Томас Гейнсборо Автопортрет
Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета. Умер 2 августа 1788 года от рака. После смерти Хэмфри в 1776 году Томас писал сестре: «Мистер Купер советует мне сохранить его дом, пока мы не предпримем что-нибудь с его паровой машиной, поскольку, если ее разобрать, может случиться так, что ее снова не соберешь. » Об остальных братьях Томаса почти ничего не известно сестры же все вышли замуж, а сын одной из них, Салли (по мужу Дюпон), переселившись в Бат, стал единственным учеником и помощником Гейнсборо в его мастерской. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году.
Ее муж стоит рядом, непринужденно облокотившись на спинку скамьи. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством.
О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы («Голубой мальчик» — портрет Дж. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни.
В том же году умер его отец и родилась старшая дочь Мэри. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Гейнсборо (Gainsborough) Томас (крещен 14. 5. 1727, Садбери, Суффолк, — 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик.
Мотив детей играющих на могильной плите на первом плане, навеян группой игроков на третьем листе гравюр Хогарта «Прилежание и леность» (1747). Именно благодаря Гравело в Лондоне вошел в моду стиль рококо. Это говорит об очень многом. Мы не знаем даты рождения художника известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге – семнадцатого мая 1727 года. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Бесконечно разнообразны световые эффекты, передающие самое разное время суток художник увлечен ночными пейзажами, пробует работать при искусственном освещении. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы.
- Штрихи к портрету: неожиданный Томас Гейнсборо – 7 историй об увлечениях и причудах художника
- ТОМАС ГЕЙНСБОРО — КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ В ЛОНДОНЕ
- Томас Гейнсборо – биография и картины художника
- Гейнсборо ТомасТворчество, картины и биография
- Художник Томас Гейнсборо: биография и творчество
Осанка подчеркивает величие актрисы. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Милые, чуть-чуть раскосые глаза, казалось, улыбались. И вот лунной ночью Джона остановил таможенник и спросил, что он везет. Тот же Фулхер считает, что этому виной была его доброта: он не умел взыскивать долги, когда должники находились в затруднительных обстоятельствах, не пользовался общепринятым обыкновением работодателей удерживать в свою пользу почти треть недельной заработной платы прядильщиков.
Некоторые из его усовершенствований, например паровой машины, даже удостаивались премий. Двумя такими же статуэтками владел художник Морленд. И она знает это.
1746/47) та же пара изображена сидящей. Правда, это очень трудно. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. По колориту это живописное произведение симфонично.
Новые персонажи требовали большей репрезентативности в портретах ощутимо влияние А. ван Дейка (портрет Дж. «Сейчас я вам покажу», - ответил Джон. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города.
- Тайны дамы в голубом: магия портретов Томаса Гейнсборо
- Фотография и живопись разные техники, схожие результа
- Томас Гейнсборо: творчество, основные черты
- Напишите отзыв о статье Гейнсборо, Томас
- Отрывок, характеризующий Гейнсборо, Томас
Он известен также своей графикой. Высказывалось предположение, что такие статуэтки служили моделями в мастерской серебряных дел мастера, у которого в первое время жил в Лондоне молодой Гейнсборо (кстати, в такой же мастерской начинал и молодой Хогарт). Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом.
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Лучше всего у него получаются портреты. Марии в Хэдли, близ Садбери (ок. И в этой короткой фразе, написанной, казалось, весьма «мирным» художником, огромный смысл.
Реализм Рубенса, перед которым он преклонялся и французскую живописную легкость, стилистику рококо с его извилистыми прихотливыми линиями. А следующим был Рёйсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Слишком горячо.
- Самое интересное в виде мозаики
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Профессиональный фотограф и семантика объектов
- Профессиональный фотограф и визуальный коллаж
- Словари и энциклопедии на Академике
Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Естественно, на первых порах он рассчитывал на свои родственные связи. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Этот дивный холст — одно из сокровищ ленинградского Эрмитажа. Темные, тонкие брови и небольшая здоровая румяность молодых щек.
Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760 год, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-1764 годы, Кенвуд-хаус, Лондон). Вот как повествует об отъезде Томаса его племянница миссис Лейн (мать будущего академика Ричарда Лейна): «Приехавший погостить близкий друг моей матери был так поражен достоинствами нескольких написанных им портретов (голов), что добился разрешения отца Томаса забрать мальчика с собой, пообещав, что поселит его в своем доме и постарается обеспечить ему самое лучшее обучение, какое только возможно». Увлечение Гейнсборо лепкой, видимо, продолжалось чуть ли не всю жизнь. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Непостижимая, щемящая любовь больших художников к природе, к правде, к красоте человека.
В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Но это небольшое полотно — «Портрет герцогини Элизабет де Бофор» — останется одним из его самых сокровенных полотен. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
Это впечатление подкрепляется воспоминанием Триммера, внука Джошуа Кирби, друга художника: «Я хорошо знаю места гейнсборовских зарисовок – ведь моя мать родилась близ Садбери. В газетах появилось множество отзывов о его работах. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров.
Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Крещён 14 мая 1727 г. в городе Садбери (графство Суффолк) в семье обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787) Сам он всю жизнь мечтал писать тихие сельские пейзажи, однако вынужден был делать портреты на заказ.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Художник поставил задачей передать единственный миг сердечного состояния своей модели. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Это была система вал еров, нанесенная а-ля прима.
В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Родители назвали ее Мэри. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Позднее, когда имя Гейнсборо стало широко известно, многие из горожан, знавшие его лично издали воспоминания о его детских годах.
Под их влиянием изменился стиль художника. Предполагают, что одним из учителей Гейнсборо был французский рисовальщик и гравер, преподаватель Академии Св. Там он и поселился. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур.
Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Слава Гейнсборо, казалось, достигла апогея. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Мартина Гюбер Франсуа Гравело.
1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Эндрюс-старший был не только серебряных дел мастером, но и очень богатым человеком, ссужавшим крупные суммы денег под проценты, в частности, семейству герцогов Бофор (незаконная дочь одного из них станет женой Томаса Гейнсборо) и принцу Уэльскому.
Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка.
Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Величавый старик с седыми бакенбардами открыл перед ним массивные двери. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Там он жил до 1749 года. В 13 лет один из родственников увёз Томаса в Лондон и пристроил в мастерскую ювелира.
Она глядела приветливо. Вход в здание охраняли могучие атланты.
Рисовать начал рано. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Они исполнены в Садбери (1748-1751 годы) и Ипсуиче (1752 год – около 1759 года), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-1749 годы, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758 года, Национальная галерея, Лондон и др. ).
картины природы, которые окружали его в детстве. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Хорошенькая девушка пришла его проведать. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. По настроению к ним близки пейзажи Гейнсборо, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», оба 1748 г. ).
Кроме того, он пользовался в городе монополией на изготовление саванов. Первые его картины напоминают полотна голландцев, но с годами все четче определяется почерк художника, видевшего свое время необычно, оригинально и свежо. И пусть кажется, что страшные «Слепые» Брейгеля на первый взгляд полярно отличны от венецианских красавиц Тициана. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Она повернулась слегка влево.
В 1768 г. он был избран членом-учредителем Королевской академии. — в Ипсуиче, с 1759 — в Бате, с 1774 — в Лондоне. Простолюдин писал членов королевской семьи, стал любимым художником знати. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Томас был девятым ребенком в семье. Он предпочитал пейзажи.
У неё изящный профиль. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз. Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения.
Внезапно он увидел в холодных отблесках паркета хозяйку дома, свою модель. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Примерами служат портрет Р. Эндрюса с женой (около 1749 г. ), «Мистер Браун с женой» (1754 – 1755 гг. ). Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.
Томас был младшим, девятым ребенком в семье Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. И именно пейзажи Гейнсборо заслуживают высшей похвалы. в Лондоне учился у французского гравёра Ю. Гравло. Но городок был слишком мал и заказов оказалось немного. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. В Академии св. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. «Это чудесная страна для художника, - восторженно отзывался о родных местах Джон Констебл. - Мне все кажется, что я вижу Гейнсборо в каждой живой изгороди и дуплистом дереве». музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Столь широкий спектр источников говорит о художественной восприимчивости и открытости мастера, который умел разнородные эстетические идеи и впечатления переплавить в собственный неповторимый индивидуальный стиль.
Кое-кто считает, что лица семейства Эндрюс несут на себе отблеск личной жизни художника. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом.
Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Петра и старшим учителем в школе, где учились – не слишком прилежно – Томас и его братья.
На аукционах (музеев в Англии еще не существовало) понемногу начинают высоко цениться малые голландцы и наряду с произведениями художников римской и болонской школ историческими и героическими пейзажами Пуссена и Лоррена появляются холсты Рёйсда-ла, Винантса и Гоббемы. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Томас проживет еще с десяток лет. 1750-х). Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В 1774 г. художник переехал в столицу.
Сначала Гейнсборо вернулся в Садбери. Большинство из них остались незаконченными. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг.
Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 в., Г. начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия («Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон) несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов — провинциальных помещиков изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон). Сохранился очень большой тщательный рисунок-копия исполненный черным и белым мелом с того же «Леса» Рёйсдала (Манчестер).
В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Нет. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Дата рождения неизвестна. Он писал свои модели не в аллегорических одеяниях, не на условных репрезентативных фонах.
Получивший — по его собственным словам — хорошее «подъюбочное образование» художник уже вскоре после свадьбы жаловался в письмах, что его «жена добра, но слаба и никак не может составить моё счастье». Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Возможно, винить в этом следует его соперника, Рейнолдса, который являлся президентом Королевской академии. Целый ряд их был показан на последней юбилейной выставке в Лондоне, а так называемый «Лес Гейнсборо» отличается от них главным образом значительно большим размером, видимо использованным Гейнсборо впервые.
«Искусство — это не прогулка, это борьба, это схватка», — сказал француз Франсуа Милле. На луврской картине (ок. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. По свидетельству Тикнесса, будучи скромным, застенчивым и сдержанным человеком, Гейнсборо до самой смерти не был особо высокого мнения о своих способностях, вот таким образом он решил, что сможет, как и другие молодые художники, добиться успеха и заработать на приличное содержание семьи лишь в каком-нибудь провинциальном городе, если возьмется там за любой вид живописи. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Таков портрет его племянника, Дюпона.
Приблизительно в это время начал писать портреты. Особая черта была свойственна этому выдающемуся мастеру. Изучать это новое ремесло молодой Джон Гейнсборо ездил специально в Ковентри. Парадная лестница из белого мрамора вела в великолепную анфиладу зал.
В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. Это портрет бультерьера Бампера на фоне пейзажа. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские.
Это имело простое объяснение: в коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка, выполненные в подобной манере. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок.
Сила классического наследия, величие реалистической живописи в невероятной эмоциональности, энергии, вложенной замечательными художниками в борьбе за свет, красоту и правду жизни. Больше всего его привлекали сельские буколики. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Ок. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Г., где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей («Дочери художника», около 1759 и «Утренняя прогулка» — портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Но его пейзажи не очень хорошо продавались.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Мать звали Сюзанной. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776 год, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780 года, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-1785 годов, Национальная галерея, Лондон).
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Однако в данном случае пейзаж довольно близок натуре изображены даже колосья пшеницы на фоне шелкового платья старшей дочери (невольно возникает аналогия с колосьями на портрете Лопухиной, написанном Боровиковским почти пятьдесят лет спустя). Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса.
На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Все они, кстати, могли быть учителями юного Томаса. Правда, при тщательном исследовании полотна, о котором идет речь в письме Бейту («Лес Гейнсборо», 1748), следов живописи начала 1740-х годов на нем не найдено.
Мартина (художественной школе). Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. В апреле 1983 года она опубликовала свое открытие в журнале «Берлингтон мэгэзин» вместе с портретом мальчика, якобы автопортретом Гейнсборо 1737-1738 годов и портретом неизвестного мужчины, помеченным 1742 годом. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Мраморные ступени будто побежали за спиной Гейнсборо. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
Он родился в Седбери (графство Саффолк). «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». В 1759-1773 годах Гейнсборо работал в Бате, где круг его заказчиков составили английская знать, актёры и музыканты.
Аккуратные ряды копен доходят почти до самой скамьи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Именно это и произошло с картинами Гейнсборо.
Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто.
Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Не имевшее вельможных покровителей, это новое демократическое искусство отвечало потребностям средних слоев английского общества – той самой публики, что составляла шумную аудиторию на первых представлениях «Оперы нищих», где популярные песенки распевались на родном английском, а не на итальянском языке, обязательном тогда для серьезной оперы. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Гейнсборо не стремился к героизации природы, его композиции населены крестьянами, фигуры которых естественно вписываются в ландшафт. Холст, казалось, дышал. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной.
Здесь он подружился с известными музыкантами и актёрами. «В те же годы, - продолжает биограф, - когда он отдал мне своего первенца, за ним последовало много набросков деревьев, скал, пастухов, пахарей и пастушеских сценок, нарисованных на клочках и обрывках бумаги или старых грязных писем, - эти наброски он называл своей школой верховой езды». не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Это случилось в 1748 году. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к.
Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Это вид церкви св. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо.
Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. И, однако, несмотря на свою предприимчивость, Джон Гейнсборо в конце концов оказался банкротом. В это же время он женился и у него родилось две дочери.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). В результате появились портреты Абеля (около 1777 г. ), музыканта Фишера (около 1788 г. ) и др. Холодные, голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами.
Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Весь облик дамы утонченно-благородный. Эдуард Дайес писал в 1805 году: «Гейнсборо занимался у Гравело вместе с Гриньоном и несколькими другими учениками у него дома на Джеймс-стрит, где имелись все учебные принадлежности, какие только тогда можно было достать». Затем Гейнсборо перешёл учиться к французскому гравёру Ю. Гравло.
Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Особенно фоны в картинах Хэймена и ранние пейзажи Гейнсборо часто до того похожи, что, по предположению профессора Уотерхауса, юный Гейнсборо мог во второй половине 1740-х годов помогать своему наставнику. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны.
Этим он и начинает заниматься. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Родился в семье торговца сукном. На обороте холста есть надпись рукой самого художника: «Замечательно умный пес».
Абсолютно своеобычен и новаторски неповторим живописный язык полотна. Любопытно, что поздние портреты Хэймена обнаруживают уже влияние его талантливого ученика: так, для портрета Филипа Тикнесса (1755-1757) он заимствует у Гейнсборо позу Джона Плампина на портрете 1753-1754 года. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке.
Тикнесс уверяет, что свой первый рисунок купы деревьев Гейнсборо подарил ему. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека.
Весьма вероятно, что и до этого Гейнсборо приезжал в Садбери повидаться с родными. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Гейнсборо пишет и пейзажи. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание).
Высокий напудренный парик завершает образ. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». 1748/50), заказанный преподобным Томасом Таннером, зятем архиепископа Кентерберийского. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется и в черной шляпе с перьями. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла, ныне утерянный (в Сомерсете сохранился портрет его жены). Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана.
Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
Все основные заработки художник получал от написания портретов. Тогда он убегал в окрестности Садбери, на реку или в луга, рисовать. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Поражало в портрете — небольшой, очень, казалось бы, непринужденно и легко написанной картине — необычайное внутреннее движение самых заповедных нюансов души, показанное в этом произведении истинном шедевре мирового искусства. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Снежно белый цвет молодой кожи девушки заставит восхититься любого человека. Одной из наиболее ранних заказных работ исполненных в Садбери, видимо, надо считать групповой портрет семейства Гравенор, весьма близкий по типу к так называемым «разговорным» портретам, придуманным Хогартом и его последователями в этом жанре – Хэйменом и Артуром Дэвисом.
«В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. Постепенно простота и реализм прокладывали себе путь и в изобразительном искусстве. А на конце темной шелковой ленты, завязанной под подбородок, виднеется золотое распятье.
Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. В своем последнем труде 1982 года Джон Хейс приписывает кисти юного Гейнсборо фигуру мальчика, строящего карточный домик, на одном из двух сохранившихся полотен исполненных по рисункам Гравело для украшения «Воксхолл гарденс».
Он не устал. Чистыми и незамутненными остаются краски окружающего мира, придавая особую светоносную силу полотнам мастера. Голову венчает черная шляпа с перьями. Позднее Томас немного помогал ему деньгами, но Джек тратил их не на свое весьма обширное семейство – у него было шесть дочерей, а на покупку металлических деталей к своим изобретениям. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
Техника его легка и виртуозна. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея).
Вероятно, свадебный портрет написан следующим летом. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Может быть, как уверяют некоторые авторы (Джордж Уильям Фулхер и другие), Гейнсборо не только учился у Гравело, но и помогал ему в выполнении целого ряда заказов, например, рисуя обрамления портретов для «Жизнеописания знаменитых людей Великобритании» Хоубракена изданного Бэрчем в 1740-х годах (экземпляр этого издания был представлен среди немногих принадлежавших Гейнсборо книг на распродаже после кончины художника).
Вероятно, очаровательный рисунок влюбленной пары под деревьями парка (ок. Герцогиня встречала людей неизменно приветливо. Очень лиричны образы крестьянских детей («Деревенские дети», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Мартина рисунок вел превосходный французский рисовальщик и гравер Гюбер Франсуа Гравело. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград «Пердита» — портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон портрет Сары Сиддонс, 1784—85, Национальная галерея, Лондон).
Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Легкие, почти прозрачные тени запутались в воздушной ткани ее платья.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Он пытался создать что-то свое, одновременно изучая работы мастеров прошлого: Рубенса и Ван Дейка.
Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Первую картину Томас написал в 1745 году — бультерьер на фоне пейзажа. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом.
Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Крупнейший (наряду с Дж. Деньги продолжали поступать до самой смерти Фоннеро в 1739 году.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Эту мудрую книгу надо уметь прочитать и рассказать людям. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Он работал безошибочными и быстрыми движениями кисти и был неистощим на выдумку, добиваясь нужного живописного эффекта. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок — изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Пусть зловещий «Расстрел» Франсиско Гойи безумно далек от пленительно солнечных творений молодого Валентина Серова.
Мог пользоваться губкой, обломком белил, зажатым сахарными щипчиками или просто пальцем растушевывать краску. Тяжелая высокая прическа словно заставляла ее слегка наклонить голову. Такая же сумма оказалась выплаченной и в следующем году.
Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс.
Художник раскладывал их на своем столе, создавая искусственные пейзажи и дополняя их кусочками зеркала, которое должно было заменять воду. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Черная лента обнимала стройную шею.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Причиной послужила все та же развеска картин.
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. «Топор дровосека, - свидетельствует Фулхер, тоже уроженец Садбери, – тогда еще не вырубил вековые деревья, а извилистая река Стур, столь дорогая Тому, следовала хогартовской линии красоты во всем ее прелестном разнообразии». Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Живя в Лондоне, он пишет портреты. Пейзажи этого периода, в отличие от ранних работ художника, непрозрачные имеют более теплую цветовую гамму. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем.
Это своего рода вариант луврского «Леса» Рёйсдала (Париж, Лувр), который мог стать известен Гейнсборо по копии или гравюре, поскольку Рёйсдал в то время был очень популярен в Англии. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Справа от дороги стоят два осла.
Вскоре Гейнсборо решает жениться. Он никогда не забудет его. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Гейнсборо женился за несколько лет до написания этой картины (в 1746 году) на некой Маргарет Барр, которая по слухам была внебрачной дочерью можетгерцога Бофора, а можетгерцога Бедфорда.
Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. Одна из самых ранних подписных картин Гейнсборо датируется 1745 годом. Внешне невозмутима, с загадочным, пронизывающим взглядом темно-карих глаз. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм.
Уже самые ранние пейзажи Гейнсборо обнаруживают пристальное изучение натуры. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Гейнсборо горько и тоскливо понял, что этот миг не вернешь никогда. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. «Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, - пишет Тикнесс.
Гейнсборо стал у мольберта, его ждали палитра, кисти, краски. Похоже, что вся картина целиком была написана в 1748 году.
Однако герцогиня оставалась неизменно молодой. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Меняется стиль его работ. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового портретного искусства. С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне.
В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Но, увы, никаких новых заказов не последовало. Одно время думали, что то был Джордж Койт, чей портрет Гейнсборо написал много позднее. Нет. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон.
Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Г. с их мягкой гармоничностью, лёгкой игрой света («Повозка, едущая на ярмарку», 1786, галерея Тейт, Лондон). На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Мое свидание с Элизабет де Бофор произошло на людях. Под мышкой он держит ружье и, возможно, его трофеи должны были лежать на коленях жены. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую.
В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Картина Голубой мальчик (ок.
На заднем плане картины видны ограды, там, на отнятых у деревенских общин выгонах пасутся сытые овцы-в отличие от «грязных и тощих общинных стад» (выражение Аддисона). Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Систематического художественного образования не получил, в 1740-х гг. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Потом, уже достигнув славы, он никогда не изменит первому своему правилу писать не «кожу», а «душу» человека.
Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Это было в огромном дворце, стоявшем на берегу царственной реки. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Оба произведения- своеобразный английский вариант галантных сцен Ватто.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Он был широко признан при жизни как портретист. Это были заказы от местных торговцев и сквайров.
В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Гейнсборо написал «Чартерхаус» (1748) и превзошел в этой работе старших по возрасту живописцев. Жизнь и учение его в Лондоне почти не известны. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.
Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Но с 1780 года его влияние усиливается. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами».