Рембрандт Христос В Эммаусе

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

Главная задача обоих мастеров показать масштабность всего сущего. В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил. На высоком полусухом дереве сидит пеликан – символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа.

1660), свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения Женщина, надевающая чулки (1663, Лондон, Бекингемский дворец). Спаситель, склонившись к Марии, беседует с нею. Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту – изменяется и сам Рембрандт. С ним были Пётр и братья Заведеевы – Иоанн и Иаков. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана.

24: 13), что составляет около 20 км. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Концерт», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Детей воспитывали и обучали французские гувернёр и гувернантка. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. Тем не менее роль его в эволюции голландской живописи чрезвычайно значительна. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Практически все крупные мастера этого времени не обошли ее стороной. Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» – второе произведение художника на сюжет явления Христа. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.

Наиболее отчетливого выражения пленеристические искания Фабрициуса достигли в одном из его самых своеобразных произведений – гаагском Щегленке (1654). Могила милосерднее её, на могиле напишется: «Здесь погребён человек. » – но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости». родственник Христа) и именно ему, по утверждению апостола, явился Христос. Наконец, умерла и младшая дочь. Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.

Видимо, так художник хотел показать тот самый характерный жест Христа, когда Он молился и преломлял хлеб. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Но Христос освещён ярким светом исходящим с небес.

Более самостоятелен Гельдер в таких произведениях, как Руфь и Вооз (Вена), Авраам и три ангела (Роттердам), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитажа и Художник в мастерской (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. Он выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 5, 02 м. Первоначальные размеры были еще больше в 18 в. картина была обрезана со всех четырех сторон, что нарушило ее композиционную логику. ). Именно в таком облачении Христос и Иаков. В известной Головке девочки (Гаага, Маурицхейс) теплая гамма уступила место холодному жемчужному тону преобладающими стали сочетания лимонно-желтого с синим.

«Христос в Эммаусе» 
ван Меегерена

«Христос в Эммаусе» ван Меегерена

В 1623 году переехал в Амстердам, где учился у Питера Ластмана. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Введение во храм» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Произведение написано Рембрандтом в год смерти.

Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. А между тем чудо постоянно нас окружает. Среди самых прославленных его офортов — так называемый «Лист в сто гульденов» («Христос исцеляющий больных», 1643-49), «Три дерева» (1643), «Три креста» (1653), так называемый «Фауст» (около 1652), «Христос в Эммаусе» (1654), «Се Человек» («Христос перед толпой», 1655). Когда же итальянец понял, что позирует для изображения Христа, он побледнел и перекрестился. Таковы же «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Музей изобразительных искусств им.

Описание картины 
«Христос в Эммаусе»

Описание картины «Христос в Эммаусе»

Художник показывает реакцию персонажей – волнение испуг, потрясение. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Но бытовая живопись голландцев имела и свои ограниченные стороны. Усложняется техника офорта добавляя к травленому штриху сухую иглу, мастер использует для достижения большей живописности шероховатости краев штриха (так называемые барбы), применяет различные способы травления, а также нанесения краски при печатании наконец, он вносит изменения в доски после получения готовых оттисков, в связи с чем многие офорты известны в нескольких состояниях. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Сюжет примыкает по своему содержанию к Noli me tangere («Не прикасайся ко мне» или «Явление Христа Марии Магдалине») (Ин. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. События, происходившие после распятия Иисуса Христа, описываются у всех евангелистов.

В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения в колорите – холодные пестрые краски (Крестьяне в шинке, Дрезден). Переезд Фабрициуса в 1550 г. в Дельфт открывает новый этап его творчества. В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».

Только угроза обвинения в коллаборационизме заставила его «раскрыть карты». Характерна в этом отношении работа «Аристотель перед бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1960 году его наследниками американскому музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. И похоже это на правду. Жест его руки, благословляющий трапезу, напоминает о Тайной вечери. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

Черты буржуазной ограниченности выражены у Метсю сильнее, чем у его собратьев, но его лучшее произведение – Больной ребенок (Амстердам, Рейксмузей), будучи свободно от них, представляется подлинным шедевром по естественной правде образов и по мудрой простоте изобразительного решения. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил. Лука рассказывает о том, что в первый день недели (воскресенье) «двое. Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г., – Пейзаже с руинами на горе (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и Пейзаже с мельницей (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель.

В картине Тинторетто лицом, объединяющим действие, является Мария. Но и Сам Христос, если следовать Писанию, был непримечателен внешне: «Нет в нем ни вида, ни величия, нет вида, который привлек бы нас к Нему, муж скорбей и изведавший болезни. » (Ис 53:2). Буквально весь мир подключается к безграничному восхищению картиной. Тинторетто резко противопоставил сестёр.

Харменс ван Рейн 
Рембрандт ( )

Харменс ван Рейн Рембрандт ( )

13: 31). Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы. Вершиной периода стал «Ночной дозор» (1642, Государственный музей, Амстердам). С 1642 года в жизни Рембрандта начался сложный период, обусловленный личной трагедией (смерть Саскии) и ухудшением материального положения.

22:44). Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Вот таким образом Иисус и сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки. ».

Христос в Эммаусе 
Рембрандт Хармес 
ван Рейн

Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн

Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах – в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал – если не считать нескольких ранних опытов – только в области жанровой картины). 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург «Симеон во храме», 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Огромную роль светотень играет и в композиции. Последние были людьми разного склада и одаренности. относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта.

Лучшим его произведением является известная Аллея в Миддельхарнисе (Лондон, Национальная галерея), в которой сходящиеся в перспективе два ряда тонких высоких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в глубину. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. В 30 гг. Локоть одного из учеников Христа, корзина с фруктами и рука другого ученика словно выступают за пространство картины и соединяют его с миром, где находится зритель, позволяя «войти» внутрь. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.

«Экскурсия по одной 
картине» пригласила 
всех на ужин в Эммаусе

«Экскурсия по одной картине» пригласила всех на ужин в Эммаусе

А. С. Пушкина. Идейным центром картины является образ Цивилиса. Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой поужинать. Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 3, 09 м).

Его жена постоянно приходила ко мне за сковородкой». Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные студенты-медики не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года.

Варварская галерея 
/ Рембрандт Харменс 
ван Рейн (1606-1669)

Варварская галерея / Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

о банкротстве. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.

Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Хенрикус Антониус ван Меегерен с детства хотел прославиться, мечтал стать великим художником. Хорошим образцом нового стиля Остаде является Сельский концерт (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства. Из оставшихся двух один в удивлении приподнял салфетку (справа), другой, в центре, на одежде имеет раковину – знак странника или пилигрима, паломника. К примеру, как добиться такого затвердения красок, которое было бы идентично нескольким векам их усыхания (а именно это затвердение ведет к образованию знаменитых кракелюр – трещин на картине).

гульденов из них миллион достался художнику. Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. К лучшим офортам этого времени относится Смерть Марии (1639) – многофигурная композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера. Композиция, экспрессия, цвет – все сливается воедино в этом творении самого высокого искусства, самой подлинной красоты».

Картина Караваджо 
«Трапеза в Эммаусе» 
и Рембрандта «Неверие

Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» и Рембрандта «Неверие апостола Фомы» (краткое описание)

Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину настроении эмоционального подъема. в эрмитажной Данае). В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба.

Рембрандт поднимается до осознания непреходящей ценности человека. Фома не верил в воскресение Христа, пока не потрогал Его раны. Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. Но при сравнении, например, картин «Моление о чаше» Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами. К лучшим из них принадлежат Рыбные рынки в Лондонской Национальной галерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и Рынок в порту в ГМИИ им.

Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).

Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта – общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого). Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене Продавец крысиного яда (1632).

Ранее творчество 
Рембрандта — реферат

Ранее творчество Рембрандта — реферат

Цвет одежд Марии и Христа перекликается между собой. В эту пору создаются многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажи (Рембрандт писал их вплоть до 1654), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). 1652), где облик художника полон простоты и вместе с тем высокого достоинства и луврский (1660), в котором мастер изобразил себя перед мольбертом с палитрой и кистями в руках, – в этом автопортрете беспощадная правдивость в передаче внешности дряхлеющего мастера соединяется с ярким воплощением его неугасающей творческой мощи. Все эти средства преследуют одно – максимальную выразительность образа, – будь то выполненный в технике прозрачного штриха Слепой Товий (1651), где так трогательно передано трагическое одиночество старца или почти целиком погруженное в глубочайший мрак Поклонение пастухов в хлеву, поразительное Принесение во храм (ок.

Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно У сводни (1656, Дрезден, Картинная галерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера. 24:25). После первой же выставки ван Меегерен снискал уважение местной знати. Несколько своих «подлинных» Вермееров он продал Генриху Герингу, за что был арестован и отдан под суд как сотрудничавший с гитлеровцами преступник.

17:20). Внимание обеих сестёр приковано к Спасителю, Его слова и жест объединяют всё действие. Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта – у него очень много картин изображающих попойки в трактирах, празднества (например, Праздник бобового короля Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы. А люди не воскресают. Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. 16: 9). Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена).

Похожие темы научных 
работ по искусству 
и искусствоведению

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил,

Почему им так важно изображение такого сна. Рембрандт все чаще драматически укрупняет фигуры («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель), окутывая образы обаянием неизъяснимой тайны (как в так называемом «Польском всаднике» или «Путешествии Блудного сына», около 1655-57, собрание Фрик, Нью-Йорк). Все были потрясены красотой картины.

И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Эта высокая оценка в наибольшей мере относится к его поздним произведениям. Это означает, что Мария всем сердцем приняла учение Христа. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.

Конечно, Рембрандт был там чужаком иногда его просто гнали со двора. Художник передал ему очередной шедевр Вермера – «Христос и грешница» с просьбой найти покупателя в Голландии. замуж за Зеведея и ставшая матерью апостола Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста). Рейсдаль глубже других пейзажистов понял возможности света – свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание – умиротворенное чувство эрмитажного Морского берега, предгрозовое состояние Вида деревни Эгмонд, глубокое настроение Зимы (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), мрачный трагизм Еврейского кладбища. Художник не показывает их лиц, но, судя по энергичным позам и жестам рук, они взволнованы и крайне удивлены услышанным.

Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. 26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Отец прижимает сына к груди, прощая его.

Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами (Самсон и Далила, 1628, Берлин). Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Он же сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные. » (Мф.

Один из популярных сюжетов в западноевропейской живописи. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Сон – символ духовной смерти. И Христос и Марфа обращаются к ней. И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его.

Искусствоведы и критики объявили «Христа в Эммаусе» одним из лучших и наиболее совершенных творений Вермера, «великим произведением искусства, вырванным из забвения», «самым крупным произведением Вермера Делфтского» и даже «художественным открытием века». Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. В большом количестве автопортретов и портретов членов своей семьи (автопортреты 1629 г. в Гааге и 1630 г. в Будапеште так называемый Портрет отца, ок. «малые голландцы» (П.

Текст научной работы 
на тему ««Христос 
в Эммаусе» или «Путешествие

Текст научной работы на тему ««Христос в Эммаусе» или «Путешествие в Эммаус»»

дв., 1657 и др. ). Критики начали ставить под сомнение подлинность его творческого таланта. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. До 1660 года продолжалась работа над последним офортом Рембрандта, «Три креста» (не закончен). У подножия крепко спят трое Его любимых учеников.

Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо. Рембрандт – поэт страдания и сострадания. Кажется, ничего не забыто, все продумано и проверено, предусмотрена каждая мелочь.

Бредиус опубликовал восторженную статью, посвященную неизвестному шедевру Вермера в солидном журнале «Берлингтон мэгэзин». С конца 1630-х и в течение 1640-х гг. «Чудо явления стало чудом живописи», – писал искусствовед де Фрис. А Марфа, бестактно перебивая их беседу, укоряет Марию. В центре его творческих поисков появляется образ бедного Христа («Христос в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж), («Святое Семейство», 1645, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

После распродажи в 1657-58 гг. Созданные в мастерской работы принесли художнику известность и благополучие. в своем большинстве уже не обладают прежней творческой мощью. Тема Христа в Эммаусе была популярна в живописи вплоть до конца XVII столетия. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.

Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. В последние годы творческой деятельности Вермеера, когда его искусство оказалось затронутым общим упадком голландской живописи, его жанровые сцены приобрели оттенок поверхностного анекдотизма (Любовное письмо, Амстердам, Рейксмузей) у него появляется надуманная аллегорическая композиция (Аллегория веры, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Клеопа же одет в одежды имеющие характерные для моды первой половины XVII века детали.

Она были популярны в XVI и оставались таковыми еще и во второй четверти XVII, т. е. В течение двух дней Бредиус изучал картину и пришел к заключению, что «Христос в Эммаусе» – подлинное и притом первоклассное произведение раннего Вермера Делфтского: «Сюжет картины почти уникален для всего его творчества: в нем заключена такая глубина чувств, подобно которой нельзя найти ни в одной из его других картин. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Но Рембрандт вдруг делает в этом жанре нечто совершенно новое. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.

Дорофею, у которого Клеопа – это Симеон «Сродник» (или по-гречески Зеслосиод деспосин, т. е. Как литератор он был известен не меньше, чем в качестве художника, а его изданное в Роттердаме в 1678 году «Введение в искусство живописи» выдвинуло Хогстратена в число первостепенных теоретиков XVII века (в отличие от Рембрандта, так и не посвятившего своей почти 30-летней истории преподавания ни одного трактата или статьи). Я – Иисус, которого ты гонишь.

Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сложная игра отсветов пламени – таковы особенности художественно-живописного строя этой картины. На это указывает также и посох в его руке. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.

Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Так было и в случае с бесноватым. А между тем доход в хозяйстве собирался по-прежнему и в прежнем размере.

Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. 1632--1642 годы--счастливое десятилетие в его жизни. Скала бесплодна. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым.

Подпишитесь на нашу 
почтовую рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

У Вермеера нет резкого противопоставления Марфы и Марии, ведь недаром они сёстры. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. Сумрачно-таинствен «Урок анатомии доктора Деймана» (или «Вторая анатомия», 1656 сохранился лишь фрагмент картины, Государственный музей, Амстердам). Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков.

Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в дрезденском «Автопортрете с Саскией на коленях» (1636). На месте Эм-мауса позднее был город Никополь. Из числа современников Рейсдаля наиболее крупным пейзажистом был Мейндерт Хоббема (1638 – 1709), автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин изображающих уголки леса и водяные мельницы (Лес, Эрмитаж Мельница, Амстердам). В центре Христос, спокойно разъясняющий смысл Священного Писания.

Жюри делтфского конкурса живописи для студентов, покоренное традиционным голландским стилем и виртуозностью исполнения, единодушно присудило ему первую премию за акварель «Интерьер церкви Сен-Лоран». В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно столько выручил за него художник на аукционе.

Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. Тот осведомляется, отчего они печальны. Такое решение дало художнику возможность создать свободную группировку персонажей, сообщить изображению большую жизненную естественность. Николас Мас (1634 – 1693), некогда ученик Рембрандта и автор интересных по замыслу, привлекательных по своей живописи жанровых картин, ныне имитируя ван Дейка изображает представителей голландского патрициата в формах барочного парадного портрета. Он родился 3 мая 1889 года в Девентере в семье школьного учителя.

По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики – символ робости и плотских похотей. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Большинство видят только внешность другого, не проникая в глубинную сущность его. Снятие с креста – распространенный сюжет в европейской живописи. Тогда художник бросил вызов: если ему позволят работать в своей мастерской и обеспечат необходимыми материалами (а также морфием), он создаст нового Вермера.

Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Возле них три что-то грызущих кролика. На Христе и среднем персонаже (святой Иаков. ) поверх одежды имеется короткая накидка, закрывающая плечи и являющаяся дополнительным элементом, защищающим от дождя. С неба Ему являются ангелы.

Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Иисус Христос, «находясь в борении, прилежнее молился и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся.

Среди них была и картина «Христос в Эммаусе», которая в 1937 году специалистом по голландской живописи Бредиусом была признана подлинным произведением Вермеера Дельфтского. Габриэль Метсю (1629 – 1667) более склонен к повествованию иногда к анекдоту характеристики действующих лиц у него проще и бесхитростней. 20: 14-18) и посвящен событиям Воскресения Христова. Все христиане знают также, что апостол Иоанн, прозванный Богословом, был не только мужественным проповедником, но и одним из авторов Нового Завета: он автор Евангелия от Иоанна, трёх апостольских посланий и Апокалипсиса, написанного во время ссылки на острове Патмос. Наиболее интересна среди них сложная и многоплановая по замыслу Мастерская живописца (Вена, Художественно-исторический музей), где Вермеер изобразил самого себя за работой над аллегорической композицией, а также две другие картины – Географ (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и Астроном (Париж, собрание Ротшильда), где, пожалуй, впервые в голландской жанровой живописи с такой степенью художественной убедительности были воплощены образы людей пытливой мысли и неустанных научных исканий.

Описание картины 
Рембрандта «Христос 
в Эммаусе»

Описание картины Рембрандта «Христос в Эммаусе»

Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. В Евангелии указывается, что Эммаус находился примерно в 60 стадиях от Иерусалима (Лк. Неотъемлемая особенность его рисунков – большая эмоциональная выразительность.

В молодости он «был бережливым хозяином. По контрасту с ним образ Христа наполнен иными неземными смыслами, глубиной и силой. Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа (1656, Кассель). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла Страстей Христа (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636 – 1639 гг. Его работы, выдержанные в серебристо-серой гамме с применением пятен красного, желтого, голубого, белого (в картинах Воувермана почти всегда имеется белая лошадь), хорошо написаны, но они лишены большого чувства. Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом.

Гораздо более важен был вклад Фабрициуса в жанровую живопись. У Марка он также является Марии Магдалине изгоняя из нее предварительно семь бесов (Мр. Сам ван Меегерен не сомневался, что рано или поздно его гений будет признан.

Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, Гаага, Маурицхейс, Скрипач, Эрмитаж) там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины (Портрет дамы в ГМИИ им. 26:38). Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».

Глубина раскрытия образа, многоплановость психологической характеристики, умение выразить самые зыбкие и неуловимые душевные движения – все это особенно характерно для автопортретов Рембрандта, в которых, несмотря на их большое число (всего до нас дошло около ста автопортретов художника многие из них написаны в поздний период) изумляет бесконечное богатство психологических аспектов, умение уловить все новые и новые нюансы характера, мысли, чувства. Зрителю легко представить себя на месте персонажей картины. И в глазах Плюшкина виден был ум, а речь его – говорит Гоголь – проникнута была «опытностию и познанием света».

Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1632-33), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.

На полотне Тассе-ля, естественно, предстает не реальная картина, а плод его воображения. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Это римская лацерна, как ее понимал художник. Образ Христа на картине «Ужин в Эммаусе» сравнивался с образом «Вакха» кисти Караваджо. Второй Клеопа – брат воспитателя Христа Иосифа (Иосифа Плотника) и муж Марии Клеоповой (по совпадению носившей то же имя, что и ее отец). Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах.

Еще дальше идут в этом направлении Абрахам Темпель и Каспар Нетсхер. «Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. Один ответ напрашивается сам собой: противопоставление молящегося Христа спящим апостолам необходимо по смыслу изображаемого события и наглядно выражает идею: «Дух бодр, плоть же немощна». Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Гости отметили, что, несмотря на видимую похожесть образов, – возраст, безбородость, некоторую женоподобность, – то, что предлагает юноша с картины «Вакх» кардинально отличается от предлагаемого Христом. В 1935 году ван Меегерен написал одного Франса Халса, одного Терборха, двух Вермеров.

Rembrandtplein) в честь великого художника. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк. Время между 1642 и 1650 гг. В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон.

Упадок сказывается во всех остальных жанрах. Но ему никто не поверил. Для него телесное – враг духовного. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме.

24:35), но в этот момент Христос стал невидимым. Здесь видны особенности обоих стилей. На это Иисус ответил ему: «Ты поверил, так как увидел Меня блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. Но кто из изображенных – Клеопа. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».

Но так как человеческие чувства у Плюшкина развиты были очень слабо, да и не заботился он, целиком погружённый в хозяйство, о сохранении и совершенствовании своих душевных качеств, он не устоял перед невзгодами, со временем превратившись в «прореху на человечестве», так что Чичиков, увидев его, долго не мог определить, кто перед ним – мужик или баба, – наконец решив, что это ключница барина. «Вакх» предлагает радости мира сего, развлечения ради развлечений. Здесь прежде всего стоит упомянуть о написанной Рембрандтом в 1632 году картине «Урок анатомии доктора Тульпа». В картине «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхейс), принесшей ему большой успех, он новаторски решает проблему группового портрета, построив его на контрасте разнообразных реакций учеников и спокойствии центральной фигуры ученого-медика изъясняющего строение человеческого тела. Более свободной, легкой предстает живописная манера мастера, растут масштабы композиций. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился в сильно обрезанном виде Национальный музей, Стокгольм) эта композиция на тему борьбы батавов против римской оккупации предназначалась для Амстердамской ратуши, но шокировала заказчиков своим новаторством и не была принята. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).

Акцент на психологическом переживании события, которое Рембрандт хочет увидеть как бы глазами его участников, особенно ярко выражен в «Христе в Эммаусе». Друг и ученик Рембрандта Филипс Конинк (1619 – 1688) был автором больших полотен, в которых широкие равнинные ландшафты Голландии приобретают черты своеобразной монументальности (Пейзаж, Дрезден Вид в Гельдерланде, ГМИИ им. За картину «Христос и грешница» Геринг заплатил один миллион 650 тыс. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Спаситель возвращается не просто в жизнь, а приходит к каждому человеку. Христос сказал им: «Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.

Сюжет прост. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Свет, падающий сверху слева, образует подобие нимба вокруг головы Христа.

муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Матфей рассказывает о явлении Христа Марии Магдалине. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей.

На картинах Рембранта из Эрмитажа училось не одно поколение русских художников. В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (В деревенском кабачке, 1660, Дрезден). Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Число посетителей огромно.

Монументальная героическая фреска «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Так извилистая река может быть интерпретирована как Иордан, в которой был крещен Христос. Лучшие из них- Автопортрет 1634 г. в Лувре и Портрет Саскии около 1634 г. в Касселе.

Судьба «Христа и грешницы» была решена. Высшей степени драматизма Рейсдаль достигает в картине Еврейское кладбище (два варианта – в Дрездене и Детройте), где из мрака выделяются белый искривленный ствол высохшего дерева и руины старого здания, а водный поток пробивает себе путь среди мраморных надгробий. Но жизнь время от времени подвергает нас испытаниям, проверяет на прочность. Так было и с Плюшкиным. Посредником ван Меегерена являлся ван Страйвесанде, тесно связанный с нацистскими оккупационными кругами. Освободившись, умерла через год.

Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1550-е гг. ) или служанка в дрезденской картине Дама, моющая руки. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652, Кассель). Тематика его – быт состоятельного бюргерства, галантные пары за завтраком (Завтрак, ок. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Напротив, выполненное в том же году Похищение Ганимеда (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. Его юное лицо явно контрастирует с загорелыми старческими лицами его учеников.

В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, собр. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе» (ил. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Христос в Эммаусе.

Ее образ с той поры неоднократно возникает в искусстве Рембрандта (как и образ Титуса, его сына от Саскии). Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои – веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры (Гуляки, Эрмитаж Веселое общество, Будапешт и ряд других полотен). 22:42). По одной из них, третьим персонажем сцены является сам Лука (т. Х), а по другой – апостол Петр (т. УН). Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.

Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. 8:26). Так у Плюшкина «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль».

Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Его беспокоили лишь технические вопросы. Интимностью настроения, теплотой лирического чувства овеяна сложная по композиционным и пространственным приемам, мягкая по живописи Спящая девушка (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится Бокал лимонада (Эрмитаж). Однажды к апостолам привели бесноватого мальчика, прося исцелить его, но они не смогли излечить больного, зато это сделал Христос, а ученикам так объяснил их неудачу: «По неверию вашему ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. Другой ученик припадает ко Христу, преклоняя колени, сбивая на пути стул.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Один апостол медленно привстает со стула, начиная узнавать Учителя. На картине он изображен слева.

Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой. Успех был потрясающий. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. На картине Вермеера «Христос в доме Марфы и Марии» только три действующих лица.

Таким образом, он как бы заставлял время подняться из глубины картины на поверхность. В последний путь его провожала только дочь Корнелия. А. С. Пушкина Концерт в Берлине). Ван Меегерен не сомневался в своих творческих способностях. Грозна, страшна грядущая впереди старость и ничего не отдаёт назад и обратно. Евангельское прошлое призвано здесь соединиться с окружающей художника действительностью.

В литературе есть две трактовки. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Другую руку он столь же усталым жестом положил на подлокотник невидимого нам сидения справа, готовый снова обратиться к сочинению положенной на импровизированный стол рукописи очередного послания. товки у Тасселя нет, его смысл несколько отличен. Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины «Моление о чаше» от разобранного выше произведения Андреа Мантеньи.

Среди выпускников и профессоров Лейденского университета такие знаменитые ученые, как физик и астроном Христиан Гюйгенс, биолог Гуго де Фриз, физик Хендрик Лоренц историк и культуролог Йохан Хёйзинга и другие. «Моление о чаше» Андреа Мантеньи обильно символами.

стала полуфигурная композиция крупным планом. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В церковнославянском издании «Апостола» приводится список 70 апостолов, авторство которого относят к мч. Евангелие от Луки не называет его имени вообще.

Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой одно-фигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во Флейтисте (ГМИИ им. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт Возвращение блудного сына 1636). Интересно остановиться на одеждах, в которые облачены персонажи. В центре площади находится памятник Рембрандту. 20:29).

«Возвращение блудного сына» -- это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Он пишет групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики», 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа. мог так измениться. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия.

Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. Интересно, как менялось внутреннее содержание картин с этим сюжетом. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии.

по заказу штатгальтера и особенно в Ослеплении Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать А. Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи и литературы.

Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. В сентябре 1945 года в доме на Кайзерхрахт под постоянным наблюдением полицейских ван Меегерен закончил свою последнюю картину под Вермера – «Молодой Христос, проповедующий во храме». Вместе с тем индивидуальность его творчества постепенно обеднялась. Обращал внимание на внутреннее состояние.

Пауль Поттер (1625 – 1654) изображает обычно пасущееся на лугах стадо коров либо ферму, около которой расположились коровы, лошади, козы, овцы и домашняя птица (Корова, смотрящаяся в воду, 1648, Гаага Коровы на пастбище, Гаага Ферма, Эрмитаж) иногда он пишет одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа (Бык, 1647, Гаага Собака на цепи, Эрмитаж). Свет исходит от образа Спасителя – это достигается за счет свечения горящей свечи или масляной лампы за Его головой. В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения Заговора Цивилиса характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. (Лк. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп.

Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 – 1660-х гг. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. К произведениям такого рода относятся Закат на реке (Эрмитаж), Коровы на берегу ручья (ГМИИ им. Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма — с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Жертвоприношение Авраама», 1635, Эрмитаж «Снятие с креста», 1633-1634, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен и Эрмитаже).

В 6-ой главе «Мёртвых душ» говорится о Плюшкине. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Жертва Христа здесь трактуется как неотъемлемый атрибут Существования Жизни. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. Несравненно сложнее и разнообразнее стали композиционные построения и эффекты освещения (особенно у Кальфа, у которого одни предметы выделены светом, а другие скрыты в полумраке, образуя причудливые контрасты) прежний единый коричневато-серый тон сменился изысканными красочными сочетаниями самых разнообразных оттенков. А. С. Пушкина). В деталях пейзажа мы можем прочитать намеки на события, связанные с жизнью Христа.

Не так легко определить и третьего изображенного на картине персонажа. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. В слабо освещённой комнате за столом находятся четверо просто одетых мужчин. В живописи на библейские и мифологические темы законодателями вкуса становятся Герард де Лересс (1641 – 1711), мастер, тяготеющий к парадности французского академизма (Жертвоприношение, Эрмитаж) и Адриан ван дер Верф (1659 – 1722), в произведениях которого внешняя красивость и холодная вылощенность соединяются с фальшью и пустотой (Положение во гроб, 1703, Сарра вводит к Аврааму Агарь, 1696 обе в Эрмитаже).

Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах («Принесение во храм», ок. 17 века относится расцвет голландской пейзажной живописи. Вокруг его головы художник написал сияние. О том, до какой степени снижения могут быть доведены некоторые изобразительные приемы Рембрандта, свидетельствуют произведения Геррита Доу (1613 – 1675), ученика Рембрандта в самые ранние, лейденские годы. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»).

Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 – 1679). В Девушке с письмом (Дрезден, Картинная галерея) и Офицере и смеющейся девушке (Нью-Йорк, музей Фрик)непосредственность видения, столь ярко проявившаяся в предшествующих полотнах, несколько отступает перед обобщающей тенденцией. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Но на самом деле действие на картине происходит днем. Но это это только начало.

У третьего ангела – колонна, символ Страстей Господних. Всё сказанное Иисусом наводит их на глубокие размышления. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Это групповой портрет медиков, которые изображены вокруг анатомируемого тела. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней.

Этот портрет молодого человека с золотистыми кудрями, обрамляющими тонкое красивое лицо, захватывает прежде всего своей необыкновенной одухотворенностью. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. После своего воскресения из мёртвых Иисус Христос явился двум своим ученикам, которые шли из Иерусалима в Эммаус и обсуждали события последних дней: казнь, погребение Иисуса Христа и его непонятное исчезновение из гроба. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня.

Хочется спросить: неужели этот жалкий мужичок – ученик Христа. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. На картине в центре Христос, благословляющий и преломляющий хлеб. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков.

И дом и хозяева и слуги были всегда чисты и опрятны. Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность. Размышляя об этом сюжете, вполне уместно вспомнить Н. В.

Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Второй, лондонский автопортрет (1654, Национальная галерея), созданный в год трагической гибели художника, представляет его полным мужественной зрелости – это человек на пороге больших свершений. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Вот почему в композицию включена колонна, а персонажи задрапированы в античные одежды.

годы, когда работал Жан Тассель. Потом усмирил бурю. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В эрмитажном Портрете старика в красном (ок. Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив – горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого – сгущенный темно-красный тон).

развивается под знаком напряженных и зачастую противоречивых поисков значительного образа. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них».

24: 10) (Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова), а затем двум ученикам Христа, шедшим в Эммаус (Лк. 21: 4). Так и стал Плюшкин символом бессмысленной и трагической жадности, нарицательным именем для обозначения богача, который неизвестно зачем непрерывно копит без пользы, сам живёт хуже нищего, а накопленное и жадно сберегаемое гниёт и разрушается.

Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Сбылось обещание Христа о Воскресении, сбылись надежды и чаяния учеников, что Он – Мессия. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Если взглянуть на работы Тициана и Веронезе (обе в Лувре), то при всей яркости, своеобразии каждого из этих мастеров венецианского Возрождения, мы увидим удивительное внутреннее согласие художников в раскрытии смысла картины. Так, Жертвоприношение Авраама (1635, Эрмитаж) обнаруживает следы сильного воздействия итальянского барокко, проявляющиеся в мелодраматической трактовке ситуации, в идеализации образов использовании эффектных ракурсов. В более раннем из них – роттердамском (1645, музей Бойманс-ван Бейнинген) с замечательной яркостью и какой-то поразительной откровенностью запечатлен облик молодого живописца, мятущегося, не чуждого резких порывов и крайностей, но в то же время наделенного незаурядной внутренней силой. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).

Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Эта женщина даже и не подозревала в своём соседе великого учёного. Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Гоголя. На ней тёмная одежда, она олицетворяет тёмные, враждебные всему духовному силы.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Общественная сторона человеческого бытия оказалась вне поля зрения живописцев.

Через полтора месяца после ареста он сделал сенсационное признание: «Христа и грешницу» написал не Вермер, а я, ван Меегерен». Разве не чудо рождение человека. В 1660-е гг. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень.

А. С. Пушкина, Москва), «Отречение Петра» (1660, Государственный музей, Амстердам), «Портрет супружеской четы» (так называемая «Еврейская невеста», около 1662, там же), «Возвращение Блудного сына» (около 1668-69, Эрмитаж), другие сюжетные картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты — образ смеющегося Рембрандта (Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн) и автопортрет из лондонской Национальной галереи. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот. Это символ ступеней её духовного роста, её стремления к познанию небесного, божественного.

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. Новый этап открывается эрмитажной картиной Прощание Давида с Ионафаном (1642, прежнее название -Примирение Давида с Авессаломом). На бесплодной скале рядом с учениками видны ростки новой жизни: растёт молодое деревце и местами пробивается травка сквозь камни. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и гравюры, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).

20).