Весна Сандро Боттичелли Описание

Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.

Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.

  • Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
  • Картина Весна, Сандро Боттичелли
  • Описание картины «Весна (Примавера)»
  • «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.

Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.

  1. История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
  2. Весна картина Сандро Боттичелли
  3. Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
  4. «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
  5. Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. 1480 г. Национальная галерея искусства.

Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).

  • История картины Боттичелли «Весна»
  • Весна Сандро Боттичелли Описание Картины
  • Другие картины Сандро Боттичелли
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»

Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Сандро Боттичелли. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Фигуры расположены волнообразно. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.

Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
  • Обо всем, что нравится женщинам
  • «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
  • «Гимн живому человеческому влечению»

Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Картина висела над софой, называемой летуччо. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Именно так было принято делать на свадьбах. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.

  1. Исторические здания и новостройки Санкт-Петербурга
  2. Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
  3. Весна (картина Боттичелли) Информацию О
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»

Но, это неединственноеповторение в картине. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.

Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Флоренция. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.

Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.

Описание картины 
Сандро Боттичелли 
«Весна»

На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.

В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).

В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.

В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.

И так каждый день, в одно и то же время. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.

Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.

Как войти в мир Линий. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Но это не единственное повторение в картине.

Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Сандро Боттичелли. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Но, это неединственноеповторение в картине.

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Такие подарки были в то время обычным явлением. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).

От его полета согнулись стволы деревьев. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.

Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».

Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).

Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Это – гимн и природе и человечеству. Композиция двухфигурная.

Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.

С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.

Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.

В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Философские версии связаны с неоплатонизмом.

Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Это – гимн и природе и человечеству. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.

А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.

Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.

Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. О том, как весной расцветает природа.

В 1537 она была перевезена в Кастелло. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Лишь во второй половине 19 века английский искусствовед Джон Рескин заново открыл творчество великого флорентийца, сделав его достоянием широкой общественности. Философские версии связаны с неоплатонизмом.

Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.

Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).

Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Выше: что вы искали. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.

Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.

Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.

Сколь приятна для любования. Такие подарки были в то время обычным явлением. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.

Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».

Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.

Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Но давайте попробуем.

Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.

Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.

Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Зефиром. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.

«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).

Такие подарки были в то время обычным явлением. Но есть ещё одна, не явная, тайная история.

Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.

У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).

Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Композиционно полотно делится на три части. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.

Движение в картине устремлено справа – налево. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Венера представлена здесь прежде всего как добродетельная богиня супружеской любви именно вот таким образом ее внешний облик схож с обликом Мадонны.

Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Меркурий (слева) нарциссически красив.

Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).

Месяц считался концом весны и началом лета. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. И так каждый день, в одно и то же время. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).

Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.

В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. От его полета согнулись стволы деревьев. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.

Исследователи предложили несколько толкований. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.

Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Франкфурт-на-Майне. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Такие подарки были в то время обычным явлением1.

Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Каково же содержание картины. Над богиней парит Амур. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.

Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. А с правого края художник изобразил и себя.

Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи.

Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.

В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.

Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.

Для итальянского портрета xv века это было почти революцией – до того момента всех, кто заказывал свой портрет изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. На самом деле это несколько противоречит истине. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.

Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Она стала богиней в пышном одеянии. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.

На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.

Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. И, конечно, это породило особое искусство. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.

И тогда те, кто свыше, на них наложили такое наказанье: он ее постоянно догоняет, убивает и вынимает ее сердце, выбросив его собакам. Картина висела над софой, называемой летуччо. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.

По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). И как поэтично показано превращение. Она не просто богиня любви и красоты. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.

Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».

Движение в картине устремлено справа налево. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.

От его полета согнулись стволы деревьев. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. Всё изменила вечная весна.

Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Это история Линии, создающей образы.

Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.

Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Но давайте попробуем. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.

Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. обе выполнены с грацией и выразительностью». Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Она показана простой, тихой и скромной. Всё изменила вечная весна.

Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Жест заботливый, опекающий.

Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Движение в картине устремлено справа налево. И вдруг осознаёшь – увядание.

Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.

Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.