Пустынник Картина Нестерова

Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.

Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»

Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. В конце концов мастер добился желаемого результата.

Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва).

Нестеров особенно почитал Достоевского. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему.

1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса.

Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.

В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Первоначально он написал картину Святая Русь. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Художник отказывается от изображения труждающихся и обремененных и показывает Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе.

Сочинение по картине 
Нестерова Пустынник

Сочинение по картине Нестерова Пустынник

Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка.

Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Все церковные заказы отпали. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария.

Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом.

Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Ему нет надобности нести с собой много. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии. Вглядитесь в лицо старца на картине.

Нестеров очень внимательно изучал и зарисовывал старинные одежды, писал знамена и бармы прошлых столетий в Оружейной палате, куда ездил ежедневно. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Нестеровский герой был навеян русской литературой – Пименом в Борисе Годунове Пушкина, Соборянами и другими героями, особенно, старцем Зосимой в Братьях Карамазовых Ф. Достоевского. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде.

Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути. Складывается впечатление, что этот старый человек перенес много испытаний, но всегда продолжал верить. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа.

«Пустынник», Михаил 
Васильевич Нестеров 
— описание картины

«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле.

Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.

Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю». Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. В Кисловодске он встретился с девушкой – она была певицей и выступала с гастролями в местной опере – и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.

Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. На полотне изображен седой старик, медленно бредущий по берегу поздней осенью. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира.

Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком». И лицо светится каким-то детским счастьем. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников.

Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Булгакова и П. А. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. По поводу ее, едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение».

Описание картины 
Нестерова «Пустынник»

Описание картины Нестерова «Пустынник»

Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Его любимым учителем был В. Г. Перов.

Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Все предельно просто и это сближает природу и человека. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Еечертами наделяет художник героиню своей картины.

Третьякова» указывала на то, что еще до открытия выставки картина была приобретена знаменитым собирателем национальной галереи, а помещение в каталоге, во всю страницу, репродукции с первой и единственной картины экспонента-дебютанта означало, что художественные достоинства ее были высоки в глазах требовательного жюри Товарищества передвижников (из 186 картин, бывших на XVII выставке, лишь 45 удостоились воспроизведения в каталоге). Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. В портрете С. Н. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Это смысловой центр картины. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Пришлось переписывать все заново. Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика.

В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Художник был расстроен, т. к. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова.

Сочинение по картине 
Нестерова «Пустынник»

Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»

Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.

Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. но и духовное видение эпохи. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. В портретах С. Н. Здесь же церковь, часовенка.

Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры.

Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь.

Идет война, близится революция. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Пустынник одет в потрепанную, старую, но при этом аккуратную одежду. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы.

Желтизна седых волос и выгоревшей накидки отшельника перекликается с красками побуревшей травы серо-голубой тон реки – с темно-синей хвоей елей, выделяющихся на фоне остальной увядающей растительности, наконец, с голубизной подрясника пустынника. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Булгакова и П. А. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым.

Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Перед толпой, намного опередив ее идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Вслед за ней прогремела Октябрьская и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться.

Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых.

Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Судьба Флоренского оказалась трагичной. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.

В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Куда идем. Смысловым центром композиции стала фигура мальчика, который уповает на черноризца и просит чуда – освоить грамоту. Булгакова и П. А. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого.

Только одна картина 
– Михаил Васильевич 
Нестеров «Пустынник»

Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)

Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Вечереет. Вдали виднеются редкие деревья, землю уже тронул первый снег. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу.

Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. Велика была моя радость. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема.

Только одна картина 
— Михаил Васильевич 
Нестеров «Пустынник»

Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)

По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Задача была не из легких. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда (писал Нестеров в Воспоминаниях), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри.

Сочинение по картине М. В. Нестерова Пустынник. На картине Михаила Васильевича Нестерова Пустынник изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти».

Сочиненин по картине Нестерова Пустынник

Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. В полной мере это относится к его Пустыннику. Вечереет.

Художник акцентирует внимание на невесомости ее фигурки, закутанной в тяжелый плащ, болезненной бледности лица. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова.

В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. Сколько в нем одухотворенности.

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом. Однако складывается ощущение, что Он только что прошел, а разные люди – царь в шапке Мономаха, священник, схимник, юродивый, слепой солдат с сестрой милосердия – стремятся догнать его. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.

Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета.

Описание настроения 
картины Пустынник

Описание настроения картины Пустынник

Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Таково было распоряжение отца. Он – его часть, его продолжение.

Художник относится к ним как к живым существам. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Ничто не могло оторвать его от работы – ни преклонный возраст, ни болезнь, ни лишения военного времени. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей.

Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Даже борода у старца цвета увядшей травы. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Почти через 60 лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом.

Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Художник относится к ним как к живым существам. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.

Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Похоже, что и для Нестерова он является таковым. 18:3).

Другие картины Михаила 
Васильевича Нестерова

Другие картины Михаила Васильевича Нестерова

Нестеров много раз писал свою супругу— многие женщины сполотен живописца похожи наего первую жену. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ.

По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Одежда его проста.

  1. Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
  2. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  3. Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
  4. Картина Пустынник Михаила Нестерова

Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Первая крупная работа живописца.

Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево.

Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Изобразив Христа среди русских святых на фоне зимней природы Руси, мастер попытался выразить мысль о нравственном совершенствовании общества с помощью идеи христианства.

  • Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
  • Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
  • Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • «Любовь ипотеря сделали меня художником»

Родители были людьми глубоко верующими. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.

Позже она получила название На Руси (Душа народа). Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно.

  • «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»

В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота.

Михаил Васильевич 
Нестеров» Картины, 
живопись» Пустынник,

Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. За девушками следует старуха с девочкой. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку.

Нет мирской суеты и заботы. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.

Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Он ценит каждый момент этой жизни. Ольга Петровна сидит в кресле рядом со столиком, на котором стоит ваза с азалиями и разбросаны разные безделушки. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова.

Краски портрета – светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы.

От такого человека хочется получить благословение и воспринять хоть капельку смирения. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова.

Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую.

Все предельно просто и это сближает природу и человека. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Однако в самой картине нет движения и динамики.

Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль».

Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Он превратно ее в нестеровскую девушку. И правда, в «Пустыннике» ни краски, ни фактура не интересовали меня: я тогда был увлечен иным, но Суриков сумел убедить меня, что «если я захочу», то и живопись у меня будет. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Человеческие фигуры появились позже. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.

На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.

Такой увидел ее художник. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир.

ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров. Написал он пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость».

За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой.

Так и случилось. Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд.

Затем художник побывал в Греции и Италии. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Полотно отличается удивительной гармонией колорита.

Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой.

«Жил в ту пору в Уфе, в бедном приходе, за Сутолокой, в Солдатской слободке батюшка, – его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Это была не первая его попытка.

Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Залив у подножия Рапирной горы. Старец слегка наклонил голову.

Откуда мы. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Лучшие из его портретов – И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.

В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Почти все крупные фигуры написаны с натуры.

Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия».