Работы Рябушкина

Не удовлетворенный первым вариантом, стремясь к единству художественной трактовки всего произведения, Рябушкин переработал и изменил его, усилив гуманистическую основу, сделав более живыми и миловидными образы девушек. На Всемирной выставке во Франции особый успех имели работы Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке». На художественные работы Андрея Рябушкина не раз обращал внимание сын сельского дьячка Андрей Харлампиевич Преображенский, который наездами бывал в доме Рябушкиных.

Он не стремится к иллюзорной передаче предметов. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами. Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы.

Слева от него стоит стряпчий, не имевший права сидеть в присутствии бояр. Но не обилие фигур делает его достоверным. Особенным расположением Андрей пользовался у Перова, который помог юноше в освобождении от платы за обучение, «так как успехи его были всеми замечены». Это свойственно и другим портретным работам Рябушкина.

  • Реферат: Андрей Рябушкин – исторический художник
  • Андрей Рябушкин – исторический художник
  • Художник Андрей Петрович Рябушкин
  • Картины Андрея Петровича Рябушкина
  • Картины русского художника Андрея Рябушкина
  • Историческая живопись Андрея Рябушкина –

«Потешные ПетраI в кружале», пожалуй, самая острая по своей направленности историческая картина Рябушкина. Она тоже очень богато одета. Вдохновение художник черпает во время поездок по городам России. Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно, каверзный вопрос.

В результате лишился медали, но себе не изменил. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут. Музыка сделалась его постоянной спутницей. Картина А. П. Картины «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Семья купца» были показаны на Международной выставке в Париже и принесли автору почетные дипломы. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (1891) и исторической композиции Потешные в кружале (1892 изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Однако в своих работах Рябушкин умело делает историю живой и правдивой.

  1. Описание картины Андрея Петровича Рябушкина «Илья Муромец»
  2. РУССКИЙ ХУДОЖНИК АНДРЕЙ РЯБУШКИН
  3. Мастера русского искусства – Художник Андрей Петрович Рябушкин
  4. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)
  5. Историческая живопись Андрея Рябушкина
  6. Рисунок акварелью собирателя открыток

Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Писал декоративно-красочные (навеянные народным творчеством) жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта (Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии, 1880, ГТГ), а также жизни Москвы XVII в. Оставаясь верным традициям русской живописи второй половины XIX в., убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж, Рябушкин вместе с тем нередко прибегал к декоративному обобщению форм использовал мажорные, локальные цвета, восходящие к колориту русских стенописей XVII в. Работал также как иллюстратор.

В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен «Русские женщины XVII столетия в Церкви» (ГТГ). Обычный холодный осенний денек. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. По улице, высоко подобрав полы одежд идут люди.

  1. Галереи, серии картин, портретов
  2. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Андрей Петрович Рябушкин, русский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Выучившись, он без труда поступил в Петербургскую Художественную Академию. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. История России XVII столетия увлекла художника и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Не раз он вспоминал потом, как однажды сорвал свой голос на «Херувимской». Неучастие в праздничной суете – напоминание об исторической судьбе России. Те смотрят без улыбки, едва ли не со страхом.

Реферат: Андрей 
Рябушкин – исторический 
художник

Недаром прославился в свое время академический эскиз художника «Эсфирь перед Артаксерксом» – настолько оригинальным он был по ощущению эпохи. На первый план вынесены сцены мирной жизни. Свободно выплеснулось на холст и его умение использовать древнерусские традиции, традиции книжной культуры и русского народного лубка. Почему. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие».

Обычный холодный осенний денек. Лица изображенных лишены неповторимости, но не потому, что художник смеется над ними. С самого детства Андрей оказался очень способным к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. В 1892 году Рябушкин принимается за большое историческое полотно «Потешные в кружале». Картины Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Семья купца» были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже.

Справа от него, чуть отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях. Он увез мальчика в Москву, определил его в Училище и принял самое Горячее участие в его судьбе. Он горячо увлекался русской музыкой – то же увлечение сказалось и в живописи. В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам, обращается к деревенским темам, пишет картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902, частное собрание), «Втерся парень в хоровод» (1902, ГТГ), «В деревне. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный.

Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться. Рябушкин не окончил Московское училище. В контексте диссертационного исследования лежит вывод, сделанный Н. Н. Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре. В этом шаге не было ничего удивительного. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв.

Рябушкина в монументальной и станковой живописи, в книжной графике. Живопись А. П. В ней художник и теоретик искусства А. Н. В музеях художник тщательно изучает старинное оружие, костюмы, предметы быта. Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором.

Отсюда и присутствие в картинах А. П. При виде его вспоминаются миниатюры Лицевого Летописного свода икона «Церковь воинствующая» образ Георгия Победоносца, русский лубок «Битва Еруслана Лазаревича со змеем». Похожая на групповой портрет, эта композиция в то же время не является им. В незыблемости традиционных устоев оказывается так мало человеческого. В 1901 году написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве» (ГТГ). Изучение летописей исторических материалов и источников давало ему знание эпохи.

Все здесь живет, движется с той неподдельной естественностью, которая заставляет поверить в истинность происходящего. Гораздо сильнее воздействует состояние души героини – женщины в красном. Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел.

Его деревенские сцены — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880), «Гадание девушек на святках» (1881), «На деревенских посиделках» (1890) и другие— написаны с большой теплотой, лиризмом и в то же время с какой-то доброй, чуть грустной иронией. Еще немного – и шумный, сверкающий красками поезд исчезнет за «кулисой» сарая. Главная тема картин художника — Россия XVII столетия. Третьяковым в его исследовании «Образ в искусстве». Мысли ее далеко, на лице блуждает улыбка. Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг.

Мастер тонко ощутил дух времени, его глубоко волновало то, как передать аромат минувшего. Поначалу Рябушкин предстал как бытописатель крестьянской жизни. Но Рябушкин пошел своим путем.

Репин и В. Д. Чистякова, К. Б. Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину Снятие с креста (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Перед ними на золоченом троне инкрустированном драгоценными камнями, сидит царь. Живопись его отличается плотностью, локальными пятнами, декоративной четкостью. Интересно, что у живописца даже в работах портретного характера нет личностей как таковых.

После смерти своего учителя В. Г. Перова он едет в Петербург и в 1882 году поступает в Академию художеств. Это была работа и притом тяжелая.

По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. И действительно, Рябушкин часто выбирает нерядовой, праздничный момент жизни. Он, например, редко обращался с просьбой высказать свои мнения о его работе. Свой отдых он нередко посвящал игре на разных инструментах. Глядя на полотно, нельзя не почувствовать, что под сводами храма совершается нечто важное.

В результате мы проникаемся тем характерным для Рябушкина чувством иронического любования, которое придает его картине неповторимую остроту. Окончив работу над полотном, он сказал: «Вот теперь я только выучился». В четырнадцать лет мальчик осиротел и остался со старшим братом, унаследовавшим профессию отца. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину.

Это картины: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернию, «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие. Найденная художником живописная система стала его новым творческим открытием, результатом творческого осмысления задач историко-бытового жанра. По нижнему полю на белом фоне расположена подпись, комментирующая изображение (как принято в лубочном построении): «Князь Ухтомский въ битве съ татарами въ 1469 г. на Волге билъ поганыхъ, скачючи по судамъ ослопомъ». Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Ощущение праздника не лишено здесь привкуса печали.

Картина «Свадебный поезд в Москве» построена «по горизонтали» – протяженность холста усиливает ощущение движения красочного, нарядного санного поезда по тихой московской улочке XVII века. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Главным преподавателем, оказавшим на становление художника значительное влияние, стал Ф. Г. Живописный этюд художника «Натурщик» (1887, Научно-исследовательский музей Академии художеств) был как один из лучших образцов оставлен в Академии.

В 1893 году Рябушкин создал картину «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (ГТГ). А над ней — дом Божий, образ вечности. Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах. Поэтичны и остры характеристики различных типов посадских людей того времени.

Герои картины «Семья купца в XVII веке» также изображены в торжественный момент. Самая известная из поздних работ Рябушкина – Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) (1901). В центре младший сын и его жена. Учился в МУЖВЗ (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Осенью 1891 года он выбирает своим постоянным местом жительства имение Тюменева «Приволье», где для него строится отдельный домик-мастерская. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта – Русские женщины XVII века в церкви (1899).

В 1890 году художник оканчивает Академию, написав дипломную работу «Снятие с креста». Напротив, она порождает чувство тревоги. Вся процессия охвачена стремительным движением.

В лицах изображенных на полотне людей отсутствуют черты индивидуальной неповторимости. Отсюда и присутствие в картинах А. П. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892 изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). И Рябушкин отправился по старым городам России. На полотне вновь оживает далекая Москва XVII века.

В этом образе – огромная правда. Этот холст вызвал при своем появлении ожесточенные споры. Эта работа по силе и остроте психологической характеристики может быть поставлена только рядом с картиной С. Коровина «На миру». Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Такова композиция «Потешные ПетраI в кружале». Быстро движется шумная красочная процессия. После этого Рябушкин приобретает большую известность: его высоко ценятИ. Е. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. 1900 году. В 1880 году его небольшой эскиз «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» приобретает П. М. Третьяков.

Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891, ГРМ).

Он – исторический художник, чья главная тема – Русь XVII века. По-видимому, перед нами метафора «праздника жизни», призванного еще сильнее подчеркнуть течение будней. Сурикова. Здесь нет драматического действия, конфликта, без чего немыслимы суриковские картины.

На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. Можно ли было сказать тут что-то новое после великого Сурикова. Вихрем красок проносится свадебный поезд. Сложнейшая задача стояла перед ним при создании картины «Московская улица XVII века в праздничный день».

Само композиционное построение картины напоминает одновременно и фреску и лубок., 1902). Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма. Перед нами неторопливое течение жизни. Он держит в руках бутылку с вином. Бытовая сторона воссоздана не ради нее самой, а во имя поэзии, которая здесь заключена. Именно такой предстает Московская Русь XVII века на картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». Преображенский. Здесь нет былой поэтизации русской деревенской жизни.

В тесном и темном кабаке (кружале) сидят самые разные посетители. Друзьям и потомкам А. П. ", 1902). Она знает себе цену и бережно несет свое достоинство и красоту. Рябушкин сам был доволен написанным. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова. Звали его Андрей Рябушкин (1861-1904).

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Виллевальде, П. П. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях». В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. Лицо ее абсолютно невыразительно, оно сохраняет важную неподвижность. Среди самых известных исторических полотен А. П.

После этого он пишет картины из жизни крестьян и городских низов. Венига, В. П. Верещагина. Старик с седой бородой, зябкий и тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия.

На лицах – печать извечных житейских проблем. В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Одна из лучших его картин – «Русские женщины XVII столетия в церкви». Парень в красной рубашке как-то очень серьезно разорвал кольцо танцующих девушек.

Кажется, что слышишь нестройный шум, царящий на московской улице в дни весенней распутицы. Солнцев. К обедне» (1903, ГТГ). Была у Андрея и еще одна страсть — рисование.

Его привлекали памятники древнерусской архитектуры, росписи. Последний ответил: «Разрежу на куски, на этюды». Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос.

Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как абсолютно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности».

Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904), русский художник. Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. » (1901). Программное полотно Рябушкина на Большую золотую медаль «Снятие с креста» («Голгофа») получилось удачным и сильным по живописному мастерству.

Успехи Рябушкина сразу привлекли к нему внимание. Они настоящие хозяева. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России. Таковы же персонажи, написанные с явной симпатией, например «Московская девушка XVII века».

Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью. Рябушкин получил звание классного художника первой степени. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием.

Замечательно написано лицо молодой женщины – жены младшего брата. За всем этим стоит очень многое, то, чего нельзя было не видеть, подолгу живя в деревне. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта – "Русские женщины XVII века в церкви" (1899).

Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Как самостоятельный художник А. П. Самая известная из поздних работ Рябушкина – "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). В 1890 году во время работы над конкурсной программой «Голгофа» Рябушкин дерзко нарушил правила: не удовлетворившись прежним эскизом, заслужившим одобрение начальства, переписал все заново.

Среди самых известных исторических полотен А. П. Так на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Почему. Подлинное чувство истории стало сердцевиной поздних жанровых работ живописца. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.

С необычайной тонкостью передан пейзаж – тихий, задумчивый, пронизанный последними лучами заходящего весеннего солнца. Этот мотив, видимо, полюбился художнику. До сих пор неясно, каково название произведения имеется и другой его вариант – «Въезд иностранного посольства в Москву». Она бредет по непролазной грязи московской улицы, бережно держа в руке свечу.

Но совет Академии художеств не присудил художнику медали, мотивировав свое решение тем, что автор отошел от первоначального эскиза. Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Их роднили любовь к живописи, к музыке интерес к русской истории и культуре. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие».

вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок. Так будет и в дальнейшем. Вот одна из крупнейших картин Рябушкина – «Московская улица XVII века» (1896).

С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Кажется, что под высокими церковными сводами звучит нежная музыка. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг.

Картина «Князь Ухтомский» синтезировала в себе все находки и наработки А. П. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Кажется, что героиня Рябушкина думает о чем-то своем, приятном и важном для нее. Ростиславов увидел в «Князе Ухтомском» образы «Слова о полку Игореве» и старинных русских сказаний о битвах.

В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой. В гуаши Чаепитие (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи.

С простодушным видом все члены семьи как будто позируют художнику. Эти произведения сложны, неоднозначны. При этом при описании этой картины каждый из исследователей находил подходящие поэтические строки (у Тютчева, Майкова, Бунина), раскрывающие ту или иную сторону этого произведения. Персонажи откровенно, простодушно позируют. В руке молодой горожанки — тонкая свеча, на губах играет легкая улыбка.

Такую же отрешенность мы видели на лице женщины в картине «Московская улица XVII века». Она проникнута настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Этот прием оказался органичным именно потому, что искусство Рябушкина лишено нарочитости. Большая роль в произведении отведена пейзажу. обращен вовне) и неразрывно связан со своим народом.

под впечатлением полотен В. И. Слишком непривычна. Многие исторические полотна А. П. Вообще Рябушкин был довольно оригинальной личностью. За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи.

Она словно боится расплескать переполняющее ее чувство. XIX в. В 1891 г. А. П. Если раньше он прежде всего стремился точно следовать натуре, то сейчас он ставит еще одну, не менее важную задачу – через общий красочный строй полотна раскрыть «дух истории». Все внимание людей обращено на офицера в треугольной шляпе. Русская патриархальная деревня с ее единством, верой, нравственной чистотой уходила в прошлое. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета.

Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический художник» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Он учился у Б. П.

Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. В левой части картины изображена молодая девушка и ее лицо, как и лицо самого купца, наделено яркими выразительными чертами. Люди, кони проносятся стрелой. Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике.

Отец и старший брат занимались иконописью и будущий художник помогал им в работе. Рябушкин всюду ищет подлинности. Хотя ничего волнующего и драматичного не происходит, чувствуется, что в душах стрельцов зреет недовольство новыми «потешными» войсками Петра. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться. Таковы герои «Чаепития» – последней крупной работы художника.

Об этой небольшой работе написано немало. В начале 90-х годов художник очень много ездит по стране. Произведение получилось правдивым, живым, наполненным реально наблюденными сценками. С искренней симпатией художник изображает женщин на полотне «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899, Третьяковская галерея, Москва). Тогда Третьяков предложил художнику продать ему полотно за 500 рублей.

В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом. Здесь тихо и почти безвыездно, занимаясь музыкой и живописью, жил художник.

Под влиянием его полотен оказались многие художники. Так будет и в дальнейшем. В их осанке, облике чувствуется удаль, веселье, простодушие. Молодой художник, не имевший в то время ни гроша, очень обрадовался этому предложению. Слишком непривычна.

Одно из них носит название, взятое из шуточной песни: «Втерся парень в хоровод. » Но в самой картине странным образом нет ничего шутливого. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут. » (1901). «В стиль Рябушкина это чрезвычайно тонкое и легкое по выполнению произведение вносит совсем новые черты — своеобразно переработанную лубочность, выраженную в нежных, светлых красках».

Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. Напоминает провинциальную семейную фотографию картина «Семья купца в XVII веке» (1896, Русский музей, Санкт-Петербург). Столичные преподаватели были поражены мастерством Рябушкина, все говорили, что «он явился к нам уже готовым художником». Родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии.

На лицах – печать извечных житейских проблем. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту. Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства. Почти злобными выглядят лица троих мужчин и старухи. Именно от него Рябушкин унаследовал постоянное стремление понять прошлое родной страны, донести до современников дух русской истории.

Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство. Такова и «Московская девушка XVII века» (1903, Третьяковская галерея, Москва). Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг.

За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Одно из самых известных произведений Рябушкина — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник передал с тонкой ядовитой иронией чопорную важность и скуку, царящие на подобных «сидениях». Все другие ждут, что будет дальше.

Привлекает внимание фигура женщины в красной одежде. Перед нами характерная семья из старинного московского купечества. Беляева, где художникпрожил последние годы жизни.