Беклин Остров Мертвых Картина

«Остров мертвых» Арнольда Бёклина

Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». – Бёклин написал четыре ее варианта. На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником. Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. В ранних пейзажах художника («Равнина с грозовым небом», 1846, частное собрание) с изображением бескрайних равнинных ландшафтов природа космически необозрима, как в поздних видах долин Померании К. Д.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Она висела над кроватью в комнате В. И. В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых».

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. И вновь появляется отражение лодки. «В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1. Собранные вместе четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру.

Арнольд Беклин картина 
«Остров мёртвых»

Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»

«В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина). Но этот мир тоже имеет характер зыбкой грезы, уподоблен мечте, граничит с ирреальностью. В серии «Война» (1896 – 97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума. Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Подобно Рунге (работ которого Бёклин не знал), он придает пейзажу необычайное значение и включает в него человеческие фигуры. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). Бёклин начал с романтических пейзажей. И не только немецкой.

Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу.

У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых».

Нельзя не упомянуть и того факта, что образ острова часто используется в архитектуре на кладбищах. В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Кроме него в лодке есть ещё одна фигура. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. В 1871-1874 он живет в Мюнхене, где создает свои знаменитые полотна «Тритон и Нереида» (1873-1874, Мюнхен, гал.

К острову приближается лодка. Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и сам Дали.

«Остров мертвых» 
Арнольда и Карло 
Бёклиных

«Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных

В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с мастерами европейского искусства, отвечая великим предшественникам – художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Так что-то странное было прописано). Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма имагического реализма вживописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», вкотором сочетались характерные для сюрреализма Дали иРене Магритта «ирреальное» настроение ивиртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст исам Дали. Начинал как пейзажист.

Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». «Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг.

Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Однако среди посредственных его картин есть интересные.

Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Пятый был написал совместно с сыном художника. В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». «Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления.

На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Шака 1875, Берлин, Нац. В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. Бёклин начал с романтических пейзажей.

Драматически интерпретирует художник тему смерти в картинах «Война» (1896, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров) и «Чума» (1898, Базель, Кунстхалле). В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал. Лодка теперь расположена строго в центре композиции.

«Остров мертвых» 
в интерьере эпохи

«Остров мертвых» в интерьере эпохи

На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Да это в данном случае и не так важно. В Италии Беклин женился на местной девушке.

Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств. Первый успех принесло Бёклину его полотно «Пан в камышах» (1856—1857, Мюнхен, Галерея А. Шака), показанное на выставке в Мюнхене в 1862 году и купленное баварским королем. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, Мюнхен, Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Вот таким образом мы ее выставляем.

Финансовые трудности 
и четвертый вариант 
картины

Финансовые трудности и четвертый вариант картины

Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Фигуры вводимых им в пейзажи мифологических персонажей придавали работам таинственность и многозначность («Пан, пугающий пастуха», 1859, Мюнхен, Новая пинакотека). Его так и называли: «Рисующий то, чего нет».

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками. Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего. Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. И использовал в виде демонстрационного образца.

Картина «Остров 
мертвых» в Эрмитаже

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1880 Бёклин создает первый из пяти вариантов картины «Остров мертвых» (Лейпциг, музей и Базель, Художественный музей). Фридриха.

Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Поздние работы художника стилистически принадлежат уже ХХ веку. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов.

При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2. Несколько картин уже продано»19. Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

Примечания для Остров 
мёртвых (картина)

Примечания для Остров мёртвых (картина)

Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут. В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых».

в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. Было что-то подобное в Москве.

При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. Темные фигурки юношей и девушек или купающихся загорелых обнаженных детей («Летний день», 1881, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров) не теряют объемности среди пятен зелени луга или цветущего сада. Он был прав.

Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе. Вот и вся история». Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной.

издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9. В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах.

Ссылки на Остров мёртвых (картина)

Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». Его лучшие произведения поражают своей трактовкой природы, фантастическими, часто монументальными фигурами, простой композицией и мощным колоритом. В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру.

Постепенно они стали символом траура и скорби. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев.

У них были на то все основания. Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв. Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута.

Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества». Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Парящая на облаках муза Клио (1875, Базель, Кунстхалле) или возникающая из пены Венера Анадиомена (1870, Вормс, Кунстхауз Хейльсхоф) стройны и прекрасны, они олицетворяют величие природного начала, высшую гармонию, существующую в мире природы и искусства.

популярность Бёклина была уже на исходе. Харон облачён в белую материю. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин.

Сегодня всему этому есть объяснение. Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо. Это, собственно и есть остров мёртвых. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

– «Труд») и здесь она осталась. Он не имел достойных последователей. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов.

Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно». Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу). После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Характерная для символистов тема рокового одиночества, как и в полотне «Остров мертвых», звучит в этих полотнах в полную силу. в Базеле, Париже и Мюнхене. У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим.

остров мертвых арнольда 
бёклина ( ) – авторские 
варианты

остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты

Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. Тема мифа о «золотом веке» человечества обретает у Бёклина иное, чем у Х. фон Маре, звучание. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины «Остров мёртвых» (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Собственно и все.

Напишите отзыв о 
статье Остров мёртвых 
 (картина)

Напишите отзыв о статье Остров мёртвых (картина)

Вода вновь становится неспокойна. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. В 1920-е гг. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход.

Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире.

Ответа на этот вопрос не было. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»). В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910).

Отрывок, характеризующий 
Остров мёртвых (картина)

Отрывок, характеризующий Остров мёртвых (картина)

Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. На гармонии светлых радостных тонов строится колорит больших, скорее напоминающих панно полотен «Девушка и юноша, рвущие цветы» (1866, Цюрих, Кунстхауз), «Весенний день» (1883, Берн, Художественный музей), «Воспоминание о весне» (1880, Цюрих, Кунстхауз), «Весенний гимн» (1888, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10. Со временем его творчество обрело мифологическую направленность, но самые знаменитые работы швейцарского живописца причислены к жанру символизма. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг.

Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов близ Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. В 1932году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина вчас вечерней молитвы». Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах.

Гармония в нем всегда может быть легко разрушена и об этом еще раз напоминают рождающие чувство таинственного беспокойства фигуры прикованного Зевсом Прометея («Прометей», 1882, частное собрание) и ведущих лирический диалог Одиссея и нимфы Калипсо («Одиссей и Калипсо», 1882, Базель, Художественный музей), одиноко возвышающиеся на скалах у моря. В этих бесконечных переездах были веские причины: в молодости – желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее – преподавательская работа, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, – безденежье. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).

галерея), «Игра волн» (1883, Новая пинакотека), «Одиссей и Калипсо» (1883, Базель, Художественный музей), «Морская идиллия» (1887, Вена, Музей истории искусств). Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». Это не репродукция. Полотна «Автопортрет со скрипкой смерти», «Автопортрет с бокалом воды» (оба — 1872, Берлин, Национальная галерея), «Автопортрет у дерева» (1875—1876, Гамбург, Кунстхалле) композиционно эффектно срежиссированы, выразительны в цветовых сочетаниях, что заставляет вспомнить автопортреты Рембрандта и Ван Дейка. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.

Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова.

Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь. Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник. На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых».

  • ОСТРОВ МРТВЫХ И ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
  • Арнольд Бёклин: жизнь и творчество художника
  • Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге
  • Культурный феномен своего времени

Отказ двадцатилетней давности не должен сегодня удивлять и уж тем более быть поводом для упреков в близорукости коллег. Общий тон картины затемняется. Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Но сознательная наивность есть наивничанье, которое столь же противно, сколь бессознательная наивность прелестна.

Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама».

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. Посетителей на выставке было довольно много. В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».