Святое Семейство Рембрандт Описание Картины

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины святое семейство рембрандт

Но внешне он совершенно спокоен. Борода подстрижена характерно, залихватски.

Нежное лицо Марии почти целиком показано на полном свету, покой ребенка как бы оберегает легкая тень, падающая на его личико, которое дано в окружении теплых тонов соломенной колыбели и зеленоватых оттенков полога ниже пояса ребенок покрыт ярким красным плащом. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.

  1. Картины известного художника Рембрандта Харменс ван Рейна

Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.

Трудно сказать, знал ли он в точности, кто такой, например, святой Доминик, понимал ли всю символику изображения. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Всех сковал холод.

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи.

Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.

Кассель. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.

Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Он ищет внутренний свет изменяющий личность.

Итак, перед нами – Голландия. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.

Картины известного 
художника Рембрандта 
Харменс ван Рейна

Несколькими неровными горизонтальными линиями намечены лежащие на толстом фолианте листки бумаги, на которые он опустил тяжелую левую руку. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото. Критики обращают огромное внимание на светотени. Влияние искусства Рембрандта было громадным. «Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.

С тоской и печалью сказал он им: Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Дела шли все хуже.

Его образ полон глубокой внутренней значительности. Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Картина маленькая. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток.

Скоро гроза пойдет и здесь. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). На картине несколько источников света: справа – огонь в очаге, пламя которого освещает плетеную колыбель, где спит Младенец в белых пеленах под красным покрывалом слева – небесный свет, струящийся с потолка, с лавиной ангелочков, кувыркающихся, мельтеша золочеными крылышками. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Удивительно живой и обобщенный штрих закрепляет лишь самое существенное, опускает все поясняющие детали, как бы спешит зарисовать всю бесконечную панораму. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Как будто хочет сказать зрителю, что перед ним только иллюзия, сказка из другого мира, похожего и непохожего на мир реальный.

Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Борода его слегка серая от седины.

Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Она сама стала зимой.

Взгляд скользит поверх него. В трактовке Рембрандта все это люди чувства и мысли, а не действия в каждом из них мы чувствуем глубокое внутреннее одиночество. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.

Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Но внешне он абсолютно спокоен. Он просил за них сто гульденов.

Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Картина маленькая. 175, 5 x 210, 5 см.

На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро». Здесь видны особенности обоих стилей. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане.

В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". На нем дымится жертва. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. В конце концов, перед нами всего лишь дом голландского ремесленника, занятого делом, пока супруга сидит у колыбели возле очага.

Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Для него художник – это такой же ремесленник. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.

В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Он изображен лицом к нам, у открытого на левой боковой стене окна, таким образом, чтобы свет падал на крышку стола перед ним и рисует. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.

Сочетание этого золотого налета, присущего центральной группе тональных пятен, моделирующих фигуры Марии и младенца и одного самого яркого в картине красочного акцента – красного плаща-одеяльца, под которым мирно спит ребенок, становится в это время характерным для живописи Рембрандта. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. На правой стороне расщелины, на втором плане, неясно выступает из мглы так называемое "видение" – стоящий в угрожающей позе странный баран с пестрой шерстью и ветвистыми рогами.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.

Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Оставив деревню справа, дорога, перевалив через пологий холм, опускается в черную глубину леса над ним небо темнеет все быстрее, слышится шум начинающегося проливного дождя. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.

Это прекрасное, серьезное и в то же время по-детски кроткое лицо под гладкими каштановыми волосами, с чуть приподнятыми темными бровями под чистым девственным лбом, с большими темными глазами и тенью страдания в углах дрожащих губ, с мягко круглящимся овалом подбородка, овеяно затаенной печалью, но остается спокойным и ясным. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. И де Йонге поражает нас тонкостью душевной организации его нервная восприимчивость почти болезненна.

Снопы света льются справа из глубины через высокие закругленные наверху окна весь интерьер залит этим радостным светом.

Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.

Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Архитектура в десятке метров от нас и колодец, лошади и люди строятся и вылепливаются как будто бы сами собою.

Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Природа этого света таинственна и непонятна.

Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры.

В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Эта Семья – неколебимая постройка.

В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Трудно найти другое произведение западного искусства, где подобная тонкость психологических оттенков соединялась бы с подобной глубиной и определенностью характеристики. На лице – улыбка. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.

Обе сцены выражают одинаковое любопытство. В 1645 году Харменс Ван Рейн Рембрандт пишет свое новое полотно, которое изрядно удивляет почитателей мастера и заставляет задуматься о течении времени.

С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Законом общества признавалась борьба всех против всех.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Он является смыслом жизни для матери.

Кепи сидит несколько набекрень. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Заказов становилось все меньше.

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Но юноше учеба показалась неинтересной. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Если мы еще отодвинем полог, мы не увидим ничего кроме живописи, в которую может вписаться весь мир: Христос, юная девушка, размышляющий старец, пейзаж – тысячи и тысячи обличий, которые способно принимать живое. Последнее вечернее оживление в центре на втором плане мы видим пару лошадей, привязанных к водостоку у стены. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. По улице ходили шествия с тремя волхвами.

Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. В отличие от многих других, светлых по настроению, лиричных рафаэлевских мадонн, это – величавый образ, полный глубокого переживания и значения предельная ясность и красота художественного языка сочетаются в нем с величайшей одухотворенностью замысла.

Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной.

Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.

Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.

В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).

И в этом жесте мы не просто чувствуем его недовольство и раздражение он дает нам понятие о мире жестоких корыстолюбцев из которого он вошел в пространство офорта. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Несмотря на это полотно, зритель начинает дышать воздухом с картины, ощущать аромат вина, слышать шорох роскошной одежды. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Холст, масло. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына».

Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир.

В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Барокко.

Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Глаза художника, не прищуриваясь как обычно, тем не менее неумолимо и пристально всматриваются в зрителя, который чувствует себя моделью для будущего создания художника. В то время Рембрандту было все интересно. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.

Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

Он встал на цыпочки и через шею животного, без особой жалости, с бессердечием, так часто присущим его возрасту, смотрит в пространство правой части картины, следя за раненым человеком в лохмотьях, которого, поддерживая за плечи и за ноги, только что сняли с лошади. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.

В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.

Такова сила света снаружи. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники.

Кажется, что он читает всю жизнь человека, которого он портретирует и в душе его происходит напряженная борьба света и мглы. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес.

Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Он старается умерить силу ударов своего топора. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан.

Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. У него тонкие, восточные черты лица он поднялся по лестнице, направо, ведущей в гостиницу, навстречу старой хозяйке, для которой уже приготовлены деньги за будущие заботы о несчастном раненом. Можно проследить бег кисти. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Картинная галерея. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Так, он дважды пишет «Святое семейство».

Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками.

Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Мы смотрим прямо в светлый прямоугольник окна, на фоне которого внизу появляется яркий таинственный диск и нам кажется, что он проникает в комнату вместе с льющимися из верхней части окна солнечными лучами. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». У него внимательный и веселый вид. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет.

Он старается умерить силу ударов своего топора. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Мать склоняется над ним, оторвавшись от чтения, прикрывает колыбель от яркого света, который тревожит младенца, заодно удостоверяясь, что с ним все в порядке.

Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Он решает стать художником. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос. Он является смыслом жизни для матери.

Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии.

На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Поток людей кажется бесконечным.

Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном.

Она сама стала зимой. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса.

Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

В живописи Рембрандта наступает период покоя. Но их усилия оказались тщетными. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.

– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Художник прибегает к диагональной композиции. Фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью – и так она несет миру, как жертву для его спасения, своего первенца.

Мост через канал пуст. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.

Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола.

Любовь привела его сюда. Нидерланды (Голландия). Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Вся болящая и страждущая часть человечества, казалось бы, движется из глубины справа, пытаясь испытать на себе всемогущую, добрую силу чуда, возвращающего жизнь и здоровье. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.

Может, нужно было жениться на Хендрикье. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных. Вот две юные девушки в проемах окна и двери и их силуэты говорят о размеренной жизни дома, где женщины раскрывают окна по утрам и закрывают по вечерам ставни скорее по привычке, ради упорядоченности семейной жизни, для которой необходимо чередование дня и ночи. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка.

Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Накинув на себя громадное, но легкое, светлое пальто, Клемент де Йонге уселся напротив нас к нам лицом и положил локоть правой руки на скрытую пальто ручку стула. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Это тень ее плеч и головы. Бог создал море, а голландцы – берега.

Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Барокко.

Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Пот, подобно крови, стекает с него на землю. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Он, наклонившись вперед, почти не может идти и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться.

Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.

И только выглядывающий за левым плечом портретируемого угол спинки деревянного стула хоть что-то говорит об осязаемой среде. У сидящего напротив нас ювелира Яна Лютмы, в его приветливых глазах, как естественно они сужены. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. То же сверкает в уголках глаз.

Его населяли в основном ткачи. И опять же семья его поддерживает. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Тонкие пальцы этой руки, выглядывающие из-за незастегнутого пальто на груди, свесились вниз со светской небрежностью. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Но мы угадываем и в выражении ее окаменевшего лица и в ее напряженной позе и в ее бесшумной походке неизбывное горе, трудно сдерживаемую обиду и ярость, неукротимую волю, рой зловещих замыслов – перед нами раскрывается вся ее истерзанная внутренней борьбой между смирением и страстью душа. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.

Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается.

А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

Три раза принимался молиться Христос, в то время как его ученики – мы различаем их бледные фигурки на первом плане слева – были объяты сном. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране».

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Зато он научил юного Рембрандта смешивать краски, грунтовать холст и удивительному художественному чутью, которое не передашь по наследству как мельницу: осознанию, когда готов приступить к работе, а когда ее пора оставить. Из-под повязки видны его гениталии. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.

Солнце низко висит перед наступлением ночи. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Ну что ж, это его путь. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений.

Его образ полон глубокой внутренней значительности. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности.

Вводя новые штрихи, Рембрандт постоянно сокращает количество света, меняет направление его и концентрацию, производит перегруппировку освещенных и затененных поверхностей. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.

Картины Серова очень разнообразны по исполнению. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Кепи сидит несколько набекрень. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Его лицо безмятежно, ему снится что-то хорошее. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.

С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Удивительна ее судьба. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. И снова чувствуется его внутренняя сдержанная энергия, сила воли, которая заставляет его оставаться неподвижным.

Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.

Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики.

Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.

Рембрандт любил античность, но никогда не изучал археологии и потому свадебный обряд, описанный Еврипидом, он представил как религиозное торжество, напоминающее обряды католической церкви. Он чувствовался во всем. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Законом общества признавалась борьба всех против всех.

Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Лицо каждого героя его полотен словно живое. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Обезображенных и захиревших выкидышей жизни, темное царство нищеты, амстердамских евреев, грязное и страдающее население большого города и дурного климата.

Это ослепляющее действие света в пятидесятых годах становится главным предметом исследования Рембрандта-экспериментатора. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Это вовсе не светлый квадратик, окаймленный тысячами штрихов на светлом листе так, что края его лучатся и фосфоресцируют с удивительным искусством. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу. На нем написано лишь равнодушие. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Даже рисуя портреты, художник пытался не только в лучшем виде изобразить внешний облик, но и большую ставку он делал на содержание души человека, которого изображает. Офорт абсолютно лишен контрастов света и тени, только фигура Товия, точнее, та ее сторона, которая обращена к двери, несколько темнее окружающих предметов. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.

Оно доносит до нас человеческие эмоции. Иаков, почтенный патриарх, охарактеризован со сдержанным, величественным достоинством, в то время как Иосиф и его жена наблюдают за ним со смирением и благочестивым почтением. Но внешняя нищета не делает его озлобленным.

Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. На протяжении 1640-х гг.

Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.

Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Пейзаж стал для Рембрандта той областью, где, с одной стороны, он шлифовал свои художественные методы, свои средства воплощения пространственной глубины на поверхности листа, взаимоотношений света и тени, динамики световоздушной среды и которая, с другой стороны, служила ему для выражения активности человеческого духа.

Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Светом выделены большая часть лица и косынка на плечах матери, раскрытая книга, колыбель и парящие ангелочки. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).

Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Действие происходит ночью в темной спальне. Лицо каждого героя его полотен словно живое. И когда мы переводим взгляд вниз, словно прерывается прекрасный сон, уступая место реальной действительности – той, что предстает на передних планах, внизу и справа. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

Господня». В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. В своем дружеском приветствии Аверкампу он говорил, что живопись должна изображать морозный свет на зимней деревушке. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.

То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Сороковые годы – время, когда палитра художника, то есть точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой практике, в полной мере определилась.

Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.

Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

Младенец стал старше. Вот вам диалог неба и земли. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

Совокупление изображено с необходимой точностью. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Совокупление изображено с необходимой точностью.

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.

Эта Семья – неколебимая постройка. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11).

Построенные из песка и гравия, высотой с двух- и трехэтажный дом, они защищали страну от моря. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.

Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. А Рембрандт ищет что-то свое.

Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.

Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Это было так не похоже на художников того времени. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.

В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

Рассматриваемые вблизи, они складываются в целостный оптический образ искрящийся и переливающийся благодаря неровным слоям краски, подобно драгоценным каменьям. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Все его становление шло в протестантском окружении, видевшем одним из залогов спасения и правильности отношений с Господом, нажитое богатство и положение в обществе. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Его пейзажи не менее пространственны, чем у импрессионистов, но они более материальны и предметны. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

Кто ощущал пробирающую по коже дрожь перед сырым и холодным ветром и плотно запахивал плащ, будет долго переживать чарующую силу этого рембрандтовского ландшафта.