Жерико Картины С Названиями

Теодор Жерико: биография и картины

Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Лувр.

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр).

Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.

В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»

Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Жерико болезненно переживал критику.

Много копирует в Лувре. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Одного из погибших волной смывает в море.

Жизнь и творчество 
Теодора Жерико

Жизнь и творчество Теодора Жерико

Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).

Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.

«Плот «Медузы»» 
и еще 5 самых известных 
картин Теодора Жерико

«Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ.

Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти.

Все Картины Теодор 
Жерико по алфавиту

Все Картины Теодор Жерико по алфавиту

Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Этим определялась направленность его поисков»13. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.

Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Одновременно с многочисленными этюдами для Бега свободных лошадей Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни.

Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).

Природа на полотне враждебна человеку. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Этим определялась направленность его поисков»13. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»). Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.

Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Там картина вызвала большой интерес.

Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.

Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.

Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.

Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.

Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Картина не получила ни первой, ни второй премии.

Портрет артиста 
в его гримерной 
Теодора Жерико 1823

Портрет артиста в его гримерной Теодора Жерико 1823 года

Жерико учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Картины из этой серии не были предназначены для продажи.

На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Настроение самого Жерико было противоречивым. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.

Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. У юноши две страсти: живопись и лошади. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал эпитафию солдату 1814. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.

История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.

На борту было около 400 человек. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Тогда лишь несколько человек смогли спастись на плотуРезкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины, страдающих безымянных людей.

Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.

Портрет сумасшедшей 
Теодора Жерико 1822 
года

Портрет сумасшедшей Теодора Жерико 1822 года

Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.

Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).

Картина Печь для 
обжига извести Теодора 
Жерико 1822 года

Картина Печь для обжига извести Теодора Жерико 1822 года

На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».

Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Пусть даже и за свой счет.

История гибели «Медузы» получила широкую огласку. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.

В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).

Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.

Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.

Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.

Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).

147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.

Картина Бег свободных 
лошадей в Риме Теодора 
Жерико 1817 года

Картина Бег свободных лошадей в Риме Теодора Жерико 1817 года

Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.

В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. 147 людей оказались обречены на смерть. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».

Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.

Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.

Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей.

Ведь французы вкусили свободу (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).

Описание картины 
Теодора Жерико «Дерби 
в Эпсоме»

Описание картины Теодора Жерико «Дерби в Эпсоме»

В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).

Описание картины 
Теодора Жерико «Офицер 
конных егерей императорской

Описание картины Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку»

Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).

Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Полотно отметил и сам Давид. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Полотно отметил и сам Давид. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В процессе работы Жерико стремился к документальной точности: он разыскал очевидцев события, заказал плотнику точную копию плота, делал в морге зарисовки трупов. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

Описание картины Теодора Жерико «Плот медузы»

В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.

В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.

Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). 1817, Лувр, Париж). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.

Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Темное, мглистое небо, понуро опущенная голова коня с огромным печальным глазом дополняют мрачное впечатление. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».

Описание картины 
Теодора Жерико «Раненый 
кирасир»

Описание картины Теодора Жерико «Раненый кирасир»

Пусть даже и за свой счет. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.

Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Чувство французов, познавшие горечь поражения, выразил на картине Раненый кирасир, что оставляет поле битвы (1814 г. ). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.

Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.

Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Работа хранится в Лувре, в Париже. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.

Жерико в художественной 
литературе

Жерико в художественной литературе

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.

В результате «Медуза» села на мель и затонула. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Жерико болезненно переживал критику.

  1. Жерико ТеодорКартины и биография
  2. Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
  3. Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
  4. Картины художников: Теодор Жерико
  5. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
  6. Картина Две почтовые лошади Теодора Жерико 1823 года
  7. Портрет бродяги Теодора Жерико 1821 года

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.

Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В суровом и безлюдном Пейзаже с печью для обжигания извести (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.

  1. Картина Лошадь, терзаемая львом Теодора Жерико 1822 года
  2. Картина Дикие лошади Теодора Жерико 1817 года
  3. Картина Серая в яблоках лошадь Теодора Жерико 1820 года
  4. Картина Жертва крушения Теодора Жерико 1819 года

«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Сенегала, людьми познавшими сободу. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе.

В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.

Жерико ТеодорКартины 
и биография

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.

Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Этим определялась направленность его поисков». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.

В Риме художник проводит целый год. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В Риме художник проводит целый год. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Работа хранится в Лувре, в Париже. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.

1817, Лувр, Париж). Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Но при этом Жерико упорно и много работает. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.

Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Молодой мушкетер в своих первых работах проявил себя как банальный творец обыденных картин. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Много копирует в Лувре.

Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит.

В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.

Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.

Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).

Её похвалил М. -Б. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.

Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.

Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.

Плот Медузы стал последним из завершенных произведений Жерико. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Сенегала, людьми познавшими "сободу". В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).

Её похвалил М. -Б. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.

Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Полотно отметил и сам Давид14. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.

О Теодора Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник решился выставить в Салоне картину Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.

Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).

В римских соборах он восхищается работами Караваджо, а фрески Микеланджело в Сикстинской капелле вызывают у него состояние, близкое к экстазу. Герой композиции — уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».

Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.

Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.

Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.