Рождение Человека Микеланджело

Сикстинская капелла: 6 интереснейших фактов создания шедевра эпохи Возрождения

1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.

184.

Непосредственно перед гипофиза является сечение зрительного перекреста. 89-91. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. В виде исключения Мантенья и Мелоццо да Форли решились создать иллюзорную декорацию, углублявшую плоскость живописного изображения с помощью перспективы.

Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело. Илл.

В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).

микеланджело буонарроти 
сотворение адама

микеланджело буонарроти сотворение адама

Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.

И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Петра.

Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве.

Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея.

Значение МИКЕЛАНДЖЕЛО 
БУОНАРРОТИ в Датах 
рождения и смерти

Значение МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ в Датах рождения и смерти известных людей

Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Почему.

Илл. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет.

Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 126. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).

Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Все, что казалось темным и однообразным, стало ярким, приобрело былую живость.

Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Илл. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).

Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Илл. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Илл. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей.

Сегодня день рожденье 
Микеланджело Буонарроти

Сегодня день рожденье Микеланджело Буонарроти

Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Илл.

53:1). У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 109-112, 116-119. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.

Рядом с ней ребенок, возможно младенец Христос. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Статуя осталась незаконченной. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).

Но их неизменно отличает изумительная глубина мысли, для выражения которой Микеланджело находит нужные слова, простые и сильные и в то же время звучащие совсем по-новому. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.

В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.

картина микеланджело 
сотворение адама

картина микеланджело сотворение адама

Недаром его любимым материалом была бронза. Рассказывают, что Торриджано, сдружившийся с ним, но побуждаемый завистью за то, что, как он видел, его и ценили выше и стоил он больше него в искусстве, как бы шутя с такой силой ударил его кулаком по носу, что навсегда его отметил сломанным и безобразно раздавленным носом за это Торриджано был из Флоренции изгнан.

В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными.

  • История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело
  • 9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»
  • «Сотворение Адама» — история фрески — Микеланджело Буонарроти
  • Микеланджело, «Сотворение Адама»
  • Анатомический символизм Микеланджело

Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. 110, 112. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня. » (Ис.

Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Его мировоззрение приобретает трагический характер. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как «Оплакивание Христа» и «Давид». В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).

Американский писатель Ирвинг Стоун, написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, вкладывает в его уста такие слова: «Я считаю, что вся красота, вся телесная мощь заключена в мужчине. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). И результаты были самыми плачевными.

Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Он должен думать о смерти. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Если бы в согласии с замыслом Микеланджело были осуществлены фигуры морских божеств, призванные украсить постамент саркофагов, то они еще сильнее выступали бы за пределы обрамления. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.

  1. Секреты фрески «Сотворение Адама»
  2. Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти
  3. Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511
  4. Сотворение Адама – 1510 Фрески свода Сикстинской капеллы Микеланджело
  5. Секретное послание Микеланджело в будущее
  6. Описание картины Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»

Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. 2:7).

33, 34. 122-125. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. 106, 113.

  1. Микеланджело, возможно, скрыл анатомическое изображение мозга в фресках Сикстинской капеллы
  2. Буонаротти Микеланджело: картины и их описание
  3. Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
  4. «Пьета» Микеланджело Буонарроти: увлекательная история мраморной скульптуры с автографом гения
  5. Расшифрованы символы, скрытые на фресках Сикстинской капеллы
  6. 10 забавных и трагических причин, помешавших великим художникам завершить свои шедевры

Жизненный заряд Господь передает своей правой рукой. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа».

Это два составных звена единой архитектурной концепции. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Но нет.

  1. Ближе, чем в музее: Как выглядит статуя обнаженного Давида во всех подробностях на расстоянии вытянутой руки
  2. 15 впечатляющих фактов о Сикстинской капелле
  3. Запрещенные символы женской анатомии на фресках Микеланджело
  4. Цветная античность, косоглазый Давид и другие неожиданные факты о знаменитых скульптурах
  5. 15 малоизвестных фактов о «Давиде» великого Микеланджело
  6. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама» (описание)

Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Наверное, он действовал вполне сознательно. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.

Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Илл. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.

  • Картина Микеланджело «Сотворение Адама»
  • Сикстинская капелла как символ власти
  • «Из дома, где нет картин, хочется бежать»
  • Елена Спиркина: «Искусство, даже мрачное, может быть благотворно»
  • Микеланджело: последние новости
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Другие работы Микеланджело Буонарроти

И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.

Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Илл. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.

Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Илл. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана. 145.

Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. Он действует только словом. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.

  • «Табу: сексуальность, репрезентация, эмансипация, новое тело и отчуждение»
  • Пункт назначения Осло: день третий
  • Анализи интерпретация Сотворения Адама
  • Духовные искания и личная жизнь
  • Напишите отзыв о статье Микеланджело
  • Отрывок, характеризующий Микеланджело
  • Микеланджело добавил Богу мозгов в шею

Петра. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Илл.

В стране вспыхивает революция. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МИКЕЛАНДЖЕЛО
  2. Сначала она хотела выглядеть как Ким Кардашьян, но потом увлеклась и стала похожа на силиконовую куклу
  3. 5 качеств женщины, которую мужчина никогда не забудет (даже если встретит другую)
  4. 15 сногсшибательных идей главного тренда этой осени — буквы и слова на ногтях
  5. Забавные смс-переписки, которые могли случиться только с очень близкими людьми

109, 111. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Над всем господствует мощный центральный купол и на подкупольное пространство ориентированы все части вписанного в квадрат греческого креста, а также примыкающие к перекрестьям прямоугольные помещения, перекрытые небольшими куполами. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.

Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Результат после ее окончания в 1989 был удивительным. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Илл.

  • Топ-5 лучших сериалов об интимной жизни и отношениях
  • Никакой политики, только юмор: 10 ужасно смешных комиксов с неожиданной концовкой
  • Ранние работы Микеланджело Буонарроти
  • Начало работы над Сикстинской капеллой
  • Описание картины Ливийская сивилла
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.

Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Эта точка зрения поддерживается размещением Божьих пальцев на ребенке. е. уважением классической традиции).

История одного шедевра: 
«Сотворение Адама» 
Микеланджело

Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Здесь сказались убеждения не только флорентийского пополана, но и человека большого сердца. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. 169.

Три года напряженнейшей работы пропали даром. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Тем самым ей отводится центральное место. 160.

Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Мозг. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Петра (Музео Петриано). Поскольку для Микеланджело архитектурное произведение было живым организмом, он стремился в своих набросках прежде всего выявить действие и противодействие сил.

Борозда cinguli отделяет извилины cinguli от верхней лобной извилины и парацентральных извилин. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. 5, 6.

Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Нижняя зона украшена имитацией шпалер, в средней зоне идут в ряд сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли, верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап изображенных в рост на фоне ниш. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.

Фигура погружается в сон.

Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. 41. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.

Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. 25, 26. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Илл.

21, 22. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.

Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». 134. Илл. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.

Но и это ещё не всё. Бог показан, как бы, в плывущей в тумане форме, составленной из драпировок и других фигур. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. 2.

Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Но роспись обладает и другим аспектом. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.

Илл. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Его ожидал еще более ошеломляющий заказ: в память Сикста, дяди Его Святейшества, расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом.

Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. 158, 159.

На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. Учитывая реальную общественную ситуацию, сложившуюся в Италии к середине XVI века, а также преклонный возраст художника, можно сказать, что перед Микеланджело открывалось, строго говоря, лишь два пути: либо примкнуть к контрреформационному движению и полностью в нем раствориться, либо встать на путь личных религиозных исканий, окрашенных в мистические тона и чуждых узкого конфессионализма. 171.

36. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником.

Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.

Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Третий этаж Микеланджело сделал более высоким, утяжелил и усложнил обрамления окон, ввел цокольную зону и двухступенчатую композицию пилястров, чем облегчил себе возможность широко использовать раскреповки. 1490-1492. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Илл.

В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.

Это предназначенные для украшения гробницы Св.

Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. «Сотворение Адама»— одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы.

Илл. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Здесь все построено на контрастах. Илл. Илл. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение.

185, 186. Его гений искал более широкого поля деятельности. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер.

Петра со стороны апсид. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.

В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Благодаря такому композиционному решению пространство приобретает динамику и поистине космический размах.

Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Мраморный барельеф. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.

Но плата за обеспеченность художника была дорогой. 10, 11, 12. Илл. Его рука сгибается к плечу. Илл. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.

Илл. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.

155. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.

81-84. 183. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.

3, 4. В борьбу включился и Микеланджело. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Илл. Внезапно раздался крик: мы пропали. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.

6.

Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.

Илл.

В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Илл. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл.

Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Моста, луковичные вверх расширение спинного мозга, отмечается.

Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.

Илл. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. Из этого противоречия между глубоко пессимистическим замыслом и во многом сохранившим былой сенсуализм художественным языком рождается трагизм совсем особого рода. 79, 142. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой.

Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл. Скульптура Давид идеально пропорциональна однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).

В самой передней зоне, на постаментах саркофагов, должны были находиться оставшиеся невыполненными фигуры речных божеств в следующей пространственной зоне стоят саркофаги с фигурами Утра, Вечера, Дня и Ночи далее идет стена гробницы с нишами и, наконец, в нише размещены статуи умерших герцогов. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.

Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Но какой ценой.

Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.

Илл. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Объяснение напрашивается само собой.

Форма держится на ангелах, которые летят без крыльев. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.

Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

86-91. Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.

Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.

Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: Ну, этот знает больше моего – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.

Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. 86-88. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 38.

Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений. 167. 7, 8. Петра. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.

Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).

Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. 5.

37. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.

В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Илл.

99, 101, 102. Илл. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.

140, 141. Потолок площадью около шестисот квадратных метров. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Гробницы, помещенные между пилястрами, намного тяжелее темного архитектурного обрамления, которое они как бы раздвигают, настолько им тесно в его пределах.

Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Но как раз этого не произошло.

Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. 175, 176.

Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Это искусство, отмеченное печатью большой изысканности, было тесно граничит с двором Лоренцо Великолепного. Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают.

Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.

В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Между 1542 и 1545 годами было написано Обращение Савла, а между 1546 и 1550 годами Распятие апостола Петра.

Однако, чтобы по-настоящему оценить величие и глубину микеланджеловского замысла, надо рассмотреть каждую из гробниц в отдельности. Илл. По-видимому, это была статуя Вакха. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Фиг. 9 нижней поверхности головного мозга. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Илл.

В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. 119, 111. Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год).

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.

Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. 114, 115. Это было время, когда процветало виртуозное по форме, но пустое по содержанию стихоплетство, когда нарочито темные либо изощренно грациозные петраркизмы ценились на вес золота.

С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. 16. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела.

Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.

Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. 131, 132.

1. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Например, деревянная модель собора св. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Это, конечно, не так.

С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.

Особенно выразительна правая фигура.

В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. 39. Он медленно и лениво протягивает вялую левую руку к Богу — пожилому бородатому человеку, окруженному группой ангелов.

Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. 13, 14, 15. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. 174. 47. 1515.

Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Этому его научила скульптура.

Действительность не оправдала их надежд. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.

Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.

Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Когда всесильный император Карл V посетил в апреле 1536 года Рим и ему была оказана торжественная встреча, то триумфальное шествие не смогло подняться на Капитолийский холм, в такой мере он был запущен. Моисей.

1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Такое движение пальцев священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время мессы. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Илл.

Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.

И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.

Для того чтобы посмотреть интерьер Сикстинской капеллы совсем не обязательно ехать в Ватикан. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Замысел врагов был прост. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Этот жест символизирует молчание.

Чистка потолка была начата только в 1977 году. Вазари прямо пишет:. Их движение видно по драпировке, которая развевается под ними. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Это тондо было написано на рубеже 1503-1504 годов для знатного флорентинца Дони, от которого оно и получило свое название. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.

Ему нравились хрупкие изящные формы, сложные мотивы движения, утонченная линейная стилизация. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Илл.

Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). 56-71). Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу. Недаром они украшали пилястры. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.

Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Илл. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).

Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. 46. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фигура коренастая, сильная, мужественна. 7. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.

Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.

Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Петра а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр. Петра, с чем папа был полностью согласен.

Невольно вспоминаются слова самого Микеланджело: Я так стар, что смерть часто хватает меня за плащ и зовет за собою настанет день и я упаду, как этот светильник и погаснет свет жизни. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.

В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.

С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.

75-78. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. 92, 93, 94. Он даже не дотрагивается до нее.

Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.

Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. 174. 170.

Микеланджело полностью подчиняет его форме. 107, 108. Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали кваттрочентистские художники, в образ общечеловеческой значимости.

Мрамор для статуй и его перевозка стоили слишком дорого, чтобы мастер мог идти на риск, не имея твердых заказов. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. 146-148.

Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. Он стал уже высекать статую св. Зачем это сделал Микеланджело. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Илл. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.

Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Илл. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела.

Илл. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Илл.

Пейзаж пустынен и гол. Эта совсем необычной формы лестница подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема. Карниз Микеланджело трактует не как прикрывающую здание крышку, а как органическую составную часть стены. Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. автора) хотели, чтобы он научился большему.

Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Средняя лобная извилина. Но тем не менее это случилось. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия.

Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).

Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Но вместе с тем это столкновение противоборствующих сил порождает какое-то новое, высшее единство – единство противоположностей. На самом же деле между ними лежала бездна.

Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Наибольший акцент сосредоточен на фигурах Бога и Адама. 48-55. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.

Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. 17, 18, 19, 20.

Это помогало ему сохранять чувство целого. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.

173. И это понимает только один человек – апостол Петр. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Ок.

Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Но к таким он и принадлежал ибо все знали и все видели, что все три искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы.

Это человек действия (vir activus). Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. И здесь бог изображен в активном действии. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. 162. Очень красив и тот вид, который эта скульптурная группа являет зрителю, если он смещается несколько влево.

2. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Таким представил его и Микеланджело. Однако и здесь царит дух отчужденности. Илл.

Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.

Художник охотно принял это предложение. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.

Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.

Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).

Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Только ответить своим искусством. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Но все усилия напрасны.

Ее сильное, мужественное лицо, с направленным в сторону взором, выражает тревогу за судьбу сына. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.

Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.

После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. И здесь его постигает страшный удар. Католическая церковь, напуганная широкими реформационными движениями, понимала неотвратимость пересмотра своих старых позиций. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.

Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.

В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. 97, 98. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера.

155, 156. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Илл.

Давид, 1501 – 1504. Картина располагается в прямоугольнике размером примерно 3на 6метров. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.

это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил. » Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Карниз, поперечные сечения в виде спаренных арок и седалища ignudi центрального пояса, пилястры, троны сивилл и пророков и обрамления распалубков боковых поясов – все это выдержано в благородном беловато-сером тоне. 166, 167.

116-119. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.

Илл. Они утратили волю. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.

Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. И это приводит к трагической разобщенности образов. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.

В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.

Что мог Микеланджело. Длина изображения почти полтора метра. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.

Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Бог изображается как пожилой, но мускулистый, человек с седыми волосами и длинной бородой, которая тоже подчеркивает движение вперед. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.

Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.

В марте 1505 года папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим, чтобы поручить ему выполнение своей гробницы. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.

Так, например, проживавший во Флоренции племянник Микеланджело писал ему около 1547 года, что Козимо крайне недоволен проживанием Микеланджело в 1544 году в римском Палаццо Строцци, принадлежавшем злейшему политическому врагу Медичи.

Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Слева мы видим райский сад. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).

Илл. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл. Хотя Микеланджело отдал известную дань обоим этим направлениям, в лучших своих стихах он подымается на такие поэтические высоты, которые были не по плечу его современникам.

Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Местами мрамор оставлен недоработанным, так что природа камня выступает здесь как бы в обнаженном виде. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Он начал работу с последней триады.

По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.

Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.

Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни.

По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Илл. Илл.

Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. 159. Илл. 80.

При этом движение лишено всякой скованности. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.

Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.

23, 24. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.

Микеланджело противопоставляет здесь мир насилия и активного утверждения злой воли миру терпеливого страдания и пассивных мыслей и чувств. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Моисей восседает в торжественной позе. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.

В момент, пишет Ромен Роллан, когда победитель должен нанести удар, он останавливается, отворачивает в сторону свое грустное лицо и свой нерешительный взор. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. 182, 187, 188, 189.

Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.

Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Ева послушно следует слову творца. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.

Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Он избегает детализированной характеристики места. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Илл.

Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).

Он победил. Илл. Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре и был перевезен к остальному на площадь св. Илл.

Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Илл. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.

Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.

Увиденное потрясло воображение многих людей. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии.

Последняя была предназначена для хора старого собора св. Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик. 32. Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Эту постыдную работу продолжали и позднее.

30), довольно точно передающая ее общий вид. И этой же цели служит цвет. Илл.

В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия есть Тело Христово, это богословское понимание может быть воплощено на этой картине.

Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Илл. Илл.

Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума.

Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Илл.

В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. Илл.

С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.

По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. 135, 139.

130. Илл. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Илл. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.

В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Все это придает его архитектуре величественный характер. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.

Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Илл. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. 136. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется.

Илл. Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.

Он был сыном мелкого чиновника. В них он ставил себе задачей запечатлеть грядущие эффекты света и тени, уточнить свое понимание динамической формы и физической силы того или иного архитектурного элемента. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.

Илл. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.

Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. И тогда полностью раскрываются ее красоты.

Илл. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Таков, несомненно, был его основной замысел. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.

В действительности оно так и получилось. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». Он побежден.

В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Зато вид группы справа мало удачен.

Илл. 150. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.

Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.

Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Там можно увидеть многофигурную композицию.

После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Многие задаются вопросом – кто изображен на картине справа от Бога.

И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Илл. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. 161.

В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.

Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Илл. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).

Илл. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.

С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.

Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами.

Она напоминает мощную лавину. Илл.

Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Но Микеланджело упорно отклонял все приглашения, прибегая к различного рода деликатно замаскированным отказам. Это были тяжелые годы. Илл.

По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.

Если у зодчих кваттроченто заполнение и обрамление никогда друг с другом не спорят чем достигалась особая ясность и легкость композиционного строя то у Микеланджело тяжелое и массивное заполнение вступает в борьбу с легким обрамлением, что делает архитектурный язык гораздо более динамичным. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.

Свет в его представлении являлся как бы компонентом самой формы и с помощью членений различной силы рельефа он добивался при ярком южном солнце такого разнообразия светотеневых эффектов, которое оставалось абсолютно недоступным не только его предшественникам, но и его современникам. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.

Илл. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.

Илл.

Но в дальнейшем он стал утяжелять все членения, вводить раскреповки и усиливать тем самым рельеф стены, что привело к полному разрыву с брунеллескиевской традицией. 151. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. 149. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.

В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.

Тут столкнулись два сильных характера. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши.

Он вытягивает всю композицию по вертикали и довольно равномерно насыщает плоскость стены фигурами, ограничиваясь небольшими разрывами между ними. В результате третий этаж выглядит гораздо более нарядным и богатым, чем первый и второй этажи, скованные классической доктриной.