Арнольда Беклина Остров Мертвых

«Остров мертвых» Арнольда Бёклина

Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. Несколько картин уже продано»19. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы. Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу».

В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен – художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).

в Базеле, Париже и Мюнхене. – «Труд») и здесь она осталась. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет.

«Остров мертвых» 
Арнольда и Карло 
Бёклиных

«Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных

Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. Ответа на этот вопрос не было. Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». Это, собственно и есть остров мёртвых. В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута.

Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой – 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз – за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника.

Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно». «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев. Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов.

Начинал как пейзажист. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин.

На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. Там, где на предыдущих вариантах была лестница, теперь зияет тёмный проём по его краям на возвышениях виднеются скульптуры лежащих львов (нет, я не уверена, что в предыдущих вариантах были львы. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине.

Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут. Патрон, правда, тоже ее не получил – Бёклин оставил её себе. В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой.

«Остров мертвых» 
Арнольда Бёклина 
в интерьере эпохи

«Остров мертвых» Арнольда Бёклина в интерьере эпохи

Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств. Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов.

В Италии Беклин женился на местной девушке. После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова.

На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle.

Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Да это в данном случае и не так важно. Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10.

Харон облачён в белую материю. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина.

Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты.

Она висела над кроватью в комнате В. И. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Пятый был написал совместно с сыном художника. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»).

Но сознательная наивность есть наивничанье, которое столь же противно, сколь бессознательная наивность прелестна. При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. – Бёклин написал четыре ее варианта. Исчезают прибрежные камни, теперь остров более похож на одну или несколько скал, выпирающих из воды теперь это не охристый, а серый цвет. На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых».

можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Постепенно они стали символом траура и скорби.

Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. Вода вновь становится неспокойна. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен.

Символизм и «Остров 
мертвых» Арнольда 
Бёклина

Символизм и «Остров мертвых» Арнольда Бёклина

популярность Бёклина была уже на исходе. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. Это не репродукция.

Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной. Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо.

Картина «Остров 
мертвых» в Эрмитаже

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13. Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь.

Было что-то подобное в Москве. Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых». На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. К острову приближается лодка. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию – похоронил свою семимесячную дочь. Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

остров мертвых арнольда 
бёклина ( ) – авторские 
варианты

остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся. «Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг. И не только немецкой. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах.

Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества». В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). Остров обретает лестницу-причал и ограды по обе стороны от неё исчезает фигура животного со второй картины. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь.

  1. Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»
  2. ОСТРОВ МРТВЫХ И ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
  3. Арнольд Бёклин: жизнь и творчество художника
  4. Финансовые трудности и четвертый вариант картины
  5. Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге

Посетителей на выставке было довольно много. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской.

«Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления. Лодка теперь расположена строго в центре композиции. Он был прав.

  • Культурный феномен своего времени
  • Зачем Евгений Цыганов примерил на себя женское платье
  • Сайт, посвященный культуре, гуманности истории и самопознанию
  • "Остров мёртвых" Арнольд Бёклин

Однако среди посредственных его картин есть интересные. Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им. Вот таким образом мы ее выставляем. Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. «В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина). Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову.

издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой. Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался.

Так что-то странное было прописано). Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Блог Евгения ИванниковаМенюОстров мёртвых
  3. Остров мёртвых (Арнольд Бёклин)
  4. Легенды нашей эпохи Если мифы рождаются, значит, это кому-то нужно
  5. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». И вновь появляется отражение лодки.

Бёклин начал с романтических пейзажей. У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. Общий тон картины затемняется. И использовал в виде демонстрационного образца. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» – написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута».

«В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1. Собственно и все. И использовал в виде демонстрационного образца. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея».

Арнольд Беклин картина 
«Остров мёртвых»

Сегодня всему этому есть объяснение. Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная – она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Вот и вся история».

(Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками. У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и сам Дали.

Понадобилось бы слишком много усилий, чтобы выяснить, в какой степени все это соответствовало действительности. Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту. Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор.

В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. У них были на то все основания. В 1920-е гг.

Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».