Сватовство Майора Автор Картины

Так и к «Сватовству майора» он сочинил оригинальный авторский комментарий, описывающий персонажей и детали картины.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.

Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.

Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Брюллова. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. Кошка замывает гостей». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Подобные браки случались тогда повсеместно. А картины. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. / По-старинному— в сизом платочке.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В дом пришёл майор, его цель – сосватать барышню. Ей, ей, за весь успех мой обязан.

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. А седобородый батюшка-купец.

осталась незавершенной. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Рассмотрим картину. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. В Описании картин и эскизов Павла Федотова сам автор пишет о своем произведении: «Женитьба майора. В ней борются противоречивые чувства. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Крылов. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

А там, если помните, никакого туалета. Картина говорит: О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит и выход один — жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое. Федотов переработал повторение своей картины. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Жених уже стоит в дверях при полном параде. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Зауервейда, пользовался советами К. П.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Все не столь однозначно с Купцом.

ассигнациями в месяц». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Ж-4521)8910.

Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах.

стоили. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». получали то, что хотели, становились счастливыми. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Откуда лента здесь взялась. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что "родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Ах, уж эта кулебяка.

Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. 5.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполнедобродушного и миролюбивого выражения лица. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой.

Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.

К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Подобные браки случались тогда повсеместно. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. Вопрос спорный. Купчиха-мать удерживает и пытается образумить дочь, в ней всё выдаёт волевой и властный нрав (похоже, она весь дом держит в кулаке). У него горделивая осанка, напыщенныйвид.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

58, 375, 4. Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Центральная фигура композиции, конечно же, невеста. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. / Ой, стыд какой.

"Сватовство майора" и шутовство художника

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».

А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. Это излюбленный приём Павла Федотова. Служанки шушукаются. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

Кроме одного. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Отдали её за другого. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.

В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Вот, кстати и он – в смежной комнате. чужой. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. И зачем. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус.

Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Обе разряжены для приема жениха.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Та в смущении устремляется скрыться в соседней комнате. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека.

Автору удалось передатьнастрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнегообщества. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Видимо, в псалтырь.

В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Таким образом создается своего рода композиция движения. На столе разная закуска.

Между тем картина полна типичных представителей этих сословий и таким образом им была создана незаурядная «комедия положений» в изобразительном искусстве, а стилю Павла Федотова дали название «комического реализма». Это случилось в 1848 году, через 4 года после увольнения из гвардии, когда высочайшее повеление дозволило: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Но это чистой воды жеманство. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Оконченная картина. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ).

Павел Андреевич 
Федотов Сватовство 
майора: Описание

Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения

Вместе с гравером Е. Е. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. А переливчатые ткани на платьях.

Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.

Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Её наряд, вовсе не повседневный, говорит о том, что она ждала-таки жениха. Ведь они не виновны в падении нравов современности. Рядом с купцом стоит сваха. Постепенно сюжет сложился.

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Что можно сказать про этого персонажа. — стыд какой.

Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе.

  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Самое интересное в виде мозаики

Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице.

Про нее писали вгазетах. / Никогда с ними я не бывала». Федотов вводит нас в купеческий дом. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.

Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.

В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.

  1. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  2. Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Купец – с Аничкова моста интерьер – из трактира
  5. Введите свой комментарий к посту
  6. Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.

Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Кроме одного.

Грустная история. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. Конечно, некоторые интересовались этим стилем, но изображали преимущественно крестьянское житьё-бытьё, купечество же и дворянство (а точнее, бытовые сценки из их жизни) оставались без внимания. Ах, уж эта кулебяка.

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.

Подобных вопросов возникает множество. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. А он показывает на входящую сваху. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Еще не вошёл в залу. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего.

Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. А росписи на потолке.