Достоевский Картины

Картина Мертвый Христос в гробу кисти Ганса Гольбейна Младшего произвела неизгладимое впечатление на Федора Михайловича Достоевского. В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры.

Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Вклейка между стр. 1992.

В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. 3. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. Достоевского. Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П.

761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли. С. 367 (благодарим Е. М. Перов.

Описание картины 
«Портрет писателя 
Федора Михайловича

Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Т. 10. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. В. Г. На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». 22 См. : Литературная газета. 19). собр.

Фигура Валиханова выглядит несколько напряженной, глаза испытующе смотрят в объектив, как будто он загадывает о будущем перед серьезным испытанием. Достоевской (см. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот.

Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Как и на фотографии работы И. А. Левицкого или К. И.

Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. Но скорее – стоит. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников.

Достоевский и картина 
Яна Мостарта «Се 
человек»

Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»

С. 91. М., 1983. Для этого она приказала сделать выгородку в прихожей (по входу слева) для склада книг. С. 144. Общие черты лица округлые. С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М.

9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. Художнику близка сама напряженная, контрастная атмосфера повествования Достоевского. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. Ройтер, Н. И.

Анализ и история 
создания картины 
Перова Портрет Достоевского

Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского

С. 250, 257). Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия). Достоевского (перо, карандаш). Малейший беспорядок раздражал отца". Т. 1.

Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Полн. педагог П. М. " – пишет Анна Григорьевна в своих воспоминаниях.

Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. Степанова и К. А.

Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Гроссмана. Т. 1. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель.

  • ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
  • «Мертвый Христос» и Достоевский
  • Прижизненная иконография Достоевского
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Портрет Достоевского, Краткое описание
  • Подпишитесь на новостную рассылку музея
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Я уже тогда понимал, что такое реальность мечты и иллюзия реального мира. – М. : Искусство, 1979. Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь.

ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ 
ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА 
ДОСТОЕВСКОГО

Т. 1. Одним из центров в экспозиции вестибюля первого этажа галереи являются три первые иллюстрации И. С. Глазунова к произведениям писателя: образы князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина к роману «Идиот». При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О.

Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. Образ Ф. М.

Это жена Анна Григорьевна решила открыть своё дело для поправления финансового положения семьи. Фаворский. Но когда же. Гравюра на дереве. И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок").

С одной стороны он мог оценить архитектурные шедевры Петербурга (два младших брата Андрей и Николай стали архитекторами), а с другой стороны воспринимал город, оппонируя Петру Первому, как искусственный, фантастический и больной. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. Достоевского в Петербурге. Валиханов.

Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Третья фотография как будто продолжает начатое движение. Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками. Значит ли это, что в составе архива А. Г. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. выше). Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И.

Снимок сделан в том же самом фотосалоне. Вклейка между стр. 1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914.

Достоевский в воспоминаниях современников. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. И помета «Москва. Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. СПб., 1906.

15 мая. Реставратор, вернувший ее в хорошее состояние, писал тогда: «Прописи, конечно исказили первоначальные тона картины и общую гамму колорита». Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий.

написал свящ. На гравюре В. А. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М. Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. М., 1990.

Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. На этот счет у исследователей существуют разные мнения. Б. Герасимов.

1929 г. Портрет Ф. М. Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. Взгляд направлен прямо в объектив.

С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. (А. Г. "Они не знают какое известное лицо обеспокоили – заявил полицейский – не волнуйтесь, сударыня, завтра – же пальто будет у Вас дома".

Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. 1924. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. Кстати именно в этой газете в 1863 г. был напечатан гравированный на дереве портрет Достоевского. 27 См. : Воскресный досуг.

Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. В конце 1880 года Л. Е. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Дневник и записки. 2001. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание.

Анна Григорьевна пошла в полицию заявить о пропаже. С. 185). Кожа удивительно гладкая, чистая. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Он одет в длинный темный сюртук. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. соч.

В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А.

В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Достоевский. примеч. Достоевский.

Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. Особенности творческого пути художника. Подойдём к кабинету писателя. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М.

Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск.

В. А. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись. Трутовского, о которых шла речь выше. От Шубинского)».

Однако простота внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью. Материалы и исследования. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель.

Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Губы сжаты в ироническую складку. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому.

О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше.

Закономерно, что многие критики называют Глазунова «Достоевским в живописи». Тургенева, А. Н. Например, в «Портрете Ф. М. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Композиционно она сильно уступает предыдущей.

Достоевской, хранившейся в Музее памяти Достоевского в Историческом музее, под 3107 зарегистрирована «фотография с натуры, в размере визитной карточки работы Щетинина. Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». Гейбовичу и уезжает в штатском. Графическому языку вторят слова автора: «Достоевский. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее.

С. 176 – 177. 1955. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году.

В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. Портрет Ф. М.

Вклейка между стр. 412. Так возникли три первые, глубоко пережитые, острохарактерные иллюстрации к Достоевскому. Признанный мастер бытового жанра и портрета. Варенцовой). И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха».

Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П. Обе картины несомненно произвели на Достоевского сильное впечатление, отразившееся в цитатах, ассоциативных и эсхатологических связях с живописью, прослеживающихся в романе «Идиот». Это подтверждается и описанием церкви 1862 года, в котором «сведения заимствованы из церковных записей».

Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов. Герасимов отправлялся в своих датировках (см. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Т. 1.

Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. Очевидно, что в собрании А. Г. Проводив мужа в последний путь, Анна Григорьевна меняет с квартиру, но прежде пригласила фотографа снять кабинет. соч. С. 6.

Т. 2. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва.

Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Скабичевского – 415).

2 также см. : Иевлев Н. П. Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). Взгляд углублен в себя.

Перову писатель во многом был близок. Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. М. Л., 1934. Этот вид работы стоит выполнять после изучения творчества Достоевского, когда у учеников уже сложилось свое мнение о писателе и они смогут более точно оценить достоинства представленных образцов изобразительного искусства. Ф. М.

Но выглядит он вовсе не франтом: руки безвольно свисают вдоль туловища, вся фигура выглядит так, как будто это не он сам пришел, а его привели и поставили перед фотокамерой. Большинство квартир Достоевский нанимал угловыми с видом на церковь. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ».

На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. 23 В Каталоге коллекции А. Г.

Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. Как пожертвование одного из прихожан, «как чей-то вклад, по свидетельству старожилов, лет тридцати тому назад», «картина в течение почти всего XIX в. находилась в качестве иконы в. церкви». Как писателя, так и художника интересуют важнейшие этические вопросы, встающие перед человеком. Кофанов, С. С.

Цейдлер. III. Достоевский в воспоминаниях современников.

Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Губы полные. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Тулинова. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Фигура портретируемого написана на темном фоне. "На его письменном столе, – писала дочь писателя, – царил величайший порядок. Щетинина.

"Я сразу узнала своё пальто и забрала его". Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». Основатель общества передвижников. С. 303. 17 См. : Там же.

Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях. Ключевская, А. З. Перова. Давыдов, Н. С.

Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Достоевский, москвич по рождению, воспринимал столицу Империи неоднозначно. Они были созданы в 1956 году, когда студенту ленинградского института было всего 26 лет.

Художник чувствовал себя причастным миру его героев. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. М., 1962. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа.

Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу.

Картина висела при входе в летнюю церковь. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. СПб., 1906. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М.

Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. (Из книги: Лясковская О. Л. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. примеч. ) от воспоминаний З. А.

Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А. СПб., 1861».

– М. : Художественная литература, 1971). Отъезд был назначен на 15 июня. На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. Он всецело погружен в свои мысли. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.

Без преувеличения можно сказать, что этот случай представляет собой трудноразрешимую загадку. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. С. 128. Александрова: «. Достоевского.

Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Гаев и др. ). Можно утверждать вполне определенно: попадись нам этот снимок в ворохе других анонимных фотографий, мы никогда не выделили бы его из ряда ему подобных и никому в голову бы не пришло, что на нем запечатлен гениальный художник и мыслитель. И скорее всего именно на ней основывает мемуаристка свое хронологическое указание. 9 В таком случае эта фотография как раз и могла бы стать документальным свидетельством встречи Достоевского и Валиханова в 1858 году. предшеств. 48.

Но точка равновесия уже пройдена. «Нельзя не отметить и особенности колорита на московской картине. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок. Даля, И. С. Там при дневном свете или при свечах ее, «собиравшую много народа», в 1867 году и видел Ф. М. Достоевский, когда в тот же год, в декабре, за границей он начал работу над окончательной редакцией романа «Идиот».

Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. Решилась сшить себе пальто, которое провисело в прихожей три дня и исчезло. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414). В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Ф. 93.

Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. 192 и 193).

примеч. Врангелю. Ф. 212. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский. Васильев. Т. 1. Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза».

Его трудно представить смеющимся». "Каково же было моё удивление, когда оказалось, что почти все лица мне знакомы. Тон золотистой парчи, светлого меха, темно-красной безрукавки Пилата, зеленого плаща Христа, красно-бурого кафтана пристава (палача) образует в общем сильную, но светлую гамму красок, с которой гармонируют и светлые тона лиц и тела и перловые нити и белые разводы орнамента на вороте одежды Пилата».

Валиханов. Окт. Отсутствие особого разнообразия цветовой гаммы говорит о том, что художник основное внимание сосредоточил на отображении внутреннего мира русского гения. 1863. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».

Перов не идеализирует внешность Достоевского – на вид простого человека. В прихожей находится одна из редких мемориальных вещей -шляпа Достоевского (под стеклянным колпаком). Прихожая связана с одним любопытным случаем происшедшим в семье. Рундальцов, М. Г. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов.

Во первых такие квартиры были дешевле (требовали больше дров зимой из-за двух наружных стен) а во вторых, церковь или хотя бы купол с крестом, связан с запомнившемся ему на всю жизнь видом сверкающего в луче солнечного света, пробившегося сквозь тучи, креста ближайшей церкви на Семеновском плацу, когда ему оставалось "не больше трёх минут жизни". Ниже должна быть табличка "Торговля книгами для иногородних". собр. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой».

Т. 1. Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. Данные о том, что писатель вообще снимался у названных фотографов, также неизвестны. 32 На фотографии А. О. Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. 5. Так что предположение остается лишь предположением.

Вклейка между стр, 144 и 145). Алма-Ата, 1977. Бореля.

Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. В ее записной книжке конца 1880-х гг. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». Майкова, М. И.

На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). Находки краеведа. Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е.

Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. 80 и 81. Старая карточка неизвестного фотографа. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий.

Погодина и других. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Гоха и М. Б.

Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. 8 апреля.

Интересно, что рисунок обоев в квартире восстановлен каким они были при жизни семьи. Говорится о главной церкви Преображения (Скорбященская она по названию придела) как «одной из лучших в здешней столице» и сообщается о «картине Дюрера» – и ни слова о времени ее появления. В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». 173, Palais-Royal, Galerie de Valois. Выдвинутая гипотеза снимает вопросы, которые невольно возникают, когда мы смотрим на эту фотографию как на снимок 1860-х годов.

Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках.

был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. С. 9. 18 Достоевский Ф. М. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. С. 195).

Портрет Ф. М. СПб., 1993. – С. 108).

Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Удивительное дело: по-видимому именно на основе этой фотографии (по рисунку художника Н. И. И художник создал портрет-картину. В. Г. В «Летописи жизни и творчества Ф. М. Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее.

В книге «Россия распятая» художник пишет: «Еще в юности меня пронзили образы петербургского мечтателя, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». и во всем облике какая-то моложавость. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г.

Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов.

11. В последний год над диваном писателя появилась репродукция любимой картины "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Но перед тем, по дороге в Женеву, нарочно заезжал 12 (24) августа в Базель увидеть «Мертвого Христа» Гольбейна. Косенков, А. Н. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи.

Валиханов. Полн. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности.

СПб., 1992. Ощущение величия времени, присуще писателю трагедийного мировоззрения. Достоевской эта фотография отсутствовала. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois».

15. Сытиной. 4. Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. Прежде всего отметим, что интерьер комнаты воспроизведён в точности как он был при Достоевском.

Достоевская. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. К. А. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П.

(РГБ. Корсакова, Е. Д. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью. С. 140 – 150 1926.

В кабинете только три вещи, принадлежавшие писателю – это прежде всего икона "Всех скорбящих радость", ручка писателя (под стеклом на столе) и папка для бумаг на стене. Воспоминания. 1863». Достоевского» (СПб., 1993.

Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости.