Дега Эдгар Звезда

Картина Эдгара Дега Звезда: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Кроме того, Дега мало привлекают пейзажи. В 1879 году на IV выставке Анонимного общества Дега выставил 25 работ. Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него.

Первой показанной там картиной стал Эпизод средневековой войны. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж.

Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Эдгар Дега родился в богатой банкирской семье имевшей тесные связи с Америкой и Италией. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.

Вместе с Писсарро, Кайботтом, М. Кассет он планировал издание журнала День и ночь. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.

Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок.

  1. Картина "Звезда", Эдгар Дега – обзоры картин
  2. 10 самых известных картин Эдгара Дега
  3. Картины — Дега, Эдгар-Жермен-Илер
  4. 10 малоизвестных фактов о «хулиганской» картине «Абсент» Эдгара Дега
  5. Кого любил Эдгар Дега, не знает никто
  6. Страсть к передаче движения – главная особенность творчества Эдгара Дега
  7. Особенности творчества Эдгара Дега

Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. («Автопортрет» (1857, офорт) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон) и др. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Даже самые близкие друзья не знали, есть ли у Дега любовница. Его творчество питали отголоски былой славы и ушедшие со сцены образы.

К концу жизни Дега теряет зрение – сначала он слепнет на один глаз, затем на оба. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.

В 1865 году Дега впервые выставился в Салоне. Дега получил хорошее образование, в 1853 года поступает на юрфак Парижского университета. Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Он умер 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Источники и рекомендуемая литература
  • ФИО писателя, поэта, музыканта, деятеля культуры

В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Художник выполнил ее в технике пастели, которая изумительно передает вибрацию цветов. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.

Картина "Звезда", 
Эдгар Дега – обзоры 
картин

«Это фойе балетной школы, где на фоне освещенного окна фантастическими силуэтами вырисовываются ноги танцовщиц, сходящих по маленькой лесенке и ярко-красные пятна ткани среди всех этих белых раздувающихся облаков и забавная фигура учителя танцев. Когда Дега обратился к балетной теме, Бигготини была ещё жива. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.

Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Его манит жизнь Парижа. Остальные выполнены пастелью.

Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долгов из денег, доставшихся ему в наследство от отца, но этого оказалось недостаточно. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.

На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Хюттингер).

В этом же году Дега поступил на факультет права Парижского университета, который через год оставил. В последние годы он обращается к скульптуре, продолжая в ней темы балета и лошадей: «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза), «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж). С братом Рене Дега съездил в своим родственникам в Нью-Орлеан. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).

Художник, особенно начиная с восьмидесятых годов, часто пишет обнаженную натуру: «Женщина, выходящая из ванной» (1883), «Купанье» (1886), «Ванна» (1886), «Женщина в ванной» (1895-1900). Но главное место его наблюдений — Париж. И в ХХI веке дверь остаётся закрытой.

С 1874 года Дега начинает выставлять картины на выставках импрессионистов. Впрочем, эти картины далеки от следования классическим образцам – фигуры угловаты их движения резки. «Он пишет на удивление легко, – рассказывал Эдмон Гонкур, посетивший мастерскую Дега. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. – На полотне всё белое и розовое, женское тело в батисте и газе. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».

Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. В это же время он познакомился с Э. Мане. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».

После гибели Дюрока балерина ушла со сцены, вела замкнутый образ жизни. Дега Эдгар (1834-1917) – французский художник, график и скульптор. После окончания войны для Дега наступили трудные времена.

Человек был и остаётся ведущей темой творчества живописца. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. В 1876 году художник написал свои известные картины В кафе.

Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Друзья отзывались о Дега как о человеке прямом, частенько позволяющем себе вспышки гнева. Художник показывал нам картины, время от времени подкрепляя свои объяснения движениями имитируя то, что на языке балета называется арабеск, — и в самом деле очень забавно видеть его, показывающим балетные движения, соединяющего с эстетикой учителя танцев эстетику художника», — писал Э. Гонкур. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду.

Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже в семье банкира. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Адажио, Танцовщица на сцене.

Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.

Дега раскрывает оборотную сторону балета. Скорее всего, время диктовало манеру и стиль этой блестящей когорты художников. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах.

Балетные сценки Дега стали невероятно популярны среди современников.

Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (ок. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. а каторжный труд и опустошение этих хрупких созданий природы.

Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Манера художника отличалась удивительной свободой. В это время Дега создаёт ряд больших работ – таких, как «Хлопковая контора», появившаяся после поездки к родственникам в Новый Орлеан и «Площадь Согласия», по сути, сделавшая революцию в жанре портрета. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.

Это было причиной его ссоры с отцом, которая, правда, длилась недолго. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Не признавая камень и металл, мастер делал скульптуры из мягких материалов, часто из воска и глины, в конце жизни практически на ощупь. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Его произведения ничего не воспевают.

Все помыслы художника были сосредоточены на искусстве. Э. Дега «Мытьё» (1886). При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.

Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Но театр не всегда феерия и волшебство, порой это рутина репетиций, усталость: «Репетиция балета на сцене» (около 1876-77, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Э. Дега. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Его мать была креолкой из Нью-Орлеана.

Перед ним кофейный напиток от похмелья – мазагран в стеклянном стакане. Не прилизанный и напомаженный блеск сцены, . 1886, Париж, Музей Орсэ).

Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». 1883) «Причесывающаяся» (ок. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега увлёкся этой техникой в зрелом возрасте использовал её в сочетании с монотипией, литографией и гуашью.

Он и сам причислял себя к подобным чудакам. Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Яркий представитель импрессионизма. На первой выставке Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов, которых с легкой руки критика журнала Шаривари окрестили импрессионистами, Дега выставил десять своих работ. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.

С 1861 года Дега начал коллекционировать японские ксилографии. Другие с учёным видом предполагают, что он обращался к проституткам, но делал это тайно. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», он так и не выставил.

Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Две фразы поста наиболее точно определяют внутреннее содержание "балетных" работ Дега:. Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса. Дега писал своему другу: «Один хлопок.

Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. 1887-1890).

В 90-е годы у Дега начало падать зрение и он практически перестал писать маслом. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.

Она выступала на бивуаке перед солдатами под звуки «Марсельезы» изображая балетные па на полковом барабане и заслуженно считалась одним из символов эпохи. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Именно пример Энгра вдохновил молодого Дега совершить несколько поездок в Италию, где он изучал и копировал старых мастеров (например, сделал копию правой части фрески Рафаэля Пожар в Борго).

Его произведения ничего не воспевают. Однако стремление импрессионистов работать на открытом воздухе Дега не принял.

Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. Они ярки, грациозны и красивы без сентиментальности. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега».

Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Он все чаще работал в технике пастели.

Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон) «Автопортрет» (1857, офорт) «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Безусловно, лучшее произведение раннего Дега — великолепный «Портрет Семьи Беллелли» (около 1860). Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара.

Она возвышается словно массивная темная пирамида. Картины Дега – «уловленные мгновения» и именно это роднит его с импрессионистами. Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.

Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.

Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).

Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. И эта тайна не давала и не даёт покоя любителям не искусства, а сплетен.

Это влияние хорошо просматривается в ранних работах Дега— ясных, классических по духу, с четко выписанными формами. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В самом деле изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). – сказал Дега об Энгре.

Он жил один. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета.

Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Он также был известен как способный мимический актёр.

В этом их сила и слабость. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто.

Мне нравится эта суровость». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Однако он не все принимает в их методе. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности.

В 1873году художник вернулся в Париж. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.

Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.

Он жил один. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».

Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Его стиль был иным – прекрасный рисунок, точность изображения. Но Дега — почитатель Энгра — следует также традиции, что сказалось в каллиграфической отточенности рисунка, в четкости форм, внимательной проработке деталей, в интересе к неповторимости индивидуального характера.

У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Абсент, Танцкласс. 1883) «Перед сном» (ок. Курбе и Делакруа также оказали определённое влияние на творчество Дега, но признаваемым им авторитетом до конца жизни оставался Энгр. Эдгар Дега изучал произведения великих мастеров живописи в Лувре, несколько раз посещал Италию и знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения. Открыв на рубеже 60-х годов XIX в. собственную мастерскую, Эдгар Дега занялся портретной живописью, а также историческими полотнами.

Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. И не без экстравагантных странностей, конечно.

Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.

Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». В эти годы попадает под влияние Энгра, восхищаясь его творчеством. В 1855 – 1860-м годах путешествует по Италии (был там 5 раз), занимается копиями знаменитых итальянских мастеров, пишет портреты и автопортреты. На пленере он делает лишь наброски, но заканчивает работу в мастерской.

Он стремился только к тому, что было трудно достижимым. К Дега тянется молодёжь – Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра становятся завсегдатаями его кружка.

То есть, далеко не всё. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».

Ренуаром, . Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи.

Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Писсарро.

Однако слава её во Франции не угасала. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.

Но отец мечтал о карьере юриста для сына.

Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.

Помимо влияния Энгра в творчестве Дега этого периода проявляется связь с традициями французского Ренессанса, как в его исторических полотнах: «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж), «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон). Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). В этом он полностью солидарен со своими друзьями Мане, .

К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Высот, которых достиг здесь Дега, не удалось достичь никому ни до, ни после. Вот художник, который мог бы посвятить всю жизнь тому только, чтобы нарисовать одну женскую руку.

С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник.

Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Причём, передана не только волшебная феерия и праздничность этой жизни – «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва), но и рутинные будни: тяжкий труд балерин в танцевальных классах их ещё неотточенные угловатые движения, усталость хрупких танцовщиц («Репетиция балета на сцене» (около 1876-77, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Основа картин Дега – чёткий, точный рисунок, отчётливая прорисовка поз и жестов. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Уважаемому академику было тогда около восьмидесяти лет.

Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Но в отличии от импрессионистов, Дега отказывается от работы под открытым небом. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику.

Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Дега (Degas) Эдгар (19 июля 1834 – 27 сентября 1917) – французский художник, график и скульптор. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.

Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884 обе Музей Орсе, Париж). Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.

Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Родился в состоятельной семье банкира де Га.

Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Он глубоко почитал, например, Энгра и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр.

Небольшой отдушиной были восковые фигуры. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).

Так появились, например, его знаменитые «Голубые танцовщицы». К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Автопортрет (1854-1855). К тому же не принимал размытость линий импрессионистов.

Основой процветания города была торговля хлопком. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.

Многие её участники впоследствии стали известны как художникиимпрессионисты. Картины темные по колориту, суховаты по форме.

Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Умер его отец, оставив большие долги. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.

В 1873 году в кафе Новые Афины зародилась идея создания независимого Салона реализма. Его портрет был также написан Мане в 1875 году.

Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же). Первые из знаменитых изображений танцовщиц и театральных сцен Дега появились в 1867 году. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.

Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). – Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству».

Возвратившись в Париж, Дега увлекся кафешантанами и балетом. Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие. Все здесь полно осмысленного движения. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Более всего – великая Эмилия Бигготини, звезда балета времён Наполеона Бонапарта. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.