Автопортрет Серова

Этот автопортрет позволяет представить не только то, как выглядел Серов, но и осмыслить его сокровенные мысли и отношение к творчеству. Этот автопортрет позволяет представить не только то, как выглядел Серов, но и осмыслить его сокровенные мысли и отношение к творчеству. Написание собственного автопортрета было для Серова, в своем роде, личным экзаменом на мастерство.

Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). Портреты Г. Л. Знакомство с Г. Л. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Это случилось в 1871 году.

Так началась целая серия портретов императорской семьи. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Да и глядит-то она куда. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея). 1911. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».

  • Автопортрет, Валентин Александрович Серов, 1880-е
  • Самые известные картины Валентина Серова
  • Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911)
  • Художник Валентин Серов (1865 – 1911)

В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Дягилева, И. Э. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. – В Египет. » 29.

Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Шаляпина (1907, ГЦТМ). Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Мамонтова в 1895 году. «Не каждый день бывают такие находки.

  1. Графическое наследие Валентина Серова
  2. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  3. Сочинение по картине Валентина Серова «Автопортрет»
  4. Валентин Серов — Автопортрет, 1880-е
  5. Картины — Серов, Валентин Александрович
  6. Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)

Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3.

1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила редакцией в тесном смысле и куда посторонние не допускались. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Щербатовой (1911, ГТГ).

Крылова». Дервизом. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна.

  • Валентин Серов: последние новости
  • «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  • «Все, чего ядобивался, — это свежести»
  • Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ

Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Один из лучших светских портретов Серова – портрета Генриетты Гиршман.

В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». До конца жизни Серов продолжал учиться. Боткина, Л. С. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.

  1. Детство и юность Валентина Серова
  2. Живопись художника Валентина Серова
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  5. В воздухе, пропитанном искусством
  6. Общественная и профессиональная деятельность

Занавес (фонд М. Л. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Коллекция его работ в ГРМ за малым исключением имеет «петербургское» происхождение и ее формирование граничит с историей отечественной художественной культуры на рубежа XIX и XX столетий, с особенностями собирания нового искусства в Петербурге.

На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Первые натурные штудии создавались в атмосфере дружеского соревнования с известными уже художниками абрамцевского круга.

  1. Мировое признание русского гения

ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 1907. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.

Автопортрет, Валентин 
Александрович Серов, 
1880-е

Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Здесь, как писал Д. В.

Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Серов писал: «. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.

И. Э. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». в зеркале у края холста). Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Вместе с В. Д. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма.

Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Чистякова. за этюд с натуры». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма.

Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. В нем, как в фокусе, соединились основные драматургические линии, намеченные в экспозиции, – крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет.

Бакста. Поездка в Париж. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства.

Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.

Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Репина (1901, ГРМ). 1891. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. 14-летний Серов угрюмо смотрит исподлобья — узнаваемая чисто «серовская» волчья повадка, до последних дней сохранившаяся у него. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г.

Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. «Надо знать ремесло, рукомесло. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Выходит из ТПХВ.

Хрупкой женственности Е. С. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Сам же Серов с супругой воспитывал шестерых детей. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.

Бакста, С. П. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Этим подчеркнута значительность личности Петра.

Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Обычно Серов подолгу трудился над портретами иназначал натурщикам множество сеансов, однако сцарем художнику удалось встретиться лишь единожды. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.

Грусть его изящна. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.

Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». 1896. Домотканово. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И.

Карсавиной и А. П. Смерть отца. Кокетливый жест, которым она поправляет боа, – всего лишь женская хитрость.

Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Он также увлеченно пишет детские портреты. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17.

Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Симонович-Ефимовой.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Среди них и портрет учителя – И. Е. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Серова «Юдифь». Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я.

Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.

Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Грабарь. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8.

Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал чудеса монументальной пластики, громоздил один скульптурный момент на другой» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. В феврале родилась дочь Ольга. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».

Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. И. Е. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Шаляпин.

Строгий А. Н. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911).

Работа над полотном шла три месяца. «Какой молодец Антон. – В Египет. » 29. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.

В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др.

Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Гиршман и О. К. В середине 1900-х гг.

Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ).

Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Как он рисует. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. В. О. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века.

1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея). Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.

Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Симонович-Ефимова. В 1887 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26.

1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Ее организовали разночинцы. Портрет Е. П. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке.

А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Серов писал И. С. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

и Ю. С. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. В эскизах Серова И. Э. Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. Орловой напоминают рисование цветом. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.

Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Создание целой серии исполненных акварелью натурщиц граничит с преподаванием художника в МУЖВЗ, где в 1897-м он возглавил мастерскую. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Сколько любви и чувства изящного.

Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной.

Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. «Не каждый день бывают такие находки. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.

Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).

Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. В 1911-м он рисует К. С. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.

Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Поездка с женой в Италию. Одним из самых достоверных образов А. П. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.

С самого возникновения антрепризы С. П. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.

Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Портрет неизвестной С начала 1890-х гг. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.

Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. – писал Серов из Венеции своей невесте. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись.

Павловой (оба – ГТГ). Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой.

В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Возраст модели другой, мироощущение – соответственно.

Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).

потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В пастельном портрете жены художника А. Н. Бакстом в Грецию и на Крит.

Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.

Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. Родился сын Георгий. Домотканово, 1895, Третьяковская галерея. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.

В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Симонович-Ефимова. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».

Каждая из работ 1911 года самоценна. От нее веет здоровьем, безмятежностью. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Затем Серовы обосновались в Москве. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25.

Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Выразительный образ экстравагантной О. К. Гиршман в интерьере ее будуара. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.

Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Дягилева (1909). «Он сказал: Глаза те же. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.

В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота.

Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30.

Мамонтовым. в зеркале у края холста). «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. 1872. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Бакста, С. П. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.

Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. И. Э. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. И. Е.

В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. В 1890-х – начале 1900-х гг. В девяностые годы художник увлекся написанием портретов, даже сотворил несколько полотен с изображением членов царской семьи.

Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. А за этой хмурой видимостью таится добрейшее сердце и самая нежная и чистая душа. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. «В русской и французской прессе, современной спектаклям русского балета в Париже, о Серове не говорили. Ведь этакое создание.

Октябрь. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Эти две картины очень тонко передают игру светотени, чем особенно увлекался художник и что было изюминкой всего его творчества. Ефимовым и Н. Я.

В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн.

1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. 1905. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. Прием калькирования для поиска максимально выразительной пластической формулы художник использовал при изображении животных для иллюстраций к басням И. А.

Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты. Поленовым и М. А. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка.

Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.

В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24.

Симонович в письме на родину. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Серов умел находить уникальную черту, позу, жест модели и намеренно подчеркивал, заострял их в портретах.

Я у них учусь» 7. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. В пастельном портрете жены художника А. Н. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.

Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».

потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Бенуа – А. К. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Поездка в Париж.

Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой.

Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Судя по восторженным отзывам современников, Серову удалось воплотить в них суровую монументальность древней цивилизации. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.

В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Конец XVII и XVIII век».

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. С. П.

Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. С самого возникновения антрепризы С. П. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно.

В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский музей-заповедник). И. Е. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.

Пастернак. Портреты П. П. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».

Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19.

Мамонтовым. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Театр был частью жизни Серова. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что.

1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Встречается с Л. Н. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели.

В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». 1885. В 1911-м он рисует К. С. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем».

Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Таков портрет К. Д. Был написан портрет императора Николая II. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И.

Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Интерес Серова к графическим техникам обусловлен не только индивидуальным дарованием, но и чуткостью к главным тенденциям эпохи, к стилю модерн, тяготеющему к условности языка, декоративной плоскости, выразительности линии и силуэта. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Репин был его наставником с 9 лет. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».

Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Весна и лето. Без принадлежащих музею портретов Юсуповых, С. П. Дягилева, А. Н. Турчанинова, О. К. Орловой, холста «Ида Рубинштейн», серии «императорских охот», пейзажа «Баба в телеге», множества блистательных рисунков и акварелей, гравюр невозможно представить творчество художника и русское искусство 1880-1900-х годов. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).

Боткина, Л. С. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Портрет O. K.

На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.