Рубенсон

Мэри второй ребёнок в семье Рубенсонов, у неё есть старший брат, Джош. Она всегда была добра и лучезарна при нём.

Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»214.

Одной из первых исследовательских работ творчества Рубенса является монография Фромантена Э. «Старые мастера». В 1991 году выходит монография Л. А. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками13.

За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.

  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
  • Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
  • Музеи ЕвропыО художниках и картинах
  • Реферат: Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко
  • Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко

Эта же комната служила и личным кабинетом. Он создал тип идеального коня – с узкой головой, широким крупом, нервными ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом. В 1620-е гг.

23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической207. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора.

  • Девушка дня: Элин Рубенсон — футболист клуба «Гетеборг» и сборной Швеции
  • Диплом: Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс

Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма15.

Но своего настоящего самоопределения наука достигла лишь в 17 веке. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.

  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  • Когда толстые мужчины бывают красивыми
  • Портрет Жанетты Рубенсон – Йозефсон, Эрнст
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Галерея картин Питера Пауля Рубенса

28 июня 1577 года Мария Пейпелинкс разрешается от бремени шестым ребенком. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём10. Холст.

По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна2. Иоанна. И в 1609 году Соединенные провинции подписали с Испанией перемирие. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Взять ту же картину «Венера и Адонис». Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.

Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.

После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу200. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.

Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Их соединенные руки находятся в центре композиции. Наличие уже сформировавшегося крупного очага буржуазного общественного уклада в системе Европейских стран, на пример, Голландия и параллельное существование старого и нового укладов в рамках единого государства, когда с общественным сословием, набирающий все большую силу, впрочем как это было во многих других странах, сообщает социальной эволюции самые разнообразные, подчас резко противоречивые формы правления и ускоряет ее темп. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

Мыслители 17 века исходили в своих научных теориях их целостных систем и взглядов на мир. Если судить по его наброскам, то он особенно тонко чувствовал ландшафт, который он изображал на многих рисунках, выполненных пером, чернилами, мелом, а также на своих акварелях.

  • Известные картины Питера Пауля Рубенса
  • Возвращение Дианы с охоты, 1615
  • Аллегория – Четыре Континента, 1615
  • Словари и энциклопедии на Академике

Так началась необычная дипломатическая карьера Рубенса.

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Но буде английский флот хотя бы на шаг подвинется против флота испанского короля, тогда, поверьте, мир увидит скверную игр Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».

Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Прежде всего Рубенс жил в 17 веке. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. В этом необузданном произведении все – сплошное движение. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.

Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Как же он расстроился, когда алтарный образ установили на место. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.

Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»84. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.

Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх. Кбрюссельскомудвору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».

Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Его отправят в Мехельн, где оно украсит церковь св.

  • О знаменитости:Крупнейший южнонидерландский художник,
  • Указывать местоположение в твитах
  • Рубенс Баррикелло: последние новости
  • Заказ картины – Портрет Жанетты Рубенсон

Но самую захватывающую возможность в эти годы ему предоставляли иезуиты. В свою очередь, через Монтальто Рубенс был представлен Шипионе Боргезе— племяннику папы Сикста V, который был официальным покровителем немецких и фламандских художников в Риме.

После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»102. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Это одна из самых прекрасных его фигур, – писал знаменитый английский художник сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), когда он, словно завороженный, словно перед явным чудом, стоял перед этой картиной сто лет спустя после ее написания. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.

Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Именно в 17 веке мифы являются выразителями нового этапа искусства. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору82. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме.

Питер Пауль Рубенс: 
жизнь и творчество 
художника

Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. После отречения Карла V Нидерланды вошли в состав владений Филиппа II Испанского. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством.

Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.

почти полностью сгнил (несмотря на то, что все полотна находились в цинковом ящике, дважды завернутые в промасленную материю, а потом помещены в деревянный сундук).

Второе пребывание Рубенса в Риме оказалось гораздо продолжительнее первого. Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения. Он сумел развить у себя превосходную визуальную память и благодаря строгой дисциплине и тренировкам ему удалось добиться такой скорости и такой твердости руки при создании рисунков и набросков, что, по существу, в этом ему не было равного среди художников. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

Они в первую очередь дают себя знать в оценке человеческого места в обществе. В лице Филиппа Рубенс получил настоящего эксперта по истории античного Рима. Почему они не сделали то же самое, что и Ван Дейк. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.

В 1628г. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.

Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки133. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма136. Задание Рубенса было не из легких.

Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти50. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен101.

Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV176. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства6. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались202. Люди в богатых одеждах, лошади, верблюды, богатые дары, мускулистые тела, горящие факелы – все способствует великолепию картины.

Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Возмужав, он стал охотником и погиб, смертельно раненный вепрем. Согласно принятому толкованию мифов Адонис символизировал пробуждение природы весной и увядание осенью (уход в подземное царство).

Владельцы мануфактур уехали в северные провинции, где положение было более благополучным. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Герцог с удовлетворением их осмотрел, принимая копии за оригиналы. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Рубенс – исключение.

Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Ему были прекрасно известны формы античной архитектуры, орнаментов, утвари, одежды и прочего.

В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках51. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Он был молод, красив, хорошо воспитан.

Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской149. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену99. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.

Первая глава состоит из двух параграфов. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Имена граций (харит) их происхождение и число в разных мифах различны.

Но Рубенс кроме нескольких написанных маслом набросков и нескольких завершенных сценок не смог пойти дальше. Красивый юноша полюбился Афродите (Венере), которая доверила его царице подземного царства Персефоне.

Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. стала узловой политической ситуацией для всей Европы на протяжении первой половины века, постепенно втянув в орбиту своих драматических событий множество стран – Австрию, Чехию, Венгрию, все области Германии, Данию, Швецию и Францию, роковым образом отразились на судьбах из них (Чехия, Германия) и возвысив другие (Швецию, Францию) точно также победа буржуазной революции в Северных Нидерландах отнюдь не осталась явлением местного порядка – она решительно изменила соотношение сил в экономической и государственно-политической сфере во всей Европе первой половине 17 века. Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически.

Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. Он также дважды подолгу жил в Риме. Высокое подлинное искусство воспитывается ум и облагораживает душу.

Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик. Эти патриархальные черты были связаны с живучестью старых, восходящих к очень давним временам обычаев и воззрений и выражались в неполной поглощенности человека формами государственности, классовых отношений, религиозными догмами то есть во всем том, что позволило ему сохранить в себе нечто от «естественных» человеческих качеств избежать полной своей закрепощенности санкциями свыше. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенс заботился о своих авторских правах. Она хочет украсить галерею дворца картинами иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни.

На заднем плане в окне виден пейзаж. В Южных провинциях Испания обеспечила торжество реакции и поражение революции. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов211. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.

Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»38. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Речь шла о «Воздвижении креста». Несмотря на все тревожные перипетии ссылки и беды отца, в доме, в котором рос Питер Пауль, всегда царила доброжелательная, спокойная атмосфера и полная семейная гармония. Недаром в эпоху Возрождения часты случаи объединения в одном лице художника и ученого.

Это Голландия, где новый буржуазный уклад новая структура общества, новые социальные отношения впервые в истории победили в масштабе всей страны. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян.

В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.

Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Вследствие болезни он был практически парализован. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое111. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви.

Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Тем не менее, в каталоге живописи Рубенса последних лет его жизни значилось 60 полотен исполненных лично им, около 100 картин, заказанных королём Испании, множество заказов издательства Плантена-Моретуса и так далее219. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.

Через несколько лет слава о ней облетела всю Западную Европу. Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм110. Ему ничего не стоило передать свои идеи (или идеи его патрона) в собрании визуальных образов.

Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи122. На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.

Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.

Никаких следов его ранней графики не сохранилось18. Грации, в римской мифологии (в древнегреческой – хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Современникам казалось неуместным помещение олимпийских богов там, где было бы достаточно авторитета церкви. Как известно именно Ренессанс открыл после многих столетий мистифицированного состояния человеческих знаний, пути для подъема и развития подлинной науки. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.

Многие выводы в области в психологии творчества до сих пор ценны для нас. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.

Писать мощные фигуры, полные движения экспрессии с душой. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)220.

После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В коллекции герцога Рубенс открыл для себя сокровища. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Сегодня.

11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен160. Рубенс до этого и позже не писал ничего подобного. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.

Возможно, это труды Сенеки. Ему подыскивают учителя, который согласился бы взять его к себе в мастерскую. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.

В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. С помощью мифа художники высмеивали пороки и отрицательные черты существовавшего строя. Кроме Яна Брейгеля, там трудились Франц Снайдерс, художник, умевший мастерски рисовать животных. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. «Западноевропейское искусство XVII века», вышедшее в 1974 году.

На эту проблему можно посмотреть с разных аспектов. Надо полагать, что у Питера Пауля при себе имелись какие-то существенные рекомендации.

Рубенс научился в Ван Ноорта. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах.

В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение.

Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»95. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. В 1629г. Вероятно, он проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.

«Крестовый поход» предпринятый Ватиканом, дабы провести внутренние преобразования и противостоять распространению протестантизма, проявился в самых разных формах от возрождения инквизиции до проведения некоторых практических реформ и обращение к мистическим сочинениям святого Хуана де ла Крус и святой Терезы Авильской. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». От отца – его быстрый и легкий шарм. Многие названия картин Рубенса переведены не в соответствии с мифом.

В одних источниках он погибает на охоте, в других его убивает муж Афродиты или любовник. Суждения современников»., М., 1977г. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».

В них начисто отсутствует мистика. настолько попорчены и им причинен такой вред, что я просто пришел в отчаяние. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.

Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Блики от отражающегося света делали картину почти невидимой.

Собрание семьи Гонзага – одно из знаменитейших в Италии. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто204. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Любимец богов, Рубенс прожил яркую и счастливую жизнь, полную великих свершений как в искусстве, так и в личной и деловой жизни.

Он ведет огромную переписку, часто тайную. Через несколько недель он смог сообщить о своем благополучном прибытии к испанскому королевскому двору со всеми дарами, оказавшимися в полной сохранности, включая лоснящихся, красивых лошадей. Карлу Борромео).

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года69. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.

В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзскиепалаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Отпевание состоялось 2 июня.

Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей. Все вместе эти определения характеризуют искусство во всей его сущности. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.

9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Прошу тебя, не говори больше недостойный тебя муж – все уже давно забыто. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.

У него был острый взгляд на малейшую деталь, он обладал исключительным чувством цвета. Военными действиями и текущими делами ведал Государственный совет. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу129.

Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Брак был заключён с большой поспешностью. На этом полотне он продемонстрировал удивительное понимание самоотреченной духовной любви.

Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. В создавшейся ситуации, когда ярко выражаются противоречия между старыми, феодальными и новыми капиталистическими отношениями мифологические и библейские сюжеты стали «проводниками» новых идей. Но все заимствованные и перенятые идеи Рубенс вносил в рамки собственного видения. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.

Следы ритуала сохранились в древнегреческой поэзии. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии наРивьеру. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)213. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.

Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Фромантен пишет, что если «у Отто Вениуса он прошел среднюю школу, а в Италии высшую, то Ван Ноорт дал Рубенсу нечто большее. В средневековом искусстве – грации – это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко иногда – игральные кости. Рубенс написал его конный портрет, хранящийся ныне в галерее Прадо в Мадриде, который выдаёт влияние Тициана («Карл V» в битве при Мюльберге 1548 Прадо). Всех помощников Рубенса на голову превосходил красивый, фантастически одаренный Антонис Ван Дейк (1599-1641), который стал признанным гильдией мастером в девятнадцатилетнем возрасте.

Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи85. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Рассматривает жанровые аспекты этого стиля, художественные школы. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не толькоИспанские Нидерланды, но и всю Европу.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. На протяжении стольких лет никто их искусствоведов не может дать наиболее полное определение искусству, которое могло бы охарактеризовать его сущность и его задачи. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.

В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Рубенс» Издана у нас эта работа была в 1971 году.

Отец живописца изучал право в Риме и в других городах Италии. Эта направленность в какой-то мере сохранилась и в советское время. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. К счастью, размеры заказанной картины велики.

Как же они могут быть некрасивыми, если их мыть вином. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»83. К сожалению, в 1718 году она сильно пострадала от ужасного пожара.

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского.

Есть где развернуть сцену поклонения. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»98. Его духовное искусство начисто лишено духовности»112. Он ведет огромную переписку, часто тайную.

Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»114. «Краткая история искусств». Так тридцатилетняя война 1618-1648 гг. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»81.

Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Второй параграф посвящен вопросам непосредственно связанным со стилем барокко. Рубенс прекрасно разбирался в искусстве и истории материальной культуры и в этой области выделялся даже в кругу своих друзей-учёных. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.

Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»174. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Она считает его баловнем судьбы, которому кто-то свыше принес «на блюдечке» и славу и безвестность и богатства так как он стал рано известным, занимал важные дипломатические посты возглавил самую большую в Европе художественную школу, которая исполняла заказы европейских венценосцев. По окончании учёбы в иезуитской коллегии, Филипп получает степень доктора гражданского и канонического права и становится секретарем муниципалитета Антверпена, а сам Рубенс становится пажом на службе у графини де Лялен. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.

О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения.

Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах103. Я также с этим не согласна.

Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Моретус был внуком Плантена и со временем он возглавил типографию деда.

Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени116. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.

В этом, без сомнения, звучат отголоски итальянских воспоминаний и даже точнее – влияния Караваджо. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко188. Рубенса нет ничего лучше, чем работа, написанная Р. Аверматом «П. П. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Дмитриевой.

Однако этот проект так и остался неосуществлённым183. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В плане историческом 17 век – один из важнейших вех в общественном развитии человечества. Праздник в честь него был распространен в древности на Ближнем Востоке и в Египте.

В мануфактурах и домашних мастерских царила беспощадная эксплуатация. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале74. Они были мной взяты из книги «Петер Пауль Рубенс. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, какЯкоб ЙордансиФранс Снейдерс.

Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Действительно, в женских изображениях Рубенса в круг вписаны линии живота, бёдер и ножных икр при этом данное правило не действует при изображении груди. Рубенс был слишком тактичным человеком, чтобы попытаться его переубедить.

Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях121. Она исполнена классического достоинства, но испытывая человеческую жалость, отворачивается, чтобы не видеть, как страдает Христос. Его богатство, знатность оно ему ставит в обвинение.

Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. После продажи своей первой коллекции герцогу Бэкингему Рубенс успел накопить новое художественное собрание, отражённое в описи. Но в целом его соображения о методах Рубенса – художника оказались верны.

В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»130. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Она приносит уверенность что накопленные человечеством сокровища мысли, чувства и художественного вкуса навсегда с человечеством и остаются сколько бы их не пытались заслонить «шедевры» новейших художественных течений. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.

Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску152. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу27.

Рубенс пишет Поклонение волхвов. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих109.

Происходит синтез искусств. Рубенс усердно копирует Тициана, Корреджо, Веронезе. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»113. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».

В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Точно так же и в искусстве 17 века человек выступает в более «объективизированном» соотношении с конкретными обстоятельствами его жизни и окружающей его среды. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию184. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.

Луки215. Например, миф о матери Адониса Мирре и о мирровом дереве. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил.

Также я по возможности использовала письма Рубенса. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.

Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии до подлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игривой» становилась его собственная роль в жизни общества».

Долгие годы войны и мародерство расстроили экономику этой территории.

Зрителя поражала прежде всего фигура мертвого Христа. Очень немногие художники той эпохи могли похвастаться, что знают Италию лучше, чем Рубенс. В частности, были убраны бойницы. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне192.

Ван Дейк обладал такими же разнообразными дарованиями, что и Рубенс. Исполнял Рубенс и некоторые дипломатические поручения герцога, самым значительным среди которых была поездка в 1603--1604 годах в Испанию с подарками испанскому королю Филиппу III и его премьер-министру герцогу Лерме, который также, в свою очередь, был покровителем искусств. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.

Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания221. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Письма. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения223. Однако он позволил Рубенсу присутствовать при передаче картин герцогу Лерме. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».

Знал английский испанский, французский итальянский и латынь. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.

Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Вряд ли мне по силам их реставрировать. Игнатия (ныне посвящённой св. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.

Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Но, несмотря на это, произведение заслуживает внимания. Губерта, Диану на охоте и подобное.

Письма, которые она писала в тюрьму, – убедительное свидетельство женской преданности. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.

Персефона сама полюбила Адониса и не захотела возвращать его Афродите. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Ботвиника и мифы Греции и Рима и так далее. «Прекрасное пленяет навсегда».

Таковы его полотна изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам.

Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».

Антверпенский период. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа65. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом197. Охота на ведьм, поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар – по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы.

Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Вернувшись в родной город, он был назначен городским советником. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Нидерланды входили в состав Бургундского государства, а после его распада в 1477 году в результате династической унии перешли под власть Габсбургов. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Искусство очень много значит для человечества.

Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»147148.

В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Автор с научной точки зрения исследует причины и предпосылки появления в 17 веке стиля барокко. В 1605 г. брат Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим.

За всю свою карьеру Рубенс несколько раз рисовал королевскую чету. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать229. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется Удар копьем. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.

Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Караваджо, родом из Северной Италии, был всего на четыре года старше Рубенса. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Рубенсу предложили обеспечить декоративное убранство всей церкви – 39 росписей. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.

Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Основы этих знаний были заложены в мастерской учителя, которым он всегда восхищался. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Он обращал особое внимание на латинский язык и не терял интереса к миру античности. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»187.

Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Что до лошадей – он всегда ими восхищается. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику.

Но у этого века была и своя темная сторона. Среди них был и Антонис Ван Дейк со своим быстрым, лирическим мазком.

Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых -- такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Рубенсу выпала великая честь – ему заказаны обе эти работы. Пятнадцатая идиллия Феокрита воспевает первый день, первая идиллия Биона ("Эпитафия Адониса") оплакивает смерть прекрасного юноши. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.

Знание античного Рима подогревало интерес Рубенс к этому заказу. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В книге «Мифы народов Мира» в I томе рассказывается как богиня Афродита знала о трагической судьбе Адониса, а в книге, «Мифы Греции и Рима» нет этого факта. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии29.

Позже он переехал в Италию, чтобы там завершить свое образование. Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо.

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Для ознакомления с жизнью и деятельностью П. П. в работе «Искусство Фландрии» М., 1968 года описывал суд Париса, дает римские имена богиням, в то время как этот сюжет принадлежит греческой мифологии. Отто ван Веен всю жизнь оставался преданным другом Рубенса. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.

Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. В этом золотом веке или, скорее, золотых сумерках фламандского искусства, Рубенсу было предназначено сыграть ведущую роль. Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника.

Многие исследователи даже следуют такой трактовки. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены вЛувр— см. галерея Медичи в Лувре). Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.

Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта93. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.

Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 154. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. В Водружении креста, наоборот, сюжет весь в действии. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.

Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва.

По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Это сильно предвзятое суждение о художнике. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту19. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. На территории Нидерландов был создан разветвленный чиновничий аппарат.

Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.

Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю144. В 1622г. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Композиция довольно оригинальна, но отличается некоторой неловкостью.

29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Третьи выделили субъективное, творческое начало в искусстве рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.

В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры131. Сразу видно, что не в восторге от Рубенса. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Смерть витает над каждым ее участником.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.

Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Его нарекают Питером Паулем. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.

В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.

Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером205. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Это – наивысшее выражение в искусстве эры католического христианства: мир человека и небесный мир, как видимое и невидимое, неразрывно связаны принесенной божественной жертвой. Улицы заполнили толпы бродяг.

Автор не видит в Рубенсе художника, «Скорее он художник, чем художник». Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Документы. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Соответственно этому формируется иной тип творческой личности.

Из всех влияний, формировавших направление итальянского искусства в это время, по-видимому, самым значительным и противоречивым оказалось творчество Караваджо (1573-1610), сложного импульсивного, почти неуправляемого молодого художника, который находился в зените своей славы, когда Рубенс впервые добрался до Рима. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Картины самого Рубенса удостоились особой похвалы.

В 1625г. Именно теперь появляется некая непреодолимая преграда между личностью и обществом как причина их взаимного отчуждения – качество, которое в полную свою меру станет печальным достоянием более поздних этапов нового времени, но впервые во всей роковой неизбежности открывается между отдельным человеком и общественной средой – диссонанс, ставший отныне неотъемлемым признаком эволюции классового общества. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Это Тобиас Верхахт.

К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. – Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его. Рубенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очарования. В то время Яна и Мария Рубенс живут в Зигене, в германской провинции Вестфалия. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.

Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»191. Весь проект откладывался еще несколько раз.

Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»22. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю75.

Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»68. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам41.

Позже он создал третий – на тему Успения. Еще бы. Несомненно они издали свои исследовательские работы, но для нас они не доступны за очень редки исключением. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.

Богатством красок и густотой мазка он обязан во многом Тициану. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал138. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо56. Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов98. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ151617.

Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский39. Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров81.

Просуществовав короткий период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило значительный след в истории искусства. Вот новое Поклонение волхвов – менее пышное и в то же время менее блестящее. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Магистрат Антверпена задумывает украсить городскую ратушу.

Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Вторая часть монографии состоит из репродукций художников XVII века. Зачастую он представлял клиентам миниатюрныйгризайльныйэскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.

Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Этим художником оказался болонский мастер Аннибале Карраччи (1560-1609), который работал в Риме над своими великолепными украшениями палаццо Фарнезе.

Новый тип исторической картины просто поражал правдивостью изображения обстановки и персонажей и в то же время аллегорическими формами. В должности посла он посетил многих сильных мира сего и добился решения важных политических вопросов. Рубенс рассказывает о своих делах на поприще дипломата тому же Кьепио и Пейреску.

мы обнаружили, что картины. Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. Он впервые смело использовал свой итальянский опыт.

Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»231. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.

Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3536. Однако художнику нужны заказы.

В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко139.

В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света.

В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего.

Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. С 1516 года Нидерланды стали составной частью империи Карла V Габсбурга. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Он даже время от времени жил у них в доме.

Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера. В картине Охота на львов победителей нет. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Проявляются и создаются большие национальные художественные школы. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова.

Питер Пауль перебирается к нему в дом. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».

По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз231. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.

Чуть моложе был Якоб Иордане, который, как и Рубенс, учился у Адама ван Ноорта.

До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания201. Оба взирают на зрителей с доверительной радостью. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.

Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Таковы были антропоцентрические представления в эпоху Ренессанса.

Рубенс знал его картины, но маловероятно, что эти художники когда-нибудь встречались. По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан. Потом мастер своими точными мазками доведет все до совершенства.

Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания у фродиты. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции, тем с большей целеустремленностью и планомерностью переходит она в наступление, пытаясь закрепить свое влияние всюду где это возможно. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Его учителями по живописи были Верхахт, Тобиас, Адам ван Ноорт, являвшиеся его отдалёнными родственниками и Отто ван Веен (англ. )русск., состоявший художником при дворе.

Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Это любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти. Эти суждения не содержат ни одного отрицательного отзыва о художнике.

На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Картина была подписана обоими художниками105.

Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Его заказал Вольфганг-Вильгельм Баварский, герцог Нейбургский. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».

Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»36. В первую очередь это относилось к мировосприятию140. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей. В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.

В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов. Она называлась Последнее причастие святого Франциска Ассизского. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена вФермо.

Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.

Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Этой политикой Филипп II нанес большой урон по экономике Нидерландов. Такова цель политики контрреформации, тень которой со времен Тридентского собора (1545-1563) падает на общественную и культурную жизнь всех европейских католических государств. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.

И во всем чувствуется радость. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»198.

Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом203. Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни.

Благородная фигура Богоматери создана на основе римской статуи. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»232. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Рубенс намного превзошел уровень фламандских поклонников Италии.

Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года158. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр222.

Лекуре, «доходило до угодничества». Такое самовыражение Рубенс считал соответствующим своему собственному творческому подходу. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.

Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Их фигуры производят на зрителя огромное впечатление. На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа.

Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу228. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Это радость бессмертной жизни, противостоящая смерти.

Алтарные образа удалось спасти, но росписи на потолке погибли. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Найдя опору прежде всего себе, он ощутил безграничность своих сил. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».

Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»3) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Вдобавок его еще сковывают воспоминания о Фландрии.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»9.

Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.

Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»234. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»24. Но его ожидала еще одна беда, когда из багажа были извлечены копии картин. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

Например Седова Т. Д. Грации состоят в свите Венеры. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом Младшим (1592-1648), братом Елены. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится.

Не так уж легко к Рубенсу пришла слава. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.

Как писал он своему другу в Рим: Я не желаю снова становиться царедворцем. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.