Шаляпин В Шубе

Оперный певец Федор Шаляпин, проведя юность практически в нищете, став знаменитым безумно полюбил роскошь: обедал в лучших ресторанах, собирал антиквариат, носил барские шубы. Федор Шаляпин в роскошной бобровой шубе зимой 1921-го пришел к художнику Борису Кустодиеву. А над ними величественно возвышается фигура Федора Шаляпина в шапке и шубе нараспашку. Такая шикарная шуба согрела не только великого певца, сохранив его великолепный голос, но и растопило душу художника, который решил запечатлеть в ней Фёдора Ивановича Шаляпина, зная заведомо, что портрет будет хорош, востребован и станет украшением выставок и галерей.

Одним из самых известных портретов великого певца Федора Ивановича Шаляпина является работа художника Бориса Кустодиева, на которой артист изображен в шикарной шубе на фоне традиционной русской ярмарки.

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348.

Так и я остался на полгода моложе. Но мой день рождения дома и с друзьями мы отмечаем в мае. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее.

А откуда мне ее взять – прошла война, я родился в Магнитогорске, а вырос в Свердловске. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. И вообще на Руси верхняя одежда из меха была непременной составляющей гардероба элит». Сохранились многие его работы, в том числе и Автопортрет. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).

В 1922-м артист увез его с собой за границу. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи. Через два года Кустодиев и создал этот «зимний» портрет. Вера Максимовна – мастера звали на улице Челюскинцев, напротив Управления железных дорог.

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам.

Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». Такое своеобразное импортозамещение по-нижегородски».

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». И тому сигнал – американские санкции.

Почему бы не сделать новую столыпинскую реформу. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

Недаром Федор Шаляпин говорил:. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Пошел в магазин. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Мужчин может ждать настоящее открытие, насколько это мужественно. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Все-таки в этом я вижу историческую справедливость.

И начинается лето с 21-го. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Театрам с трудом удавалось хоть как-то выживать и такие расчёты с деятелями культуры были не редкостью.

И жизнь меня разубедила в этом. Точнее, дебют этот не состоялся. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Этот портрет великого певца был написан дважды. Почему бы не отдать тем, кто хочет работать на земле, большие участки.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Я ей нарисовал, объяснил. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Не мог выбрать похуже — выбрал получше».

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. Бывает в начале мая холодно, дождливо, снег иногда выпадает. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Вспоминаются так же образы известных русских императоров Ивана Грозного и Петра Первого. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.

Федор Шаляпин ходил 
в краденой шубе6

Федор Шаляпин ходил в краденой шубе6

Более того, мне обещали. Что именно не так, я не могла сформулировать. Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.

Раньше их сам дома печатал – даже цветные. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.

Помогите с описание 
По картине Кустодиева 
Портрет Шаляпина

Помогите с описание По картине Кустодиева Портрет Шаляпина

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». В связи с меняющимся миром. Возможно.

Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Я шестнадцатилетний пацан пришел было, чтобы исправили, но человек, оформлявший документы, сказал: «год совпадает и хорошо, некогда мне тобой заниматься, у меня вон там очередь, смотри какая, потом придешь». Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. А сукно наверх. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Оно, правда, дальше моего родного города не ушло и обошлось без последствий.

Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Чем нарушил этикет. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63.

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА 
Борис Кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло. Что же получилось: автопортрет или, может быть, портрет России. И вот что скажу: убеждения человека в течение жизни могут и даже должны меняться. Сам приобретаю только альбомы живописи, фотографии и раритетные издания. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Я не считаю, что мы на дне.

Я, например, долгое время был убежден, что в 80-х годах мы будем жить при коммунизме. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Шил в ателье. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Прохор Шаляпин подарил 
шубу собаке Лены 
Лениной

Прохор Шаляпин подарил шубу собаке Лены Лениной

Меня воспитывали атеистом. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.

Она мне все сделала. Экий я мерзавец — буржуй. А я предпочитаю по старинке читать, так как зрение не то и от компьютера глаза устают. М. Г.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – российский художник, портретист, театральный художник, декоратор. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

Дети мои, к сожалению, предпочитают книги в электронном виде. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Прибавьте шапку мутоновую с бархатным верхом, перчатки и шарф – я выглядел очень эффектно. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло.

Медведь Шаляпин 
– коллекционная 
кукла

Медведь Шаляпин – коллекционная кукла

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Нравится сирень в это время, которую я очень люблю.

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Также он пробовал себя и в скульптуре.

Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Не десять соток, а сто гектар.

Возможно. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. А написал эту картину художник Б. Кустодиев.

А сейчас причина, по которой я не снимаю Жанну дАрк, – в том, что на это нет средств. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Мне нравится, что Крым наконец воссоединился с Россией.

Федор Шаляпин и 
мужские шубы в Лакшери 
Стор 19-21 декабря

Федор Шаляпин и мужские шубы в Лакшери Стор 19-21 декабря

Просто перевез ее из московской квартиры за город. Ну, я вам скажу. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю. Потом я этот паспорт потерял, мне выдали новый, а там опять 21 декабря. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Хирургическое вмешательство не помогло и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу.

- Я советский человек по воспитанию. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. – подчеркнул владелец галереи бутиков «Лакшери Стор» Евгений Жехарев. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Самой историей дышат могучие стены и башни Лавры, ее соборы и церкви. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Басков в краденой 
шубе Шаляпина

Басков в краденой шубе Шаляпина

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Во время работы над картиной художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, свое детство, говорили об искусстве. - Мне впрямую не отказывали.

Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Это нравится моим сыновьям.

Добавить комментарий 
Отменить ответ

Добавить комментарий Отменить ответ

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят.

Ввиду сложной острой и напряженной обстановки, в которой мы оказались. Бывало, друзья в мастерской вместе начинали петь, мысленно возвращаясь в родные края и тогда у домашних выступали слезы.

Комментарии можно 
оставлять на сайте 
или в своей соцсети

Комментарии можно оставлять на сайте или в своей соцсети

Серов, Л. О. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324.

У нас много земли. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Парадокс. Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.

О жизни и творчестве выдающихся художников

Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Чтобы спустя 10-15 лет это все перешло в собственность тех, кто доказал, что работа на земле – дело их жизни. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

У меня есть очень хорошие. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние.

Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста. Коровин, И. Е. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.

  1. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  2. КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  3. Краткое описание Портрет Шаляпина

Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество. Это уже время Брежнева было. После недолгого диалога вопрос с портретом был решён. Тем более, что шуба теплая была.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Разработал своеобразный жанр портрета-картины, где человек связан воедино с окружающим пейзажем или интерьером. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Но обещания отодвигали.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.

Это было задолго до того, как у меня появились мысли съездить за границу. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Но желание выглядеть достойно и красиво пересиливало и явыходил на улицу.

Очень люблю этот процесс. Произведения отличались неповторимым ярким, праздничным стилем. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. И он рисовал, рисовал много. В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев.

- Дарят книги, конечно. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Это были конкретные исторические обстоятельства. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.

- Наступили времена, когда люди стали глубоко задумываться над происходящим. Без метрики ничего исправлять не захотели. Академик живописи. Проявка пленок и слайдов – это само собой. Должно быть, решение пришло в голову, когда он побывал в Лавре.

Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Создавал скульптуры из дерева. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Мастер работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Конечно, у великого певца она была на соболе. А к 21-му обязательно тепло.

На ней был изображен великий певец Федор Шаляпин. Исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Мне это так нравилось. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Кустодиев. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину.

Таким образом индивидуальность позирующего раскрывается через окружающий ее мир. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Мне это сделали так, как я хотел. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.

Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Интересна история создания этой картины. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. И мне пришлось вопрос веры решать самому – теперь я совершенно убежден, что бог есть. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

На пальце— перстень. Предложили мне выбрать. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Его «Портрет художника И. Я. Для меня это был очень серьезный момент – я вышел из партии. Есть много интересных моментов при написании этого портрета.

Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Ну что, хоть и узкий взгляд, но вполне объяснимый. Вообще, если разобраться, это у меня режиссерские замашки были. Шуба может быть мехом не только наружу, но и внутрь. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет.

Давно ли они думали, что зимой у нас по улицам медведи бродят. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Хоть они занимают много пространства, я со своей библиотекой расстаться не могу. Когда Хрущев его дарил Украине, я возмущенный даже написал письмо в Политбюро. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. Шаляпин изображен крупным планом на фоне Нижегородской зимней ярмарки с народным красочным гуляньем. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его Портрет художника И. Я.

Предлагаем вашему вниманию десять любопытных фактов из жизни Федора Шаляпина, узнав которые вы, возможно, посмотрите на его личность по-другому. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Пастернак, К. А. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Помог Федор Иванович Шаляпин, не словами, а тональностью своих воспоминаний. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.

Различными могут быть и расцветки. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Я надел – чувствовал себя Шаляпиным с кустодиевской картины. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Причем богатый соболь прятали. Так вот мы жили. Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.

В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Никто и не оспаривает, что кровь его матушки от Сурикова и Кончаловского. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.

А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Дворищина. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем над горами.

Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Здесь духовный центр России. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак.

Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста. Пионер и комсомолец. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. И есть что-то неизменное как десять заповедей. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Я очень признателен тем, кто не побоялся пойти на это.

Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Обладая твердым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. Первоначальное название картины — «Новый город». Это сейчас соболь наверх, сукно внутрь.

Но в театре приняли условия русского баса. Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». - Нет, никогда.

«На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. На меня это произвело впечатление, мне захотелось и я реализовал. О загранице я узнал в связи с тем, что я делал фильмы.

Случилось это в 1921 году, когда Фёдор Иванович Шаляпин занимался постановкой в Мариинском театре оперы А. Серова "Вражья сила". Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Если надо, репетировать следует целый день. Ха-ха-ха-ха. Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов.

Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве".

В одном из музеев я видел картину вашего замечательного русского художника Кустодиева. На руках у Марины обезьянка. И вот не какой-то веселый, русский, но неузнаваемый город видим мы на портрете. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

Не только его великолепный голос восхищал публику.