Тициан Художник Эпохи Возрождения

Художник Тициан (Titian) – величайший итальянский живописец эпохи Возрождения имя которого стоит в одном ряду с такими мэтрами живописи, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи.

Тициан: жизнь и творчество художника

В небесах – освещают прекрасный пейзаж, на фоне которого разворачивается эта трагедия – два обнаженных ангела. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.

1510-11, Национальная галерея, Лондон). Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51).

Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Первый (14 в. ) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Необычно исполнение картины. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений.

Правда и вымысел 
о музах, любовницах 
и женах великого

Правда и вымысел о музах, любовницах и женах великого художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио

Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. Тициан создает второе Венчание терниями. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Большинство из наиболее известных людей города были там. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса.

Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским.

На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода.

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость.

Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526). 1520-40-е гг. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж.

О Тициане ходила слава очень алчного человека. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Данте, которые принадлежат средневековью, от «нового пути» номиналистов-оккамистов 14 в. (Буридан, Орем, Николай из Отрекура), обосновывающих примат воли и субстанциальность индивидуума, от апологии светской власти у Марсилия Падуанского, от натурализма падуанской школы (Пьетро ДАбано), от радикализма реформаторских идей Уиклифа и от гуманистического культа античной образованности и морали у Петрарки и Салютати. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу.

Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.

Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте.

Тициан художник 
эпохи Высокого и 
Позднего Возрождения

Тициан художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения

В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1538 году закончена картина «Венера».

В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.

Венецианские художники 
эпохи Возрождения 
и не только

Венецианские художники эпохи Возрождения и не только

Другими становятся и живописные приемы. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность.

Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Известно, что 1511 года (об этом свидетельствует расписка о получении художником гонорара) Тициан работал в Падуй над оформлением местной Скуоли дель Санто, вероятно, в то время, когда наиболее значимые венецианские заказы адресовались исключительно в мастерскую Джованни Беллини, Тициан рассчитал прижиться в небогатой талантами Падуй, где мог бы стать местным кумиром и наиболее популярным мастером. В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.

Тициан Вечеллио 
творец эпохи Возрождения

Тициан Вечеллио творец эпохи Возрождения

Поэтическая натурфилософия последнего сыграла большую роль в развитии классической немецкой философии. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Происходил из родовитой провинциальной семьи. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).

Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», 1540-41, Прадо «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо). Тициан Тициано Вечеллио Titian (Tiziano Vecellio (около 1480-1576 гг. ) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. В рамки Возрождения вписывается также реформаторская мистика Себастьяна Франка и Беме.

  1. Картины Тициана: фото и описание
  2. Венера, завязывающая глаза Амуру
  3. Святой Иоан Баптист в отшельничестве
  4. Аллегория времени, управляемого разумом
  5. Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
  6. Интересные факты из жизни Тициана

— «Вознесение Христа» (ок. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино.

Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Однако в личной жизни он являл образец высокой нравственности. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. Возрождение в Венеции: 1 комментарий
  4. ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св.

Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Позднее, с появлением Джорджоне из Кастельфранко, примерно в 1507 году, в полотнах Тициана появляется больше естественной мягкости и прекрасно переданного объема. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя.

  • Словари и энциклопедии на Академике

Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. 1565-70, Эрмитаж «Пастух и нимфа», ок. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. Фигуры расположены художником вокруг алтаря.

Картины Тициана: 
фото и описание

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино.

К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти). Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.

Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле.

У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) Тициана иногда называют да Кадоре.

Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых.

1518-19, Прадо «Праздник на Андросе», ок. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.

Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. 1565, Национальная галерея, Лондон). В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.

Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. 1545, Галерея Питти, Флоренция).

Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. В картинах 1530-х гг. — время расцвета творчества Тициана-портретиста. 1505-06, «Венера, Церера и Юнона«, «Секстинская Мадона«. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок.

На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь.

Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии.

1543), психологической остротой образов («И. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света.

1554 «Венера и Адонис», 1554). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Он был смелым человеком не только в военном деле, если из-за политических соображений рискнул жениться на Лукреции Борджиа (дочери папы Александра VI), которая прославилась не только своими разнузданнейшими оргиями, но и ловкостью, с какой она отправляла в «лучший мир» своих мужей и бесчисленных любовников.

Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. Себастьян», ок. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения.

Сын Карла V жестокий испанский король Филипп II, французский король Франциск I и многие итальянские государи были также заказчиками Тициана, занимавшего официальный пост художника Венецианской республики. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии). Под его взглядом женщина становилась прекрасной. Кузанец в своей теории «ученого незнания» утверждает богоподобность конечного разума и его способность познать совершенное не только через явления, но через саму его непознаваемость, которая каждый раз дана уму особым образом. В Германии — Николаем Кузанским, Р. Агриколой, Цельтисом.

Так оно и случилось. Родился 6 марта 1475 года в тосканской деревушке Капрезе, где его отец был старостой. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ).

Но никого нет, никто не спешит на зов. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель.

Точная дата его рождения неизвестна. Кисть движется по полотну широко и свободно: легкие мазки, почти прозрачные, сливаются друг с другом в единую поверхность, создавая иллюзию объема тела, упругой груди, полуприкрытой тонкой светлой тканью. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.

В 1518 году Тициан пишет картину «Вознесение Богоматери» (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) — художник и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Аналогом движения в Италии можно считать протест Савонаролы против языческих крайностей гуманизма (к нему примыкает поздний Пико делла Мирандола). С 1530-х гг. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок.

В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Венера и Адонис. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек.

Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. Гидравлические приспособления привели к возможности глубокого бурения и улучшению водоснабжения городов, а также к забавам и затеям с фонтанами и водяными сюрпризами. Сохранив излюбленный им тип цветущей пышноволосой венецианки, Тициан наделяет ее, вместо обычной бездумности, сильным и ярким характером. Это событие вызвало увлечение всего города. Культурные изменения их абсолютно не затронули.

Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Обе картины пришлись по душе хозяину. в тициановском творчестве. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.

Фигура казалась отпечатком живого тела. красным тоном, точно каплями крови, для оживления живописной поверхности. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.

Следует отметить образ св. Вернемся к произведениям Тициана. Герои были изображены в натуральный рост. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и «Мадонна Пезаро» (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. В честь Тициана назван кратер на Меркурии. Он – признанный мастер, создавший бессмертные произведения, такие же – как память о великих людях и великих героях.

Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). Открытия Тициана в области живописи цветовая лепка формы, нюансировка краски изумительное богатство колоритаоказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) — художник, скульптор, архитектор инженер, ученый.

Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. Герцог Альфонсо дЭсте был одной из интереснейших фигур итальянской истории XVI века.

По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Вазари. Якопо Пальма Старший (ок. В 1520-е годы Тициан продолжал заниматься алтарными образами. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики.

Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. Это особенно ясно в таком шедевре, как Положение во гроб. К сожалению, дружбе Тициана и Джорджоне выпал короткий век. Все исполнено величия, повышенного настроения.

Бегство в Египет представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. Приехал в Венецию в юношеские годы. Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана».

Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода. Слава Тициана росла, вскоре он стал известен за пределами Италии. При этом существовало множество реальных рабов. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. У Андреа было еще шесть дочерей, но они здесь отсутствуют.

Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж).

Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Представленные им люди вышли из состояния замкнутой уравновешенности или простого и цельного порыва страсти, свойственных образам классического Возрождения. В 1504 г. — первая поездка, в 1505 г. (или в 1506) — вторая поездка во Флоренцию.

В 1516—1518 годы по заказу феррарского герцога Альфонсо дЭсте Тициан написал картину «Динарий кесаря», которая, возможно, украшала дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца. Интересно то, что наиболее похвал звучало в адрес фресок не главного, а бокового фасада. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.

Ему подражают им восхищаются. В 20-те года XVI ст. На картине изображен Андреа Вендрамин (в яркой пурпурной мантии статора) вместе с семью своими сыновьями и братом Габриэлем (пожилой мужчина в центре). Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг.

Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе. Приехал в Венецию в юношеские годы. Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию.

Тициан, подобно Микеланджело, прожил долгую жизнь последние десятилетия его творчества проходят в обстановке позднего Возрождения, в условиях подготовки в недрах европейского общества следующей ступени его исторического развития. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.

Второй период (15 — нач. Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. Он сломлен.

Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг.

Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).

1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра. 1522-23, Национальная галерея, Лондон). Уже несут и секиру.

В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова.

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения.

Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. До последних дней он не прекращал работать. Вакханалия и Праздник Венеры – чудесные звенья той же цепи. В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей.

Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Тициано Вечеллио из Кадоре родился, по традиционным данным, в 1477 г., умер в 1576 г. от чумы. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана.

Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Характеры переданы с шекспировской силой. На алтаре мы видим, семейную реликвию — Святое Распятие с «вмонтированным» в него фрагментом того реального креста, на котором принял мученическую смерть Христос.

1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.

Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы («Вознесении Марии», около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари).

Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Этот способ разумен, красив и поразителен. Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника.

Именно интерес к раскрытию характеров через их сопоставление, к отражению сложной противоречивости взаимосвязей между людьми побудил Тициана – по существу, впервые – обратиться к жанру группового портрета, получившего широкое развитие в искусстве XVII века. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. К этому же периоду относится серия «Вакханалий», написанных для герцога Феррари Альфонсо дЭсте («Праздник Венеры», ок. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».

Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Интересно, что сначала Рада Десяти удовлетворила просьбу художника, но через несколько дней внезапно отменила свое решение (Дольче уверенный, что это стало результатом интриг Беллини, которые, вероятно, хотели напомнить Тициану его вероломный переход к мастерские Джорджоне).

Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Вернувшись из Падуи в Венецию, Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта», написанным в 1516-1518 годах для церкви Санта Мария деи Фрари. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. 1538, Уффици) — он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне «Введение во храм» (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества — от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки.

Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции. Глава венецианской школы. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей.

Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Около умершего – только три одинокие фигуры. Развивается и аристотелианская ветвь философии: Помпонацци, углубляя традиции падуанского аверроизма, делает шаг в сторону эмпиризма и сенсуализма.

Мыслителям этого направления свойственна большая заинтересованность в очищенном от схоластики морально-религиозном практицизме, в анализе психологических глубин религиозной жизни. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет.

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475 — 1564 гг. ) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. 1548) их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46). Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). На этом принципе строится изощренная диалектика относительного и совершенного, «максимума» и «минимума». А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главой венецианской школы.

Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики, в его обязанности входило исполнять и портреты дожей, что компенсировалось годовым содержанием от властей Венеции. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье).

Проблема отношения человека – носителя гуманистических идеалов Ренессанса – к враждебным ему реакционным силам, господствовавшим в жизни Италии, находит свое яркое отражение во всем творчестве позднего Тициана. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Цвет – одно из основных средств выражения.

В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.

К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). На это тратились огромные силы и средства. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам.

Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Во время следующего визита, в 1533 году император пожаловал живописцу титулы графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры – таких почестей до этого не удостаивался ни один художник. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи».

В Нидерландах направление представлено девентерской школой «Нового благочестия» (Грооте, Фома Кемпийский). Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу.

И все это происходит в густом мраке, которого на рассеивает, но лишь еще более подчеркивает зловещий, лихорадочный свет чадящих светильников (кажется слышно, как потрескивает огонь). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. С этим же великим умением при помощи всего лишь четырех цветов вызвал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Но поздно, Христос умер и в ужасе от свершившегося, вскочила на ноги и отчаянно закричала Магдалина.

Тициан родился в 1477 году в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» — многофигурные сцены с элементами исторической композиции. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.

Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Христос обессилен. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете.

Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).

В этом отношении он — последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Предвосхищая Бэкона и Декарта, он выдвигает программу тотальной реформы наук и религий. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.

Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Они создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. Пико делла Мирандола, один из лидеров школы, создает знаменитую «Речь о достоинстве человека», признаваемую манифестом зрелого гуманизма.

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана.

Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль конца 14—15 веков) была особенно значительна. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок.

В этом городе, где даже стены дышат высоким искусством, мальчик дружил с учениками школ живописи и много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло, Джотто, Масаччио и Боттичелли. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Ранний период (до 1519 г. ) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни.

Художник блистал среди венецианской интеллектуальной элиты, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции того периода, Якопо Сансовино. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76). Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Вместо пустыни, куда, согласно легенде, удалилась Магдалина, художник изображает зеленые долины и деревья, но все полно тревоги – вечернее освещение, ветер, клонящий деревья, перебирающий листы книги, облака, плывущие по небу.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. Род его был старинным и влиятельным в этой местности.

Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576. – мастер позднего Возрожде-ния. Новаторство произведения – в его живописном строе. Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.

Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах. Эти работы, по авторитетным оценкам, являются вершиной творчества Тициана. Красочная сила характеристики этого сложного, жестокого, лицемерно-хитрого и вместе с тем волевого и умного человека отличается пластической цельностью и живописной яркостью. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело— это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового.

В эти годы Тициан, взяв за основу творчество Овидия, написал серию мифологических картин. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета.

В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями».

Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Это правда, творения из ряда вон выходящие.

Точная дата его рождения не определена. Это поистине его духовное завещание. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Знание земного шара от родных мест до отдаленных новых земель стало доступным для большего количества людей.

1570, Музей истории искусств, Вена «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция и др. ). Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Перед разгромом Рима, в Венецию приезжает Пъетро Аретино – один из знаменитейших писателей того времени.

Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов.

Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Художник и император становятся друзьями. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок.

Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию. Солнечный луч касался луга — цветок распускался.

(«Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. 1515-19г. «Искусство жизни», разработанное Петраркой и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствования земного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением поворота к обновлению философии. Тициан до конца пути своего сохранил в искусстве веру в высокое предназначение и достоинство человека. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира».

Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.

Две могучие колонны возносятся ввысь. Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. В 1510 году Джорджоне умер.

Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546).

Женившись в 1525 г. на некоей Цецилии (уже имевшей от него двоих детей), он потерял ее через пять лет и так и прожил один до конца своих дней. В атмосфере этого движения происходит становление будущей Реформации.

Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Картина радует превосходной живописью, особенно в изображении великолепного обнаженного женского тела и роскошных тканей. к творчеству мастера. Бернарда во дворце Синьории (1478). Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51). 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом.

Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Между 1572 и 1575 гг. Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года, он ориентировался на обстановку базилики: вертикальное движение отвечает готическому интерьеру, комментирует его и придает смысл.

В трудах Бруни, Браччолини, Альберти, Манетти, Валлы гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, топика гуманизма расширяется до социальных и экономических проблем, предпринимается попытка гармонизации христианства и античной философии (что особенно заметно в развитии любимой гуманистической темы «добродетель и судьба»). Сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом.

Тициан прожил долгую жизнь. Третий, последний период философии Возрождения (16- нач. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).

Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли, Меланхтон, Кальвин) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала абсолютной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.

Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Она более свойственна северному Возрождению.

С 1499 г. — в Перудже в мастерской Перуджино. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». В 1540-е гг.

Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое и Се человек (1543 г. ). В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. У Тициана нагота возвышенна и благородна. В центре этого процесса — «платоновская школа» во Флоренции во главе с Фичино. Ловкий политик знаток военного дела, создатель лучшей в Италии артиллерии (недаром он изображен на портрете опирающимся на пушку), полновластный властитель небольшого герцогства Феррары.

К середине 1510-х гг., после внимательного изучения творчества Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль («Флора», «Динарий кесаря»). В ногах Данаи сидит служанка, пытающаяся поймать в передник падающие с неба золотые монеты. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В эти годы, вместе с тем, Тициан вносит новые и очень существенные оттенки в понимание красоты человека, в эмоционально-образный строй языка венецианской живописи.

Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.

Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.

В 16 в. традицию школы продолжает Патрици. (а может быть и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Художника привлекают образы пышной женской красоты, как например, в самой известной картине этого периода «Любовь земная и небесная». Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Он назвал их «роезхе» – «поэмы». Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета.

Уже его «Даная» (ок. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. За ними – просторное небо с белыми кучевыми облаками.

Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения.

Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Работы, относящиеся к началу 1510-х гг. 1520, там же «Вакх и Ариадна», ок. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.

Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.

Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Риминальди», ок. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. 1570). Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения.

Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно.

В 1525 году Тициан женился. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Формируются типы совершенно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается абсолютно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, самому прославленному художнику в городе и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерской мозаичиста Дзуккато, пока не стал учеником великого мастера. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.

римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Портрет Ипполито Риминальди дает нам возможность уловить те глубокие изменения, которые намечаются в 1540-х гг.

В Тициане гениальность художника сочеталась с расчетливостью венецианского купца. В это время художник писал в основном портреты. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.

Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев.