Работы Куинджи

Архип Иванович Куинджи (18427-1910) не получил систематического художественного образования и начал работать чуть позже А. К. Саврасовова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева. Каждая следующая работа лишь укрепляла популярность Куинджи. Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов.

Там же, на Валааме, была написана еще одна известная работа Куинджи – «Ладожское озеро». Куинджи интересовался научными открытиями и умел использовать знание физических законов в своей работе. На выставке в Третьяковской галерее будет представлено много произведений, созданных Куинджи в периоды затворнической работы, в том числе – этюды и наброски, показывающие этапы создания живописных полотен, подбор грунта и цвета.

К середине 70-х годов Куинджи стал так популярен, что представить передвижные выставки без его работ казалось невозможным. Необходимо отметить, что Куинджи нередко обращался к теме радуги, у него есть несколько похожих работ. Как и многие другие работы Куинджи, «Вечер на Украине» сильна попыткой мастера понять секреты освещения игрой света и тени. Работы Куинджи высоко ценили коллеги.

Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». О ее цене осведомился морской офицер. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»2. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.

Архип Иванович учил живописи Н. К. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.

Перед нами было одно из чудес природы мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям. Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин, 268 с ил., 5 л. цв. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В конце концов победа осталась за Куинджи.

Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, еще более ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905). В. М. Это была целая «сюита» произведений («Закат зимой. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер.

Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.

  1. Список картин Архипа Ивановича Куинджи
  2. Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
  3. Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
  4. Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
  5. Куинджи Архип Иванович – биография и картины

Крым» и многое другое. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно).

В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Туман», 1890-е «Пятна лунного света в лесу. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Есть сведения, что Куинджи был учеником у Айвазовского, чья романтизированная живопись долго оставалась для него главным ориентиром в искусстве.

Картину «Украинская ночь» Архип Куинджи представил на V выставке передвижников, которая прошла в 1876 году в залах Академии наук. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина Эльбрус. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).

  • 10 неизвестных: пейзажи Архипа Куинджи
  • Архип Куинджи: биография и творчество
  • Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
  • Архип Куинджи – поэт ночного неба
  • Все Картины Архип Куинджи по алфавиту
  • АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ

В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». В конце 1890-х-начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката.

Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Наступили долгие годы молчания. Его искания ярко проявились в произведениях, решенных с помощью декоративных пятен, обобщений и цветовых контрастов («Осень», 1890-1895 «Крым» 1900-1905).

Даже чуткий и дальновидный И. Н. В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну. Как писал знаменитый критик Владимир Стасов, «.

  1. Картины Архипа Ивановича Куинджи
  2. Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Крым», «Крым. Помимо известных картин "Ночь на Днепре", "Березовая роща", "Днепр утром" привезут никогда не показывавшиеся в Москве полотна "Закат в степи" (из Художественного музея Бурятии) и "Волга" (из Азербайджанского национального музея искусств). Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.

Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Вся культурная Россия знала Куинджи. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой.

Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Крым», 1880-е «Кипарисы на берегу моря.

Яйла», «Горный склон. В творчестве Куинджи, чуткого к новым веяниям в искусстве, проявились и элементы стиля модерн («Поляна в лесу. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя».

Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея). Художник сумел избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.

Айвазовскому. Многие эскизы отличает театральность композиции — освещенный центр окружен темными кулисами леса: Роща, Солнце в лесу, Осень (все – 1898 – 1908, ГРМ). Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Туман (1898 – 1908, ГРМ) непонятно откуда льющимся светом высвечена лужайка «ирреального» цвета. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).

Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.

Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками. Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству.

Список картин Архипа 
Ивановича Куинджи

Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес – 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876 – 1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы» – картине «Снежные вершины. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания.

Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Когда мы видим картину "Ветка" Александра Иванова, то понимаем, что здесь дышит Вселенная. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него.

В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.

Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Ввысь устремились тополя. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

Часто изображается художниками и всегда по разному. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Рериха.

В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К.

Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.

В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др.

Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».

Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Надеюсь, выставка позволит это увидеть. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.

Среди поздних картин Куинджи, посвященных «небесной» теме, выделяется неоконченный пейзаж «Облака» (1900-1905). В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Он любил писать небо: с крыши петербургского дома из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи.

В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»4.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Художник много путешествовал.

О нем говорили, как о маге и чародее. Эта тенденция весьма характерна для искусства и литературы начала XX века. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Его просто-напросто не принимали в Академию. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка.

Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ». После того, как анализу были подвергнуты около двух десятков картин мастера, специалисты Третьяковки пришли к выводу, что никакими специальными красками Куинджи не пользовался и дружба со знаменитым автором одноименной таблицы химических элементов Дмитрием Менделеевым – это только дружба. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»).

В том числе две с одним названием. Штиль», 1885-1890). Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.

Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. В итоге их ряды покинул Куинджи. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. В конце концов победа осталась за Куинджи.

В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.

В этом варианте художник как бы вспоминал начало своего пути, но не дублировал его. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. По понедельникам московские музеи не работают.

В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.

Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.

В его мастерской занимались Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рылов, Борисов, Вагнер, Маньковский, Чумаков. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.

Так, в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Вид на гору Демерджи.

Куинджи много путешествовал, писал строгие северные пейзажи на Валааме и Ладожском озере, а в 1873 году, накопив денег, поехал за границу, побывал в Берлине, Кельне, Мюнхене, Брюсселе, Париже, Лондоне, а возвратясь на родину, решил отправиться на юг, в Мариуполь. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь».

Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Спустя некоторое время стало известно имя критика – им оказался Клодт. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).

В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Берёзовая роща – символ России. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.

После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Что же открывалось испытующему взору ценителей. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стало первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России.

Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Публика валила валом, у картины собирались толпы восхищенных зрителей. В эскизе Поляна в лесу.

Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Ольга Атрощенко: Сам художник говорил о религиозном восприятии жизни. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.

Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.

После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла.

На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины.

Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.

Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»6, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.

Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Возможно, в его случае можно говорить о пантеизме.

Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин – «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.

В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году – «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.

Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих. Ивановой, Н. Ю. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Опрос: Задают ли вашему ребенку неадекватные домашние задания У нас в гостях – вице-премьер Татьяна Голикова Задайте вопрос главе набсовета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергею Степашину 04. 10. 2018 20:18Рубрика: КультураПроект: В регионах Мастер бархатных ночей Ретроспектива работ Архипа Куинджи открывается 6 октября в Третьяковской галерее Текст: Иван Владимиров Российская газета – Федеральный выпуск 7686 (223)В Инженерном корпусе открывается большая ретроспектива Архипа Куинджи (1842-1910), приуроченная к 175-летию мастера.

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.

Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины.

Романтическое искусство Куинджи создавало поэтический мир, замкнутый в границы вымысла. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками.

Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)7. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры.

У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.

ил., Донецк Донбасс 1983, Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т. 5 — К., 2010г. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.

На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Был членом «Товарищества передвижников». Кавказ». В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ).

Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Публика больше не видела его картин, а самому художнику нередко приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».

Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Крупнейшим творческим достижением Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре».

Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным.

Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.

Куинджи рискнул устроить выставку одной картины и «Лунная ночь на Днепре», впечатление от которой усиливалось электрическим освещением, произвела подлинный фурор. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Я совершенный дурак перед этой картиной. Сам художник ревностно относился к своим живописным находкам. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества.

Архип так и не получил хорошего образования. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Друзья не понимали причин, волновались. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В картине «Ладожское озеро» (1871) Куинджи использовал мотив прозрачной воды.

Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину Константиновичу, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. На картине Пейзаж. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.

В картине нет ярких световых эффектов. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Куинджи же сам объяснял так:.

Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.

Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. По позднейшим документам Куинджи значился учеником школы Айвазовского, установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». В 1845 году умер отец, а потом и мать. Картина На острове Валааме стала первой работой Куинджи, которую купил для своей коллекции Павел Третьяков, что означало настоящее признание живописца в художественных кругах.

Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Для русского искусства это стало новаторством – ранее подобное средство не применялось. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все – Государственная Третьяковская галерея, Москва).

С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» – писали газеты. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника.

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность через пять минут у меня в глазу больно Короче, я не совсем понимаю Куинджи».

Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Ах, как живо помню я его за этим процессом. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. А. И. Куинджи для ежегодных премий.

Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивал дополнительные цвета: задний план был написан в холодных сине-зеленых тонах, передний – в теплых коричнево-красноватых. Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей».

Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Оказывается, он все это время работал и не без успеха». Толпы людей часами простаивали у этого полотна.

В 1875 году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.

Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Куинджи-пейзажист остается верен себе. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.

Его мастерская была лабораторией исследователя. Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. При этом он продолжает работать: возглавляет в Академии художеств пейзажную мастерскую и передает свое мастерство ученикам, среди которых был Николай Константинович Рерих. Петровская, 82).

Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».

Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. 3.

Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.

С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна На острове Валааме, относятся картины Ладожское озеро (1873) и Север (1879). Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием».

Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины – «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи же сам объяснял так:.

Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников.

Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. После своей последней прижизненной выставки в 1882 году – той самой, на которой великий князем Константин Романов купил картину «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи удалился от общества. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. И характер художника ничуть не изменился. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей.

Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Берег моря», «Красный закат», обе — 1900-е «Закат в степи на берегу моря», 1900-1910). Целых 20 лет молчания. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, Куинджи «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.

Это был взрыв. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»5. Она не понята была даже Крамским. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Они по-детски просты и естественны.

Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.

Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов – тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, так как они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, так как они в Боге соделаны (Ин. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. – восклицал Репин.

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова у картины Куинджи "После грозы". В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.

Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы – «Море ночью» и «Забытая деревня». Это был громкий успех. Наступили долгие годы молчания. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Айвазовский был маринист.

Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В тот же день в «Новом времени» появилась заметка с опровержением, гласившая, что «первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи».

Рассказывают, что однажды Д. И. Однако до конца жизни художник поддерживал дружеские отношения со многими передвижниками, часто присутствовал на их заседаниях, а в 1882 году на похоронах В. Г. Перова произнёс от их имени небольшую, но яркую, сильную и искреннюю речь, которую присутствовавшие, по свидетельству М. В. Нестерова, слушали благоговейно. В 1881 году художник создает картину Днепр утром, где в очередной раз виртуозно передает освещение и мимолетное ощущение предрассветного тумана, смело используя приемы импрессионистической живописи. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья», «Москва.

В конце концов победа осталась за Куинджи. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.

Но боец был Куинджи, не боялся выступать за учащихся, за молодых, а его суровые, правдивые суждения в совете академии были грозными громами против всех несправедливостей. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.

Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Неужели это художественное впечатление. У него очень много новаторских произведений. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни.

В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса.

А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.

Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. 20-21). Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году).

Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. и А. М.

Картина или действительность. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880 – 1900 годам и неизвестные широкой публике. Тем более это относится к серии «гор». О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были Осенняя распутица (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, Забытая деревня и Чумацкий тракт в Мариуполе, которые хранятся в Третьяковской галерее.

В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Рано лишился родителей и жил в большой бедности. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.

А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Крамским – идеологом передовых русских художников. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.

Но особенно – третий вариант Березовой рощи (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием». Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. А в 1898 году в Париже даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре. В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок.

Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал «Туман на море» и «Ночное» (обе — 1905-1908), созданные в абсолютно другом стиле. Даже нападки делали это имя еще более значительным. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Выставка 1882 года была последней для художника.

До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Будучи тоже людьми бедными, они, тем не менее, старались дать мальчику хоть какое-то образование, но из-за нехватки денег Архипу еще ребенком пришлось подрабатывать и, возможно, вот таким образом учился он не очень хорошо.

Крым», «Морской берег. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Он мечтал о товарищеском и духовном единении.

Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. «Лунный» пейзаж картины исключает общественную проблематику. В 1868 году он стал вольным слушателем.

В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.

В метрике он значился под фамилией Еменджи – «трудовой человек». Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Вот до чего доползла змея клеветы. Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».

В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Те, кто знал его именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление.

Этой работой начался т. н. Но Александр Иванов жил в другую эпоху. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре». Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины – законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».

В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Крым», 1887 «Крымское побережье. И когда спустя двенадцать лет такой же прием использованный Р. Г. Судковским в картине «Тишь на море», был назван в одной из статей газеты «Новое время» «новым словом» в искусстве, Куинджи разыскал владельца произведения и отвез к нему издателя газеты А. С. Суворина. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.

В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Он любил людей не на словах, а на деле. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками.

Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. Картину приобрел великий князь Константин Константинович. Зима», 1900-е «Лунная ночь.

Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в Париже, огромный успех имела именно эта картина. В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.

А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму.

С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.

Менделеевым – хорошим знакомым художника. Выставка 1882 года была последней для художника. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Сходное ощущение рождается, когда смотришь на картины Куинджи. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.

В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.

Кавказ» (1890 – 1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898 – 1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.

Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.

Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). Русский писатель И. И. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Художники искали новые пути развития. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Друзья не понимали причин, волновались. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться.

От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.

Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».

Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Ведь Кавказ Куинджи символичен.

Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Детей воспитывали брат и сестра отца. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин.

Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.

Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. В академии его называли глубокомысленным греком. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Это был фурор. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.

Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.

Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Раздумье», 1876-1890 «Сумерки», 1890-1895). Своему детищу – Обществу им.

В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.

Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.