Б Кустодиев Большевик

Можно предположить, что сам Кустодиев довольно скептически относился к революции и большевикам. Картина художника Бориса Михайловича Кустодиева «Большевик» словно воплощение взгляда художника на события, происходящие в эпоху революционного переворота. В 1978 году в серии «100 лет со дня рождения Б. М. Кустодиева (1878—1927)», включавшей в себя пять почтовых марок и блок73, была выпущена марка с репродукцией картины «Большевик»74.

Картина Кустодиева Большевик выражает состояние неоднозначности.

Адреса в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде

Они подчиняли себе людей. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Большевик – человек изменяющий мир, большой человек. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.

С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Печатается с 1911 (стих. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1.

Несмотря на болезнь, художник продолжал много работать. Но она важна принципиально как начало какой-то новой линии в творчестве мастера. В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Свою жизнь Павлович сравнивает с ночным небом, сторонится реальности. Работал в плакате и в книжной графике.

  1. Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»
  2. Художник Борис Кустодиев: картины и творчество
  3. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  4. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  5. Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
  6. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  7. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. пытается уяснить смысл пролетарской революции, найти ее обобщенное выражение в искусстве. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Наступил полный паралич ног. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать.

  1. Словари и энциклопедии на Академике

Брокгауза и Ефрона, Л., 1925 Ванины гости, Стихи изд. Те устои, которые питали силу косных традиций, разрушены. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. «Лебедь» в газете «Псковская жизнь»).

«На протяжении жарких месяцев улицы пусты с 10 часов утра до 4 часов вечера. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ).

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Большевик»

В сочинении конца XIX века «О состоянии сектантства в Астраханском крае в царствование Александра Благословенного» говорится: «Издавна Астраханский край служил приютом для недовольных строем общественной жизни со всех центральных городов стекался сюда бродячий люд. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. В середине 1920-х гг.

«Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. Вместе с ней он переживает радостное чувство свободы. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер.

Большевики с первых дней советской власти признали творчество Кустодиева. Кустодиев и Шаляпин. Церковь как последняя и уже не имеющая значения для великана преграда.

Стихи изд. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа. На столе лежат еще три персика и ножик. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. К работе над циклом он подошел очень серьезно и ответственно, внимательно изучил огромное количество фотографий, тщательно сопоставлял их, стремясь выделить в облике политика самые характерные, существенные черты.

Большевик на полотне выступает в роли руководителя, ведущего за собой толпу. В. И. Ленина)33153740. Что это за город. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

«Девочка с персиками» – Валентин Серов. Но бодрость не покидала его. Учился в Высшем. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. Кустодиев вошёл в историю русской живописи как бытописатель купеческой жизни. Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник.

Он задумал новый образ народного героя. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537. Родилась в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина волновала смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени. Работал в плакате и в книжной графике. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Павлович, Надежда Александровна, современная поэтесса. Кустодиев оформил несколько детских книг, посвященных жизни В. Ленина.

1905 год. то же, Л., 1925 Паровоз-гуляка, Стихи, рис. По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Чертовски трудно.

В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Учился в Высшем. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Написал ее Кустодиев, находясь под впечатлением событий Великого Октября. Это собирательный образ России.

В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом.

Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. На ее простецком курносом лице – задорная улыбка. Герои «Голубого домикаГолубой домик. Годом позже, осенью 1858 года, Астрахань навестил во время путешествия по России знаменитый французский романист Александр Дюма.

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Ну, что же делать. «вопрошать» прошлое. Картинность и жанровость этих акварелей лишь подкрепляют.

В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок. После назначения в 1859 году старшего из братьев, Степана (получившего, как гласила семейная легенда, по недоразумению иную фамилию — Никольский), наставником в Астраханскую семинарию, туда же перешел учиться и Михаил. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Лебединая песня художника – «Русская ВенераРусская Венера.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. академический театр оперы и балета им. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Картина «БольшевикБольшевик. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих.

Книги для детей: Большевик Том, Стихи, рис. Быт, бытие история – таковы основные этапы осознания художником действительности. В «Празднике на площади Урицкого в честь открытия II конгресса Коминтерна» он избирает другой путь. был подготовлен к восприятию события, ставшего поворотным в судьбе народа. Наступил полный паралич ног.

Через пять месяцев он вернулся в Россию. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. По его словам именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.

Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление. то же, Л., 1925 Капризник Тики, рис. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Виден какой-то хаос, все люди в панике. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.

Нельзя сказать, что в картине до конца определено новое мироощущение художника. Сам он смотрит только вперед, так как видит свою дальнейшую дорогу. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер.

Будто впервые. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. На картине много белого цвета, значит здесь зима. До этого ему не приходилось изображать людей, в нереальных размерах.

Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37.

музей Революции СССР). Дети Волги. Это тема, ждущая своего исследователя. Известно, что художник боготворил певца. Все улицы города забиты толпами людей. Это органично для художника, картины которого не были «натурным» воспроизведением жизни, а представляли собой сгустки воспоминаний, доведенные до степени реальности. По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной.

И все же, несмотря на такую фантастичность, картины очень точно, живо и ярко передают особенности русского быта. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Он ведет новых советских людей к светлому и счастливому будущему. Искусство требует всей жизни. Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». На картине показан город.

Тема современности становится для него основной. В 1906 году им написана картина Ярмарка (ГТГ), солнечная, светлая. Мастеру не была близка вычурная, орнаментальная, чисто плоскостная графическая манера, в которой работали многие «мирискусники» 1910-х гг. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16.

Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея). Так, в 1924 г. на выставке в Академии художеств можно было увидеть проекты памятников, «изображавшие Ленина в позе танцора, в одеянии монаха, на карнавальной колеснице, между двумя львами и т. п». Совсем иначе решена художником книга С. Маршака «Чудеса»: здесь Кустодиев не скупится на забавные подробности, смело соединяет на одном развороте разномасштабные изображения изобретательно применяет рисованные шрифты. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.

1920Холст, масло., 97 x 80Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»» – маленькие люди. Б. Кустодиева изд. Они не в силах изменить заведенный порядок вещей. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Она и так хороша.

В роли иллюстратора детских книг часто выступал в 1920-х гг. «Известные картины» – «Красный квадрат» – Казимир Малевич. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566.

Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14.

Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. На переднем плане мы видим людей с ведрами, они идут за водой по улице. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок.

С 4 до 5 часов дома гудят как пчелиные улья, открываются лавки, улицы запружаются народом. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. «Неопалимая купина», П., 1922 Золотые ворота (Стихи 1921—1922 гг. ) изд. Помимо черного квадрата, он нарисовал еще красный квадрат. сообщают зрителю необыкновенное чувство радости.

Работал в плакате и в книжной графике. В стилистическом отношении он отошел от старого, но сделал лишь первые шаги в новом. «Костры», М., 1923. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника.

В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Работал в плакате и в книжной графике.

Эпигон символизма. Художник был крайне омрачён тем, что не может прочувствовать атмосферу тех улиц, которую, по его словам «надо дожидаться столетиями». Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов.

Но и действительность стала другой. На их лицах четко прописана такая же решительность и целеустремленность, как у великана-большевика. Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, он стремится и умеет достичь большего – внутреннего, психологического сходства. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533.

В этом ценность портретного наследия художника. Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Тут нужно предоставить художнику выражать свое понимание этой сущности.

В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Учился в Высшем. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. Изображена церковь, на переднем плане, большие строения, жиле дома. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. Вскоре папу посетил Горький и очень помог нам. Папа стал получать пайки из Дома ученых.

На его фоне все кажется тусклым и увядающим. Художник возвращается к непосредственному соприкосновению с действительностью. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. В произведениях для детей Павлович дает поверхностное изображение явлений соц. Своеобразная эпическая мощь присуща и героям книги «Смычка с солнцем», хотя они не предаются самоотверженному труду, а всего лишь принимают солнечные ванны. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма.

В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого – глубокая продуманность, композиционная четкость. На огромном человеке надета шапка-ушанка, телогрейка. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. В домах топят печи из труб идет дым. обобщающий смысл всех индивидуальных конкретных образов».

Это полотно является своеобразной благодарностью. Она уже не нуждается в том, чтобы на нее глядели через сказку.

А иллюзорного в картине немало. строительства, антропоморфическую трактовку природы. академический театр оперы и балета им. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.

Кустодиев принимает активное участие в сатирических журналах того времени Жупел, Адская почта, помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева, Победоносцева, Дубасова и других. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. Символическая, гротескная фигура могучего мужика огромного исполинского роста возвышается с развевающимся красным стягом в руках над городом и народом1152221. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50. Он держит только знамя обеими руками, более ничего не имеет значения. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.

Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Только щеки да нос краснеют». Учился в Высшем. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Работал в плакате и в книжной графике.

Учился в Высшем. В «Празднике» передано ощущение небывалой раскрепощенности народа. Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной.

Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: Праздник в деревне (1907, ГТГ 1910, ГРМ), Гулянье на Волге (1909, Костромской краеведческий музей). на темы русского быта и русской провинции. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Картина представляет собой обобщающий образ.

В этом ценность портретного наследия художника. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Если не доверять художнику, то незачем и обращаться к нему, а лучше идти к фотографу». 1925 – 1926Холст, масло., 200 x 175Нижегородский художественный музей» (1925 – 1926). После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919 – 1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу.

художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского Свои люди – сочтемся, Не было ни гроша, да вдруг алтын, Волки и овцы, Гроза. Можно сказать, что Кустодиеву чужда всякая графическая формалистика». Когда у нас был Горький, он долго говорил с папой о его картинах, о том, что сказал ими в искусстве Кустодиев, чем ценны они для народа истории.

Он жил в состоянии радостного возбуждения. Они везде. Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света.

За столом сидит девочка в розовой кофте, в руках она держит персик. За окном светит солнце, вот таким образом в комнате очень светло. В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814.

В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Однако, по сути дела, Кустодиев «монтирует» два плана своих образных представлений, как бы накладывая их один на другой. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого (ГРМ) и Ночной праздник на Неве (Гос. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.

Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38.

Эту картину знают многие любители живописи. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Он идет своими большими шагами и его совсем не беспокоит, что творится вокруг. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25.

Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. Он и реален и идеален в одно и то же время. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. На этом фоне рисунки Кустодиева импонировали своей простотой и традиционностью.

Но интересовала Кустодиева только живопись. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Б. Кустодиева изд.

Работал в плакате и в книжной графике. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Дубасова и других. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. В страничных иллюстрациях пейзажи и интерьеры «. Вл. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ).

Учился в Высшем. Они свидетельстввовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла.

В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Но для великана это не такая уж преграда, ему достаточно переступить через это строение, решительности не занимать. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44.

«Утро после бурана» – Казимир Малевич. Примечательно, что по свидетельству того же Воинова, в первоначальном варианте картины Кустодиев хотел изобразить на крыше церкви прячущихся в ужасе попа и дьякона, но под влиянием мнения жены передумал, отказавшись от этой довольно карикатурной идеи213825. Художник подчеркивает преувеличенную во много раз цену большевизма, преувеличенную цену красного знамени, которое обернулось разрушительной, уничтожающей силой.

Через пять месяцев он вернулся в Россию. Если «Праздник на площади Урицкого» сопоставить с такими картинами, как «Крестный ходКрестный ход. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22. то же, Л., 1925 Сторож-петух, Игра, Гиз, М. — Л., 1929 Считалочка, Стихи, Гиз, Шука и карась, Игра, Гиз, М. — Л., 1929 Веселая пчелка, Стихи, Гиз, М. — Л., 1930 (два изд. ) Грибы, Стихи, Гиз,, 1930 Коза в огороде, Стихи, Гиз,, 1930 Манюшкнва кружка, Стихи, Гиз,, 1930 (два изд. ) Муравьиный дом, Стихи, Гиз,, 1930 Радио дальнего севера, Стихи, Гиз,, 1930 То же изд. – Мама у мешочников меняет вещи на конину, мороженую картошку, овес.

Если хочешь в Камыши, так паспорта не пиши, а захочешь в Разгуляй — и билет не выправляй. Работал в плакате и в книжной графике. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Красный цвет означает рассвет – утро. Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728.

Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364. Эти рисунки отличаются правдивостью. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Искусствовед Э. Голлербах, часто бывавший в этот период в мастерской Кустодива, вспоминает: «На коленях художника, накрытых пледом, на рабочем пюпитре, на подоконнике, на стульях—всюду были разложены фотографические портреты Ленина: стоящего, сидящего идущего, улыбающегося, нахмуренного». Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721. Библиография: Берег. По духовной линии пошли и трое сыновей Луки — Степан, Константин и Михаил.

Тема современности становится для него основной. В более условной и раскованной стилистике выполнены рисунки к книгам «Приключения стола и стула: небылица по Э. Лиру», «Паровоз-гуляка» и «Большевик Том» Н. Павлович, «Джимми Джой в гости к пионерам» Л. Лесной.

1918Холст, масло., 79 x 98Государственный Русский музей» (1918). Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Все они учились в Саратовской семинарии. Кажется, что художник сам находится в праздничной оживленной толпе. один из известнейших художников «Мира искусства» Б. Кустодиев. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.

Революцию восприняла как стихию. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Неукротимый, энергичный, волевой и мужественный, несоразмерный всему окружению большевик, как эдакий Илья Муромец, размашисто шагает меж дворцов, домов и звёздных глав церквей304617224737. Учился в Высшем.

В юности судьба привела его однажды с семьей в Астрахань, на родину Кустодиева. В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Он задумал новый образ народного героя. Например, в альбомах для раскрашивания «Труд» и «Сельский труд» манера рисунка предельно лаконична, художник лишь намечает контуры фигур и предметов, легкими штрихами обозначает необходимые детали, прибегает к «сокращениям и упрощениям».

Ведь она достойна этого. Свою «убогую музу», таящую в «складках губ» «звук неисцелимого страдания», Павлович раскрывает в полутонах, полунамеках и «извечной печали». Воинов.

Лишь отстраненный легкой дымкой силуэт Зимнего дворца напоминает о недавнем прошлом. С 1925 Павлович работает по созданию детской литературы. Учился в Высшем. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям.

Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную, неторопливую беседу. Эти рисунки отличаются правдивостью, теплотой передачи ленинского образа. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре.

В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. 2-е, «Молодая гвардия»,, 1932 Барабанщик совхоза, «Молодая гвардия», Москва, 1931 То же издание 2-е, Москва, 1932. сны о спокойной, привольной и изобильной России, живущей своим вековым укладом».

властвовали «господин Обычай» и «госпожа Традиция».