Самая Известная Икона Андрея Рублева
Андрей Рублев (1370-1428 гг. ) – самый известный и почитаемый художник-иконописец земли русской.
Семь знаменитых икон Андрея Рублева
Материалы и исследования. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой. Если проследить тот долгий и сложный путь, который ведет от самой дубравы мамврийской и римских катакомб через Равенну, Патмос, Сицилию, Каппадокию и Константинополь в Древнюю Русь, Киевскую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую и, наконец, в московские земли, к обители преп. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами).
Так вот обычно люди, глядя на этот образ, спрашивают: «А что это за окошечко. » Оно не случайно. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. Преподобный Епифаний не случайно на первое место ставит мудрость и богословие Феофана. Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Композиционным центром иконы является чаша.
Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в. ), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Андрей Рублёв «Троица». Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская.
Средневековые хроники и документы той эпохи крайне скупы на такую информацию. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. Место и время пострижения художника точно неизвестно.
Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Такое соотношение разворота шеи и лица сообщает сразу ясно уловимое движение по направлению к человеку, который стоит перед иконой. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Однако и художественный аспект этой иконы – невероятно высокий. Больших размеров задумана икона.
Композиционным центром иконы является чаша. Реставрационные работы велись с 28 ноября 1918 года по 2 января 1919 года И. И. Сусловым, В. А. Тюлиным и Г. О. Чириковым. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя». Есть притча о талантах.
Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея.
Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). сергия и творчества Андрея Рублева, уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о filioque. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. Монахам лавры всегда было понятно, что он святой. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19.
Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица».
Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Но в престоле на иконе их нет. Каноническое иконописание сменилось «живоподобием», а затем академической живописью. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. Исследователи будущего назовут потом «Троицу» Андрея Рублева «призывом к национальному единству русского народа». Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы.
Это подвиг мучеников, преподобных, святителей – всех святых. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. «Средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире.
Икона через свое художественное совершенство открывает нам Эдем. Вспомнят, что сделал Сергий, в честь которого она написана, для своих современников: и отшельническая жизнь и монастырское общежительство – пример общего, «вкупе» бытия и труды его по примирению русских князей и благословение на решительную битву. Время создания этого иконостаса точно не известно. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе.
Андрей Рублев: биография и творчество иконописца
Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Под «росписью» церкви понималась тогда не только фресковая живопись на стенах, но и создание всех икон иконостаса. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном и в округлостях фигур и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию.
Осень подает свои первые знаки. Этой работе великий князь придавал большое значение. В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32.
Над ними в воздухе, озаренная божественным светом и окруженная воинством небесным, стояла «Лучезарная Жена».
Известные и неизвестные иконы Андрея Рублёва
Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Местами еще присутствовалрозоватый оттенок, а на одеждах проступала зелень. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.
Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа. Люди ахнули и к иконе устремилась армия паломников. Тихо и уединенно работал Андрей. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Икона Андрея Рублева «Троица» была расчищена одной из первых, в 1905 году. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.
Сам факт ее написания – подвиг. 17, 2). Не сразу и вспомнишь, что же это такое – талант. 3). Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.
Чудесные явления: подборка самых известных икон на Руси
Когда иконописец В. П. Первое упоминание о ней датируется еще византийскими источниками, относящимися к IX веку. Понимая, что нельзя изображать среднего ангела резко отличным от боковых, другие писали крестчатые нимбы у всех трех, однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб абсолютно исключается при изображении Бога-Отца и Святого Духа.
Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Однако, когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только художественная сторона, но и богословский смысл сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Когда он задумал свой фильм «Андрей Рублев», то признавался, что у него были очень расплывчатые представления о нем. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния.
Как образ, не совершивший ни одного чуда, стал самой главной русской иконой
Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного3. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева.
К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. Вес иконы 27, 3кг. Округлены очерки наклоненных друг к другу фигур.
1. Это было открытие древней иконы, возрождение интереса к древнерусской культуре. Рублёв написал главную икону монастыря – знаменитую «Троицу». ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной.
Самая известная икона Андрея Рублёва называется
Сейчас, когда он отполирован, поверхность кажется мраморной. Минимально, но гуляет. Это стало интересовать людей уже в Новое время. Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог.
Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. Седьмой десяток жизни – время подводить итоги, собирать самые зрелые плоды опыта и умения. В любом престоле, который находится в алтаре храма, всегда есть мощи святых.
Загадка иконы «Пресвятая Троица»
Свою собственную смерть. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева9.
Это был выдающийся иконописец, как и Андрей, но старше годами. ниже) и его пришлось укреплять. Третья икона — «Апостол Павел» — выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, — например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Человек не просто даже верующий, а богослов, пастор, стоящий глубоко на своей позиции, после встречи с «Троицей» изменился.
Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Есть на иконе и еще одна интересная деталь.
Эксперты усомнились в авторстве одних из самых известных икон Андрея Рублева
Сергия Радонежского, «подало повод И. М. Три иконы над Царскими Вратами – Богоматерь, Спаситель и Иоанн Креститель – называются «Деисус» (или Деисис), что значит «моление», отчего весь ряд этих икон получил название «деисусного ряда». Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Однако уже в XI веке наряду с греческими мастерами появились и русские. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
Легкий, как будто цветочный, запах. 1326) и преподобный Дионисий Глушицкий (1363 – 1437). Мы мало знаем о нем. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. Святые духи, служители Божии одеты по-разному. Больше ничего об этой иконе не сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать.
Они сказали: сделай так, как говоришь. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями5. Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный.
Загадка иконописца Андрея Рублева
Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. Они предвосхитили всеобщее воззрение XX века на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.
Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси. Пережитое, все, чем одарила жизнь, воплощалось теперь, приумноженное талантом и трудом. Дни еще короткие. Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.
Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Е. Данилова). Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Например известно, что Рублев был монахом. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Время пожинать плоды годовых трудов на земле.
По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря. Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Такжеи сбарочными иконостасами некоторых приусадебных храмов XVIII – XIX веков.
- Иконы преподобного Андрея Рублева
- 7 шедевров преподобного Андрея Рублева, которыми восхищается весь мир
- Икона и картина: памяти святого Андрея Рублева
- Образ Святой Троицы Андрея Рублева
- Художественная студия НАТХНЕННЯ
- Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
- Детство, отрочество, монашество
В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах.
Интерес кдревнерусским иконам ифрескам, отождествляемым с«византийской живописью», воспринимался тогда как проявление дурного тона: «Стоит только завести разговор овизантийской живописи итотчас убольшого числа слушателей неизменно появится улыбка пренебрежения иирония. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Сергию чудотворцу».
- Росписи Владимирского Успенского собора
- Картины Андрея Рублева в Русском музее
- Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи
- Андрей Рублев: последние новости
- Высокий Коммунитаризм как Русская идея
Но это не простой праздник. М., 1861. Грань между иконопочитанием и идолопоклонством чрезвычайно тонка. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году.
Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Эта церковь была возведена около 1426-1427 гг. Третьяковская галерея.
- Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
- Музеи, памятники и фильмы, названные в честь Андрея Рублёва
- Для продолжения чтения вам необходимо зарегистрироваться
- Курсы для взрослых и детей, уроки рисования и живописи, мастер-классы, лекции по истории искусств
Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. «Памятником, созданным необычайно высокой творческой волей» назвал рублевскую «Троицу» глубокий знаток искусства Н. Н. Пунин. Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.
Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла». Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные.
На рублёвских иконах и фресках персонажи выглядят очень спокойными, даже умиротворёнными, в то время как для греческой иконописной традиции характерно строгое, «аристократическое» изображение святых. В начале XX века икону решили отреставрировать. — Тифлис, 1856. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли» (Книга Бытие 18:2). После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто.
Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Зелень листвы серебрится под ветром. Он несет мир и спасение людям.
Я думаю, что Андрей Рублев мог так мыслить. XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок. Сохранились даже иконы, где он изображается среди других лаврских святых. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г. ) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. На самом деле Андрей Рублев всегда был почитаем как святой в Троице-Сергиевой лавре. 18.
В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. Этот образ отсылает нас к Ангелам Святой Троицы и не только своим смирением, но и визуальным сходством – длинная, гибкая, чуть вытянутая шея, шапка густых кудрей, склоненная голова. Так, еще во второй половине XIX века Д. А. Впоследствии на изображениях кругового типа мы находим детали, которые говорят о том, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов, а все три Лица Святой Троицы.
Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. Да, конечно и это Недаром ведь такая «Троица» явилась «памятью и похвалой» человеку, который принадлежал и во многом определял собой духовную и государственную жизнь светлой, героической эпохи, времени национального подъема Руси, ее воли к единству. Иконописанием занимались также святой Митрополит Петр (ум. Первые иконы на Руси были «греческого письма». 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. С. 379-380).
Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. «Изображение ветхозаветной Троицы стало рассматриваться как демонстрация единства трёх Лиц, равнозначности и единосущия и одновременно разницы их ипостасей. М., 1956.
Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Андрей давно уже славен только ему данным даром легкой певучей красоты этих округлых движений кисти. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово.
Но перед нами не иллюстрация Бога. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева.
Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников24. Некрупные, типично русские черты лица полны любви и покоя. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. Нопопробую объяснить, что имею ввиду. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
Иконоборцы древности иих менее образованные последователи всовременном протестантском мире (атем более сектанты, кпримеру «Свидетели Иеговы»), ссылаясь набиблейский запрет изображать Бога, обвиняют Православие видолопоклонничестве. Христианам предписывалось почитать иконописный образ «наряду с крестом и Евангелием». дар художника" (В. И. Лазарев). Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога.
Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. )29. Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей образ за вознаграждение.
Икона «Преображение Господне» (1400 г. ) из иконостаса Благовещенского собора кисти Андрея Рублева буквально пронизана этим светом играющим белильными бликами в складках одежды, на ликах апостолов, на горках, а белый хитон Христа изливает этот свет на весь мир. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. Мы же помним, когда была создана эта икона – в годы татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда писали летописцы, когда ненависть царила между людьми, князья предавали и убивали друг друга. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа.
Созданная им в Средней Азии огромная империя соперничала с дряхлеющей державой монголов. Почему же Церковь не торопилась с его канонизацией. Последние слова были истинно пророческими. Русская икона вXVIII – начале XX веков // Христианство вискусстве).
Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как «сказал» Андрей Рублев. – Конечно есть. На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» – один Бог в трех Лицах или Ипостасях. Подобная путаница в определении корней искусства Рублева возникла оттого, что способ анализа произведений у обращавшихся к «Троице» ученых был внеисторичен, формы живописи рассматривались и сравнивались в отрыве от мировоззрения, системы идей их породивших.
Только нерадивый слуга, который зарыл деньги в землю, вернул лишь то, что получил. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. 142 х 114 см. () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22.
Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Троицы. Это – дом, дерево и гора. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. И в этом смысле икона – важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Однако именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы.
1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок. И это тоже знак: «Венцы обкружным очертанием яко круг ни начала, ниже конца имать, так и Бог безначален и бесконечен». Слегка начинает пожухать, желтеть трава.
C. IV–V. Хотя нет единства ни среди святых отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета. по: Красилин М. М. Иконопись идекоративно-прикладное искусство. Нельзя, конечно, не вспомнить Тарковского. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться.
Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». Знаете, когда водишь экскурсию по Третьяковской галерее ее кульминацией становится рублевский зал, сердце которого – «Троица».
На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства – «Евангелие Хитрово».
Есть еще один очень интересный случай. Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица. «Нас поражает, – писал он в статье «Андрей Рублев», опубликованной во втором номере журнала «Аполлон» за 1915 год, – выразительность и непосредственность замысла, язык самой живописи, живая сила вдохновения, а при наличности таких условий нет никаких причин отрицать наличие гения, создавшего эту икону. С тех пор икона Божией Матери стала называться Владимирской. Она может почесться славою древнего русского искусства».
Наверху золото положено не сплошь, местами границы его неровны, большие, неправильных очертаний полосы левкаса оставлены без золотого покрытия. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. В Москве икону встретили 8 сентября. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Наложен уже на рогожного плетения паволоку необыкновенно плотный, тонкий левкас.
Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания их взгляды устремлены в вечность. На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Скорее всего икона со временем бы погибла, если бы не случай. Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Тогда в музее была выставлена копия «Троицы».
Он предложил им отдохнуть в тени дуба. До него изображали в основном «гостеприимство Авраама» – сюжет 18-й главы книги Бытия, когда к Аврааму в дом пришли три Ангела. «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней», – провозгласили в VIII веке отцы Седьмого Вселенского собора, сформулировав догмат о почитании икон. Это образ одинаковой у всех лиц Троицы власти и силы: «Действенное, самовластное и сильное». Кто-то утверждал, что перед Авраамом тогда явилась Святая Троицы.
От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг – трех ангелов, сидящих отрешенно. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан26.
Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа.
Есть только упоминание о заказчике (преподобный Никон Радонежский) и все. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину. Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня.
Но и соотечественники давали Андрею пример для подражания. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей.
Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Икона «Троица» – одна из самых таинственных. «Звенигородский чин» – это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Само слово «икона» (по-русски, «образ») пришло на Русь из Византии и означало оно изображения Спаса, Богородицы, святых мужей и жен, а также евангельских событий. Сразу должна предупредить – о «Троице» написано невероятное количество литературы, в которой представлены самые разнообразные комментарии и интерпретации. Его иконы наполнены глубоким философским смыслом, лаконичны и при этом очень красивы.
Андрей Рублев стал наследником двух традиций «богословия в красках» – греческой и русской. Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. Несмотря на то, что основным местом пребывания главы Русской Церкви уже стала Москва, митрополичья кафедра все еще пребывала формально во Владимире и Владимирский Успенский собор продолжал оставаться главным кафедральным храмом всей Руси. Куда нас зовет Господь.
Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. белокаменный. Один из современных нам исследователей средневековой культуры пишет: «Сделав много ценного в области анализа художественных приемов Рублева, большинство авторов начала XX столетия обнаруживали свою несостоятельность всякий раз, когда они пытались истолковать внутренний смысл произведения, его образное содержание Они превратили «Троицу» в произведение, лишенное какого-либо конкретного сюжета, созданное вне исторической среды и вне определенной художественной традиции» (И.
Вот таким образом явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Тихое, располагающее к раздумьям время.
То, что «Троицу» причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства не случайно. Только какое это имеет отношение клитургической жизни имолитве. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела. Известно, что протестанты в целом относятся к иконам очень отрицательно. Безусловно, они имеют большую художественную иматериальную ценность.
Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов20. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. «Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него.
поновление икон. Не буду спорить, возможно, мое восприятие исубъективно. Так вот, один из исследователей пишет об этом окошечке следующее. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13.
Эти работы Рублёва относятся к 1425 – 1427 годам. Только соотнося попамяти расположение икон страдиционными иконостасами, примерно догадываешься: справа от царских врат – Спаситель, слева – Богородица, насамих вратах – Благовещение (видимо, Архангел Гавриил иДева Мария), ауж вычислить, что засвятые изображены ивовсе сложно (только еслиэта икона подписана). Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14. Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны.
На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Виталия в Равенне (VI в. )30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. Тогда там работала очень хорошая реставрационная бригада под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря. Дошло до того, что могилу преподобного в Спасском монастыре забыли и сравняли с землей.
– Если быть точнее в 1988 году, на Поместном Соборе в связи с тысячелетием Крещения Руси. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. У Рублева осталась лишь суть Троицы — три ангела, молчаливо беседующих друг с другом. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15.
Там она находится и до сих пор. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов иобычаев. ». 17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. Но еще в 90-х гг.
Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Стояла бы всю жизни и смотрела на Него.
Иконы ведь бывают разные: есть очень замкнутые, к которым трудно подступиться, а есть иконы, которые, наоборот, привлекают: Рублев написал икону «Звенигородский Спас» – от него невозможно оторваться. Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов и в том числе Троицкий монастырь. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея.
Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. В домонгольское время древнерусские иконописцы создали ряд настоящих шедевров.
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Н. Пунин). В ней всё над мирно и всё духовно.
Он осознал, что это не идол, что за иконами действительно скрывается иная реальность. Сияло на ней золото – образ вечного, несотворенного света (Сейчас золото утрачено и они кажутся белыми. ). Святой дух справа, в одеждах дымчато-зеленых тонов, находится в своей ипостаси, за ним возвышается скала. Мол, «икона – это идол».
Может быть, он даже брал какой-то обет, перед тем как приступить к написанию «Троицы», но точно мы ничего утверждать не можем. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). «Строгановский иконописный подлинник», свод правил дляиконописцев конца XVI века, прямо называет Андрея Рублева преподобным. Дуб стоит на своем месте до сих пор.
"Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22). Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», – писали летописцы.
«Их создателем, – писал о звенигородских иконах И. Э. Т. 2. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления)6, копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Впервые его имя упоминается в летописях в 1405 г., когда он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.
Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Что это за ответ такой. До нас дошли лишь три иконы деисусного чина из звенигородского Успенского собора, хранящиеся сейчас в Третьяковской галерее: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел».
На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Изображаются три в единстве, а не трое. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Такую сложную тему могли доверить только такому человеку, который конгениален ей.
Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Преподобный Алипий Печерский (ум. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. А что такое Рай.
Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Ее можно прочитать и как образ Троицы – все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами.
В руках каждого из них он изобразил посохи странников. Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Здесь, при храме, живет пророчица Анна. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный исторический образ Рублева. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. Троицкий иконостас – уникален.
(Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). Вскоре после завершения работ в Св. В начале XX века иконы расчищались одна за другой и многие из них оказывались шедеврами, радовавшими исследователей.
На столе у них стоит чаша с головой тельца. Что касается его значения, то, по всей вероятности, прозвище Рублев происходит не от денежной единицы – рубля, а от старинного слова «рубель», каковым крестьяне называли длинную жердь, прижимающую погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемую через концевые зарубки канатом. Позже Иван Грозный перенес икону в Троице-Сергиеву лавру и украсил богатым окладом.
Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». В середине XIV века, незадолго до рождения Андрея Рублева, Православная Церковь признала правильной точку зрения исихастов, а митрополита Солунского Григория Паламу (1296 – 1359), который окончательно сформулировал учение о фаворском свете, причислила к лику святых. Иначе говоря, прозвище Рублев могли дать рослому, но худому, долговязому человеку. Я читала стихотворения, которые были посвящены этом образу.
Это «собеседование Ангелов», которые прислушиваются друг другу, сидят за одним столом вокруг чаши, которую благословляет Ангел посредине Каждый жест, поворот головы, каждая деталь выверена, предельно глубока. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. К тому же ожидался приезд нового митрополита из Константинополя: им стал Феогност (с 1409 года), сменивший на русской кафедре умершего Киприана. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в., ГТГ). Вероятно, ее фрески были написаны в 1428-1430 гг.
На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Икона написана приблизительно в 1410-е годы. 1427) последней работой Рублева.
Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. 9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. Центральная икона деисусного чина «Спас Вседержитель», несмотря на большие утраты красочного слоя, может считаться вершиной в изображении Иисуса Христа во всей русской иконописи.
Но Андрей Рублев лично для меня эту тайну приоткрыл. Искусные художники в большинстве своем погибли или были уведены в Орду. Никоне» 12. Однако, взгляд Ангела более резок. Ее история удивительна.
Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Такими же золотыми сделал Андрей нимбы и венцы вокруг голов ангелов. Значение этого события в России невозможно переоценить. Золотой отблеск этого света положил Андрей и на крылья ангелов, которые знаменуют их свойство – «самодвижное и простирательное и земным непричастное».
К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Само имя «пресловущего (славнейшего из славных) живописца» помнили только любители древнерусского искусства – собиратели икон «письма Рублева», то есть написанных по его образцам. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. В 1428 г. он расписывает церковь Спаса в Андрониковом монастыре и там же умирает. Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись.
Его житие, написанное в Киево-Печерской лавре, несомненно, было известно Андрею. Просто посмотрите на икону: сидят три Ангела. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 гг. Стояла глубокая зима.
Сочетание благородной простоты и великолепия – черта зрелого мастера Андрея Рублева. Тогда одного из них изображали в одеждах Христа.
Потом уже митрополит Макарий постарался собрать воедино всех почитаемых святых и включить их в один список. В чем сердцевина дела Сергия. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.
– Конечно. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. В отличие от них исихасты (то есть «безмолвники») полагали, что фаворский свет имеет Божественное происхождение и доступен только зрению просветленного, духовного человека. Другие богословы говорили о явлении Бога в сопровождении двух ангелов. Это все-таки больше картины. Сейчас он приемлет на руки. Кое-где на этом первоначальном рисунке видны следы поправок. Долгое время в среде богословов шли споры о природе этого света. Сейчас он инок Андрей, призван создать икону «в память и похвалу» основателю первого на Руси Троицкого монастыря.
Считают, что это идолопоклонство и так далее. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет преподобного Сергия: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». Он долго стоял, созерцая ее. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Они созерцают свет внутри себя.
На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Работами руководил иконописец и реставратор Василий Гурьянов. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю».
С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. В 1904 году он расчистил маленький фрагмент изображения одежды на «Троице» и все увидели удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева. Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям.
Таинственный свет повсюду. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалеку от города Никеи (сегодня это Турция). Точно также ииконы подстать самому иконостасу: высокохудожественные изображения человеческих фигур (библейских персонажей) со множеством отвлекающих деталей.
В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. И вдруг – «когда б вы знали из какого сора растут стихи. » То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Лик Спаса дышит силой и покоем. Вот таким образом это окошечко как бы передает Божий вопрос: «А что ты ответишь на жертву любви Христовой. » Мне очень нравится это толкование. На нем, на мистическом его переживании и была основана Троице-Сергиева лавра. Его лик, обращенный к Спасителю, словно вторит ему задумчивой кротостью и умиротворенностью взора. Августина и других западных отцов31.
Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. Но «Троица» – это золотая середина гармонии и совершенства. мне подарили книгу одного протестантского немецкого пастора, который, увидев «Троицу» изменил свое отношение к иконам.
Цит. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. А в келье на скамье прислоненная к стене стоит начатая «Троица». Было очень много местночтимых, о которых в одном городе знали, а в другом нет.
В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное.
Быть может, Рублев знал уже те отчеканенные в одну-единственную строку слова, которые несколько позже попали на книжные страницы «Да воззрением на святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего» Ненавистная рознь мира и как противостояние ей мысль: в самом замысле бытия, заложено единство, которое достигается любовью и готовностью жертвы «за други своя». Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный момент «встречи». Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу3. Было даже сказание XVII века о великих святых-иконописцах, где упоминается его имя. Так в давние времена звалась большая мера серебряных монет, значительное состояние. После проведения реставрационных работ Н. П. Особо поражает общая светозарность иконы.
Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Во втором сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Если внимательно посмотреть на престол, можно увидеть в нем окошечко. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий.
Оклад закрывал ангелов вплоть до 1904 года. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. Вып. В 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И. С. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Работы по реставрации «Троицы» продолжились при советской власти: к счастью, большевики понимали ценность этого произведения искусства. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя.
С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. В иконе Рублев очень тонко передал образ летней природы в день самого праздника, когда едва заметно блекнут краски, отсветы лета становятся прозрачней, холодней и серебристей и еще издали чувствуется начавшееся движение к осени. Основная проблема этого памятника: вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов.
Икона представляет собой доску вертикального формата. В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Это ипостась Святого Духа именуемого животворящим. Тюлиным и А. И.
Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов – все это вместе со сложной мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и величавую. Значит жизнь он вел молитвенную. Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Все три фигуры легко вписаны в мысленный круг – все той же «безначальности и бесконечности». Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ.
В 1840-х годах историк Н. Д. Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиев монастырь и видевший там рублевскую «Троицу», оставил в своих путевых заметках такую запись: «Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников искусства ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Иво время молитвы, скажу честно, лучше наних не смотреть, чтобыне отвлекаться. Несколько раз оклад снимали, а икону обновляли. Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.
Епифаний Премудрый оставил о нем такую запись: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный художник. ». Икона не раз являла миру свои чудеса. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Евангелие – это Благая Весть отом, что Бог вошел вмир людей, Сын Божий родился, «вочеловечился», жил слюдьми, был всеми видим, осязаем именно Он преодолел пропасть междуземным иНебесным. Смена лошадей также ни к чему не привела. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. И они ели».
XVIII – XIX века стали временем забвения многих православных традиций. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине. Древние иконы, в том числе и рублевские, темнели под слоем старой олифы их записывали сверху новыми изображениями (поновляли), а зачастую и уничтожали из-за ветхости. 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос.
– Средневековые документы об этом почти не говорят. Это бытие Святой Троицы, Бога. Как повествует Евангелие, Господь взял с собой на гору Фавор в Галилее трех апостолов и во время молитвы «преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. 1088) стал первым русским иконописцем, причисленным к лику святых.
Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Завершили начатый тогда процесс только в 1918 году, к сожалению, когда Лавру уже закрыли.
Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону. Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Дни проходили за днями. В 1931 году проблема обнажилась. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три.
Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон – «Преображение».
а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Гурьянов, приехавший в Троице-Сергиеву лавру по приглашению наместника монастыря, снял с поверхности иконы три слоя позднейших записей, все с изумлением увидели вместо «темного» образа яркие, поистине райские цвета. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия4.
Но наивный стереотип «европоцентризма» уже в исследованиях того времени постепенно начал преодолеваться искусствоведы заостряют внимание на тех сторонах «Троицы», где можно усмотреть общие древнерусской и итальянской живописи свойства, объяснимые их единым происхождением из византийского искусства, которое сохранило некоторые античные приемы. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Именно это понимание стало главенствующим на Руси, а его раскрытие в живописной форме и есть догматический смысл иконы святой Троицы. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Гурьянов вместе с В. А.
Три ангела – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух – вписаны художником в треугольник и круг. Исихазм сильно повлиял на творчество Рублева. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». И принесут немного воды и омоют ноги ваши и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба и вы подкрепите сердца ваши потом пойдите (в путь свой) так как вы идете мимо раба вашего.
Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. Дерево, темпера. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Икона наполнялась, расцветала красками. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом.
В число его последователей, служителей этой идеи много лет назад вошел и Рублев. Ему минуло уже к тому времени шестьдесят.
Последующее развитие искусствоведения показало несостоятельность и ненаучность мнений о зависимости русской иконописи от «образцов готических и итальянских, во всяком случае – венецианских форм» (Н. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. Это цвета Рая.
Крылья их соприкасаются легким волнообразным движением, как бы перетекают одно в другое. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. В пользу этой версии говорит тот факт, что в XV в. прозвания «Рублев», «Рубль», «Рубель» носили люди из самых разных сословий: Никифор Рубель, новгородский крестьянин (упоминается под 1495 г. ) Андрей Рублев, псковский боярин (1484) Ивашко Рубль ивангородский торговый человек (1498) Кирилко Рубль, холоп (1500). В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.
На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. В образе также отражен и литургический аспект. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.
Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать.