Д Жилинский Воскресный День

Посетительница у картины Д. Жилинского Воскресный день на выставке Дмитрий Жилинский. В 70-е годы XX века Дмитрий Жилинский создавал преимущественно небольшие композиции и портреты, среди которых крупная работа «Воскресный день» была редким исключением. «воскресный день»— одна из наиболее известных картин народного художника РСФСР, академика Российской академии художеств Дмитрия Жилинского.

Воскресный день (картина Жилинского)

Вообще редко общаешься с человеком, которому не нравится творчество этого художника. Всегда обращал внимание – для кого ты работаешь, зачем. Художники утверждали живое и личное отношение к жизни, стремились выступать не «от имени и по поручению», но от собственного, первого лица. Вот когда вы поймете, тогда захотите сделать сами что-то такое. В обитателях этого сада можно узнать друзей и близких художника. Когда заказана роспись зала – другое дело, а когда нет заказа.

Эти обстоятельства его личной биографии как нельзя лучше характеризуют эпоху и, в частности, роль Союза художников в советские годы и сейчас. Нужно владеть тем, чем руководствовался автор. А Коржев мне говорит: «Я не ради советской власти. Герои Жилинского созерцательно спокойны и монументальны — они лишены суеты повседневного. Звонит: «Дима, я сейчас в Помосковье, в санатории ЦК. Маслом почти не писал. Ансамбль солистов.

Открывающаяся 13 апреля выставка «Ближний круг» показывает знаменитые портреты мастера, стремившегося запечатлеть образы выдающихся личностей своей эпохи, с которыми ему удалось быть знакомым. Ведь сама по себе ювелирно-тщательная отделка изображения всвсе не должна с фатальной обязательностью приводить к исчезновению в нем живого трепета, духовной и чувственной тонкости. Не раз его героями становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем.

«Человек с убитой собакой» оказывается богат смыслами. Даже в триптихе «На новых землях» (1967) об освоении целины Жилинский написал своих друзей и родственников. К 2006 году она оставалась в собственности автора.

Центральный герой этой композиции — Виктор Лисицкий, близкий друг Жилинского, после ухода из спорта посвятивший себя живописи. Бабушка, сводная сестра Валентина Серова, отправила работы внука своей кузине Нине Симонович-Ефимовой.

Блистание в кулуарах никогда его не прельщало. На выставке представлены работы «Зима на юге» (1977, ГТГ) и «Мать» (1977, ГТГ). Дал мне пример. Серова (в желтом платье), Кати Федоровой (с темными волосами), Ани Меркуловой (с рыжими волосами), Наташи Шаховской (в бордовых брюках). Они построили трёхэтажный дом из кирпича (отсюда и название) по собственному проекту в 1939 году. Во внутренней динамике пространства главную роль играет цветовая перспектива. Трудно поверить в то, что Жилинского в Союз художников приняли только со второго раза.

Но так они и не объявили. Нужно было получать его через суд, такая канитель. Образ Нины Жилинской стал ключевым в картине «У моря. Задний план в нарушение принципов световоздушной перспективы ярок и активен. Вспомним картину Жилинского «Молодая семья» из собрания Третьяковской галереи.

Если я слушаю Моцарта, я понимаю, что это прекрасно». Из Русского музея привезли два исключительно важных произведения: картины «Гимнасты СССР» и «Под старой яблоней». А. Н. В верхней части рамы надпись: Посвящаю моей маме.

Когда я преподавал, то возил студентов в Питер, они рисовали там с античных слепков. Даже художники, 90 не понимают, не понимают. Характерной чертой его творчества является портретная достоверность образов. И стал писать небольшие. В третьем классе, лет 10 – 11 мне было. Одна из героинь центральной группы девушек пришла в картину из портрета Дмитрия Жилинского «Стихи».

Миниатюрная тщательность письма и открытые чистые цвета выдвигают их вперед. Д. Ж. : Он говорит: «О. Красные пятна одежды эффектно выделяются на зелёном фоне травы.

Томского в МГХИ им. Они живут в сказочном мире гармонии, зрелого совершенства и вольного душевного полета.

У тебя есть талант и ты должен заниматься искусством. Я плюнул на это. Большинство персонажей внутри треугольника и вне его находятся в спокойном состоянии, но некоторые из них (например, поющий мальчик, в восторге раскинувший руки) нарушают это спокойствие.

Ну, потом и Третьяковка купила. Хотя художник изобразил тут свою мать (которой посвящепа картина) и своих детей, —это отнюдь не семейный портрет. Если ты не будешь художником, будешь всю жизнь мучаться. Выставка Жилинского – это повод вновь взглянуть на наследие мастера, «очертить» его ближний круг, определить основные векторы творчества через биографии и образы людей, близких художнику. Его выгнали из Института как формалиста, как когда-то Кончаловского и многих.

Рядом, через дверь, жил такой изумительный человек, как Фаворский. Они живут в мире искренних чувств. По мнению Шашкиной, так раскрывается идея Жилинского о преемственности поколений37.

Описание картины 
Дмитрия Жилинского 
«Воскресный день»

Описание картины Дмитрия Жилинского «Воскресный день»

По фотографии у меня не получается. В картине «Воскресный день» этот же образ девушки становится более многозначным. За каждым явлением, героем или предметом в его картинах скрывается целая история, полная метафорических уподоблений, символов и аллегорий. Я говорю: «Знаете, Андрей Андреевич, я очень люблю групповые портреты. Ближе всего это произведение к классической фреске с ее свободно-неопределенной ориентацией во времени и пространстве и причудливыми виражами перехода «по касательной» от реальных деталей к широким символическим обобщениям. Дмитрий Жилинский оставил после себя много замечательных полотен: «Семья у моря», «Гимнасты СССР» (отмечена серебряной медалью Академии художеств), триптих «На новых землях», «Под старой яблоней», «Художник и модель», «Два художника», «Мальчик и горы», «Альтист», портрет художницы Е. Л.

Чувство жизни, созревшее в душе художника, да и вся структура его образного мира получили великолепную завершенность в композиции «Под старой яблоней». Я хочу вас написать с женой». Вполне земной, спокойно-рассудительный, он стремится к кристальной ясности в своих работах, да и во всем остальном чурается «святого косноязычия» и вдохновенной взбалмошности, якобы подобающих — все по той же традиции — художникам. Дальние фигуры и освещённая поляна на заднем плане подчёркивают погружённость в тень переднего плана, где, по её выражению, «всё так близко— и так невозможно далеко»40. Образ Нины Жилинской стал ключевым в картине «У моря. В первую очередь это были портреты художников, людей хорошо знакомых и душевно близких автору: И. Ефимова (1954), А. Зеленского с дочерью (1958), В. Фаворского (1962).

Под влиянием искусства иконописи итальянского и фламандского возрождения Д. Д. Но верный служитель советской власти, не зря он был замминистра иностранных дел. Художник пытался изобразить не только музыканта и слушательницу, но также и самую музыку. Группу вдалеке слева составляют фигуры Людмилы Кардашовой, Адриана Ефимова и его жены Екатерины.

Художник в этой картине достиг «слияния личности героини с собственным поэтическим строем размышлений». Импрессионисты писали небольшие картины, голландцы тоже. Мы с другом устроили качели: положили доску на печку-голландку и стали качаться. В ходе работы над нынешней выставкой в Третьяковской галерее нам удалось раскрыть прототипы почти всех героев картин и рисунков Жилинского, собранных в экспозиции.

В картине Рафаэля «Обручение Марии» (1504) представлен религиозно-бытовой сюжет— Иосиф надевает обручальное кольцо на палец Девы Марии, жесты сближают персонажей, но каждый из них погружён в себя. Некое замирание, безжизненная нейтральность появляются лишь в тех случаях, когда художник принимается детально выписывать натуру вне образа (или, точнее, не в образе). Или с натуры рисовать. Вдруг встает молодой человек: «Вы понимаете Моцарта. » – «Конечно, понимаю. » – «Значит, вы гений. » Какая-то в этом есть правда.

Многие критики причисляют его к художникам «сурового стиля», однако сам мастер считал, что он «только жил одновременно с ними». Именно семья сыграла решающую роль в профессиональной судьбе художника. Советская власть его за эту картину приподняла. Я сказал: «С удовольствием. Он далек от жизненной прозы, живет по своим особым законам, ради тех счастливых часов, когда его призовет «к священной жертве Аполлон».

И ведь никто не понимал: а в чем ты виноват. Суровый стиль. В нем, к слову сказать, дала себя знать одна заметная слабость стилевой манеры Жилинского. Техника её исполнения — темпера по оргалиту. Высокий стиль классического искусства мастер перевел на язык современности. У моря».

Сейчас моими коллегами подготовлена книга, где личность художника представлена через воспоминания его современников и крупнейшие фигуры эпохи говорят о Жилинском и его искусстве с большим пиететом. Вообще-то его профессиональный путь не был усеян розами. Советский искусствовед Платон Павлов считал, что художник в картине «Воскресный день» раскрывает внутреннюю жизнь каждого персонажа в отдельности, но в то же время показывает его гармоничные отношения с целым— с другими персонажами, с природой, со всем окружающим пространством43. Впоследствии Жилинский много раз обращался в живописи и графике к образу матери. Ее герои красивая и вполне современная молодая пара изображены с картиной в руках, на которой они же представлены в библейском образе обнаженными, с несколько гипсовой белизной скульптурно выполненных тел, в чуть вытянутых, манеристически обостренных пропорциях.

Героиня в правом нижнем углу была написана с Кати Голицыной. Манин полагает, что Жилинского при создании картины «Воскресный день» в первую очередь интересовала человеческая личность со всеми её свойствами и отношением к окружающему миру. Прошло много времени, я попал в церковь на Петровке, где был запасник закупок. Я так и написал, как чувствовал.

Вновь тут — любая подробность, каждая деталь реальны до предела. Для него не было разницы, что лучше, что хуже. И все-таки стремятся и я тоже, смолоду был грешен, писал большие картины. В настоящее время работает над циклом картин на библейские темы.

Семья» (1964, ГТГ), а само произведение — первым, с которым связывают формирование индивидуальной живописной манеры, определившей все дальнейшее творчество художника. Первая моя небольшая картина – это «Семья. Эта «портретная основа» картины сообщает ее прочтению неожиданный аспект. Она отправила рисунки внука своей двоюродной сестре Нине Симонович-Ефимовой.

Однако же у него есть удивительные странности. Наиболее ярко он представлен в картине «Под старой яблоней» (1969, ГРМ), посвященной трагической истории семьи художника. Жилинский много работал в портретном жанре. Поступил. Д. Ж. : Нет. В окружении вот такой замечательной родни будущий художник и формировался.

Дмитрий Жилинский 
в кругу родных и 
близких

Дмитрий Жилинский в кругу родных и близких

Жилинской, «Распутье» и другие. Когда художники его поколения вырабатывали лаконичный язык «сурового стиля», опираясь на традиции советского искусства 1920-х годов, Жилинский обратился к наследию древнерусской иконописи, а также итальянского и Северного Возрождения. В центральной части Гентского алтаря ван Эйка (1432) «Поклонение Агнцу» представлены тесно стоящие группы людей, но они как будто не видят и не слышат друг друга. И у него картина великолепная фламандская.

Присутствуют нейтральные по цвету пустоты (например, «условно динамичная, но в то же время вроде бы и застывшая фигура девушки, делающей колесо»)443. Но узнал, что отец расстрелян 26 июля 1938 г. под Краснодаром, сразу после ареста. Ибо все эти полузабытые приемы лишь тогда обретают серьезный смысл, если мастер убежден, что среди богов современной живописи есть и «всесильный бог деталей». Своих героев академик часто писал с близких людей. Если картина появится на выставке, мне неудобно будет перед друзьями. В общем, захотел, чтобы я написал его портрет. Д. Ж. : Я убежден, что, прежде всего, нужно знать искусство.

Жилинский Дмитрий 
Дмитриевич (Воскресный 
день)

Жилинский Дмитрий Дмитриевич (Воскресный день)

Мама моя тоже с красным флагом ходила. Они делали удивительные вещи, независимо от света. Договорились, что они будут позировать.

Семья» и «Гимнасты СССР» стали настоящим открытием. Художника интересует пластическое исполнение (целая совокупность элементов, передающих понятие красоты). Техника, в которой выполнено произведение (темперными красками по левкасу) также идет из древнерусской иконописи. Итоги этих исканий оказались несколько неожиданными (может быть и для самого художника). «Жилинский до Жилинского» – так это можно было бы назвать.

«Воскресный день» 
1973 ДСП, левкас

«Воскресный день» 1973 ДСП, левкас

Людям «не от мира сего» он не сродни. Его критикуют газеты и в газетах пишут «фашиствующий Павел Корин рисует попов». Осознайте, что это великое искусство. В совокупности своей они образуют какой-то райский сад, цветущий и благоуханный.

Тревогой наполнено и колористическое построение картины: «на фоне густой зелени вспыхивают яркие блики красного цвета, нервно воспринимается дробный ритм поднятых рук». Она является современным парафразом композиции Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Из их коллекции – «Групповой портрет студентов-скульпторов», благодаря чему на выставке образовалось очень интересное соседство. При живой теплоте в ней есть, вот таким образом почти классицистическая статуарность. При Хрущеве получили справку фальшивую, не помню, какой год там был указан. Одно лишь трудолюбие здесь бессильно.

Когда он стал писать «Последний молебен в Успенском соборе (6)». Договоритесь, я с удовольствием сделаю». Слинова (1978), «Времена года» (1979), «Адам и Ева» (1979), «Молодая семья» (1980), двусторонний портрет Ирен и Петра Людвигов (1981), «Одна» (1983), «Правнук» (1983), портрет Тарасовых (1984), «Играет С. Т. Рихтер» (два варианта, 1984–1985), «1937-й» (1987), «Весна Художественного театра» (1988), портрет художницы Н. И. Они показаны с безукоризненной портретностью. Жилинский, без сомнения, титан советской живописи.

Описание картины 
««Воскресный день» 
1973 ДСП, левкас»

Описание картины ««Воскресный день» 1973 ДСП, левкас»

Очень учитель тогда разозлился: «Ты – сын врага народа. » Я всю ночь проплакал. За ней стоит Ваня Шаховской. Но пойди, сделай хорошую ручку дверную, это сложнее».

Цветы и трава имеют самостоятельное художественное значение. Одна из девушек держит в руке маленького птенца, «и над ним мы замечаем как бы лёгкое порхание красивых девичьих рук». А с картиной «Купающиеся солдаты», первой моей большой картиной после окончания института, был такой случай. Д. Ж. : Отец взял участок под застройку. Дмитрий Жилинский: Мальчиком я рисовал. А потом, когда очень нужны были деньги, замазал его и нарисовал самовар на столе.

Советская власть забыла, для чего она делала революцию. Размер — 111 56см. Во время и после войны в доме поселились семья художницы Елены Коровай (1901—1974) и Дмитрий Жилинский (в 1944 году по приглашению семьи Ефимовых — скульптора И. С. Ефимова и его супруги, художницы Н. Я. Симонович-Ефимовой314 первоначально он жил в Москве у них же, но в городской квартире у Красных Ворот15), а также график и художник Илларион Голицын (женился на внучке Ефимова) и скульптор Дмитрий Шаховской (женился на дочери Фаворского)16. Все переложено, переосмыслено, пересказано. Впрочем и в них есть своя значительность.

точно нарисовал руки, ноги пять, пальцев – все. Не случайно Жилинский не назвал эту картину автопортретом, хотя изобразил здесь себя. Сурикова, где Дмитрий Дмитриевич преподавал рисунок. Одаренность Жилинского, проявившуюся в детстве, заметила его бабушка, сводная сестра Валентина Серова. Он даже говорил: «Дима, написать хороший этюд с натуры трудно.

Умер художник Дмитрий 
Жилинский

Умер художник Дмитрий Жилинский

То есть общение с искусством у меня было через бабушку. Только открытки он мне посылал на праздники. Этот дом расположен на востоке Москвы, недалеко от шоссе Энтузиастов. Девушка держит в руках книгу38.

Первый план приглушён по цвету, хотя есть две зрительные точки опоры в левом и правом нижних углах (имеются в виду изображённые собаки), центральная часть создаёт иллюзию движения в глубину. В. И. И я дома сделал эскиз, нарисовал каждого, ни одного этюда с натуры я красками не делал. Так возникли композиционные картины с портретными изображениями, к которым и относится «Воскресный день».

Дмитрий Жилинский: 
«Я удивляюсь красоте 
людей»

Дмитрий Жилинский: «Я удивляюсь красоте людей»

- Это одна из принципиальных вещей художника, созданная в расцвете мастерства. - Самый живой. Дмитрию Дмитриевичу Жилинскому (1927) такие легенды и ритуалы абсолютно чужды. Он пишет этюды: священников, юродивых.

Он объяснял мне, как построено пространство в иконописи. В «Групповом портрете студентов-скульпторов» (1964, Саратовский государственный художественный музей им. Немыслимо и вообразить, чтобы он стал придавать себе некий подчеркнуто артистический вид. Простые позы героев статичны (даже у столь динамичного по натуре Ефимова), лишены суетливой сиюминутности. Как результат – целая серия живописных работ: «Семья у моря» (1964), «Гимнасты СССР» (1964–1965, отмечена серебряной медалью Академии художеств в 1976 году), триптих «На новых землях» (1967), «Под старой яблоней» (1969), два варианта портрета художника Н. М.

Мы достроили его, отца уже не было и жили до 43-го года. Только, – говорит, – я не могу рисовать без натуры. И ездили на эти стройки, на целину. Д. Ж. : Я очень хорошо к этому отношусь.

Нужно поднять тот дух, во имя которого свершалась революция. Белашова (2) тогда была председатель Союза, она пришла: «Как, это же живопись. » Перевесили. Именно семья сыграла решающую роль в профессиональной судьбе художника. Жилинской (1991), «Распутье» (1995). При этом в ней нет ни одной прямой цитаты. На картине ни один персонаж не смотрит на другого, все они ушли в себя. Он ставил перед собой иные творческие идеи, а в основе его работы были классические направления, в то время как «суровый стиль» базировался на традициях живописи 1920-х годов. Вот таким образом эти влияния все сказались.

Дмитрий Жилинский 
«Воскресный день» 
1973

Дмитрий Жилинский «Воскресный день» 1973

Особое место занимают в творчестве Жилинского его рисунки. Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского имели и еще один план – личный. Она особенно ощутима в том, как погружены в себя эти серьезные, молчаливые люди, которые, абсолютно не замечая друг друга, напряженно и сосредоточенно размышляют, словно бы именно в этот момент перед ними раскрывается нечто чрезвычайно важное, решающее, нечто способное осветить новым, пронзительным светом всю жизнь. - Да, при небольшом количестве экспонатов здесь точечно отобраны шедевры мастера. Манин считал, что понятие реализма при анализе картины и творчества Жилинского в целом было бы недостаточно и больше подходит наименование «конкретное искусство» в понимании достаточности для эстетического освоения самого предмета изображения из творения которого на холсте рождается красота (Манин сравнивает творчество художника с работами Ольги Лагоды-Шишкиной). Издавна привычный, он кажется совсем простым и ясным. По его мнению, смысл картины не в сюжете (девочка подняла птенца и бережно держит его в руках).

Центральная группа девушек включает портреты Мариам Сухановой (в красной майке), Ольги Жилинской (в белом платье она же делает колесо на первом плане), Дарьи Шаховской (стоит спиной к зрителю с поднятыми руками), Кати Серовой, правнучки художника В. А. На второй день: «Дим, нас приглашает Громыко Андрей Андреевич на мальчишник».

Радищева) мастер обратился к теме творческого акта. Из куста бузины выглядывают двое ребят: Ваня Голицын и Вася Жилинский (в красном). Тот же ход, но, пожалуй, с некоторой избыточностью, повторяет художник и в последних своих больших картинах, посвященных концертам Святослава Рихтера в Итальянском дворике Музея изобразительных искусств (1983, 1984).

Хожу, смотрю, с Игорем Поповым, моим другом: «Игорь, – говорю, – смотри, есть же дураки, такие картины пишут». Она приводит в пример полотно Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434), которое формально является свадебным портретом, где супруги позируют художнику, держа друг друга за руки. Особая благодарность Саратовскому музею за участие. В нем автор изобразил два поколения семьи Жилинских. Между тем границы этого картинного мира оказываются вдруг проходимыми.

Очень личные работы одного из самых значимых советских портретных художников

Искусствовед видит в картине «взаимодействие потаённого смысла и почти оптического воплощения видимого мира». Мы говорили тогда то, что было, а не то, что хотел слышать начальник. В группе на первом плане существуют интенсивные участки цветовой поверхности, выделяющиеся в золотисто-зеленоватой цветовой массе, — красный цвет разных оттенков, жёлтый, синий (преимущественно этосвитера, кофточки, брюки персонажей, яркие пятна ягод). Зашел я в тренировочный зал, свет там с разных сторон, а они в белом, ковер красный. Но тут уже техника переходит в исповедание художественной веры. Невольно вспоминается история Золотого руна или иконография Доброго пастыря.

Однако созданная им картина превосходит эту конкретную трактовку сюжета. Коровай (1972), «Стихи» (1973), «Вечер на юге» (1973), «Зима на юге» (1974), «Воскресный день» (1974), «Желтый букет» (1975), «Татьяна Павлова с гитарой» (1975), «Белая лошадь» (1976), «Ожидание» (1977), портрет дипломата В. С. Чтобы понимать великое искусство, нужно быть гением.

У моря» (1964) изображена его семья: жена Нина, дети и он сам. Почему это искусство великое. Слева на раме художник пишет фигуру отца, Дмитрия Константиновича (1900 – 1939), репрессированного, расстрелянного (1939) и посмертно реабилитированного, справа – образ брата, погибшего на фронте (1944). И это правильно. И хотя некоторые искусствоведы относят его творчество к «суровому стилю», сам Жилинский считал себя только современником этого поколения художников.

Коллекция Государственного 
Русского музея

Коллекция Государственного Русского музея

Я тоже подал заявление. Изображая растительность, художник выписывает малейшие детали— цветы, лепестки, стебли (некоторые зрители утверждали, что на картине присутствует изображение тридцати шести видов растений). У старых мастеров художник заимствовал выразительные средства и технические приемы. Я писал его портрет. В майке, бледный, печальный.

Моральные проблемы Адама и Евы предстоит вновь решать их современным двойникам. Среди образов творческой элиты, созданных Жилинским, особое место занимает картина «Гимнасты СССР» (1964–1965, ГРМ) — один из первых образцов, в котором проявлены характерные черты зрелого мастера. Художник мастерски управляет направлениями взгляда зрителя, а в результате— его эмоциями. Советская власть все-таки что-то выделяла искусству, перепадало и художникам, это было благо, конечно. Среди последних по времени работ художника – картины «Вечная память художнику» и «Тайная вечеря», вновь написанные темперой десять двухметровых портретов российских композиторов ХХ века для Дома музыки. Он говорил, помню: «Дима, ты очень способный.

Мы поднимаемся на какой-то этаж, садимся. «Фашиствующий. » Известно, что значило в то время написать так. Жилинский приходит к живописи темперой по левкасу. Подхожу – это моя.

А почему-то советская власть вначале меня не очень. Не то, как это кажется глазу. Всем так говорили.

В картинах 1964—1965 годов, когда начался новый этап его работы, непостижимо объединились противоречивые, контрастные качества: безукоризненная натуральность изображения (оно отныне всегда завершено до предела, отделано до филигранности) и очевидная условность композиций в целом. Так что я схитрил. Любая из них играет свою роль, повинуясь воле невидимого режиссера. Договоритесь, чтобы он позировал». С 1964 года в жизни художника начался новый этап творчества.

Эти приемы он использовал в работе «У моря. Начал там строить сарай, 7 метров на 3. Последнее далеко не всегда понимают (особенно авторы монографических очерков о мастере).

Художник не изображает на картине небо, персонажи поглощены массивом зелени. Слева в плетеном кресле сидит художница Елена Коровай. Но у меня не было удостоверения о рождении, потеряли где-то. Обыкновенные среднерусские деревья, кусты и травы (их тут запечатлено и точнейше, 27 различных пород) обладают поистине первозданной красотой и свежестью.

Андрей Бартенев: 
«Люблю лежать на 
двух диванах, а

Андрей Бартенев: «Люблю лежать на двух диванах, а не сидеть на двух стульях»

Та ответила: «Дима, ты никогда себе не простишь, если не станешь художником. Проучился там два года. В канонической картине «Семья. Приехал.

Но, разумеется, его искусство было и прежде доступно зрителю весьма широко. В ее основе, как часто бывает у Жилинского, лежит реальный эпизод: случайная смерть любимца семьи, пса Чана, под колесами автомобиля. Эта группа замкнута и объединена точно найденной системой встречных жестов и взглядов. Мария Шашкина отмечала, что в картине «Воскресный день» Е. Л. Коровай изображена в плетёном кресле в парке, а перед ней находится группа девушек и детей. Оба эти полюса своего творчества Жилинский решительно сталкивает друг с другом в работе «Адам и Ева» (1979). Платон Павлов обращает внимание на изощрённость композиции полотна.

«Рифмуется» с инструментом альтиста изысканная скрипичная форма столика и звучат витые колонки резного стула. Поразил экзаменаторов своей наивностью, но и умением рисовать. Объединяющей фабулы нет, суть происходящего в самом действии никак не выражена.

Рядом с материю Анастасией Федоровной (1898 – 1987), образ которой запечатлен на переднем плане картины, под яблоней стоят двое детей – ее внуки. Громадный холст до сих пор стоит у него в мастерской. Это были люди идейные, они хотели лучшей жизни. По мнению В. Манина, Дмитрий Жилинский поставил перед собой цель показать «рукотворную красоту, подобную предметному окружению»18.

И не аллегория. В сущности это тоже групповой портрет близких автору людей (как, впрочем и все его лучшие картины). Другое известное произведение Жилинского тоже посвящено творческой элите: «Гимнастов СССР» он пишет локальными цветовыми пятнами, делая акцент на линии и силуэт и избегая теней.

Катлейне ван дер 
Стихелен: «Успешная 
женщина-художница

Катлейне ван дер Стихелен: «Успешная женщина-художница — исключение, сломавшее правила»

Я с удовольствием. Дует в свою свирель подвешенный к лампе бумажный ангел воплощенный дух музыки. Практически с самого начала своей творческой деятельности он использовал технику живописи темперой по левкасу. Один из самых проникновенных в творчестве Жилинского — образ матери, Анастасии Фёдоровны.

Рихтер», «1937-й», «Весна Художественного театра», портрет художницы Н. И. В 1993 году Д. Д. А ближайшая ее аналогия, на мой взгляд, написанный десятилетием позже «Воскресный день» (1974).

На выставке в Москве представят эскиз портрета королевы Дании Маргреты II. В работах «Семья у моря», «Гимнасты СССР» и «Групповой портрет студентов-скульпторов» происходит перелом, когда рождается тот самый Жилинский с его узнаваемым индивидуальным стилем. Я шаловливый был, набедокурил. Работать выставка будет до 2 июля. Я сделал наброски, этюды.

За него хлопотал Горький, мастерскую ему построили. Детально прописанные художником листья, трава и цветы напоминают Манину традицию раннего немецкого Возрождения (например, произведения Альбрехта Альтдорфера, для которого характерно пристрастие к выявлению предметной сущности природы)18.

Никакого общения. Герой этих легенд отмечен печатью избранности. Написал картину – трое ударников за столом. Просто осужден на 10 лет без права переписки. Потом: размеры. Меня принимают в МАИ и СТАНКИН, я приехал в Москву, поселился в общежитии. В публикации о выставке в журнале «Третьяковская галерея» нам удалось «приблизить» читателей к его картинам, благодаря удачному дизайнерскому решению с обилием крупно воспроизведенных фрагментов.

Александр Петрелли: 
«Иногда я испытываю 
ревность к самому

Александр Петрелли: «Иногда я испытываю ревность к самому себе»

Так, недавно законченный портрет сына художника Василия, со спокойной сосредоточенностью размышляющего о смысле бытия, покоряет своей классической ясностью, тихим и ровным мерцанием внутреннего света. Тогда нарушаются «правила игры», ускользает магия условности воссозданного в картине сценического действия и, не приобщенные к миру поэтического иносказания, фрагменты оказываются чужеродными в композиции. Она отправила рисунки внука своей двоюродной сестре, художнице Нине Симонович-Ефимовой. - Он буквально ворвался в искусство в середине 1960-х годов. Потом Горький умирает. И помню, шагами мерил: 4, 5 метра.

И понимать ценность: почему это прекрасно. Жилинский пишет маслом парный портрет скульпторов М. Романовской и П. Жилиса и целую серию больших парадных портретов Датского королевского двора: королеву Маргрету II, принцев, принцесс, гофмаршала (всего 9 портретов), а также портрет правнука императора Николая II Дмитрия Романовича Романова. Я жил рядом с Фаворским (3), учился у него.

По-настоящему понять. Работа создана после поездок в Италию, Голландию, Бельгию, где Жилинский впервые увидел подлинные произведения Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, «малых голландцев». Совершенством исполнения они приближаются, по мнению искусствоведа, «к понятию шедевра»18. Помню такой случай: я был председателям исполкома, устраивал молодежные выставки.

Ему было 38 лет. А один был очень симпатичный, он стоял, немец, высланный во время войны. Семья» (1964, Третьяковская галерея), а само произведение — первым, с которым связывают формирование индивидуальной живописной манеры, определившей все дальнейшее творчество художника. Мир в картинах Жилинского отчетливо явлен зрителю, прописан в мельчайших деталях. Все персонажи второго и третьего плана также портретны.

От Леонардо до Кабакова: 
10 самых ожидаемых 
выставок весны

От Леонардо до Кабакова: 10 самых ожидаемых выставок весны

Они собрались ради чуда Святого Агнца, но не смотрят и на чудо. Между тем картины Жилинского представляют собой весьма своеобразные поэтические структуры. А жил я в доме, который построили Ефимовы, Кардашов и Фаворский в Новогиреево. Я спрашиваю: «А как фамилия. » – «Да, Грюневальд». Крошечные в масштабе целой картины, полузаслоненные темными стволами, они все узнаваемо портретны и характерны не менее, чем первоплановые фигуры.

Цвет тел обобщен, почти лишен внутренних градаций. Приезжай туда, у меня свободное время, порисуешь». Чернышева с семьей (1969), «Художник и модель» (1971), «Два художника» (1971), «Мальчик и горы» (1972), «Альтист» (1972), портрет художницы Е. Л. Его работы «У моря.

Кандидат искусствоведения Виктория Лебедева считает картину отражением главной, по её мнению, темы творчества художника— одиночества человека «среди людей»39. На картине изображена девушка в белом платье, которая босиком стоит на траве. Он глаза вытаращил. Группа справа включает изображения Иллариона Голицына, его жены Натальи, Лавинии Бажбеук-Меликян и, возможно, Нины Жилинской (если судить по абрису фигуры, так как лицо закрыто).

Сам Жилинский был совершенно честен в искусстве, никогда не писал того, что ему не близко. Сам же Рихтер, помещенный точно в центр торжественно симметричной композиции, неожиданно оживлен и подвижен, его мимика остра и как бы мгновенна, а взгляд ищет прямого контакта со зрителем. Нам приятно, что в книге отзывов много теплых и искренних слов об искусстве Жилинского.

Д. Ж. : Я очень полюбил раннее итальянское искусство, Тициана. Печка развалилась. Это с достаточной ясностью доказывают не только классические примеры, но и работы самого Жилинского. И ведь скрывали, что его нет.

Олег Целков: «Почти 
60 лет я сам не 
могу понять, что

Олег Целков: «Почти 60 лет я сам не могу понять, что делаю»

В другом — напряженные, по уже остывающие, блекнущие краски золотой осени зрелость итогов и грусть увядания. А мне так не хочется. Впрочем, он уже тогда написал работы значительные, сохранившие свое обаяние до сих пор. А потом нас выгнали из барака – семья врага народа. И принят в Московский союз художников он был только в 1955 году.

И вместе с тем это олимпийцы-небожители. Что будешь спасать.

А просто мой отец из дворянской семьи. И потому так важны стали для них своя интонация, свой индивидуальный почерк. - В чем-то предтечей этому стала работа моей коллеги Елизаветы Смирновой, подготовившей для конференции, приуроченной к выставке «Картина и рама», доклад о триптихе Жилинского «На новых землях».

Мою «Семью. А нам, говорят, закупать нужно – и куда их девать. А его чуть не посадили, вы знаете.

Каждый из них помогал увидеть дорогу идя по которой ты можешь сам открывать для себя что-то в искусстве прошлого – и не просто открывать, а развивать это сегодня. Картина «Стихи» была создана в 1973 году, в процессе работы над «Воскресным днём». Всё это, несомненно, даёт нам тот новый взгляд на художника, когда его известные композиции (да и сама эпоха) раскрываются по-иному – в очень личном ключе. Она видит в картине не веселье, а сосредоточенность, сложные раздумья. И всё.

Коровай, «Стихи», «Вечер на юге», «Зима на юге», «Воскресный день», «Желтый букет», «Татьяна Павлова с гитарой», «Белая лошадь», «Ожидание», «Времена года», «Адам и Ева», «Молодая семья», «Одна», «Правнук», «Играет С. Т. Сейчас идут экзамены в Институт прикладного декоративного искусства иди, сдавай». Суета фигур на дальнем плане подчёркивает статику первого плана40. Покой центральной группы и групп на самом дальнем плане противопоставлен детям (девочке, делающей «колесо» и кричащему в кустах мальчику)36.

Когда ко мне пришли из Министерства культуры: «Дим, напиши Брежнева». Очень мудрый человек, замечательный художник. Настроение картины подчёркивают декоративность (Жилинский прорабатывает, подобно средневековому ремесленнику, «каждый квадратный сантиметр своего произведения, с наслаждением выписывает детали, не теряя при этом условности зрительного образа», он «стремится к завершённости и красоте картины как вещи, сделанной искусными человеческими руками») и тонкость колорита, его единство. Художник также посвятил много времени изображению цветов и травы, листьев и деревьев.

Любовь к ней привили Д. Д. Жилинскому его учителя – В. А. Фаворский и Н. М. Чернышев. До сих пор я не реабилитирован. У моря» вначале повесили в графический отдел – раз не маслом написано, значит в графику. Жилинский родился на берегу Черного моря.

Юко Хасегава: «Импульс 
русского авангарда 
близок работам Московской

Юко Хасегава: «Импульс русского авангарда близок работам Московской биеннале»

Одним из значимых экспонатов выставки Валентина Серова, прошедшей с феноменальным зрительским успехом в 2015-2016 годах в Третьяковской галерее, стал портрет императора Александра III (1899) изображенного около дворца Фреденсборг в мундире датской Королевской лейб-гвардии. Дмитрий Жилинский чувствовал себя как «дома» в любом пространстве и времени художественной истории. Особенно это очевидно в центральной части триптиха — «Праздник». Мать художника появлялась на нескольких его картинах, в том числе на уже хрестоматийной «Под старой яблоней» (1969). Их взгляды и движения не пересекаются и не сопрягаются.

Это мое представление: передать суть, а не видимость. Д. Ж. : У Коржева (5) есть картина «Поднимающий знамя». Работа создана после поездок в Италию, Голландию, Бельгию, где Жилинский впервые увидел подлинные произведения Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, «малых голландцев». Я любил и иконопись и старых мастеров: итальянцев и фламандцев. И не жанр. В фигуре девушки в белом платье российский искусствовед видит «эхо античных Венер» и «Весны» Джорджоне. Я говорю: вы рисуйте не потому, что объект не двигается и его удобно рисовать.

Что здесь великого. Ну, я беру альбом.