Юрий Ракша Биография

Но, он не искал легких путей. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама». Длительная работа в области кино подарила ракше только приятные воспоминания и радость. А свои воспоминания будет воплощать в своих работах. Скорее всего, это было воскресение (не имеется ввиду день недели). 1980 год был последним годом его сорокадвухлетней жизни.

Но, не смотря на это, никогда не переставал заниматься живописью. Воспоминания А. Александрова:Юрий Михайлович РАКША (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов) пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем известным кинопостановщиком, графиком. Наши ученые открыли еще одну малую планету. М. В. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов «Время, вперед. », «Дерсу Узала» и «Восхождение»).

  1. Ракша, Юрий Михайлович (2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский художник
  2. Ракша Юрий Мефодьевич – Биография
  3. Ракша (Юрий Михайлович Теребилов)
  4. Ракша, Юрий Михайлович — Википедия

Трудная жизнь. Они аккуратно вырезались юным художником, постепенно собираясь в коллекцию, «домашнюю Третьяковку». Но какой-то нейтральной болезнью крови и нужно срочно лечиться. И делать все это осторожно, без испуга, словно бы между прочим. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В. И.

Родители поселились на Цэсовской горе (ул.

Участвовал в создании многих памятных отечественных фильмов: «Время, вперёд. », «Дерсу Узала», «Восхождение» Юрий Ракша писал: «Я понял – коль скоро нам дан реалистический метод, то именно в картине возможности его поистине беспредельны». Но, в голодном и холодном действе это событие может показаться крушением всего. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности. Он часто путешествовал, где и создавал свои эскизы, наброски, рисунки и картины. Сурикова.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Ракша, Юрий Михайлович
  • Отрывок, характеризующий Ракша, Юрий Михайлович
  • Художник Юрий Михайлович Ракша картины
  • Главная» Биографии фильмографии»

И он не мог знать, что спустя годы на небе у него будет своя звезда. За годы работы здесь стал художником-постановщиком 15 фильмов, среди которых «Дерсу Узала» (реж. В первом классе школы у Юры украли карандаш.

– демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Мы были на всех его выставках, которые вы проводили в Москве. Лекарства – дефицит". Дипломом Ракши во ВГИКе, получившим оценку «отлично», были 16 эскизов к фильму, посвященному сегодняшнему дню.

Ракша, Юрий Михайлович 
 (2 декабря 1937 
— 1 сентября 1980)

В этот последний год жизни (о котором мне следует, хотя очень больно, еще писать и писать) успел очень многое. В одной из сцен фильма казнь главного героя напоминала распятие Иисуса Христа. Другие его сверстники давно получили. Но даже в пределах тела можно успеть очень многое". У её ног присела на корточки маленькая девочка.

Премию дали только двум мертвым, погибшим ранее. В конце 70-х Юрий нарисовал работы, которые напрямую были связаны с его детством: «Земляничная поляна», «Добрый зверь и добрый человек». «Как в зеркало, мы смотримся в мир и отражаемся в нём, – писал Ю. Ракша, – картины художника – это отражение мира и его самого» Да, личность художника, его сущность – в созданном, написанном им произведении. В музее киностудии «Мосфильм» хранится многое, что рассказывает о Юрии Ракше. В левой части триптиха — событие, происходящее за несколько недель до битвы на Маковце, за околицей Троицкого монастыря.

Это — эстафета жизни, продолжение материнского духовного начала в детях. Каждая публикация о нем, каждый альбом его для нас радость. Его держало "Поле". Под словом «программа» художник Ракша понимал «направленность замысла». В 1954 году после окончания восьми классов Ракша едет в Москву.

Так, зрители – современники Магнитостроя отмечали в письмах к автору полотна «Моя мама» высокую психологическую достоверность произведения. Спустя время этот принцип Юрий Ракша станем принимать даже в кинематографии.

Родители поселились на Цэсовской горе (ул. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны. Бабушка высыпает туда очередное ведро с вырытым картофелем. Картина «Воскресение» не была просто детским воспоминанием. Отложив кисть, он только что отошел от мольберта. Времена были лихие, можно сказать, безвременье. Свою маму Юрий Михайлович молодой не помнил. В то время он не мог представить, что его мать тоже трудилась на Магнитострое.

Именно эта картина и определила весь стиль фильма. В Москве жил брат отца, работавший полотёром. Он дописал ряд ранее начатых картин. В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Жизнь его становилась все определеннее, насыщеннее. Она работала на фабрике разнорабочей.

Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама». Надо искать все, все возможные пути к невозможной победе. Телефонистка сообщила: на линии Симферополь, Бахчисарай, Крымская обсерватория. Этот человек был членом Академии художеств и дважды лауреатом Сталинской премии. Юра, забившись в угол, тихонько всхлипывал: «Ну что она рассказывает и так есть хочется». Он принимал участие в постановках фильмов.

Так, на пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела» Хотя большая часть фильма была отснята в подлинной дальневосточной тайге, так называемая естественность тайги создавалась, конечно, участниками съёмок и в первую очередь художником-постановщиком Ю. Ракшей. Множество фотографий, рисунков и широкие поля, на которых можно было рисовать. Или туда, куда мать водила их с сестрой по весне за подснежниками и диким луком: сначала в горку, потом миновать поле, трамвайный путь, лесок и перейти по мостку через прорытое давным-давно для железной дороги ущелье. А жизнь художника таяла с каждым часом. А сочинение должно иметь свою программу.

Много лет спустя эти деревья будут сниться ему, напоминая о детстве, о родине. Загадка без разгадки: Кто возвратится вспять, Сплясав на той площадке, Где некому плясать. За работу над фильмом Куросавы «Дерсу Узала» в 1976 году Юрий Ракша получил «Оскар».

На фоне русского пейзажа, «темы Родины» — как говорил Юрий Ракша — изображены жена и дочь художника. Карандаш был простым, копеечным, но другого не было, а взять ещё неоткуда. Оформил более 10 художественных фильмов, среди которых «Время, вперёд. », «Дерсу Узала», «Восхождение». Он был худ, одухотворен и потому прекрасен.

Сурикова. Директор учебного заведения сразу же без колебаний зачислил Юрия, причем в пятый класс. Картина, будущая работа над ней воспринимались художником как сочинение. Под словом «программа» художник Ракша понимал «направленность замысла». Сострадание Юрия Ракши уходит своими корнями в детство, в тыловой город Уфа. Она старательно обирает с белых картофельных плетей вырытые мёрзлые клубни.

Работал круглосуточно, торопился, боялся не закончить свою картину. Название картины глубоко символично, многогранно. Последнее благословение, последний поклон. Природа в этом кинопроизведении была в подлинном смысле слова действующим лицом. Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия— Треньхина дед— казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате.

И только в нём. Но главное — продолжение души, продолжение жизни самого художника. Но работать над современной темой мастер стал гораздо раньше. (Юра был одарен и литературно. ) Стал делать многочисленные дневниковые записи, правда, нехотя из-за природной скромности, даже застенчивости.

Хотелось меньше антуража – ближе к полюбившимся героям.

Киностудии «Мосфильм» художником отдано 17 лет. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины. Он торопился, он должен был успеть написать, как сам говорил, главную картину своей жизни – триптих "Поле Куликово", к которой шел всю жизнь.

Шукшин", "Моя Ирина", "Продолжение". Предвкушая домашний пир, он даже не притронулся к ним, так и понес. Но все же, все же. К тому времени фанерный чемоданчик юного художника уже был полон вырезками из «Огонька»: Саврасов, Левитан, Серов. В музее киностудии «Мосфильм» хранится многое, что рассказывает о Юрии Ракше.

Слова эти он подтвердил творчеством и поступками. Они аккуратно вырезались юным художником, постепенно собираясь в коллекцию, «домашнюю Третьяковку». Голодали страшно. Его автором был Михаил Нестеров в 1890 году. Он стоит, на коленях сложив молитвенно свои руки, со слезами на глазах. Известность Юрию Ракше принесла картина «Моя мама» изображающая молодых строительниц Магнитогорска 30-х годов.

Сюжет построен ясно, графически чеканно. Родители поселились на Цэсовской горе (ул. Если не рисовал, то работал с матерью и бабушкой на картофельном поле, помогал взрослым обивать строящиеся дома дранкой под штукатурку. Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье. Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. Мои картины о БАМе «Молодые зодчие» и «Разговор о будущем» родились уже в Москве, когда успокоился, когда не так разбегались глаза на детали. А тяжкая болезнь все наступала.

В эти месяцы хотелось его как-то радовать. Его семья была раскулачена и переехала жить в Белебей (Башкирская АССР). Лишь однажды он мог бы наесться как следует: как-то на Новый год подарили Юре пакет пряников — немыслимая роскошь. А чтобы отблагодарить автора «Святой Руси», Юрий Ракша решил выбрать для своего произведения самую любимую для Нестерова – форму триптиха.

Теперь перед неминуемым концом он попросту не смог оценить весь замысел Некрасова. Его полотна – «Современник», «Добрый зверь, добрый человек», «Моя мама», «Продолжение», «Разговор о будущем», «Земляничная поляна» и др. Юрий Ракша умер 1 сентября 1980 года.

На последнем году жизни Юрий Ракша написал несколько статей. Это то, что остается после нее. Но министерство тянуло с подписью бумаг. Помню, как двадцать лет назад (неужели уже. ) летом он стоял здесь на ветру, держась рукой вот за эти перила и говорил мне с мягкой великодушной улыбкой, глядя на эти вот городские дали. Так, киноэскиз к фильму «Веришь – не веришь» стал основой и прообразом картины «Наша буровая». Первые шаги в искусстве Юрий Ракша делал в изостудии дома культуры им.

Через минуту она вновь наляжет на лопату, продолжит выкапывать картошку. Трудная жизнь. Он писал супруге Саввы Мамонтова Елизавете Григорьевне, что картина будет о «Прощании Д. И. Донского с Сергием». Вот этот факт почему-то ранил его.

Написал ряд статей. При таком методе не ослабляется историческое напряжение, эмоциональный колорит эпохи. Даже рябины и елочки на работах знаменитого уфимца казались ему знакомыми и почти родными. В Москве поступил в среднюю художественную школу при институте им. Останется от военного детства и вкус картофельных очисток.

В 1965 году Юрий Ракша начал совместно работать с Михаилом Швейцером над фильмом «Время, вперед. » который посвящался годам первой пятилетки, разве он мог предугадать, что этот фильм будет об истории его матери. В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Отпустить сына одного в далекую и пугающе чужую Москву — мало кто решился бы на такое. Его литературными способностями восхищались многие. Передо мной репродукции с некоторых картин, одна из которых так и называется – просто и точно – «Тыл». Ныне этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

Врач сказала: "Профессор Воробьев недоступен. Именно тогда и появилось и стало расти в Юре чувство какой-то обособленности, отрешенности даже. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности. Именно широтой этой направленности, наверное, привлекало его искусство кино.

" Пальцы его красивых спокойных рук были в свежей краске. Каким он будет, что предстоит им построить.

Война, послевоенный голод И к 1950 году, когда отец вернулся домой, то мать, по воспоминаниям сына, была уже совсем старухой. Но дорога оказалась слишком длинной – пряники кончились. Сперва, в автокатастрофе трагически погибли его близкие товарищи Лариса Шепитько и Владимир Чухнов именно с их помощью он сделал «Восхождение». Были собраны документы для представления его к званию заслуженного художника РСФСР.

Однако на экзамены в художественной школе он опоздал. А еще – он хорошо пел, любил петь для меня старинный русский романс "Гори, гори, мои звезда. Родители3 поселились на Цэсовской горе (ул. Осмысливая долг художника перед обществом, перед искусством, перед самим собой, художник и художник кино Юрий Ракша писал: «Хочу принадлежать своему великому времени». У человека тело Одно, как одиночка.

Уже в 62-м году Юрий представил несколько картин исключительно как художник кино. Три главных драматических события, три времени, три места действия отобразил Юрий Ракша в своей последней и самой значительной работе — триптихе «Поле Куликово».

Художнику был дан большой талант мыслителя, рисовальщика и живописца. Акира Куросава), «Восхождение» (реж. Той осенью, пожалуй и повадился мальчик бегать на Белую – на Висячий камень.

Она работала на фабрике разнорабочей. В те годы издаваемый миллионными тиражами «Огонёк» публиковал в каждом номере репродукции картин выдающихся русских живописцев-классиков. Вступительные экзамены закончились и нужно было возвращаться домой.

И наверно Юрий Михайлович не решился, на громаду «Куликова поля». Мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании, видится за окном. Но, в этом же году у Юрия случилось много неприятностей. И вот они – милые коренастые дубки над почти неподвижной далеко внизу рекой. Член Союза художников СССР.

Юрий Ракша родился 2 декабря 1937 года в Уфе. Забыть про него мальчику помогала невесть как к нему попавшая и ставшая любимой книга «История Гражданской войны в СССР». Он родился в семье служащих на окраине Уфы. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс. Помимо своих работ в кино, прославился, как выдающийся художник. Дописал полотно.

Ложь во спасение. Через минуту она вновь наляжет на лопату, продолжит выкапывать картошку. Война, послевоенный голод И к 1950 году, когда отец вернулся домой, то мать, по воспоминаниям сына, была уже совсем старухой.

И мы боролись с ней, как могли. Она старательно обирает с белых картофельных плетей вырытые мёрзлые клубни.

Она работала на фабрике разнорабочей. Лишь один год в нем квартировала коза). лекарства.

Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия — Треньхина дед — казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате. Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Его семья была раскулачена и принудительно выслана в Белебей (Башкирская АССР). Но, чтобы полностью закончить «Поля Куликова», нужно было намного больше времени. Художник.

Душе грешно без тела, Как телу без сорочки, – Ни помысла, ни дела, Ни замысла, ни строчки. Экспонирующийся портрет «Сотника» (1975) является эскизом к последнему. Вернее, это я словно ступила, словно вошла в него. Любой другой студент на его месте дипломную работу делал бы на основе «Хождение за три моря». В Москве жил брат отца, работавший полотёром. Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая спиной к нам стоит в центре комнаты.

– И уже тише добавила: – Мы здесь его очень и очень любим. И хотя это давняя традиция отечественной реалистической живописи, в ней еще раз обнаружило себя стремление художника принадлежать и своему времени и вечности. Так, на пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела» Хотя большая часть фильма была отснята в подлинной дальневосточной тайге, так называемая естественность тайги создавалась, конечно, участниками съёмок и в первую очередь художником-постановщиком Ю. Ракшой.

Он работал ежедневно до изнурения, до обмороков. Но Юра этого уже не узнал, его не стало. И над заснеженной январской Москвой 1989 года на меня опрокинулось темное звездное небо.

И, одновременно, время разорения деревни. Эвридика. Вернулась вечером, замерзшая, усталая. " Многие друзья вспоминают об этом.

Каким-то чудом он вырвался и побежал. Мы – врачи и родные – "держали" его, как могли. Множество фотографий, рисунков и широкие поля, на которых можно было рисовать. Сурикова. Подготовительный этап к ленте «Время, вперед. » пробудил глубокий интерес к теме новостроек, позже успешно закрепленный в ряде станковых полотен и прежде всего в картине «Моя мама». Надо вырвать у смерти этот год, во что бы то ни стало. Много раз воспроизведет он их по памяти в своих работах.

Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Стал увлекаться рисованием с раннего детства. Я сидела ошеломленная, не имея сил радоваться, в тишине пустой квартиры. Даже актера на роль Сотникова подбирали по эскизу художника. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины.

А он не рвался. Если бы Юрий не учился в ВГИКе, то возможно никогда бы не было и знаменитого фильма «Восхождение» согласно повести знаменитого актера и режиссера В. Быкова «Сотники». Карандаш был простым, копеечным, но другого не было, а взять ещё неоткуда. Женские образы картины убедительны, они впечатляют благодаря счастливому сочетанию творческой интуиции автора и его жизненных наблюдений и обобщений. К примеру, когда у Юрия в детстве украли карандаш.

Надо срочно искать врачей. У её ног присела на корточки маленькая девочка. Юрий Ракша всегда изображал своих героев в самые важные минуты их жизни и деятельности. Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье.

Его поддерживали большинство институтских преподавателей. На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Кинематографические впечатления творчески воплотились во многие живописные замыслы. Нестерова.

клинику. Сурикова. Но подалась она туда не от хорошей жизни. Когда Юрий учился, то много сил и времени уделял историческим фильмам. То были годы первых пятилеток, пора безудержного энтузиазма молодежи.

На нас смотрит усталая молодая женщина, она о чём-то задумалась. В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». В 1954 году после окончания восьми классов Ракша едет в Москву. В августе триптих день ото дня шел к завершению.

Уже с десяти лет стал посещать уфимскую изостудию ДК имени Калинина. Картина, будущая работа над ней воспринимались художником как сочинение. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама». Одна рука Сергея лежит на голове князя, другой он его благословляет. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности. Сразу после выхода в прокат фильма «Восхождение» очень много критиков проводили параллель сюжета между Евангелием.

" Непостижимо. Уже в 1979 году Юрий начал ответственно заниматься эскизами, которые посвящались «Поле Куликову». А сам Юрий Иванович Пименов видел в нем будущего знаменитого писателя. Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Л. Шепитько).

Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Юрий Ракша писал: «Я понял – коль скоро нам дан реалистический метод, то именно в картине возможности его поистине беспредельны». Учился в художественной школе при институте им. Пришла мысль: они молоды, а значит, они немного из завтрашнего дня. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны.

Полотно нежно и проникновенно сфокусировало лирическое ощущение времени. Бабушка высыпает туда очередное ведро с вырытым картофелем. В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Свою маму Юрий Михайлович молодой не помнил.

Он писал своим красивым ясным почерком. «Для меня эмоция, переживание, сопереживание — это самое дорогое в картине. Только опустила чемодан на пол, как раздался междугородный звонок.

Не раздеваясь, я вышла на балкон. Не было мелочей, всё должно было работать на драматургию будущего фильма. Не было мелочей, всё должно было работать на драматургию будущего фильма. Но все же решил воспользоваться некоторыми творческими задумками своего предшественника. Счастливого Юру остановили мальчишки, стали отнимать пакет.

А в ноябре того же года врачи вынесли ему страшный приговор: рак крови. Такая поездка была полным безумием — могли и ограбить и просто зарезать. Он стал автором ряда крупных исторических, жанровых, портретных произведений, значительная часть которых находится в коллекции Третьяковской галереи, работы мастера стали также достоянием музеев бывшего Советского Союза и России. И вот – звезда "Ракша. В 1963 году с отличием закончил институт и был приглашен работать на киностудию «Мосфильм». Для Михаила Нестерова главным героем его картины выступал Сергий Радонежский.

Спас счастливый случай. Ракша чувствовал, что именно «Поле» станет творением, которое его и сделает по-настоящему знаменитым. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны. Все, чего мы достигли в этой жизни, мы достигли не благодаря, а вопреки. Столица встретила молодого таланта Юрия Ракшу неприветливо. Наверняка этот поступок заранее был предусмотрен на небесах. Я даже не успела удивиться (ведь знакомых там не было), как услышала мягкий женский голос: "Хотим обрадовать вас, Ирина Евгеньевна. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Картина, получившая название «Моя мама» и заработавшая среди публики огромный успех, появилась в тот самый год, когда ушла из жизни его мать, а именно в 1969 году. Там меня встретили давнишние и знакомые звуки пилорамы, запахи свежего дерева, крашеных полов, беленых барачных комнат – все как из детства. Бронзовой краской окрашивались края осенних листьев для эффекта светящегося ореола. Надо начать готовить его к мысли, что он болен. Бронзовой краской окрашивались края осенних листьев для эффекта светящегося ореола.

Его семья была раскулачена и принудительно выслана в Белебей (Башкирская АССР). Именно широтой этой направленности, наверное, привлекало его искусство кино. Совсем недавно умер великий вождь, а до хрущевской «оттепели» еще надо было дожить. Он родился в семье служащих на окраине Уфы. Вокруг стояла звенящая ночная тишина. И поздравить. Через несколько лет он часто будет вспоминать о своем беззаботном детстве в Черниковске.

тех, кто рядом со мной, моих современников». Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье. Но и поднявшись на ноги (Ракша стал художником на Мосфильме), Юрий не забывал черпать коммунистически духовного, путешествуя по тайге и тусуясь со всякими геологами-нефтяниками. Природа в этом кинопроизведении была в подлинном смысле слова действующим лицом.

В первом классе школы у Юры украли карандаш. Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. Воспоминания А. Александрова: Юрий Михайлович РАКША (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов) пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем известным кинопостановщиком, графиком. За спиной женщины стоит худенький мальчик, он придерживает раскрытый мешок.

В 1968 году на выставке молодых столичных художников Юрий представил публике свою работу – «Воскресенье». Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. Сестра Валя была излишне, по его мнению, вертлява — а ведь она в ту пору была главной его моделью. Огородов, затем были годы учебы в специальной школе при художественном институте им В. И. «Моя малая родина станет и уже стала частью всего большого, открывшегося мне в моей жизни, частью всего мною сделанного, частью меня самого», – писал уже получивший огромную известность художник.

Но, что – то ему подсказывало, что не все потеряно и его ждёт большой успех. Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Не случайно полотно «И поет мне в землянке гармонь», воссоздающее неповторимые настроения фронтовых воспоминаний ветеранов их мужественный облик, композиционно и логически перекликается с картиной «Современники». Родился в Уфе, в рабочей семье. Горе мальчика оставалось безутешным – целую неделю он даже не ходил на школьные занятия. – Она опять замолчала я чувствовала, что она улыбается. На нас смотрит усталая молодая женщина, она о чём-то задумалась.

М. И. Юрий Ракша всегда изображал своих героев в самые важные минуты их жизни и деятельности. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В. И. Так, киноэскиз к фильму «Веришь – не веришь» стал основой и прообразом картины «Наша буровая». В. И. Сурикова, которую окончил с серебряной медалью. На веревках полотно бережно передавали из рук в руки все ниже с этажа на этаж (она не могла уместиться в лифте, а мокрую снять с подрамников мы ее не могли). Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс.

Через некоторое время на свет родилось похожее полотно. Именно эта картина входила в серию полотен об истории Радонежского чудотворца. Хрупкому и беззащитному – ох и доставалось ему от мальчишек. Забыть про него мальчику помогала невесть как к нему попавшая и ставшая любимой книга «История Гражданской войны в СССР».

Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность. Специалисты уверяли его в том, что жить осталось максимум месяц. Она работала на фабрике разнорабочей. Сурикова в Москве, а в 1957 году он стал студентом ВГИКа. Спасибо. В те годы издаваемый миллионными тиражами «Огонёк» публиковал в каждом номере репродукции картин выдающихся русских живописцев-классиков.

И он успел. Они — словно речь, которая должна выразить эмоцию, движение души художника. Кинематографические впечатления творчески воплотились во многие живописные замыслы. «Как в зеркало, мы смотримся в мир и отражаемся в нём, – писал Ю. Ракша, – картины художника – это отражение мира и его самого» Да, личность художника, его сущность – в созданном, написанном им произведении. Однако на экзамены в художественной школе он опоздал. Юрий Ракша очень любил родину – город Уфу, где он родился в 1937 году. ЮРИЙ РАКША «МОЯ ИРИНА» (1969) Судьба у этого советского художника была будто из советского же кино: мать рабочая, отец 10 лет ходил по красным войнам, а сам Юрий после восьмого класса отправился из Уфы один-одинёшенек учиться в Москву, где для прокорму пришлось пролетарничать грузчиком. От укола до укола.

Одна из картин так и называется – просто и точно – «Тыл». А сострадание по его мнению означало «пережить что-то вместе с кем-то». Спас счастливый случай. Сострадание Юрия Ракши, мне видится, уходит своими корнями в детство, в тыловой город Уфа.

Юрий Михайлович вспоминал с воодушевлением: «Хотелось заглянуть в завтрашний день. Вся крышка бабушкиного сундука изнутри была украшена художествами 4-5-летнего внука. За спиной женщины стоит худенький мальчик, он придерживает раскрытый мешок. Первым значительным произведением Ю. Ракши стала картина «Воскресение» – воплощение идеи непреходящей красоты земли и гармонии мира. Иногда он даже проявлял нетерпение. Огромный дом спал. Калинина в Уфе, которой руководил Г. В.

И тут все средства — цвет, линия, композиция — хороши. Наверно, это и есть счастье. А сочинение должно иметь свою программу. Но не хотелось заниматься репортажем. А все первые наброски не соответствовали этой теме.

Но действующие лица композиции «Современники» – молодежь, ровесники автора, люди творческого поиска и дерзкой мечты о завтрашнем дне, духовные наследники героического военного поколения. И только в нём. Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия – Треньхина дед – казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате. Тема героизма, духовной и физической красоты человека, созидательной молодости претворена во многих полотнах художника: «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение» и др.