Репин Портрет Тургенева

В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. Особо следует остановиться на портрете Ивана Сергеевича Тургенева, написанном Репиным в Москве в 1879 году. Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет. Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет. Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Репродукция картины Портрет Тургенева (1874) Художник Илья Репин (1844-1930). 3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева. Эта неудача с портретом, происшедшая отнюдь не по вине художника, конечно, не улучшила отношение Репина к Тургеневу.

Илья Репин приступил к работе над портретом Тургенева

195. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Портрет тургенева 
в исполнении репина

Портрет тургенева в исполнении репина

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. А какое чутье Руси.

Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина.

Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Если вести речь о преобладающей палитре красок на картине, то на первый взгляд покажется, что это черные тона. Таким образом И. Е. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина.

Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. 141.

Какие два выдающихся 
русских художника 
по заказу Третьякова

Какие два выдающихся русских художника по заказу Третьякова создали лучшие портреты Тургенева

В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Репин очень точно изобразил, характер И. С. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры.

Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Это — единственный портрет «стриженого Репина». «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Илья Репин сообщил 
Павлу Третьякову, 
что приступил к

Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Здесь даже и не соблюдено сходство. 60.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». М. Бунакову.

Видео: Наш китайский 
портрет) я и дочка 
Юлька

Видео: Наш китайский портрет) я и дочка Юлька

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. На все он имел свой оригинальный взгляд. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Она ушла из жизни в 1931 году55. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин.

Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.

  1. Портрет Тургенева в исполнении Репина
  2. Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
  3. Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»
  4. Портрет писателя Ивана Тургенева
  5. Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева

Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Но история начинается в Париже в 1874 году.

Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Они высоко ценили талант друг друга. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. 93), 1895. «С черным вороном», 1901. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

61). Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно.

  1. Иван Тургенев – 195 лет со дня рождения
  2. Репин Портрет Тургенева Описание
  3. Воспоминания современников Репина
  4. Видео: Портреты Василия Тропинина
  5. Видео: Илья Репин, Портрет баронессы Икскуль

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Поколенный. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Зильберштейн ошибся. Портрет был.

Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

  • Слайды и текст этой презентации

Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Однако Третьяков не отказался от первоначальной идеи и сумел уговорить Тургенева вновь позировать, а Репина – еще раз взяться за работу. В феврале 1879 года Репин в течение нескольких сеансов писал Тургенева во время его кратковременного приезда в Москву, несмотря на тяжелые приступы подагры у последнего. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Портрет Тургенева 
в исполнении Репина

9 —16). Америка—Франция—Россия. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

100. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. – Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».

Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. 262.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Рассмотренные кратко истории о том, как писал портрет Тургенева Репин, показывают нам простую жизненную мораль о том, что следует доверять своему видению ситуации, если уж ты взялся за творческое видение мира.

Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. В. Стасовых, Кюи иногдаРимского-Корсакова, режеБалакирева. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Хорошо написана голова и рука.

Третьяков выполнил просьбу Репина. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. 55), 1888.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно».

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет.

Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно.

Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

Но есть и другое предположение, что портрет Стрепетовой нужен был Репину для какой-то задуманной им сюжетной картины. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. «Толстой сидит совершенно живой, серьезный и задумчивый.

Репин боялся, что портрет не получится. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. У него были драгоценные перлы искусства. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. «Это самое большое торжество образованного человечества.

Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр.

Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Серг. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Репин дважды подавал прошения об отставке. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Суворин. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Общение с прежними друзьями было только заочным. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни. в Цветковской галерее.

Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Л. Н. Толстого».

Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. Вспоминая впоследствии, через двадцать пять лет, о том, как писался портрет Аксакова, Репин говорил: «Вообще у нас многие странно понимают художество.

И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках.

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Третьяков для работы, получить которую он мечтал уже не один год, выделил место в собственной квартире.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. 62. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. 9), 1882.

Справана фоне цветы. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.

Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Третьяков для работы, получить которую он мечтал уже не один год, выделил место в собственной квартире. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Третьяков»109. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю ибросил, недоведядо конца.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. «И. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева».

Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он сам – как это (ни) странно, – при совершенно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.

– восклицал Репин. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Такойжехарактерэтюда носит и парный ему портрет, написанный в то же лето 1876 г. с жены Шевцова. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Известный исследователь И. С. «Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех».

Максимовскому. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Увы, портрет вышел сух и скучен». Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. Репиным. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского».

А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным.

54. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. По живописи они довольно слабы и черноваты. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В. иД. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Репин всегда отличался своим талантом в написании портретов, этому художнику удавалось передать в своих работах все мелочи, всю жизнь человека. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Так как я жил недалеко, то Ив.

Да, действительно, этим пороком, "самоуничтожением", я страдаю и по сие время и часто даже ночью, проснувшись, я невыразимо страдаю при воспоминании о погубленных своих жертвах. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. 37. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.