Рокотов Федор Художник

Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. Федор Степанович Рокотов – крупнейший мастер портретной живописи XVIII в. По силе дарования и уровню мастерства Рокотов не уступает самым прославленным западноевропейским портретистам XVIII в. По объективности и психологической точности этот портрет является одним из лучших творений художника. Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер — художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника

Недосказанность волнует, даст простор воображению, Дополнительно это подчеркивается мягким, как бы слегка размытым контуром фигуры. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Федор Степанович Рокотов. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып.

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). На весь XIX век. Херасков образовал литературный кружок. Каждый из них замечателен по-своему. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.

– М. : Художник РСФСР, 1962. – М. : Искусство, 1945. Академии Художеств.

Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 году мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. качеством бумаги и изяществом печати. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное.

Рокотов Федор Степанович 
— знаменитый русский 
художник-портретист

Рокотов Федор Степанович — знаменитый русский художник-портретист

Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. 155—156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. «Портрет Н. П. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.

Краткие сведения 
о жизни художника

Краткие сведения о жизни художника

Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Академия пока еще не открылась.

Слава пришла к Рокотову еще в ученические годы. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII – началом XIX века.

Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. И реставраторы спасли его – очистили и укрепили живопись. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). В 1765 году удостоен звания академика. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент.

Но более всего влекло его портретное искусство. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Академии Художеств, СПб. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Орлова, умного изысканного вельможи. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками. Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов краски на них скупы, почти монохромны. и П. П.

В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – «из самых похожих». Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Выразителен портрет известного государственного деятеля и писателя И. Л. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного.

Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Более всего он тянулся к людям мягким, доброжелательным, нежным. Уже в 1758 году Рокотов пишет портрет наследника престола, будущего Петра III. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. или между 1768 и 1773 гг. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. И. И. Шувалов, первый президент русской Академии художеств, всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию. Она мимолетна.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Рокотову. Орлова (1762). Масон Н. И.

Его успехи были замечены. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. «Портрет Н. Е.

ГТГ). Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он верил, что его предназначение — поэзия и писал стихи, элегии, оды. 1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphabtique de portraits russes, St. -Ptsb. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Поиск идеального типа человеческой личности приводит к тому, что индивидуальные черты теряют первоначальное значение. Они словно притушены общим стремлением к возвышенному, что делает персонажи Рокотова несколько похожими друг на друга. Особенно все это характерно для женских портретов Рокотова.

Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки.

исторический музей). Он становится адъюнктом, преподавателем. Каталог. Поповский и А. А. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. С. 10. ).

В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Возможно, узнав об этом, Репнин сделал его своим дворовым живописцем.

Колористическое решение художника безупречно. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ).

1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг.

С. 11. ). Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг.

О знаменитости:Русский 
художник-портретист

О знаменитости:Русский художник-портретист

1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. 1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны.

Духовный мир ее богат и сложен. Орлова и его брата Ивана и т. д. Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.

  1. Федор Рокотов: биография и творчество
  2. Краткая биография Федора Рокотова
  3. Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
  4. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  5. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  6. Картины — Рокотов, Федор Степанович
  7. Биографии великих и известных людей

Ломоносова – Н. Н. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». 28 июня 1762 года на престол вступила Екатерина II.

Стоит заметить, что изображение рук портретируемых не входит арсенал выразительных средств мастера: в огромном большинстве случаев этой детали на картине нет. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Тогда это было почти модой. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ), талантливого государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ).

Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями. – 1808) – русский художник, портретист, представитель стиля рококо.

  1. Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  2. Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
  3. Художник Федор Степанович Рокотов
  4. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Так И. И. Но хотел видеть человека лучшим, чем тот есть на самом деле.

Рокотова // Искусство. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см.

  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
  • Федор Рокотов: биография и картины
  • Портретная галерея Фёдора Рокотова
  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)

В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр. Федор Степанович Рокотов. Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. Здесь в 1732 году в семье крепостного родился Федор Рокотов. С. 51. ).

Отныне он работал только по заказам частных клиентов. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Гагариных и князя C. B. По-видимому, часто бывал он в московском доме Струйских до смерти Н. Е. Федора Рокотова определили руководить натурным классом.

  • Парадные портреты петербургского периода
  • Портреты последнего периода жизни
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Федор Степанович Рокотов (1735-1808)

ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Каталог произведений иностранной живописи, СПб.

Растрелли. 78—79 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов — "Старые Годы" 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова). С. 76 – 78. ). Лицо написано чуть ли не осязаемо. Таковы портреты Струйских.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Большая биографическая энциклопедия
  3. Федор Степанович Рокотов биография
  4. Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  5. Архитектура и живопись русского классицизма
  6. Портрет в русской живописи века

А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг.

все – в Третьяковской галерее). Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Женские портреты, как правило, овальной формы. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека индивидуальности характера.

  1. Живопись и скульптура России 18 века

К биографии Ф. С. ГТГ). Барсов.

Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. При этом известно, что работал он не очень быстро. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. В Москве у Рокотова появляется новый круг знакомств.

Федор Рокотов: биография 
и творчество

Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. — один из лучших русских портретистов род. Стилистику западно-европейского портрета в стиле рококо постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780.

ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. С. 142. ). Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.

Восстанавливались знакомства прежние и заводились новые. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова».

В чем причина. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Перед ним открылись двери гостиных и загородных усадеб. Получив художественное образование под руководством Л. -Ж.

Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. – М., 1941.

Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. Новиков. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Орлов похож на переодетого античного бога. Варвара Ермолаевна Новосильцова, дочь статского советника Е. Тишина, воспитанница Смольного института. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек.

Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Вырубов. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой.

Нет и характеризующих Рокотова отзывов его современников, кроме восторженного «письма» к нему его друга, сумбурного поэта Н. Е. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург. Удивительно красивые лица. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок.

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. 1842 П. H.

На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ). Именно Ф. С.

В Месяцеслове (Месяцеслов или Адрес-Календарь, — Ежегодник со списками чиновных особ по всем управлениям Российской империи. ) за 1812 год академик живописи Федор Степанович Рокотов значился здравствующим. IV, СПб., 1882, стр. Среди его наставников были Ротари и Токе. Здесь он сближается с просвещенными представителями интеллигенции, близкими по духу и мировоззрению художнику. Судьба продолжала благоволить к художнику.

Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. Неизвестному автору записки 23 сентября 1780 года исполнилось 20 лет, 6 месяцев и 23 дня. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных.

Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). О Рокотове надолго забыли. Жил в Москве на Пречистенской улице. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.

При введении нового Устава Академии в 1765 году Рокотову, возведенному (28 июня) в звание академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве», предложено было числиться в штате Академии «без жалованья». В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Рокотова было много заказов от знатных особ. Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва.

Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». – СПб., 1998.

Потом он жил в Ревеле. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. В этом заключалось большое преимущество его творческих исканий: поиски эстетической связи с живой реальностью уберегли мастера и от театральности барокко и от классицистической выспренности. В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. При этом художник остается верен натуре. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств.

Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. В том же году был создан «Портрет В. И.

То удаляя, то приближая фигуру, художник дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф».

Повседневная академическая служба не могла не отнимать у художника много времени и мешала его творчеству. За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла (1761) и девочки Юсуповой, портреты И. И. Как и в Петербурге, у него появились ученики.

У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.

Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. В эти же годы Рокотов создал и два интересных интимных портрета: «Портрет И. Г. Фёдор Степанович Рокотов (1735. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря.

Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Этот человек любил театр и литературу, музыку и живопись.

Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. юность проходит быстро. Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ).

Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

Шувалова и его родственников, несколько портретов Петра III (1762), несколько портретов Екатерины II (1763), Г. Г. Легко высчитывалась дата рождения.

На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Великого Князя Николая Михайловича, СПб. 1954. художественный музей Белоруссии). 1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.

Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих". В этом году молодожены после венчания какое-то время, скорее всего, прожили в Москве, в собственном доме Струйского в Замоскворечье. – М., 1959. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Гагарин, П. И. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». «Ангел, сошедший на землю», – говорили о ней.

По его протекции Ф. С. Среди них можно выделить портрет И. Г. В 1778 году умирает князь Репнин.

Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Придворные наперебой заказывали ему портреты. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

ГРМ). В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Судьба Струйской была не очень удачной. Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома – И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ). ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772.

Изд. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении "Отрада", Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. С. 82 – 83 Государственный Русский музей.

Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Струйского (1796), поэта, коллекционера произведений искусств, архитектора, книгоиздателя, Рокотов оставался его другом и любимым художником. (Сахарова И. Н. Е. – СПб., С. 52. ).

Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее). Его часто приглашали ко двору.

Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. 1904—1908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. О последних двадцати годах его жизни известно мало. С. 94. ).

Художника не привлекали энергичные, волевые натуры. Струйского и фразы «опекуна» Московского воспитательного дома Умского, досадующего на «спесь» Рокотова. Херасков. Верил портретист и в доброе влияние людей друг на друга. Однако уже на раннем, петербургском этапе в его творчестве проявилось отношение к модели, характеризующееся интересом к личным качествам человека, к его индивидуальному миру.

Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Нижегородский художественный музей). Могила его, к сожалению, утеряна.

Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное.

К первой половине 60-х годов относится и «Портрет А. С. Он хорошо был знаком и с Николаем Еремеевичем Струйским. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х.

В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. В 1769 году в Москву переезжает и Сумароков, а с конца 1770-х годов – Н. М. Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы.

То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Она боялась, что его будут использовать в придворных политических играх и отослала его заграницу. В 1772 году, видимо, в Москве Рокотов исполняет портреты своего близкого друга, пензенского помещика, поэта Николая Струйского (1772. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н.

Произведение Рокотова долго значилось как портрет неизвестной. Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына "Кузьминки", под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской "Рябово") князя Д. М. Голицына (в "Кузьминках") графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: "Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва") графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. Он значительно усложняет свой изобразительный язык.

«Майорша» означало генерал-майорша, так как в том же монастыре был похоронен и ее муж генерал-майор В. А. Новосильцев. С него были сделаны две копии. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П.

ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. – М., 1963. В портрете В. И. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. ГТГ), урожденной Озеровой. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым.

Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных.

ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Струйский и его связи с Ф. С.

Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других. За это творение он был милостиво награжден. Адъюнкт Рокотов в 1764 году «имеет смотрение над классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения и опрятность», получает деньги на довольствие учеников пищей и отчитывается в их расходовании, получает свечи «для классов, в каморы, для стола и кухни» и т. д., за что и получает «300 рублиов» да квартирных 50 рублей в год.

Сын крепостного. В 1765 году Рокотов, получив звание академика, покидает Петербург. Следующим званием будет академик. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Струйский творил и тут же раздаривал очередной свой опус друзьям и знакомым.

ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Его происхождение не совсем выяснено. Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков.

Эталонными стали два портрета. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».

С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Портрет очень понравился Екатерине II. Ф. С.

В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). На обороте подрамника сохранился бумажный ярлык, на котором написано: «Портретъ писанъ рокатавимъ въ Маскве 1870 году сентебря 23 дня а мне оть рожденiя 20 летъ шесть месицовъ и 23 дны». В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Он возвращается в Москву теперь уже навсегда.

С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. 1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. В это время складывается узнаваемая, «рокотовская», манера живописи. Происходил художник из семьи крепостных, принадлежавших князьям Репниным, но рано получил вольную. ГТГ). Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М.

Тютчев, С. В. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Голицыной». Женские портреты, как правило, овальной формы.

Следующий период творчества художника связан с работой исключительно над интимным портретом. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Майкова». ГТГ).

Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво.

Вот таким образом у Ф. С. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг.

Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. В 1780-е гг. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII – началом XIX века.

Это произведение – одно из самых ярких в искусстве XVIII века. Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, но для их осуществления у него уже не было сил – слишком долго ждал он престола, почти 35 лет. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. ГРМ).

1908, стр. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Портрет императрицы очень декоративен.

Те восхищались. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Игра прозрачных жемчужно-белых и голубых оттенков усиливает эмоциональную выразительность портрета. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом.

Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Всем этим явно приходилось заниматься и Федору Рокотову. Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нем: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова. Ему этого и не дали сделать.

Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Фёдор Степанович Рокотов – один из лучших русских портретистов. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения.

Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. «Портрет Н. П. Рокотов (Этюды для монографии).

В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Рокотов поддерживал отношения не только с Воронцовыми. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.

Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Гр.

Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Рокотова от его современников. Тулиновой», один из немногих женских интимных портретов.

Живопись. С. 68 – 71. ). Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. т. I, СПб. Близок к «Портрету Екатерины II» по манере письма и парадный портрет ее фаворита графа Г. Г. О художественном образовании Рокотова известно очень мало в Академию поступил он в 1760 г., 13 января 1762 г. назначен был уже адъюнктом Академии, с окладом жалования по 300 руб.

ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Время написания его в точности неизвестно. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца.

Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова.

Гос. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Ни одна газета не поместила некролога.

Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Его заново открыли мирискусники. Впрочем, печатать его избегали и тогда богатый помещик завел собственную типографию.

Время написания его в точности неизвестно. Мещерская по «Московскому некрополю» (СПб., 1908. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

В университете преподавали ученики М. В. А вместе со Струйским жило нежное и доброе создание — его жена Александра Петровна. Художественную выразительность портрета усиливают великолепно написанные ткани – прозрачное кружево, атласный бант и чуть намеченные, сливающиеся с темным фоном пряди густых пепельных волос. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. На губах едва заметная полуулыбка.

Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Её образ – словно воздушный полунамек.

Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. – М., 1959. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.

Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. XVIII век. Рокотов едет в Петербург обучаться живописи в Академии художеств, под руководством французских художников. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза.

Художника привлекает внутренняя красота человека. Обрезков, который был послом в Османской империи. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. 6. Орлова» известен в двух вариантах: в первом случае И. Г. В нем художник становится более конкретным. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.

Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина.

В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. Несомненно, художник знал о двойственности характера Струйского. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Т. II) установила, что под Покровским собором Новоспасского монастыря в Москве похоронена «майорша Варвара Ермолаевна Новосильцова, рожденная Тишина, родившиеся 29 февраля 1760 г., умершая 15 сентября 1815 г». Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр.

И реставраторы спасли его – очистили и укрепили живопись. Женские портреты, как правило, овальной формы. Одна из последних работ Рокотова – «Портрет Н. П. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения.

Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Сумарокова. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году.

ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Хотя записка и безграмотная (то ли в Смольном институте плохо преподавали русский язык, то ли Варвара Новосильцова была слаба в учении, несмотря на аристократизм), текст давал исследователям точный хронологический ориентир. В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777.

Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Вся известность Рокотова создана его кистью. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Но по правилам того времени крепостной заниматься преподаванием не мог. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах.

Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. ГРМ). Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно.

В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Но она была человеком своего времени. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Репнина. От Рокотова не осталось ничего, кроме немногих служебных «репортов» периода его молодости.

Значит, в эти годы художника выкупили у Репнина. Т. 1. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой.

в Академию художеств. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. А поэт М. М. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Т. 1. В их числе были А. П. Сумароков (1777.

Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. ГРМ). В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Возможно, у художника слабело зрение. Струйского» (1772) пострадал от времени, но, как ни странно, он от этого выиграл в своей выразительности: мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза – все это сделало образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова.

В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Федор Степанович Рокотов. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Земная судьба А. П.

Свет, падающий прямо на лицо и фигуру, делает цветовую гамму холодноватой, легкой. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.