Репин Все Картины

Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Силу человеческого духа увидели в картине современники.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Внимание художника тяготит их. Действительный. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И вот уже перед нами не царь, а отец.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.

Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин забыл о конкурсе, об Академии. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.

Он идет прямо к матери. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Так ли это – судить зрителям. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. М. Бунакову. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Убийство свершилось.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Этот мужчина слыл в городе колдуном.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Общение с прежними друзьями было только заочным. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

О чем эта история. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Первый факт.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. К примеру, в 1913 году один из особо впечатлительных гостей нанёс картине три ножевых удара. Работал в плакате и в книжной графике.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Казалось, она спит. Берег Волги.

  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

С 1913 – академик. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Третьяков»109. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

  • Путешествие по России: Самарская область
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Они жили в Пенатах в течение двух недель. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234.

  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Краткая характеристика творчества
  • Словари и энциклопедии на Академике

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Вся центральная часть написана самим Репиным. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Они словно противопоставлены друг другу. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Возвращается в Россию летом 1876 года. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Репин считал сам эту картину красивой. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

Репин встречал их по средам.

Этюд получился превосходный. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода.

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Имя Репина стало широко известным. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Стасов присылает ему все, что он просит. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

Репин был очень дружен с Мамонтовым. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины.

Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных., Остроумова-Лебедева. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности.

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины.

Л. Н. Толстого». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.

Много учился на написании портретов близких и друзей. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. За окном летний день.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

Репин дважды подавал прошения об отставке.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Публике картина понравилась. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали».

К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. О картине появилось много статей в периодической печати.

В его взгляде осуждение и тревога. Каждый персонаж переживает что-то своё. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Репин никуда не делся. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Все заняты. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Не доносчик ли. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Третьяков. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Рассмотрим "ближний круг". В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

Глаза ясные и добрые. Она была закончена только в 1891 году. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Учился в Высшем. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В его глазах читается печаль, тоска. Судьбы детей Репина сложились по-разному. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Работал весь день, не замечая времени. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Америка—Франция—Россия. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ».

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Пятый факт. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Действительный член Академии художеств с 1903. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.