Скульптор Шубин Википедия

Федор Иванович Шубин, скульптор: биография, работы

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. В первом кратком упоминании янтарного портрета Екатерины IIв литературе — «Описании собрания Кабинета монет и гемм» Е. Фон Саккена и Ф. Кеннера (1866)17, как и в последнем — статье А. Бернхарда-Вальхера, посвященной истории венского собрания гемм (1991)18, вообще нет указаний на авторство Шубина. В 1772–1773 сопровождал Н. А. Демидова в путешествии по Италии. Щербины, а кое-где и сколы, образовались, возможно, при снятии с камеи первоначальной, скорее всего более богатой оправы, чем нынешний, прикрывающий лишь борт (или гурт) тонкий золотой ободок с петлей вверху. Шварца (1792), а также бюст М. В. Ломоносова (1793). Но благодеяние монарха было слишком запоздалым.

Стать старшим профессором Шубин так и не успел. Искусство 1860, 1, 2. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Ш. рос любознательным мальчиком.

1868, 12. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Безбородко, Суворова, Шереметева, адмир. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. и нем нет никаких элементов парадности и официальности. Шедевром портретного искусства является бюст Павла I (1797, мрамор, ГРМ).

Чем дольше всматриваешься в его произведение, тем яснее ощущаешь, как, тщательно «прощупывая» голову портретируемого, он передает мельчайшие подробности лица, затененные надбровные дуги, острый прищур глаз, прихотливый излом рта. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Многогранность раскрытия образа — главное достоинство таланта Шубина (1740-1805).

Павел IСфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. В ту пору скульптор создал свои лучшие работы: бюсты генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышёва (1774) и фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1778), а также 58 мраморных бюстов (1775) для Чесменского дворца, строившегося архитектором Фельтеном в окрестностях Петербурга в честь одной из выдающихся побед русского флота. Лицо и глаза его покрасневшие, как будто от сильного холодного ветра, волосы растрёпаны, кафтан небрежно расстёгнут.

Умер скульптор Федот 
Иванович Шубин

Умер скульптор Федот Иванович Шубин

В 1759 г. отправился в Петербург, где стал вольным ремесленником. В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). В 1789 по заказу Г. А Потемкина создал статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. Выпускная работа Шубина из гипса — рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» был удостоен художественной комиссией золотой медали, что стало первым настоящим успехом мастера. Среди лучших его произведений – портреты З. Г. Чернышева (1774), А. М. Голицына (1775), М. Р. Паниной (середина 1770-х годов все – там же), Г. А. Потемкина-Таврического (1791), М. В. Ломоносова (1792), А. А. Безбородко (около 1798 все – в Русском музее, Петербург).

В 1769 переехал в Рим. Шубин создал галерею замечательных скульптурных портретов современников: А. М. С юности занимался распространенной в этих местах резьбой по кости. Чернышев, З. Чернышев, 1774, П. Чернышев, 1779, Барышников, 1778 и др. ), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д. Лит. : Ухтомский С. А., Федот Иванович Шубин, в кн. Снаружи они украшены стальными, с жемчужником и алмазной гранью тягами и «маркезитовым» узором (в ажурном рисунке ключей, ныне утраченных, читалось имя «MARIA». В 1766 за барельеф по заданной Советом ИАХ программе «Убиение Аскольда и Дира, князей Киевских» удостоен большой золотой медали.

Шувалов, несомненно, остался доволен работой скульптора. Художник вынужден обратиться к Г. А. Потемкину и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И. И. Бецким о зачислении Шубина на должность адъюнкт-профессора в скульптурный класс. Судьба многих работ парижского периода неизвестна так же, как и предшествовавших. В 1772 г. H.

Федот Иванович Шубин 
великий скульптор 
России

Федот Иванович Шубин великий скульптор России

Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Сразу же возвращении скульптор получил заказы на мраморные бюсты Екатерины II, которая повелела его «никуда не назначать и быть ему при дворе». В портретах, созданных после возвращения в Россию (в 1773), Шубин демонстрирует аналитический подход к натуре и одновременно раскрывает характер портретируемых в органичной цельности создаваемого им художественного образа.

Количество заказов резко сократилось. И так миновало три года. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. В каталоге 1994 года, собравшем, как заявлено во вступительной статье, все сохранившиеся в России произведения скульптора, доступные для экспонирования из этих двух работ остался только «Портрет неизвестной»33.

Там он работает дворцовым истопником и все свободное время режет по кости и перламутру. Но Шубин не перестает работать. Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве. Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Для ансамбля Чесменского дворца (архитектор Ю. М. Фельтен), воздвигнутого в честь победы российского флота, Ф. Шубин создал 58 барельефов для круглого зала дворца. Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее.

И. И. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Родился в семье черносошных (т. Смело и определенно трактовано лицо с открытой светлой улыбкой, живым взглядом умных глаз. Румянцева-Задунайского, Г. А.

Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. Чернышев", 1774, "П. с обозом трески. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.

Портрет Ивана Барышникова (1778). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Образ Павла I отмечен противоречиями. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Смерть скульптора прошла почти незамеченной. В 1759 году Шубной (Шубиным он стал именоваться уже после того как стал, учеником Академии) покидает родные места и направляется в Петербург, следуя примеру своего великого земляка и по некоторым сведениям, возможно, родственника Ломоносова.

Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Здесь скульптор отказывается от деталей, сосредоточив внимание на главном.

Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Прокофьева, М. И. Александра III, т. II, СПб, 1904. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В 1774-1775 гг. Энергично вылеплена голова Ломоносова с большим «сократовским» лбом.

Портрет написан незадолго до её смерти. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. В Италии художник много работает в жанре портрета. Для Мраморного дворца (архитектор А. Ринальди) скульптор исполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди высек в мраморе статуи Ночь и Весеннее равноденствие.

О знаменитости:Русский 
скульптор века

О знаменитости:Русский скульптор века

Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют и вот таким образом последняя гораздо выше первого. В 1772 г. Н. А. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах на три года. В 1767 году Федот Шубин вместе с П. М. Гриневым и И. А. Ивановым отплыл морем во Францию имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д. А. Голицыну, философу-просветителю Д. Дидро, а также в королевские академии Франции и Италии. Мастерство Шубина поразительно. Напротив, он остался без награды и впал в немилость.

ЛомоносовПережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать внутреннюю сдержанность молодого Александра I (1801), благодаря милости которого он получил наконец долгожданное место в Академии. В первые годы после возвращения в Россию Шубину удалось прочно обосноваться при дворе. Шубин (Федот Иванович) – скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Металлический взгляд, отлитый в бронзе. Мрамор поистине дышит под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Пробыв в этой должности три месяца, в августе того же года по ходатайству И. И. Шувалова уволен от двора и зачислен в ИАХ.

В царствование императора Павла I он оставил Академию с полной пенсией. Ф. Шубин. Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы. Шувалов, несомненно, остался доволен работой скульптора.

Прообразом для нее послужила "Купальщица" Фальконе, которую Шубин копировал в Париже. Из портретных работ 80-х годов заслуживают внимание бюсты П. Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И. И. Михельсона (1785, ГРМ), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783, ГРМ). Обособленно стоит в творчестве Шубина Шубин Федор Иванович Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Одно из самых замечательных его произведений – бюст А. М. В 1773 Ш. "назначен" в академики.

В 1761 г. стал придворным истопником. П. Б. Шереметеву понравился портрет отца. А уж мрамор. Смело и определённо трактовано лицо с открытой светлой улыбкой, живым взглядом умных глаз. Орлова ирония скульптора бьёт наповал.

В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником. Жанровые статуэтки «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами» в 1766 году принесли ученику Академии художеств 5-го возраста малую золотую медаль «за композицию». До сих пор этот бюст считается одной из самых прославленных работ скульптора. Противоречивое сочетание величия и ничтожества, силы и беспомощности запечатлел Шубин в облике Павла I (мрамор, около 1797, ГРМ).

Федот Иванович Шубин, 
русский скульптор

Федот Иванович Шубин, русский скульптор

Шварц наоборот— сдержанный, спокойный, величавый». Именно так показаны Александр Невский, Дмитрий Донской, Мстислав Удалой, Иван Грозный и многие другие. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Петров, Сборник материалов для истории Имп. Несомненными вещами парижского периода тем самым в списке С. К. Исакова остаются две скульптуры 1770 года: «Голова Авраама» для композиции «Жертвоприношение» (терракота) и «Портрет неизвестной» (барельеф, мрамор), обе в Государственном Русском музее32. Шварц наоборот — сдержанный, спокойный, величавый». Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником.

Творчески освоив лучшие достижения портретной пластики французского рококо, сближаясь в понимании архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Шубин создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями XVIII в. Классическая ясность и реалистическая достоверность присущи уже его ранним, выполненным в Италии, произведениям (И. Только в 1761 году он был зачислен в Академию художеств. Пристрастие к портретным бюстам и антипатии к академическим аллегориям и мифологии сближают Ш. с рядом его современников: Гудоном во Франции, Колдекенсом в Англии и др. Оба письма остаются без ответа.

Здесь скульптор отказывается от деталей, сосредоточив внимание на главном. Эта работа заслужила похвалу Фальконе. Однако теперь, когда от времени Шубина нас отделяет большой исторический период, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, какое значение имеет портретный жанр вообще и каким ценнейшим художественным наследием является искусство этого скульптора.

Шубин работал также в области монументально-декоративной скульптуры (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82 и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-89, в Петербурге – все мрамор), выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и царей (1774-75), а для Таврического дворца статую Екатерина II – законодательница (1789-90, мрамор, ГРМ). Большая золотая медаль за выполненную в рельефе композицию «Убийство Аскольда и Дира» дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В. Екимовым). О том и другом напоминают прежде всего 58 шубинских мраморных декоративных рельефов с портретами русских князей и царей, которые создавались им для Чесменского дворца (ныне они украшают стены Оружейного и Серебряного залов Оружейной палаты Московского Кремля) по медалям, воспроизводящим в своей ретроспективной части серию яшмовых инталий-печатей работы нюрнбержца Иоганна Кристофа Дорша (1676—1732)45.

  1. Русский гений гипсовой скульптуры: жизнь и знаменитые работы Федота Ивановича Шубина
  2. Значение ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  3. Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
  4. Скульптуры Федота Ивановича Шубина
  5. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Ломоносова. Гос. Федот Шубин одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Это бюст сибарита Потёмкина – видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо. 7 мая 1767 года в четырёхмесячном собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручён аттестат, шпага — символ личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся из учеников Петра Матвеева сына Гринёва, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почётным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почётному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах на три года».

Работы Ш. имеются: в Гос. Чернышев", 1779, "Барышников", 1778 и др. ), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д. Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. Шубина, И. П. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Но полностью выразил он себя именно в работах, выполненных в мраморе.

А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя. Возвратившись оттуда в Санкт-Петербург, он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка.

Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина, в рыбацком поселке близ города Холмогор. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Кроме скульптуры Ш. занимался живописью (Автопортрет в Русском музее, Портрет Ф. Н. Голицына) и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее).

  1. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  2. Зимние пейзажи выдающихся художников
  3. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  4. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  5. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  6. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Женские портреты оказались менее выразительными, чем мужские. Пигаля.

Третьяковской галерее ("И. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах на три года. Пигалю. В 1773 вернулся в Россию, где жил в Петербурге.

Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В. Екимовым). Разные грани характера убедительно показаны в образе графа А. А. Безбородко. Эта статуя изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».

  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое и выражение лица наглое. Более того — скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры. Однако за свою работу мастер высочайшего одобрения не получил, напротив, он остался без награды и впал в немилость. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г. (Шубной 1740—1805) — скульптор-портретист из холмогорских крестьян. (он же Шубный) — скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С. -Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его — Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву.

Jahrhundert»), — сообщил Э. Криз в своем комментарии к данному номеру каталога. В одной из последних работ – бюсте Александра I (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) – за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.

Половцов Шубин, Федот Иванович — скульптор, сын крестьянина род. Ответом снова была тишина. — Иллюстрация 1862, 226. В Париже Шубин безвозмездно занимался у известного скульптора Ж. -Б.

  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ.

Это и умный, энергичный государственный деятель и одновременно человек избалованный и пресыщенный жизнью, хитрый и честолюбивый. Для ансамбля Чесменского дворца (архитектор Ю. М. Фельтен), воздвигнутого в честь победы российского флота, Ф. Шубин создал 58 барельефов для круглого зала дворца. В 1795 году он создал скульптурный портрет последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова. Здесь он заканчивает историческую статую Греческая любовь (не сохранилась), за которую вместе с терракотовой Головой Адама получает звание назначенного. словарь Брокгауза и Ефрона.

  1. Большая биографическая энциклопедия
  2. Метрические записи о членах семьи
  3. Напишите отзыв о статье Шубин, Федот Иванович
  4. Отрывок, характеризующий Шубин, Федот Иванович
  5. ФИО писателя, поэта, музыканта, деятеля культуры
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  7. Краткая биографическая энциклопедия

Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. 12 мая 1805 года Федот Иванович Шубин скончался. Их лирические образы полнокровны, лишены изощренной утонченности, слабости, вялости. воистину не имею чем содержаться. С 1767 — пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.

В одной из последних работ – бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Из прочих его работ известны бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова (в Императорском Эрмитаже), горельефные изображения русских великих князей (в Оружейной палате и Петровском дворце в Москве) и бюст князя Безбородко. Екатерина-законодательница (1790). В 1774 году Шубин выполнил портрет Г. Г. Орлова, а в 1778 году – А. Г. Орлова.

Русский гений гипсовой 
скульптуры: жизнь 
и знаменитые работы

Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Санкт-Петербург с обозом трески. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт-профессором с жалованием по штату. музее, "Неизвестный", 1800, в Третьяковской галерее и в "Ломоносове".

Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. 5 мая 1740 г., 1805 г. 12 мая. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Трагически кончилась жизнь ваятеля искусство которого, по словам В. И. Мухиной, было «образом времени». Многие коллеги презрительно называли Шубина «портретным», по поводу чего тот сильно переживал.

В 1773 году Шубин вернулся в Петербург, по пути некоторое время проведя в Лондоне. Мастер представил этих князей и царей богатырями древних сказаний, сильными, крепкими, похожими на тех простых, мужественных людей, среди которых провёл свои юные годы сам художник. ШУБИН, ФЕДОТ ИВАНОВИЧ (1740–1805), русский художник, представитель классицизма, крупнейший скульптор русского «века Просвещения». В 1789-90 годах Ф. И. Шубин трудился над статуей Екатерина II — законодательница (ГРМ). Оба письма остаются без ответа. За рельеф Убийство Аскольда и Дира Олегом он удостоен первой золотой медали.

Зависимость от образа не помешала ему наполнить резной портрет императрицы «жизнью и правдой одновременно» — так отзывались о рокотовском ее портрете, созданном в том же, что и медальон, 1763 году и удивительно совпадающем с медалью Т. Иванова (и, следовательно, с камеей Шубина), в деталях прически и головных украшений. По просьбе пенсионера Академия художеств разрешает ему задержаться еще на год во Франции.

Здесь молодой скульптор закончил статую «Греческая любовь» (не сохранилась), а также выполнил «Голову Адама» из терракоты. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Со временем интерес к Шубину угасает. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно и стыдно.

Пышно-парадное, учтиво-вычурное изысканно-простодушное искусство России XVIII века. Такая резьба, являя собой, безусловно, первичное, «оригинальное» творение художника, сохраняющее следы прикосновения его рук (хотя и здесь резьбе предшествовала, вероятнее всего, восковая модель), особенно ценилась в XVIIIстолетии. С детства самоучкой резал по кости.

Демидов взял Шубина с собой в Лондон. Очень дороги краски, кисти, холсты. В 1761 при содействии М. В. Ломоносова определен штатным придворным истопником. Безбородко, Екатерины II, Павла I и др. Скульптурный портрет М. В. Поражает жизненная трепетность лица.

— П. Иванов Ф. И. Шубный, ibid. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. В 1763 году — в год создания янтарного медальона — он получил меньшую серебряную медаль «за рисунок с натуры групп в труднейшей позитуре» в 1764 году «при публичном экзамене» были признаны его «хорошие успехи и поведение» в 1765 — первая серебряная медаль «за оказанные успехи и рисунок с натуры». Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. — Архангельск.

Императрица повелела «никуда скульптора не определять, а быть собственно при ее величестве». В 1774 году за оказанный опыт в скульптурном художестве Шубин удостоен звания академика. Яркий пример — мраморный бюст министра иностранных дел Екатерины II Безбородко. (Г.

Можно только предполагать. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. А сын делал много, очень много.

Профессионализм, проявившийся в нем, подтверждает слова исследователей творчества Шубина — В. Н. Петрова: «Шубин пришел в Академию не мальчиком, как обычно, а зрелым человеком и с опытом творческой работы в скульптуре»27 и О. П. Лазаревой, писавшей, что и тяготение к портрету он также принес с собой в Академию28. От заказчиков не было отбоя. Особенно хорошо это видно в мраморе.

Но Шубин не перестает работать. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Три года он работал в Париже, затем два года в Риме, в городе, который в эти годы – годы начального становления классицизма, был центром притяжения воспитанников всех национальных академий. Искусная обработка мрамора усиливает выразительность произведения. Шувалов, несомненно, остался доволен работой скульптора.

Щедрина, И. П. Мелочность и злобность, спесь и пустота, ничтожество, уверовавшее в свое величие. Облик образованного вельможи, в котором тонкий ум сочетается со светской изысканностью, а чувство превосходства над окружающими с усталостью стареющего человека, показан проникновенно и выразительно. Благодаря высокому заступничеству Федота Шубина «истребовали» в Академию художеств, где он и проучился с 1761 цо 1766 год.

Сигнатуру же свою: «Д: Ф: ШУБИНЪ» (Д Ф ШУБИНЪ) художник поставил в две строки на обороте камеи внизу. Шубин Федот Иванович (1740, д. Течковская (Тючковская) Куростровской волости Архангелогородс кой губ. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст.

Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. IX его же, Русский музей имп.

русском музее ("Михельсон", 1785, "Чулков", 1789, "Екатерина II", 1791, "П. В 1773 году он вернулся в Петербург. В 1772 г. Н. А.

Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Искусная обработка мрамора усиливает выразительность произведения. В целом же он создал портреты всех пяти братьев Орловых. Он показал, что императрица уже немолода изобразив тяжело оплывающее книзу лицо. Напротив, он остался без награды и впал в немилость. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии.

Но в 1805 г. Ф. И.

Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. Голицына, П. А. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. После этого портрета Шубин прославился умением «оживлять камень». В 1761—66 — в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле. В 1789–90 годах Шубин трудился над статуей «ЕкатеринаII — законодательница». Никитин любил царя.

Сохраняя весомость, плотность камня, скульптор ювелирно обрабатывает поверхность, добиваясь естественности в передаче материалов (мягкости меха, пушистости волос). За редкими исключениями ("Скульптор Шварц", 1792, в Русском музее, "Ломоносов", 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса. Чичагова, Румянцева и др. В 1774—1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор.

Количество заказов резко сократилось. музея, Ленинград, 1928 Врангель H. H., История скульптуры (История русского искусства Игоря Грабаря, т. V), M., s. а., гл. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубина определили в мастерскую к скульптору Ж. - Б. Пигалю известному не только как создатель аллегорических и мифологических композиций, но и как автор ряда реалистических портретных бюстов.

Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Ломоносова (1792) считают наиболее достоверным изображением ученого. В 1761–1766 учился в классе «орнаментальной» скульптуры у Н. -Ф.

близ Холмогор – 1805, С. -Петербург), русский скульптор. Шубину был заказан бюст Екатерины. Там их опекал русский посол Д. А.

В 1773 за «барельеф с натуры» удостоен звания члена Климентинской Академии города Болоньи. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Третьяковской галерее (И. Видимо, Ломоносов занялся судьбой будущего скульптора и помог ему: Шубин был определен во дворец истопником, а оттуда письмом куратора Академии художеств Шувалова (с которым Ломоносов был очень близок) его «истребовали» в Академию, где он и проучился с 1761 по 1766 год. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791, ГРМ), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), пустой, самовлюбленный красавец Платон Зубов (1796, ГТГ), педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), тупой и чванливый петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792, ГРМ) и др. В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М. В. Ломоносова (ГРМ). В царской семье и в среде образованного боярства появились книги – об Александре Македонском, сочинения античных философов – Платона, Аристотеля историка Геродота, поэта Вергилия, учебники иностранных языков. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей) и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус. Половцов Шубин, Федот Иванович (Шубной 1740—1805) — скульптор-портретист из холмогорских крестьян.

русском музее (Михельсон, 1785, Чулков, 1789, Екатерина II, 1791, П. Зубов, 1795 и др. ), в Гос. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). С 1767 — пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля.

— Энцикл. В 1803 уже году. 2 сентября того же года он был возведен Петербургской Академией художеств в звание «назначенного в академики»5, каковым и стал ровно годом позже «по мраморному Ея Императорского Высочества бюсту»6.

Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. угасает. Серьезные денежные затруднения вынуждают Ф. И. Шубина просить в 1792 году зачислить его на вакантную должность адъюнкт-ректора Академии.

Но поздновато. Уже в 1789 году скульптор вынужден был писать президенту Академии художеств: «. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Он разглядел бешеный, нелепый, непростой внутренний мир августейшей своей модели.

1773За бюст вице-канцлера А. М. Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться собственно при ее величестве. Здесь скульптор отказывается от деталей, сосредоточив внимание на главном. Портрет Павла I (1800).

Первым учителем Шубина стал французский скульптор Никола Жилле. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах. Все три упомянутые конкурсные скульптуры и еще «Бюст Иоанна Крестителя» были в 1768 году Императорской Академией художеств «дозволены к продаже у фактора»24, след трех скульптур затем исчез, а что касается барельефа, то в 1955 году в Ленинграде, на юбилейной выставке Шубина к 150-летию со дня смерти, демонстрировался, как считалось, его фрагмент, обнаруженный в Академии художеств25, впоследствии, однако, вызвавший в отношении авторства Шубина серьезные сомнения26. 7 мая 1767 года в четырехмесячном собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников вручен аттестат, шпага — символ личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся из учеников Петра Матвеева сына Гринева, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почетным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почетному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах на три года». Лицо имеет условно-любезное выражение, уголки губ слегка приподняты, что обозначает лёгкую улыбку, как и полагалось писать в то время. Драпировки одежды подкрепляют динамичный контур.

За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х, ГТГ) проскальзывают холодность, властность и высокомерие знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777, ГРМ) изображен в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Незаурядные природные способности выделяли его работы в массе поделок местных косторезов. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Все портреты, кроме изображения П. Б. Шереметева, сына покойного фельдмаршала, были посмертными. В 1769 переехал в Рим.

Характерный штрих для руской действительности того времени: долгое время по окончании срока паспорта в своих родных местах он числился «в бегах», о чем в Сенате было возбуждено специальное дело, закрытое Именным указом Екатерины IIтолько в 1776 году. Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Количество заказов резко сократилось. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796) педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792) и др.

Страшного императора. Пенсии его вдова не получила. Он умер в Санкт-Петербурге, 12 мая 1805 г. Произведения Шубина отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора.

Бюст Голицына сразу же определил счастливое начало для его творца. В одной из последних работ — бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Но звание академика он получил. Зубов", 1795 и др. ), в Гос.

Сохранилось помеченное 2 февраля 1809 г. письмо гофмаршала Е. Ланского (E. Lanskoy), в котором тот сообщал Нейману о даре императрицы-матери. Меньше становится заказов, падает и оплата. на должность адъюнкт профессора в скульптурный класс. Пигаля.

После окончания академии (1767) побывал в качестве ее «пенсионера» в Париже, совершенствовал свое мастерство у Ж. Б. Пигаля, затем переехал в Рим (1770) и работал там самостоятельно изучая скульптуру античности и Возрождения-барокко.

Творческая манера мастера отличается необычайным артистизмом: он по-разному обрабатывал отдельные части скульптуры, находя различные, но всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей волос и париков. Федот Иванович Шубин (17. 05. 1740-12. 05. 1805), скульптор. В детстве Федот с отцом и братьями ходил на рыбный промысел, занимался резьбой из кости и перламутра – распространённым в этих местах видом прикладного искусства. Проведя еще несколько месяцев в Париже, опять в Италии (Рим, Савойя, Болонья, Неаполь, Турин) и в Лондоне, выполнив ряд важных заказов, как русских, так и иностранных, в марте 1773 года Шубин вернулся в Петербург европейски известным скульптором, почетным членом Болонской Академии художеств.

Богатая светотеневая моделировка рельефа заставляет поверить в объёмность изображения. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Шубин продолжает работать, его портреты второй половины 1790-х годов отличаются глубоким раскрытием характера человека. Жилле, с 1766 состоял в «скульптурно-статуйном» классе.

Его похоронили на Смоленском православном кладбище. Кроме скульптуры Ш. занимался живописью ("Автопортрет" в Русском музее, "Портрет Ф. Н. Голицына") и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее). Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. В 70-80-х гг.

Разные грани характера убедительно показаны в образе графа А. А. Безбородко. В 1802 — адъюнкт-профессор. Потемкина, И. И. С предельной естественностью раскрывается нравственный облик сановника. Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс мрамор).

Академии Художеств. А вслед потекли заказы на бюсты и всей придворной знати.

7 мая 1767 года в числе прочих выпускников Академии Шубин получил аттестат и шпагу – символ личного дворянства. Количество заказов резко сократилось. Г. Чернышева (1774, ГТГ). Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей.

Одновременно посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. Это портрет адмирала Чичагова – каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей) и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус. Вместе с тем академические успехи Шубина и тематика его ученических работ известны хорошо.

Сменяются на неподвижном «каменном лике» будто соскальзывающие незаметно одно в другое живые выражения. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. Но здоровье было вконец подорвано и 12 (24) мая 1805 Шубин умер.

Не менее двух столетий оно пребывает там и не в чьей-то тщательно скрываемой частной коллекции, радуя лишь взор ревнивого владельца, не «за семью печатями» в кладовой малодоступного музея, а в Художественно-историческом музее в Вене, при этом, как это ни поразительно, оставаясь неизвестным на родине скульптора даже исследователям его творчества.

Пётр очень любил сестру. Да и гипс. Стилистически они тяготеют скорее к раннему, нежели к зрелому классицизму. Работа действительно поражает своей реалистичностью и детализированностью. Но конечно, первое место занимают его портреты. Ш. рос любознательным мальчиком.

Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. В июне 1766 за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» (к сожалению, не смог найти ни одного изображения – прим. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он.

Он скончался 12 (24) мая 1805 года. Вот придворная дама Мария Панина. Ф. Шубин. С того мига, как князь Зубов заглянул в эти бронзовые глаза своего слишком похожего двойника, судьба «любимого скульптора императрицы» была решена.

бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. Как произведение Д. Ф. Шубина (D. F. Scubin) камея с портретом Екатерины IIпредстала на выставке «Мария Трезия и ее время. Описывая свои впечатления петербургскому главноуправляющему П. Александрову, он писал: «И как буст отделан тщательно и хорошо, видно, что господин Шубин к отделке его прилагал старание, чем я очень доволен». Искусная обработка мрамора усиливает выразительность произведения.

Ведом. Лёгкой походкой он проходит мимо нас, откинув голову и слегка улыбаясь светской непринуждённой улыбкой. «Когда приближаешься к портрету Голицына, воспринимая его фронтально, он поражает горделивой элегантностью и изысканностью силуэта.

Губерн. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Летом 1770 года по ходатайству Дидро и Фальконе Шубин отправился в Италию.

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами – оконченными и нет. Это были плодотворные годы. Оба письма остаются без ответа. Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве». Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Демидов заказал Шубину два парных бюста – свой собственный и своей третьей жены. Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы.

Подобная форма подписи — эквивалент общепринятого в Европе «F или «f» — была в разных вариациях характерна для Шубина, по крайней мере, до 1793 года11. Но стоит заметить, что именно в 1763 году — в пятницу, 24 октября (об этом сообщали «Санкт-Петербургские Ведомости») 37 — Екатерина IIпосетила Академию трех знатнейших художеств, удостоив вниманием все классы, но особенно «отделение орнаментальной скульптуры и всяких фигур» (таковым было первоначальное название академического скульптурного класса) и можно думать, что во время работы над медальоном перед внутренним взором одаренного молодого скульптора уже запечатлелся ее живой облик. Он обратил на свои работы внимание французской Академии Художеств, которая ходатайствовала через Фальконета перед императрицей Екатериной II о продлении срока его пенсионерства, с тем, чтобы он имел возможность посетить Рим. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой.

23 августа 1761 года наконец последовало распоряжение «уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером». Творческий диапазон Шубина весьма разнообразен. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией. Пять портретных бюстов братьев Орловых предназначались как раз для Мраморного дворца. Количество заказов резко сократилось. Шубин был обречен на забвение, на смерть в нищете.

7 мая 1767 года в четырёхмесячном собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручён аттестат, шпага— символ личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся из учеников Петра Матвеева сына Гринёва, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почётным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почётному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах на три года». Он обратил на свои работы внимание французской Академии Художеств, которая ходатайствовала через Фальконета перед императрицей Екатериной II о продлении срока его пенсионерства, с тем, чтобы он имел возможность посетить Рим. В последней четверти XVIIIвека, при директоре Кабинета древностей И. Х. Экхеле (J. H. Eckhel), рост коллекции, происходивший за счет покупок и подарков, не документировался и только при его преемнике Ф. П. Неймане (F. P. Neumann), когда Кабинет древностей соединился с императорским Мюнцкабинетом, подобные сведения начали фиксироваться в порядке поступления памятников, но и те записи частью утрачены. В ряде работ (Неизвестный, 1770-е годы, Третьяковская галерея знаменитый Павел I, мрамор, 1797, Русский музей бронза, 1800, Третьяковская галерея) просветительский идеал уже «предромантически» раздваивается на парадную внешность и драматически-отчужденную внутреннюю суть.

С предельной естественностью раскрывается нравственный облик сановника. Создателем всех шести штемпелей для аверсов этой медали разной величины и достоинства был русский медальер Тимофей Иванов (штемпели для реверсов этой медали разной величины и достоинства изготовил Иоганн Георг Вехтер)9. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». В мае 1805 года замечательного скульптора не стало.

И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. При перестройке дворца в 1830-х годах барельефы были перевезены в Москву и размещены под сводами парадных залов Оружейной палаты. Но Шубин не перестает работать. е. некрепостных) крестьян. В 1761 был принят в петербургскую Академию художеств, поменяв фамилию на «Шубин» обучался у французского скульптора Н. -Ф. Жилле.

Александр все же выказал милость — пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Художник вынужден обратиться к Г. А. Свой собственный облик он запечатлел в живописном «Автопортрете» 1790-х годов, хранящемся в Государственном Русском музее в Петербурге.

Разные грани характера убедительно показаны в образе графа А. А. Безбородко. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. С предельной естественностью раскрывается нравственный облик сановника. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца.

Таковыми до сих пор назывались Англия, Франция, Италия7. скульптуры и адректор Акад. В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.

Академии Художеств. 1868, 21. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц – бюст.

Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791, ГРМ), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), пустой, самовлюбленный красавец Платон Зубов (1796, ГТГ), педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), тупой и чванливый петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792, ГРМ) и др. «Ничего не может быть горестнее, как слышать от сотоварищей: он портретной», – с грустью писал о себе скульптор. Итак, речь идет о камее или медалеподобном миниатюрном, круглом (диам. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Продолжая «читать» дальше этот портрет-бюст, узнаем мы еще о князе Алексее Михайловиче, что был он незаурядного ума и испил немалую толику горечи разочарования. Получив от Марии Федоровны янтарный медальон в личную собственность, Нейман сразу же передал его в Кабинет.

За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х) проскальзывают холодность, властность и высокомерие знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Поскольку бюст 1771 года делался еще «заочно по гравюрам или портретам» (хотя прямых указаний на этот счет нет, биографы Шубина предполагают, что Екатерина начала позировать ему с 1774 года), С. К. Исаков считал, что в нем «мало жизненного»35 Н. Н. Коваленская назвала портрет самым неудачным среди римских работ академического пансионера36.

Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. В 1759 году Шубной покидает родные места и направляется в Петербург. Материалы по русскому искусству, т. I изд. Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами ибо жить стало нечем. В 1772 г. H. Эрмитаже).

Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. Для Мраморного дворца (архитектор А. Ринальди) скульптор исполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди высек в мраморе статуи Ночь и Весеннее равноденствие.

Вернувшись через шесть лет в Петербург, Федот Иванович Шубин уже имел в своей художественной коллекции знаменитые работы, среди которых парные барельефы А. Г. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Портрет князя А. М. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. 28 августа 1774 года Совет Академии единогласно определил «за оказанный опыт в скульптурном художестве» присвоить Шубину звание академика. Изучал коллекции Ватикана, виллы Фарнезе.

Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. Образованнейший человек и изнеженный вельможа. Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина.

Он беспощаден, этот Шубин. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст.

От современных ей резчиков Екатерина ждала прежде всего собственных изображений. И какое высокомерие, какая холодность. Кстати каменные и бронзовые работы великого мастера изначально создавались в гипсовом воплощении, что позволило Федоту Шубину заслужить звание настоящего мастера по гипсу. С юных лет владел он традиционным для беломорских рыбаков косторезным мастерством. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. Возвратившись в С. -Петербург, он по воле императрицы Екатерины II исполнил ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императ.

Ему было тогда двадцать пять лет. Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина (крестьянина, платившего подушную подать, не крепостного, но и не свободного) близ Холмогор. В ответ на предложение Совета выполнить программу на звание академика скульптор, сославшись на нехватку времени, предложил «проэкзаменовать» его «по бюстам», которые он делал для императрицы и её приближённых и другим работам. Александр все же выказал милость – пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Энергично вылеплена голова Ломоносова с большим сократовским лбом. Занимался лепкой с натуры, рисованием и копированием с гипсов. Ему принадлежит большое количество бюстов и медальонов, сработанных с натуры, часто несколько антикизированных. Мраморные бюсты И. И. Шувалова (ГРМ), Ф. Н. Голицына (ГТГ, оба — 1871), парные барельефы А. Г.

Мрамор. Меньше становится заказов, падает и оплата. В 1789–90 годах Шубин трудился над статуей «ЕкатеринаII— законодательница». Шубин раскрывает в нем всю сложность образа:надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание.

Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Меньше становится заказов, падает и оплата. 23 августа 1761 года наконец последовало распоряжение «уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного который своей работой в резьбе на кости и перламутре даёт надежду, что со временем может быть искусным в своём художестве мастером».

А заказов становится всё меньше и жить уже не на что. Сразу по прибытии он приступил к работе над портретом вице-канцлера А. М. Голицына. Уже в римских вещах Шубина (И. И. Шувалов, барельеф Ф. Н. Голицын обе работы – 1771, Третьяковская галерея, Москва) проступили типические черты его образов: классическая гармония композиции вкупе с вдохновенным одушевлением лица.

Ф. Шубин. Юность с холодно-мертвенной душой. Чернышев", "З. В мае того же года отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Ж. -Б.

который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, выполнив статую «Пандорра». Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс, ГРМ мрамор, ГТГ).

П. Дилакторский. Какая грация, какое изящество. Произведения Ш. отличаются особенной мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Федот Иванович Шубин – величайший российский скульптор, который оставил уникальное наследие как в гипсовом, так и в мраморном воплощении.

Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790). Кн.

Последний получился настолько удачным, что позже был неоднократно повторён и сделался почти каноническим изображением российской владычицы». Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс, ГРМ мрамор, ГТГ). Фельтен). В этом же году был истребован И. И. В соответствующем распоряжении отмечалось, что Федот Шубной «своей работой в резьбе на кости и перламутре даёт надежду, что со временем может быть искусным в своём художестве мастером».

Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. За редкими исключениями (Скульптор Шварц, 1792, в Русском музее, Ломоносов, 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса. И сколько властности. и Ф. Г. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). В Петербурге Шубин продолжал работать как резчик по кости и перламутру.

Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири.

С детства занимался резьбой по моржовой кости — ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). Эта работа заслужила похвалу Фальконе. Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И. С. Барышникова (1778, ГТГ). Проходит много лет. Мастер сумел передать не только дух и настроение своего времени, но и невероятно реалистичные и «живые» образы своих знаменитых современников. Но полностью выразил он себя именно в работах, выполненных в мраморе.

Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее дышать камень. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». В 1927 году портрет вошел в «Каталог античных и западноевропейских камей Венского Художественно-исторического музея», составленный крупнейшими авторитетами в этих областях Ф. Эйхлером и Э. Кризом19.

Он стал одним из троих выпускников, которым предстояло отправиться морем во Францию и Италию сроком на три года для «достижения совершенства в художествах». В столице Российской империи появлялось множество новых зданий, украшенных скульптурами внутри и снаружи, но имени Шубина в списках их исполнителей не значилось. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.

В 1770 переехал в Рим. В 1773 году он вернулся в Петербург, на возвратном пути пробыв некоторое время в Лондоне. К тому же в эрмитажном Архиве хранится «Ордер», адресованный 20 мая 1809 года обер-гофмаршалом Н. А. Толстым хранителю резных камней академику Е. Е. Келеру, предписывавший ему принять переданные Эрмитажу Марией Федоровной ящики со слепками из Вены16.

В первой половине 1780-х годов Шубин создал серию портретов Шереметевых – генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева (мрамор, 1782), его жены (мрамор, 1782), сына (мрамор, 1783) и невестки (мрамор, 1784). Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Голицына (1775). Оба они, впрочем, не отличались привлекательностью. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Александр все же выказал милость – пожаловал скульптору бриллиантовый перстень.

Федотс детства вместе с отцом и братьями резал по кости. Несмотря на влияние, которое испытывал Шубин со стороны своего первого учителя, профессора скульптурного класса, француза Никола Франсуа Жилле, приверженца «переходного» варианта классицизма, усложненного барочно-рокайльными реминисценциями, портрет Екатерины II, вырезанный в янтаре, почти классически прост. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Так, авторские реплики скульптурного бюста 1771 года, варьировавшегося, по словам барона Врангеля, «во многих видоизмененных повторениях» вплоть до начала 1790-х гг. 39 иногда отделенные от янтарного портрета на полтора десятка и более лет, все еще хранят, как кажется, его отзвуки. Вероятно, Шубин пользовался покровительством своего земляка Ломоносова.

Ничто не опущено из атрибутов величия и власти, щедро расточавшихся монаршей рукой на последнего любимца. Мрамор. Они же слышатся, несмотря на абсолютно иной антураж и возрастные перемены в облике модели, в перевитых жемчугом локонах в прическе императрицы на круглом мраморном барельефе 1783 года (Государственный Русский музей) и даже в неожиданно похожем профиле на шубинском рисунке 1794 года (там же). А в портрете главы всех учёных В. Г. (он же Шубный) — скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С. -Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его — Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву.

Возвратившись оттуда в Санкт-Петербург, он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Янтарная камея Федота Шубина займет важное место и в этом длинном списке.

Здесь он работал над скульптурным портретом И. И. Шувалова. В портрете А. М.

Пользуется он и поддержкой Этьена Фальконе. Шубин окончил жизнь в 1805 году адъюнкт-ректором Академии художеств, в которой «обучал воспитанников высеканию фигур из мрамора». Тогда и зашевелилась академия – дала квартиру и свечи. Крепостник и эстет. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох.

В 1759 приехал в Петербург в 1761-67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. В 1759 г., когда умер его отец, Ш. с обозом рыбы отправился в С. -Петербург, где и жил первое время на заработок от продажи небольших перламутровых образков, которые охотно pacкупались.

Среди первых петербургских произведений Шубина — мраморный бюст А. М. Голицына (1775, ГТГ). В середине семидесятых годов Шубин выполняет большой, весьма своеобразный цикл исторических портретов. Но и только. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г. А.

Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П. М. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». Маска эта будто то появляется, то исчезает в портрете. Одна из самых последних работ – бюст Александра Первого.

Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. Богатая светотеневая моделировка рельефа заставляет поверить в объемность изображения. Оказалось, что он был прислан Нейману в 1809 году императрицей Марией Федоровной в знак признательности за подаренные ей от имени австрийского императора Франца Iдва ящика слепков с избранных гемм венского собрания и приложенного к ним рукописного описания13.

Скульптурные работы Шубина имеются и в художественных собраниях западноевропейских стран. с обозом трески. Екатерина II — законодательницаВ 1789-90 годах Ф. И. Шубин трудился над статуей Екатерина II — законодательница (ГРМ). Но здоровье было вконец подорвано и 12 мая 1805 года Шубин умер. «Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума», – писал он в Петербург. Медальон в нем ошибочно назван кольцом (bague), что долгое время препятствовало его отождествлению14.

Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. Быть может, мы сегодня домысливаем то, чего и не было в этом прекрасном лице. Работы Ш. имеются: в Гос. В 1759 приехал в Петербург, где служил истопником при царском дворе.

Голицына. Художнику предстояло ещё многому научиться. Здесь он заканчивает историческую статую Греческая любовь (не сохранилась), за которую вместе с терракотовой Головой Адама получает звание назначенного. Летом 1770 года благодаря ходатайству Д. Дидро и скульптора Э. — М. Фальконе Ф. Шубин попадает в Италию. Энергично вылеплена голова Ломоносова с большим сократовским лбом. Каравак работал преимущественно портретистом. Эта многогранность раскрывается при круговом обзоре бюста становится очевидным сложное сочетание зрелого ума и начинающегося старения, энергии и усталой грации, властности и благородной снисходительности – качеств крупного государственного деятеля и ловкого придворного.

ЕКАТЕРИНА II: ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССIЙСКАЯ» раскрыл принятые в медалях сокращения последних трех слов титулатуры (их можно видеть, к примеру, на медали И. Вехтера 1761 года с портретом Елизаветы Петровны) и дополнил ее датой исполнения: «1763 ГОДА». Лицо царя смуглое и моложавое. Завадовского (90-е годы), сохранившийся в гипсовом оригинале.

Эта работа приносит ваятелю громкую славу. Только в 1794 г. он получил звание профессора. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Произошёл исключительный случай – впервые человек получил это высокое звание без «программы», за работы в непопулярном портретном жанре.

Портреты Шубина одновременно и схожи между собой ибо все они «дети» одного мастера и очень разнообразны по своему духовному строю, композиционным приемам и избранному материалу. Полученная за выполненную в рельефе композицию «Убиение Аскольда и Дира» большая золотая медаль дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Шубин побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме.

Едва отступишь на почтительное расстояние от мраморного лика, едва ослабишь пристрастье взгляда, как маска-стереотип проступает яснее: перед тобой не конкретно князь Голицын, а олицетворение блестящего екатерининского вельможи, приближенного к «просвещенной монархине». Среди исполненных в эти годы портретов придворной знати мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной (ГТГ), промышленника и откупщика И. С. Барышникова (ГТГ), братьев Чернышевых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П. А. Румянцева-Задунайского (1778, ГРМ). Поражает жизненная трепетность лица.

Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Содержание пластики приобретает все большую идейную значительность. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы.

Самым колоритным из них некоторые исследователи называют бюст старшего, Ивана (1778). статуя "Екатерина II – законодательница" (1789 – 1790, ГРМ). После окончания пенсионерского срока в апреле 1772 некоторое время оставался за границей. А. Лебедев.

Но и это осталось без внимания. В 1759 году Шубной уехал в Петербург. Вот в Болонье Шубин – почётный профессор, а в Петербурге – вообще никакой. С начала 1790-х годов скульптор перестал получать большие заказы. Оттуда внук уральского горнозаводчика Н. А. Последний писал о нем: «Этот молодой скульптор как раз тот, в ком я вижу более всего истинных способностей»4.

В мае 1773 переехал в Париж, откуда совершил поездку в Лондон. Выдающийся мастер рус. Этот бюст изображает И. С. Быть может, мы сегодня домысливаем то, чего и не было в этом прекрасном лице. В 1789—90 годах Шубин трудился над статуей «Екатерина II — законодательница».

В 1802 — адъюнкт-профессор. Также Шубин единственный из отечественных скульпторов был удостоен звания академика «без программы». Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Смело и определённо трактовано лицо с открытой светлой улыбкой, живым взглядом умных глаз.

Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Шварц наоборот— сдержанный, спокойный, величавый». Козловского, Ф. Ф. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова, в Императорском Эрмитаже, горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и Петровском дворце, в Москве и бюст князя Безбородко. Напротив, он остался без награды и впал в немилость. Положение скульптора улучшилось только в 1801 году, после гибели Павла и восшествия на престол Александра I. Академия выдала Шубину пособие в качестве компенсации за сгоревший дом на Васильевском острове император произвёл скульптора в коллежские асессоры и наградил бриллиантовым перстнем за свой портрет (мрамор, 1802).

d-pankratov) ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Константина Павловича47 воспользовался скорее всего не прямо, а по гравюре И. Ф. Полетниха или М. А. Колпашникова, мраморным бюстом Екатерины II, созданным Шубиным с натуры в 1774 году и принесшим ему звание академика (не сохранился)48 медаль Леберехта была в свою очередь воспроизведена в редкой гравюре неизвестного художника из бывшей коллекции Кознакова49. Бюст был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков.

В 1763 и 1765 был награжден малой и большой серебряными медалями. Красота искаженная гримасой духовного уродства.

Можно предположить, что это определение перешло в название. Его статуей императрицы Екатерины II украшена конференц-зала Имп. Выходец из среды мастеров народного искусства, Шубин пришел в Академию будучи уже художником академические же занятия выковали из него замечательного мастера скульптуры. Эрмитаже).

«Д. Ф. Шубин — художник, работавший в России в XVIIIвеке («D. F. SCHUBIN, tatiginRusslandim18. К 200-летию со дня смерти», экспонировавшейся в 1980 году в Вене, во дворце Шенбрунн)20 та же ошибка (legraveurrusseD. F. Schubin) была повторена М. Дюшаном использовавшим в 1990 году камею для иллюстрирования своей статьи о творчестве придворных резчиков Габсбургского дома С. и Ф. Абрахамов, выполнявших заказы русского двора21.

С детства самоучкой резал по кости. Теперь положение дела коренным образом изменилось. музее, Неизвестный, 1800, в Третьяковской галерее и в Ломоносове. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др.

Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Для резьбы на янтаре, твердость которого почти равна твердости кости (2, 5 по шкале Мооса), нужен тот же инструментарий и, практически, те же навыки и приемы, что и в работе с костью, к тому же, он хорошо поддается полировке. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Ежедневно посещал занятия во Французской Академии в Риме. Но здоровье было вконец подорвано и 12 мая 1805 года Шубин умер.

Казалось бы, столь пышный декор бюста должен был импонировать юному князю. По просьбе пенсионера Академия художеств разрешает ему задержаться еще на год во Франции. Своих героев, разных по возрасту и социальному положению, он неизменно «пропускает» сквозь призму обобщенно-идеального представления, окрашенного философией просветительства. От времени больше всего пострадали края камеи. Создает Шубин и свободные, авторские композиции.

Из других работ Шубина 1770-х годов известны портрет кабинет-секретаря Екатерины II П. В. Завадовского, «портрет неизвестного» и бюст промышленника И. С. Барышникова. За рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» ему была присвоена первая золотая медаль. Барышникова, богатого промышленника. Изощренные движения резца заставили медово-желтый янтарь, по мере повышения рельефа приобретающий все более темный оттенок, несмотря на присущую ему текстурную вязкость, передать все многообразие фактур гладкой кожи, волнистых волос, шелковой ткани, пушистого меха, дробной поверхности украшений, орденов и регалий. Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.

Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологические характеристики. В 1773 Ш. назначен в академики. Пенсионер АХ в Париже (1767-70 работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и в Риме (1770-72), где изучал скульптуру античности и Возрождения.

Отдельные детали (например, волосы) выполнял обобщенно, сохраняя матовую поверхность мрамора. Со временем интерес к Шубину угасает. В 1759 году Федот Шубной (Шубиным он стал благодаря описке неведомого канцеляриста Академии художеств) едет в Петербург. Мартоса и др. Голицына.

Более того – скульптор сумел выявить в нем черты сильной и значительной натуры. В конце 1771 года Шубин перебирается в Рим, где живет полтора года. Несчастного человека. с 1802 г. род.

Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее дышать камень. будучи без жалованья и без работы. ». С таким-то лицом.

Брокгауз Шубин, Федот Иванович (Шубный собственно), проф. За рельеф Убийство Аскольда и Дира Олегом он удостоен первой золотой медали. Мрамор. Он порекомендовал его И. И. Шувалову, куратору основанной в 1757 году Академии художеств. В 1780-х совместно с Я. И. Земельгаком работал над мраморным мавзолеем П. М. Голицына. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки.

Виртуозное владение техникой обработки поверхности мрамора, мастерское использование возможностей кругового обхода позволили Шубину избежать психологической однозначности в парадно-импозантном портрете А. М. Голицына (мрамор, 1775, ГТГ), передать духовную стойкость и энергию, скрывающиеся за внешней непримечательностью облика З. Г. Чернышёва (мрамор, 1774, ГТГ), раскрыть интеллектуальную сущность внутреннего мира модели в бюсте Неизвестного (мрамор, середина 70-х гг., ГТГ). Но вот учеба в Академии завершена. Бецкого, А. А. В штате «отделения орнаментальной скульптуры и всяких фигур» была предусмотрена должность «академика на дереве, ентаре, кости и проч»40.

Ко времени ее создания прошло всего четыре года, как он пришел в Петербург и лишь два или два с половиной года с того дня, как он был переведен из «дворцовых истопников» в скульптурный класс Петербургской Академии трех знатнейших художеств. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Богатая светотеневая моделировка рельефа заставляет поверить в объёмность изображения. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.

Выдающийся мастер рус. П. H. Вот фельдмаршал – знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. И 4 сентября 1774 года в нарушение правил Федоту Иванову сыну Шубину присуждено было звание академика — не по предложенной советом Академии художеств программе «Ендимион заснувший», а по исполненным портретным работам. И художник и модель находятся во власти поисков вдохновенного, образа.

Тонкая пёстрая декоративная ткань отделки написана с большим мастерством, контрастируя с тяжёлым бархатом. Родился в деревне Тючковская (Архангельская губерния) 17 (28) мая 1740 в семье крестьянина-помора Ивана Шубного. За него Екатерина II пожаловала Шубину золотую табакерку и велела ему остаться «собственно при её величестве». Шубин известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Портретов очень и очень много появляется в это время. И хотя С. К. Исаков утверждал, что «после бюста, выполненного с натуры в 1774 году, Шубин совсем отошел от образа Екатерины 1771 года»38, на самом деле скульптор не утратит первого ощущения и после того, как его модель сама будет позировать ему, а он пройдет через испытания, неизбежные для художника, вновь и вновь претворявшего один и тот же образ в череде парадных заказных портретов.

Ничего удивительного нет в том, что далекие от русского искусства составители каталога восприняли заглавную букву «Д» в авторской подписи как первый инициал имени Шубина. Много работал в области декоративной скульптуры. Эта работа заслужила похвалу Фальконе. Поражает жизненная трепетность лица. Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места.

Среди поздних работ очень интересен бюст П. В. Далее следует бюст А. М. Голицына.

Шубин известен и как создатель многих бронзовых изваяний. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником. худ.

Однако за величественную мраморную фигуру ЕкатериныII со свитком законов в руках мастер высочайшего одобрения не получил. Известны его бюсты: кн. Начатый в 1761 году, но завершенный только пять лет спустя программный барельеф «Убиение Аскольда и Дира» был в том же, 1766 году, удостоен большой золотой медали23. Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Отразил до дна словно бы раздерганную душу властителя-урода. И. Шувалов, барельеф, Ф. Н. Голицын – оба мрамор, 1771, ГТГ).

Они стремятся к гармонизации тем, связанных с конфликтом и борением. рус. В 1761—66 — в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле.

По всей видимости, Шубин столкнулся со своеобразным бойкотом со стороны работодателей и Академии художеств. Композиция спокойная, моделировка мягкая – всё под стать глубокой задумчивости модели. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства.

Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова (1778, ГТГ). А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. В Троицком соборе Александро-Невской лавры Шубин выполнил часть фигур, расположенных «поверх колонн» под сводами собора и рельефов на стенах сооружения. Шубину довелось побывать и на раскопках в Помпеях и Геркулануме.