Sandro Botticelli

Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi 1 марта 1445— 17 мая 1510)— великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi 1 марта 1445— 17 мая 1510)— великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi 1445 г. — 17 мая 1510 г. ) — итальянский живописец тосканской школы.

Сандро Боттичелли (итал. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу.

По своей специальности Мариано был кожевником. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет.

Образованнейший человек, трезвый и жестокий политик, Лоренцо был поэтом, философом, уверовавшим в природу, как в Бога. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения).

Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. Что же определяет искусство Боттичелли. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами.

  1. Биография и картины Сандро Боттичелли
  2. Сандро Ботичелли: жизнь и творчество художника
  3. Сандро Боттичелли: краткая биография, факты, видео
  4. Сандро Боттичелли: биография и лучшие произведения
  5. Сандро Боттичелли: великий художник эпохи Ренессанса
  6. Биография итальянского художника

Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.

После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. В мечтах пожилой Филипепи хотел как можно скорее определить сыновей, чтобы можно было оставить столь тяжелое ремесло. Его брату Лоренцо удалось спастись. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.

Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.

  • Основные произведения Сандро Боттичелли: Аллегория Силы
  • Известность флорентийского живописца
  • Известные произведения Сандро Боттичелли
  • Индивидуальность стиля Боттичелли
  • Мифологическое веяние в полотнах Боттичелли
  • Последние годы жизни итальянского художника
  • Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)

В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Таким прозвищем наградил его старший брат Джованни, вероятно за внешние качества, но впоследствии прозвище превратилось в некий знак качества. Кто она, эта женщина. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.

Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.

Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Иоанном Крестителем и св.

  1. Картины Боттичелли светской тематики
  2. Поздние работы Сандро Боттичелли
  3. Происхождение фамилии «Боттичелли»
  4. Творчество итальянского живописца
  5. Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Сплавляя воедино собственную мечту с впечатлениями античной и ренессансной поэзии в «Рождении Венеры», он заставляет море и деревья вторить певучим очертаниям тела и ритмам движений золотоволосой богини. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».

В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив и выходила его. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. В его руках жертвенная чаша и кропило.

Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.

  1. Первые годы самостоятельного творчества
  2. «Святой Августин» и нидерландское влияние
  3. Мифологические сюжеты в творчестве Боттичелли
  4. Сандро Боттичелли: краткая биография и творчество
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. Женские портреты великих мастеров

Можно предположить, что в первую очередь уничтожались мифологические картины Сандро Боттичелли. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли.

Иоанном Евангелистом». Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.

Для него флорентийский поэт и философ Анджело Полициано создал поэму «Джостра», полную античных образов. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Сандро Боттичелли, (итал. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470).

  1. Светские произведения 1480-х годов
  2. Религиозные картины 1480-х годов

В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины. Д.

Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.

Биография и картины 
Сандро Боттичелли

Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Около 1483 вместе с Филиппино Липпи, Перуджино и Гирландайо он работал в Вольтерре на вилле Спедалетто, принадлежавшей Лоренцо Великолепному. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства.

Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Поддержать Боттичелли было некому. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Среди его произведений этого времени — фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.

Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.

Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).

Варнавы. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.

Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом.

Одно из них – Покинутая. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв.

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.

Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. 1495). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.

Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли.

Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Варнавы». Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Афродиты. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи.

В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Боттичелли выполнил три сцены. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства.

1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.

Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами.

Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.

В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он очень скоро находит свой идеал красоты в образе юной девушки. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.

Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.

И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.

К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима использовав отчасти свои первые композиции. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Но ни о каком покровительстве речи уже не шло.

Свободу творчества художник обретает не в церковных сюжетах, а там, где, по словам биографа, его «обуревают любовь и страсть». Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности изысканности, одухотворенности, красоты.

К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Известность художника была велика.

В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. Зиновия. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.

В 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, где вскоре и умер, а Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано).

Представитель Раннего Возрождения. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.

Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом. Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св.

К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа.

Почти каждое из празднеств имело свою программу. В 1472-75гг. Но правление Савонаролы оказалось недолгим. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы».

Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Сандро Боттичелли — великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев.

потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св.

Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика».

Четыре листа раскрашены темперой. Зловещие воплощения несправедливости, окружающие трон, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций — только их порывистые движения стали напряженней и яростней. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.

К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Самоубийственное покаяние молва приписала и Боттичелли.

К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици).

Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени – прием, ставший чертой его стиля написания полотен. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории.

Он тайно исповедовал христианство. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св.

Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).

Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.

После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.

Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс.

Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Заказы его были весьма многочисленны.

Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Это прозвище распространилось и на других братьев. С. Боттичелли «Весна» (1482).

Тогда Пилат приказал отдать тело. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.

Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.

В мелодической композиции «Весны», где ее хрупкое очарование зазвучало в изысканных обликах танцующих граций, Венеры и Флоры, художник предлагает собственный вариант мудрого и справедливого мироустройства, в котором правят красота и любовь. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. В последний раз вспоминают о нем в январе 1504 года, пригласив для участия в комиссии по установке колоссальной статуи «Давида» Микеланджело. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер.

В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения». Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.

Многие художники, поддаваясь вспышке невиданного религиозного фанатизма, бросали в огонь свои произведения. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи.

После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Вздыбленная и смятенная картина — роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы.

Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества.

В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции — впрочем, скоро возвратясь обратно.

Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим.

В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Композиция двухфигурная. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.

По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату.

Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св.

Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.

После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи. Художник был силен в написании натюрморта. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок.

На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть.

Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. Иосиф изображён с терновым венком в руке.

Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Иеронима.

Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. 1475). На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца.

Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.

Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь.

Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто.

Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет.

Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом – фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской).

1406— 1469), одному из самых известных художников того времени. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Портреты Боттичелли, как уже отмечалось, стоят, в общем, ниже образов, входящих в его композиции. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры.

Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. Для карнавала придумывали сложные аллегории, сочиняли песни. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Иеронима.

Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.

Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда.

С тех пор интерес к его картинам не угасал. 26 апреля 1478 года, во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. Зиновия». Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478 «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.

Предметы, присутствующие в его картинах изображены точно и ясно, выражая умение автора правильно улавливать сущность формы. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Перед нами довольно разные оценки. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Одно из них – «Покинутая». И так каждый день, в одно и то же время. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.

Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.

Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.

Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует софистический, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты.

Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.

В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583.

Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.

В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).

В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Но этого единичного исторического факта преображённого в художественное воплощение становится достаточным, чтобы приобрести вечный статус: здесь и хрупкие чувства женщины и сочувствие её одиночеству и даже дремучая преграда в качестве закрытых ворот, а также плотной стены, которая символизирует стены средневекового замка. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции.

Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Это – известное расположение фигур, на плоскости то сближаемых, то, наоборот, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.