Сандро Боттичелли Фото Весна

картина, Весна, мифология, Сандро Боттичелли обои (фото, картинки)

Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.

Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.

  1. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
  2. Описание картины «Весна (Примавера)»
  3. Весна картина Сандро Боттичелли
  4. История одного шедевра: «Весна» Боттичелли

А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В 1815-м она попала в галерею Уффици.

Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Это – гимн и природе и человечеству. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.

  • Картина Весна, Сандро Боттичелли
  • Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
  • «Весна» Сандро Боттичелли: стилизованная съемка
  • «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
  • Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»

В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.

Исследователи предложили несколько толкований. Движение в картине устремлено справа налево. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).

Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.

Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.

  • Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
  • Картина Весна Сандро Боттичелли
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Самое интересное в виде мозаики

Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.

Композиционно полотно делится на три части. обе выполнены с грацией и выразительностью». Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.

  1. Другие картины Сандро Боттичелли
  2. Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине

Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.

И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.

Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.

  1. «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
  2. «Гимн живому человеческому влечению»
  3. Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
  4. Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
  5. Обо всем, что нравится женщинам

Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Происхождение картины несколько туманно.

Такие подарки были в то время обычным явлением1. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.

«Весна» Сандро Боттичелли: 
скрытый смысл шедевра 
эпохи Возрождения

Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. С 1919 года она находится в галерее уффици во флоренции.

В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Движение в картине устремлено справа – налево. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Каково же содержание картины.

Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Она не просто богиня любви и красоты.

«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры.

В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В 1815-м она попала в галерею Уффици.

«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.

Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.

Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Фигуры расположены волнообразно. Над богиней парит Амур. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.

Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Но, это неединственноеповторение в картине. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.

«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.

В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.

Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Такие подарки были в то время обычным явлением. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Сколь приятна для любования. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.

Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.

Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картина написана на основе древнеримской мифологии. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».

Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.

Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.

Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).

На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.

И, конечно, это породило особое искусство. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Согласно одной из теорий, лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника джулио медичи (который однажды станет папой), но передумал после убийства отца джулио, его брата джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка лоренцо пополано, который женился в 1482 году. А май считался не только концом весны, но и началом лета.

Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).

С этого времени и начала расти ее всемирная известность. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами.

Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.

Исследователи предложили несколько толкований. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.

По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.

«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. О том, как весной расцветает природа.

Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.

Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. На самом деле это несколько противоречит истине. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.

Так как «рустикус», поэму полициано, опубликовали в 1483 году, а картина, предполагается, завершена приблизительно в 1482 году, некоторые ученые утверждают, что подобного влияния не было. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет.

Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. А с правого края художник изобразил и себя. У самой картины изначально не было названия, а «la primavera» её впервые назвал историк искусств джорджо вазари, который увидел её на вилле кастелло, недалеко от флоренции, в 1550 году.

Она стала богиней в пышном одеянии. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Зефиром.

Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.

Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.

Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.

Месяц считался концом весны и началом лета. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.

Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Елена капретти в «боттичелли» (2002) предполагает, что типичная интерпретация такова: «читаем картину справа налево: зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. От его полета согнулись стволы деревьев. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Жест заботливый, опекающий. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.

Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).

Но давайте попробуем. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.

И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Такие подарки были в то время обычным явлением1.

Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Каково же содержание картины. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.

Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Всё изменила вечная весна. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.

Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. И как поэтично показано превращение.

Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.

Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).

По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. Сандро Боттичелли. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.

Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.

Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. От его полета согнулись стволы деревьев. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.

На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.

Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.

Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.

Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но это не единственное повторение в картине. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.

А май считался не только концом весны, но и началом лета. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Но давайте попробуем.

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.

Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Картина висела над софой, называемой летуччо.

На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Во время итальянской кампании (1943—1945) картину перенесли в замок монтегуфони примерно в десяти милях к юго-западу от флоренции, чтобы защитить от бомбардировок военного времени.

Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.

В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.

Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах.

Меркурий (слева) нарциссически красив. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Она показана простой, тихой и скромной.

Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.

Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).