Тормоз Рене Магритт 1936

Рене Магритт, Проницательность, 1936

Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Что автор хочет этим сказать.

Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).

Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения.

Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица. Интерес к его картинам особенно возрос в 1960-х годах, его творчество повлияло на минимализм, поп-арт и абстрактное искусство. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.

Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей.

Почему такое сочетание. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». «Я не люблю самопожертвование, профессиональный героизм, терпение, украшательство, фольклор, рекламу, голоса радиоведущих, бойскаутов, пьяниц и выпуски новостей», — говорил он. Критики разнесли ее в пух и прах. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке.

К сожалению, он так и не был опубликован. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. – Настаивал он. У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ.

  • Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма
  • Интеллектуальная провокация Рене Магритта или Поиски смыслов картины «Сын человеческий»
  • Магритт РенеКартины и биография
  • Рене Магритт: чужой среди других
  • Рене Магритт, картины, творческая биография

С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). Повторить это можно очень легко». На знаменитой картине «Сын человеческий» (безликий джентльмен в котелке) – похоже, он сам.

В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Например, картина Магритта Ясновидение (1936), на которой сам Рене рисует птицу в полете, не отводя при этом глаз от яйца на столе. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».

У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт. Но не все сюрреалисты создавали такие абстрактные работы. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства.

Она же вдохновила авторов постера к фильму1718. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея.

  1. Сюрреализм по-бельгийски: обманчивая простота картин Рене Магритта
  2. Указывать местоположение в твитах
  3. Предварительный просмотр виджета
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Человек без лица и голубь в рукаве

О детстве Рене Магритта известно немного. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Ему также нравилась вода, жокеи и скачки, карусели и рыбы. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв.

Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности. Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими. Что автор хочет этим сказать.

Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Тогда Рене, расторгнув контракт и его жена Жоржетта Бергер уезжают в Париж, где художник вступает в кружок сюрреалистов.

Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»15. Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. Об этой работе, кстати, написал целое эссе Фуко, так же активно занимавшийся проблемой взаимоотношений слов и вещей. Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»). Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта).

  • Сюрреализм как иллюзорное направление в живописи и литературе века
  • Отличительные характеристики сюрреализма
  • Картины Магритта с отдельным описанием (открытие в отдельном окне)
  • Ануар Дуйсенбинов «У пограничья нежности» (стихи)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Влияние и отражение в культуреПравить

Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать совершенно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов.

Вероломство Рене 
Магритта: 5 загадок 
сюрреализма

В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. ред. ). Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Его картины, написанные в духе сюрреалистического веризма, показывающие мир «неотделимым от его тайны», затронули проблему коммуникативности и оказали влияние на сферу масс-медиа и рекламы.

Образ «Сына человеческого» был многократно использован в кинематографе. «Я не знаю настоящих причин живописи, так же как не знаю, зачем мы живем, страдаем и умираем». Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его.

В 1927 г. Магритт перебрался во Францию, где стал участником деятельности парижской группы сюрреалистов, включая выставку 1929 г. Среди его произведений особенно известны: Фальшивое зеркало (1929, Музей современного искусства, Нью-Йорк), Иллюстрированная юность (1937, фонд Эдварда Джеймса, Суссекс), Империя света (1954, Галерея Пегги Гуггенхайм, Венеция), Последний крик (1967, частное собрание, Брюссель). Все они вызывали различные эмоции у разных людей. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Его картины называют ребусами, загадками. В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид.

Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты.

Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.

Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю.

«Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Иногда его сравнивают с великим испанцем Сальвадором Дали. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника.

Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». С этого момента он – сюрреалист. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.

Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Но если картины Дали погружают созерцателя в атмосферу некой страны чудес, то Рене Магритт (1898-1967) воспринимается, в первую очередь, как интеллектуальный художник изображавший не фантастические, а обыденные предметы и лишенных индивидуальности персонажей. И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений». Во время немецкой оккупации в Бельгии во Вторую мировую войну, он оставался в Брюсселе, а вот таким образом потерял связь с Бретоном.

Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».

Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.

Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. В 1926 Магритт написал свою первую работу в сюрреалистическом стиле "Потерянный Жокей" и в 1927 году организовал свою первую выставку в Брюсселе. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.

Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Впрочем, нестандартность Магритта в кругу его друзей и соратников сюрреалистов заключается в том, что этот, похожий на Эркюля Пуаро, коренастый тучненький бельгиец в буржуазном черном котелке, судя по всему, никого никогда не собирался эпатировать. Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. НетоМагритт. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.

Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными.

Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». До четырнадцати лет месье Магритт был просто наблюдателем: ему нравились шахматные фигуры, рыбы, воздушные шары (и однажды на крышу их дома упал один из аэронавтов, вместе с корзиной и шаром). Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».

Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг9. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица.

Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Именно исходя из этого многие представители направления создавали шедевры, не отображающие объективную реальность, а были всего лишь воплощением отдельных образов, навеянных подсознанием. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц.

По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения». Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. С этого момента он – сюрреалист. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы.

Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Кстати, о хорроре – Магритт многое любил, причем как настоящий поэт, любил мелочи и впечатления: «Люблю то, что скрыто, ямочки на щеках, женские колена, длинные волосы, смех детей, когда им никто не мешает, девочку, куда-то бегущую вдоль улицы» — и ко всему этому беззаветно любил кино. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка».

Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Это всегда тайна. О детстве Рене Магритта известно немного. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).

Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Он даже работал не так, как «нормальные» художники: всегда прерывался на обед писал по расписанию не имел мастерской, предпочитая использовать для этого гостиную. При этом он вклвдывалв свои полотна глубокий философский смысл.

«Жизнь обязывает меня делать что-нибудь, вот таким образом я рисую» — вот единственная мотивация, которая была сформулирована Магриттом для того, чтобы объяснить, почему он пишет. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.

Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Такие картины оправдывают метод.

В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Она же вдохновила авторов постера к фильму. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Образ «Сына человеческого» был многократно16 использован в кинематографе. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг. Почему такое сочетание.

В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Рене Магритт (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия)– полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения».

Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Большинство снимков являются постановочными. Яркий пример – работа Вероломство образов.

«Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Но и тебе не дано ничего увидеть. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать.

Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. —Прим. Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому.

Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись. Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия».

С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея.

Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. ред. ) — ивел совсем небогемный образ жизни.

Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории». Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира». По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»14.

Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Его картины называют ребусами, загадками. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Довольно странно услышать это признание из уст безупречного аккуратиста и педанта, никогда не имевшего собственного ателье и гордившегося тем, что ни разу в жизни не заляпал краской ковер в комнате, где писал свои картины.

Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.

Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. В том же году, катаясь на карусели, он познакомился с девочкой, которая чуть позже стала его женой. Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным». Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта).

Портрет художника был изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».