Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Художник. Художник. Претворенные в произведения искусства, поражающие совершенством формы, они противостоят разрушительным силам природы.

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Художник.

1827. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41.

Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания.

Художник. Толпа беглецов. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Брюллов был блестяще подготовлен для выполнения этой сложной задачи. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Мать стремится укрыть своих детей.

Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.

Художник. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132.

Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине.

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Великолепный акварелист. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

После этого художник начал изучать исторические документы. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Портретист. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.

Они заглушают его своею красотою»175. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Им некому помочь.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. К счастью, они спасаются. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ.

На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Великолепный акварелист. Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю.

Художник. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Отзывы критиков ошеломляли. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова).

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134.

Мать стремится укрыть детей. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.

В этом Гоголь видел главную идею картины. Девушка рядом несет светильник. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Портретист. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте.

Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Казалось, что город скрылся с лица земли. 3176). Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677.

Картина Последний 
день Помпеи (1830-1833)

Картина Последний день Помпеи (1830-1833)

Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. М-7267. Г-176)160.

Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви.

Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. У него совсем не такая толпа, как на улице. На картине вам не удастся найти главного героя. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.

Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Хэмилтон отмечал, что с художественной точки зрения живопись Брюллова была безукоризненной, следы влияния Рафаэля, Пуссена и Давида были искусно смешаны со сценическими эффектами Верне, а своей огненной яркостью красок полотно превзошло произведения поздних представителей Болонской школы186. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Великолепный акварелист.

Реставрация картины 
Последний день Помпеи

Реставрация картины Последний день Помпеи

Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.

Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Портретист. О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Сочинение Последний 
день Помпеи

Сочинение Последний день Помпеи

Великолепный акварелист. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707.

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Магдалина Ракова отмечала, что изображение художника близко к датированному 1833 годом автопортрету Брюллова из Русского музея, причём не только за счёт внешнего сходства, но и с точки зрения характера интерпретации образа. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Гоголь восторгается этим произведением.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
  4. Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
  5. Центральная и левая часть холста
  6. На стыке классицизма иромантизма
  7. Брюллов-театральный постановщик
  8. О жизни и творчестве выдающихся художников

Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний.

Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины. Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения.

  1. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  2. Интересные сочинения по картинам
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Металлические рамки для фотографий

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.

Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Они былибы нестерпимы, еслибы явились ухудожника градусом ниже Брюллова, ноунего они облечены втугармонию идышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы». Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.

Критики дружно бранили Брюллова. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.

  • Металлические рамки для плакатов

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Эта новость невероятно обрадовала Дементий, наконец, его мечта осуществиться. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.

Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Он хлопнул Дементия по плечу, тот обернулся и с радостью обнял любимого дядьку.

Три года велась работа над огромным полотном. Портретист. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Рядом с лошадью расположилась толпа. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.

Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Возвышаясь над матерью с двумя дочерьми, он находится в самой левой части картины, так что часть его фигуры срезана краем полотна.

Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Художник.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Портретист. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.

Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Художник. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия».

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Художник. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Именно в этот момент застал художник своих героев. Вокруг рушатся здания. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94.

Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Кстати, в середине марта 1828 года, когда художник находился в Риме, Везувий вдруг задымился сильнее обычного, пять дней спустя он выбросил высокий столб пепла и дыма, темно-красные потоки лавы, выплеснувшись из кратера, потекли вниз по склонам, послышался грозный гул, в домах Неаполя задрожали оконные стекла. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Жених уносит бесчувственную невесту. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы.

Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. В Императорской Академии художеств он был одним из лучших учеников. отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.

Упавших затаптывали идущие следом. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

Брюллов учился живописи в Италии. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Великолепный акварелист. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

15734, также из собрания Остроухова)156157. 3175)156. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Великолепный акварелист. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.

Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Художник. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.

Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121.

В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Великолепный акварелист. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.

Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Портретист.

В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Не сумев в полной мере отразить эмоции и игру чувств на лицах Плиния и его матери, художник смог передать происходящий между ними драматический диалог с помощью жестов.