Данте Боттичелли
Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления. Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Лондонская галерея Курто в сотрудничестве Берлинским гравюрным кабинетом презентует экспозицию рисунков Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Перед нами довольно разные оценки. Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX). Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую.
Ан нет. А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Графический язык обладает здесь в особенности редкой возможностью зримо воплотить то, что проявляется в словесной форме. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок». В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
- История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли
- Портрет Данте, Боттичелли, 1495
- Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
- Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1480-1500)
- «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
Да, Сандро Боттичелли. Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Что же определяет искусство Боттичелли. Джорджо Вазари, который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором художник стал увлекаться подобными темами, следующее. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.
Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку. В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Центром экспозиции станут тридцать графических рисунков, визуализирующих пребывание героя в чертогах загробного мира — от ада до рая — по десять на каждое воображаемое пространство текста.
В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ).
- Божественная комедия в живописи
- Картина недели: «Ад» Боттичелли
- Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте
- Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления
- Божественная комедия: рисунки Боттичелли в Лондоне
- Сюрреалистический «поход» Боттичелли через Рай и Ад
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Портрет Данте — Сандро Боттичелли
- 750 лет и 15 портретов Данте Алигьери
Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора. Несомненно, что возможности ренессансного подхода к иллюстрированию с наибольшей полнотой осуществились в рисунках Боттичелли. Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание. Похоже на идеализированную сказку, но имя Симонетты Прекрасной осталось в истории, хотя прожила она всего 23 года Так или иначе, считается, что Сандро Ботичелли тайно любил её всю свою жизнь изображал молодую женщину по памяти на своих картинах уже после её смерти, никогда не женился и не имел детей и наконец, завещал похоронить себя рядом с Симонеттой Вот такая трогательная и романтическая история, которая только усиливает нежные и утонченные мотивы в творчестве живописца.
В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции.
Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом. Он создал своего рода топографию Ада. Ее полное название «Бездна ада». Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба.
Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия.
- Портрет Данте — Сандро Ботичелли
- Описание картины «Данте Алигьери»
- Иллюстрации к «Божественной комедии»
- 8 произведений искусства, которые воспели Ад
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки. Литературно-философские значения переведены художником с исключительной тонкостью на язык линии, где изобразительные, экспрессивные компоненты составляют замечательный синтез со смысловыми и словесное содержание претворено в зрительное. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро. Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу.
Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем».
Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX). Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал.
- Боттичелли СандроКартины и биография
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери
- Другие картины Сандро Боттичелли
- «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте
- Картина Боттичелли «Ад» – своеобразная «карта местности»
- Современное искусство и произведение художника
Сохранились не все страницы. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры. Татьяна, не стану вступать в дискуссию по поводу определения формата статьи. Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания.
И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI). Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. И уж особенно такими индивидуальностями славны времена Боттичелли.
- Современные композиторы классической музыки
- Отель — Санрайз Ле Жардин: Египет, Хургада
- Деревня Санта Клауса в Финляндии
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX). «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти, – говорит Фичино, – тут нас держит множество препятствий, здесь нас соблазняют обольщения лугов». Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней. Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству.
Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны.
Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса. Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности. Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики. Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая».
Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии». Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.
- 5 женских провалов по уходу за собой, от которых мужчины бегут сломя голову
- Найди отличия: Сравниваем «Короля Льва» 2019 года и «Короля Льва» 1994 года
- Страшная правда о смене пола и 7 иллюстраций, как человек меняется, когда решается на такое
- 20 фотографий юной Софи Лорен с конкурса «Мисс Италия 1950»
- 10 женских штучек, которые бесят всех мужчин
- 3 ядовитых типов жен, от которых мужчины уходят в первый год брака
Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории. А сопоставление Мательды с юной Прозерпиной могло быть продолжено образной параллелью – Прозерпина и Венера. – Ч XIII, XIV). Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI).
Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве. Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света.
В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше. Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов. Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения». Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом).
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим. Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле.
Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
- Как просыпаться утром красивой: 7 хитростей, о которых должна знать каждая девушка
- Вот как женщины вынуждают мужчин уходить из дома и не возвращаться
- Все это время лифчики использовались человечеством неправильно
- 14 примеров, как нужно правильно намекать
Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. Так выглядит Ад. Рисунки, лишенные внешнего действия, не абстрагированы от сюжета песен, который может угадываться в них как скрытая подоснова. Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты. Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл.
Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм.
- Забавные комиксы на тему Ожидание – Реальность, которые поднимут ваше настроение
- Депутат из Астаны вышла на подиум без нижнего белья
- 4 знаменитости, которые сменили пол и ни капли не сожалеют об этом
- 20 сильных иллюстраций, которые заставят вас задуматься
- Как отечественные звезды фотошопят свои фигуры
- 15 абсурдных татуировок, которые точно испортили людям жизни навсегда
- 8 фото из жизни одной проститутки с 14 до 46 лет
Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии». Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями.
Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада». Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. Эти работы не только редко выставляются, но и нечасто покидают стены немецкого музея, что делает их предстоящее появление в Лондоне незабываемым событием. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме).
Архитектура, пейзаж – пространственная среда – намечены с некоторой зрительной убедительностью. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности.
Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году. – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж. В первых листах еще используются элементы рассказа. Большинство же – это эскизы. Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов. Среди специально отобранных рисунков можно будет увидеть иллюстративные описания грешников, с которыми средневековый «путешественник» Данте и древнеримский поэт Вергилий встречались глазами в сферах Чистилища и Ада — образы ростовщиков, представителей продажного духовенства, колдунов и прорицателей. Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости».
Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии. Этому способствует новая организация книжного пространства. Может быть, как отголосок идей доминиканца ритм шест-г вия душ в иллюстрациях пронизывает иногда мучительная жажда духовного преображения. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Спасибо за внимание. Но это и вообще своего рода хрестоматия об эпохе Возрождения, о Флоренции – родине целой плеяды блестящих мастеров, о выдающихся представителях династии Медичи. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. Бывает ли такое на самом деле.
И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии».
Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». Это род иллюстрирования, которое отвергал просвещенный ренессансный читатель, как, например, владелец Урбинского кодекса. Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру.
Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация.
Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. Шикарная вещь. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики. Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. Избранные художником средства иллюстрирования – емки.
Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины.
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален. Он различим в экспрессивности мимики и движений.
Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти.
Однако, близко соприкасаясь с текстом, мастер начиная с первых песен, смягчает их суровое звучание. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). Если предшествующие миниатюристы вытягивали хронологически и пространственно разноплановые мотивы поэмы в единую цепь символической действительности, то теперь воспроизводятся лишь однородные временные действия.
Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности.
А вот то, что это оч-ч-чень личный блог с оч-чень личным мнением – это да, подтверждаю. Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений.
Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II).
Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии». Он сделал несколько рисунков иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию».
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк. Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). И текст находит в рисунках свою параллель. Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души.
Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность.
Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Включая и нынешнее. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку.
Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками. Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии». Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение.