Боттичелли Данте

Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Лондонская галерея Курто в сотрудничестве Берлинским гравюрным кабинетом презентует экспозицию рисунков Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино. Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины.

Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления. В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.

Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии».

Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Он различим в экспрессивности мимики и движений. Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории. Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений.

  1. История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли
  2. Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  3. Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
  4. Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1480-1500)
  5. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»

Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. В первых листах еще используются элементы рассказа. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II).

Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света. Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Он сделал несколько рисунков иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию». Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX). Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности.

  • Картина недели: «Ад» Боттичелли
  • Божественная комедия в живописи
  • Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте
  • Божественная комедия: рисунки Боттичелли в Лондоне
  • Сюрреалистический «поход» Боттичелли через Рай и Ад

Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии». Этому способствует новая организация книжного пространства. – Ч XIII, XIV). Я не могу поверить, что этот певец женской красоты и изысканной магической гармонии, мог прельститься изображениями всяческих ужасов, которые претерпевали грешники в аду.

Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба. Новаторский подход художника проявляется в композициях, созданных вне существующих традиций. То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.

Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты. Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX). Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины.

И тем не менее во все времена особо яркие индивидуальности даже в работе на заказ могли проявить свой личный почерк и видение. В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». Спасибо за внимание. С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро.

  1. Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления
  2. Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
  3. Описание картины «Данте Алигьери»
  4. Портрет Данте — Сандро Ботичелли
  5. 750 лет и 15 портретов Данте Алигьери
  6. Иллюстрации к «Божественной комедии»

Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада». Итальянский Ренессанс изначально формировался из трех основных составляющих: традиций античности и средневековья в сочетании с исследованием природы.

Избранные художником средства иллюстрирования – емки. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка. Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. Построение картин отличается целостностью, за которой чувствуется представление о законах перспективы. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален.

Он создал своего рода топографию Ада. Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма. Эта ледяная бездна носит название Коцит.

  1. Портрет Данте — Сандро Боттичелли
  2. 8 произведений искусства, которые воспели Ад
  3. Боттичелли СандроКартины и биография
  4. Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери
  5. Другие картины Сандро Боттичелли
  6. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте
  7. Картина Боттичелли «Ад» – своеобразная «карта местности»

Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI). Шикарная вещь. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями.

Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом).

  • Современное искусство и произведение художника
  • Современные композиторы классической музыки
  • Отель — Санрайз Ле Жардин: Египет, Хургада
  • Деревня Санта Клауса в Финляндии

Включая и нынешнее. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. Среди специально отобранных рисунков можно будет увидеть иллюстративные описания грешников, с которыми средневековый «путешественник» Данте и древнеримский поэт Вергилий встречались глазами в сферах Чистилища и Ада — образы ростовщиков, представителей продажного духовенства, колдунов и прорицателей. Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле.

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация. Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • 5 женских провалов по уходу за собой, от которых мужчины бегут сломя голову
  • Найди отличия: Сравниваем «Короля Льва» 2019 года и «Короля Льва» 1994 года
  • Страшная правда о смене пола и 7 иллюстраций, как человек меняется, когда решается на такое
  • 20 фотографий юной Софи Лорен с конкурса «Мисс Италия 1950»
  • 10 женских штучек, которые бесят всех мужчин
  • 3 ядовитых типов жен, от которых мужчины уходят в первый год брака
  • Как просыпаться утром красивой: 7 хитростей, о которых должна знать каждая девушка

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл. Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника. Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции.

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку. Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции. Так выглядит Ад.

Большинство же – это эскизы. Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней.

  • Вот как женщины вынуждают мужчин уходить из дома и не возвращаться
  • 14 вопросов и претензий к странной моде 2000-х
  • 7 вещей, которые делает моя жена, за что я люблю ее еще сильнее
  • Ника Самофракийская: История одного из самых ценных шедевров Лувра
  • Очередная жертва пластики: Вот как выглядит 97-летняя мать Сильвестра Сталлоне

Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен.

Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу. Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер.

  • Автор проекта «Китай не хочет, чтобы вы это видели» пропал в Китае
  • Вещи, которые выглядят классно только на вешалке в магазине
  • Не уживетесь: 5 знаков Зодиака с самым тяжелым характером
  • 13 свадебных платьев настоящих принцесс, которые вошли в историю
  • 8 старинных фото, которые вы никогда не видели
  • В чем встречать Новый 2019 год каждому знаку Зодиака

Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX). В сотнях иллюстраций, кроме образов снов и галлюцинаций, характерных для стиля Дали, можно видеть сырость и материальность Ада Данте. Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку. Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание.

Сохранились не все страницы. Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками.

История одного шедевра: 
«Карта Ада» Боттичелли

Да, Сандро Боттичелли. По случаю 700-го дня рожденья Данте Алигьери, в 1951 году, Дали было поручено создать набор рисунков к Божественной комедии.

Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк. Позы, жесты, взаимосвязь фигур свидетельствуют об определенных ситуациях, – они остро воспринимались современным зрителем ибо использовали привычные для кватроченто обозначения драматических и психологических мотивов – язык пластики, который был одинаково характерен для танца, драматических представлений и изобразительного искусства. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая».

Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. Бывает ли такое на самом деле.

Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения». Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, .

Ее полное название «Бездна ада». Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания.

А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли. Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии». Если предшествующие миниатюристы вытягивали хронологически и пространственно разноплановые мотивы поэмы в единую цепь символической действительности, то теперь воспроизводятся лишь однородные временные действия. Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души.

Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли. Но предания сохранили образ Симонетты, как девушки исключительно кроткого, скромного и обаятельного поведения. Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность.

Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. Татьяна, не стану вступать в дискуссию по поводу определения формата статьи. Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов. Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании.

Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте. Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии. Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом. Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны. В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше.

В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем». В-третьих иллюстрации кодекса представляли повествовательную прелесть трактуемого содержания. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме).

Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена. Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). И текст находит в рисунках свою параллель. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики.

Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости». Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса.

В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи. Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж. Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти, – говорит Фичино, – тут нас держит множество препятствий, здесь нас соблазняют обольщения лугов».

Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики. В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал. Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим. Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия.

Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве. Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии». Боттичелли подходит к произведению столь близко, как никто из предшествующих или современных ему иллюстраторов. Интересно, что подобное совмещение абстракции и конкретики, фантастики и натурализма характерны и для литературного языка Данте, который легко переходит от сложной аллегории к реалистическому повествованию.

Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия. Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти.

Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий.

Художник сам режиссёр и композитор своих творений. И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки.

И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте.

А вот то, что это оч-ч-чень личный блог с оч-чень личным мнением – это да, подтверждаю. Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии». Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности. Ан нет.

Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI). И уж особенно такими индивидуальностями славны времена Боттичелли.

В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок». В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность.