Данте Алигьери Картины

Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

14 картин к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Здесь был представлен «Парнас мысли» в лице величайших ее носителей, действовавших в различных сферах и на разных этапах исторического развития. Ад – это темная пропасть, куда в отчаянии сходят навсегда погибшие. Поэт помещает известных ему деятелей Средневековья в обстановку описываемого мира, в тексте чётко просматриваются параллели с определёнными областями Италии.

1472). Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году). Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Эта ледяная бездна носит название Коцит.

«Ад» Боттичелли 
– картина-иллюстрация 
к «Божественной

«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»

Его родители были почтенные горожане скромного достатка. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Наконец, Данте – славный гражданин Флоренции, что символизировано изображением его города.

Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием.

Описание картины 
«Данте Алигьери»

Описание картины «Данте Алигьери»

Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Вершина творчества Данте является поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. Что бы создать настолько красивые, одухотворённые, абсолютно фантастичные произведения, которые наглядно показывают — что происходит там — за «дверью», нужно быть гением от природы, гением от Бога, которому с самого рождения было предписано стать великим художником и пронести свою миссию через всю жизнь, что бы отдать благодарному человечеству всего себя без остатка. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Сохранились не все страницы. Фреска написана Доменико ди Микелино в 1465 году.

Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Рай показан линиями небесных сфер и знаками планет. Фигуры значительно подняты над уровнем пола, приобретая характер монументов на высоких пьедесталах. Трактовка Кастаньо образа Данте или других флорентийских поэтов преломила в себе то нравственное значение, которое придавали тогда гуманистическим занятиям, выражая отношение к ним, например, в таких словах: «Отсюда обыкновенно снискивается людьми честь и слава, которые мудрец ставит перед собою как первую награду после добродетели».

Дантов ад на картине 
Боттичелли и современные 
преломления

Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления

Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета (как и некоторых других) кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к «Раю» и «Аду» упомянутой поэмы, художник сам или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» так был назван один из сыновей Каччагвиды, а позднее и его сын, а затем и внук – всем известный Данте Алигьери. Изобразительным искусством начал заниматься ещё в детстве.

Фреска замышлялась как живописный вариант памятника Данте. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). Фантастические элементы можно усмотреть, прежде всего, в «Божественной комедии», в которой Данте разрабатывает и детализирует христианский миф о загробном мире.

Кристаллизация этого типа в своих самых значительных памятниках такова: резкий до дисгармонии профиль в интарсии Франчьоне и Джулиано да Майано (Флоренция, Палаццо Веккио, 1478 г. ), бронзовый бюст с печатью скорбной сосредоточенности (Неаполь, Музей Каподимонте, конец XV в. ), сильная патетическая фигура у Синьорелли (Орвьето, Собор, капелла Сан Брицио, между 1499–1503 г. ) образ, созданный Рафаэлем, – просветленное лицо поэта в «Парнасе» и суровый облик мыслителя в «Диспута» (Ватикан, Станца делла Сеньятура, 1509–1511 гг. ). Первые рисунки к этому произведению, которое поразило его до глубины души, он начал делать ещё в десятилетнем возрасте (и продолжил делать позднее, став взрослым и сформировавшимся художником). Идея эта будет унаследована Рафаэлем. Он также – мыслитель, поднявшийся до вершины знания, которая и в XV в. связывалась с теологией: от книги в руке Данте исходят лучи. Сходство тем более явственно, что пластическое напряжение уподобляет их объемы камню. Родился в 1832 году в Страсбурге — умер в Париже в 1883 году.

Наиболее ранние и достоверные портреты, к которым в какой-то мере восходят последующие: 1) юный поэт – изображение в Барджелло, приписываемое кругу Джотто 2) суровый образ, созданный Таддео Гадди в Санта Кроче 3) скорбный, молящийся Данте из «Страшного суда» Нардо ди Чьоне в Санта Мария Новелла. Большинство же – это эскизы.

И хотя, понятное дело, современные итальянские школьники изучающие путешествие Данте по кругам Ада и ступеням Чистилища в компании верного экскурсовода Вергилия, не могут читать «Божественную комедию» без поясняющих сносок, литературный авторитет Данте в Италии обсуждению не подлежит. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Биография Данте Великий итальянский поэт, Данте Алигьери (1265 – 1321), был создателем итальянского литературного языка. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк.

9 кругов ада по 
Данте (в картинках)

9 кругов ада по Данте (в картинках)

За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор.

Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Широкое поле ее (3, 25X2, 92 м) занимает строгая, несколько архаическая композиция. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Так выглядит Ад. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. На этой картине изображен итальянский поэт Данте Алигьери, автор Божественной комедии.

Роспись построена с четкой тек- тоничностью. В период кватроченто, когда концепция портрета Данте исходит из свойственной гуманизму высокой оценки цивилизующей роли разума, знания, нравственных усилий человека, образ поэта вводится в ренессансный «Пантеон» мыслителей. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно.

Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Портретный тип Данте опирается здесь на иконографическую традицию. В их понимании это – некий рай знания или храм мудрости, который описан Фичино. Все окружающие были просто шокированы таким мастерством молодого дарования. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия. Боттичелли изобразил Ад в виде воронки.

Данте изображен с экземпляром «Божественной комедии» в руках, у входа в Ад, на фоне семи террас горы Чистилище, рядом с городом Флоренцией и небесными сферами наверху. «Божественная комедия» – поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологии мира. «Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Своеобразный «психологизм» образа кажется родственным неоплатоническому. Он создал своего рода топографию Ада. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения» она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Божественная комедия Данте Алигьери От Средневековой картины

Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Такого рода «психологизация» портретной характеристики Данте будет проводиться в искусстве второй половины XV–начала XVI в. Мастера этого времени отберут и будут акцентировать те черты иконографии, которые способны передать образ Данте–философа и поэта: энергичный и скорбный «орлиный» профиль. Своё видение ада, рая и чистилища Данте строил из кусков реальной жизни.

Тогда же вышел его первый альбом литографий «Подвиги Геркулеса», где было написано, что Гюстав Доре, который сделал литографии, выполнил их без учителя и классических штудий. Чистилище – гора, по чьим сияющим ступеням с усилием восходят к спасению души. Платоническое понятие «поэт» многогранно: оно содержит мысли о вдохновенном творчестве, торжествующем над хаосом материального, о проникновении в структуру вселенной, о беспокойстве души, рвущейся из плена земной видимости к духовному созерцанию. Перед нами незаурядная, независимая личность. Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. В его Лимбе («Ад» IV) возникает прекрасный символический пейзаж – луг, холм и замок с семью стенами, семью входами по числу добродетелей или ступеней постижения истины. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия – предателей Иисуса и Цезаря соответственно). Поль Гюстав Доре — французский художник, художник иллюстратор, график, гравёр. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею.

Портрет входил в цикл фресок, где тема человеческой деятельности в ее различных аспектах (портреты флорентийских писателей, государственных и военных деятелей, выдающихся женщин древности) переплеталась с религиозными мотивами. Представлен поэт с томом «Комедии» в руках на фоне Флоренции, Ада, Чистилища и небес. В Студиоло Урбинского дворца портрет Данте можно было видеть в галерее древних, средневековых мудрецов, поэтов и гуманистов XIV–XV вв. – всего 28 полуфигурных изображений работы Юстуса ван Гент и других художников (1474–1475 гг. ). Около 1450 г. Андреа дель Кастаньо написал в зале виллы в Леньяйя, близ Флоренции, образ, который определенно должен был связываться с гуманистической оценкой личности поэта.

Фрагмент картины 
«Данте Алигьери 
с «Божественной

Фрагмент картины «Данте Алигьери с «Божественной комедией»» Художник

Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Изображение благородного собрания героев духа восходит, собственно, к Данте.

Здесь в атмосфере спокойного величия предстает семья античных мыслителей. В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». Однако поэт обрамляет реальных людей, реальные места мистическим антуражем загробного мира и необычными существами, смешивая христианскую и античную мифологию, как то демоны (Минос, Флегий), пёс Цербер, адские фурии, кентавр Несс, Люцифер, ангелы. Идея о людях знания и творчества как об особо почетной части человечества, собранной как бы в едином «пространстве мысли», проводится в схематической форме в портретах Урбинского Студиоло, портретной серии Синьорелли из собора в Орвьето.

В сегодняшнем обзоре — главные дантовские места Италии. Культ людей мысли заключал в себе созвучие мотивам, характерным для «Триумфа славы» Петрарки, «Любовного видения» Боккаччо, в особенности же для неоплатонических идеалов. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства). Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников и рая — обители блаженных.

«Ад» Боттичелли 
– картина-иллюстрация 
к Данте

«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. В идейной целостности росписей (которую трудно определить с точностью и из-за частичной утраты изображений) портреты знаменитых людей – uomini famosi – приобретают специфический акцент ренессансного осознания человеческого достоинства.