Википедия Донателло

Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью.

Антония. Особенно это заметно в изображении св. св. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.

Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Даже по отношение к своему старшему другу Брунеллески Донателло всегда был свободен в суждениях. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. В отличие от «Св.

Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.

  • Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  • Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты
  • Итальянский скульптор Донателло
  • ДонателлоСкульптуры и биография
  • Донателло великий итальянский скульптор
  • Ранний Донателло реферат по искусству и культуре, Сочинения из Изобразительное искусство
  • Шедевры искусства – своими глазами
  • «Шутники»: «Мы как Леонардо, Рафаэль, Донателло и Микеланджело»

К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. 1412–1415 ранее находилась сбоку от главного портала, ныне – в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411–1413).

Людовика Тулузского (ок. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.

  1. Фанфики с участием: Донателло Хамато
  2. Напишите отзыв о статье Донателло
  3. Отрывок, характеризующий Донателло
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
  6. Поездка в Рим, второй флорентийский период

Георгия (ок. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.

Вероятно, в настоящем своем виде, когда ее пластические качества выступают с большей рельефностью, статуя только выиграла. На первый взгляд может показаться, что Донателло изобразил Георгия в строгой фронтальной позе. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Лаврентия, во Флоренции. Антония в Падуе.

Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Очевидно, что статуя не столько доносит до зрителя величие подвига Давида, сколько заставляет его любоваться красотой обнажённого юношеского тела. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Статуя рассчитана на обход вокруг и осмотр со всех точек зрения при этом световые блики на поверхности бронзы акцентируют внимание то на одном, то на другом изгибе этого грациозного тела, подчёркивая пространственный характер композиции9.

На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.

Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Он использовал т. н. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства.

Антония. музей Барджелло). Однако это впечатление обманчиво. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены.

Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.

  1. Особенности работ великого мастера
  2. Напишите отзыв о статье Давид (Донателло)
  3. Отрывок, характеризующий Давид (Донателло)
  4. Неизвестный цветок Андрей Платонов
  5. О знаменитости:великий флорентийский скульптор
  6. Средневековый мир в терминах именах и названиях
  7. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  8. Текущие и предыдущие разборы слов

Вот таким образом у него два стиля: реалистический и классический. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Вверху изображены летающие ангелы. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. Статуи и рельефы алтаря — последний большой скульптурный цикл Донателло, отмечен драматическим накалом и острой иногда несколько преувеличенной экспрессией изобразительного языка. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.

День рождения Донателло 16 июня. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Но, даже когда положение стабилизировалось, прежнего размаха в работах по украшению виднейших зданий уже не было. В ней чувствуется рука самого Донателло. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Господь сокрушает гнев могущественного врага. То же напряжение ощущается и в лице.

Скульптор Донателло: 
биография, работы, 
фото

Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Антония. св.

1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.

Москва, 1912 год. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Гатамелатта похоронен в соборе, где ему поставлено надгробие, вот таким образом памятник на площади – первый светский монумент в искусстве нового времени.

Ему неведома донателловская мощь. Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами.

Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.

Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.

Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. св. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.

История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Брезгливой гримасой тронут его рот. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.

Пять фигур находятся в музее собора. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.

Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Это способствовало процветанию торговли. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.

Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Д. (наход. Фасад же церкви остался неоконченным. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Мозг и разум команды.

Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Георгия» и «Св. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.

Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность облика юноши и его «негероическую» позу: «Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается угловатость молодости с округлостью несколько женственных форм, дышащих чувственной прелестью»9 «сильный, хотя совсем ещё юный мальчик-победитель задумчиво и даже немного смущенно смотрит вниз на отрубленную им голову поверженного великана, жеманным и усталым движением правой руки поддерживая небольшой меч»11 «Наготу Давида, оттеняемую сандалиями и шляпой, подчеркивают выражение лица и весь облик юноши, говорящие о самолюбовании и нарциссической сосредоточенности на самом себе»2. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.

Статуя полна жизни и изящества. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Скульптура отличается живостью исполнения.

То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Связи Падуи с Флоренцией не прерывались и позднее, в первой половине XV в. здесь работали художники Паоло Учелло и фра Филиппо Липпи. илл. ). На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы.

Так, очевидно, было и при отливке «Давида». достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. В его правой руке — тяжелый меч.

Во-первых, возрастает значение линии. Его назвали в честь Донателло, скульптора эпохи Возрождения. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. «Св. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. Общий запас лексики (от греч.

Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.

В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы – все это приносит этим произведениям яркость и декоративность. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.

Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Выше: что вы искали. И в этом проявился его характер.

Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.

Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта.

Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Изящно ложатся складки одежды. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.

Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. музей Барджелло). В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Около 1345—1350 гг. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Так подчеркнута глубина рельефа.

И как всегда, он уверенно справился с ними. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Она, несомненно, связана с ними тематически.

Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи возрождения род.

1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории). Основой этого расцвета явилась новая философия, точнее, философская система, получившая название гуманизма.

К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.

Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок.

Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Линии профиля определенны и чеканны.

музей Барджелло). Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок.

Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. Барджелло. Антония.

Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Но последующие поколения оценили Донателло как одного из самых ярких новаторов в истории искусства. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Линии в «Битве св.

банкира Мартелли. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Георгия» и «Св.

Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Лаврентия, украшенной его работами.

Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма.

Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Св. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.

Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Торжествуйте, граждане. »16. Марка». Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче.

Здесь представлены родные и друзья Христа. Георгий, 1416, Давид, 1430, Юдифь и Олоферн, 1456-57), монументального конного памятника (Гаттамелата в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27). В скульптуре Св.

Вероятно, ок. Оригинальная обложка.

Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Людовика Тулузского (ок.

Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.

Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Лаврентия, во Флоренции.

На коленях стоит богоматерь. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок.

Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Между ними видны играющие музыканты.

1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Он совершенно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком и сандалий с поножами.

1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. 1415, Флоренция, Нац.

Донателло строит образ на игре света и тени. Св. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Георгия» красивы и выразительны. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.

Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Д. с необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их оконченности. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.

Столь же выразительно и лицо пророка. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Лаврентия изображающих Страсти Господни. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Антония. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.

живописный рельеф. Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в. Бронзовая статуя Давида (ок. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).

Удивительна судьба этого города. Это исхудалая старуха с длинными волосами. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Путти Донателло предельно общительны. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. Антония.

Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Перед нами — человек высокой духовной силы, мужественный борец за справедливость, готовый в бою отстоять свои идеалы. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.

Скульптурный ансамбль Алтаря Св. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал.

На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).

В тот же период Донателло создал три «живописных» рельефа: Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Марка» с Ор Сан Микеле. Фигура прорисована уверенно и свободно.

Красив мотив струящихся складок одежды. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.

Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.

В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).

Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Здесь начинается следующий этап его творчества. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице).

В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. св.

Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. великий Данте, а позднее Петрарка и Бокаччо создали замечательные литературные произведения, проникнутые духом гуманизма.

Действительно, статуи Св. В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456–1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.

В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.

Но это не простой мальчик. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка.

В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Местоположение статуи не изменилось. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.

Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Мария показана в сложном повороте. Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века. Самые замечательные из них — бронз. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).

Тот факт, что статуя находилась во дворе Палаццо Медичи (и была, возможно, создана по их заказу), говорит о том, что семья Медичи хотела, чтобы их воспринимали как поборников свободы. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. 1415, Флоренция, Нац.

С иллюстрациями. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме.

Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). А Брунеллески он был обязан многим.

Они как бы окаменели от горя. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. 1423—1425) и св.

Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Удачно передано движение ангела. Донателло предпочитает решать проблемы без применения силы (что редко удается).

Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем».

Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Совсем другое у Донателло. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434–1443). Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.

Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. нателло. Он обладал характером сложным и независимым. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.

Так, следуя хронологически периодам творческой биографии Донателло, автор с точки зрения искусствоведа анализирует его творения, выделяет его эстетических представлений, характерные черты художественной манеры изменения в творческом «почерке» мастера – от грубоватого деревянного распятия, выполненного им для одной из церквей, до статуи Давида. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.

Любимая черепашка Питера Лэрда. 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.

тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. На его лице веселая улыбка.

Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет.

Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность облика юноши и его «негероическую» позу: «Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается угловатость молодости с округлостью несколько женственных форм, дышащих чувственной прелестью»9 «сильный, хотя совсем ещё юный мальчик-победитель задумчиво и даже немного смущенно смотрит вниз на отрубленную им голову поверженного великана, жеманным и усталым движением правой руки поддерживая небольшой меч»11 «Наготу Давида, оттеняемую сандалиями и шляпой, подчеркивают выражение лица и весь облик юноши, говорящие о самолюбовании и нарциссической сосредоточенности на самом себе»2.

Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. В флор. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала.

Лаврентия изображающих Страсти Господни. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.

Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя.

Это — исхудалая старуха, покрытая волосами. «Св. В отличие от «Св. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).

До 1433, который можно считать концом первого периода творчества Донателло, он работал в основном над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Его фирменное оружие шест Бо. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.

Он восторженно отзывался о статуе «Св. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло – бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.

В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Однако страдание обладает длительностью во времени. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Их судьба иногда была драматической.

Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. (Donatello) (наст.

Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. 1386-1466) итальянский скульптор. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св.

илл. ). На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Петра и выполнения ряда других заказов, Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.

Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). собора между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.

Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Исследователи до сих пор находят новые и новые параллели между произведениями Донателло и Микеланджело. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.

Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Сохранность хорошая. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.

Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар.

Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Марку» с Ор Сан Микеле. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Лаврентия изображающих Страсти Господни. Антония (Санто). Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.

Донателло (или Донни)— выдуманный персонаж, один из Черепашек-ниндзя. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта.

Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. С Римом он расстался в мае 1433 года и, вернувшись во Флоренцию, создал одну из самых прославленных своих вещей, в которой римские впечатления переплавились в нечто столь оригинальное, что трудно проследить его истоки. Антония. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).

Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.

Донателло является одним из ярких представителей эпохи Возрождения в области скульптуры. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). На лице его застыла гримаса страдания. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.

Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Надгробие делится на три яруса.

Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Лицо его отличается особой экспрессией. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.

Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.

Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.

Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Антония и изображениями символов евангелистов. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход.

Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг.

Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В рассматриваемой композиции св. Эта статуя – первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.

Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Донателло сумел соединить художественные и жизненные наблюдения в произведении, которое звучит как гимн человеческой красоте и благородству.

Петра и завершения ряда других заказов. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.

Георгия (ок. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.

Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo.

Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Не случайно статуя Давида соседствовала с ещё одной знаменитой работой Донателло: скульптурной группой «Юдифь и Олоферн». Венецианская республика, не имевшая себе равных на море, обеспечивала свою безопасность на суше с помощью наемных солдат. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.

Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.

Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Мальчик одолел страшного тирана. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. они были приостановлены. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор.

Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Это приводит к легкой обозримости статуи, которую можно без труда охватить одним взглядом, чему немало способствует ясная, тщательно продуманная композиция фигуры. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).

Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.

Таким образом, удалось достичь исключительных эффектов в сочетании гладких полированных плоскостей обнаженного тела и живописно трактованных волос и шляпы Давида. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.

Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Но и этого ему мало. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Лаврентия, во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма.

Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Но лучшие работы Д. — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности искал своих идеалов в самом себе. Главное действие происходит в центре композиции. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.

Высоко над холмом вознесены три креста. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.

Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Для понимания замысла Донателло важен также исторический и политический контекст. Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446–1450).

Работа удалась на славу. музей Барджелло). Марка (1412 год), св. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.

Лицо юноши, полное свежести и благородства. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Антония в Падуе и изображающем Положение во гроб. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.

Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. 1423—1425) и св. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.

Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Антония (Санто).

Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Рассмотрены его работы за пределами Флоренции, например, в Сиене, Падуе или Риме.

Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.

Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Она стоит теперь перед церковью св. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Именно такая женщина была способна на подвиг. А это и составляет сущность донателловского образа.

Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище.

Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

теперь в Англии). Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.

Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Крестильнице).

Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия – образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.

Это, например, можно сказать о мраморной статут св. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Младенец кажется маленьким и беспомощным. Его крылья, кажется, еще полны движения.

Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Голов pа повернута слишком неестественно. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.

У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. С такими он был непреклонен. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Марк, можно поверить и его писаниям».

Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.

Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Статуя Гаттамелаты (1447–1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи.

1455–1460). К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Слегка изогнулся торс Марка. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами.

Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя.