Два Лада

Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада: Существуют с давних пор лад мажор и лад минор. Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Материалы и оборудование: портрет Г. Свиридова иллюстрации картин: Н. Нестеров «Два лада» И. Левитан «Солнечный день. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Все любовались ими и называли их «два лада».

Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах — о любви-согласии, любви-удаче. Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам— модальности и тональности. - В музыке тоже существует два лада: мажор и минор. Картина Михаила Нестерова Два лада: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Презентация для школьников на тему Два лада о музыке.

Описание картины Михаила Нестерова «Два лада»

Другой пример: есть среди нас люди искренне и открыто верующие, но в то же время опасливо и неохотно именующие себя православными ибо имя «православие» кажется им синонимом эпического религиозного быта, недвижного устава и уклада, духовной статики, несовместимой с живыми алканиями духа. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской. Эпично священство трагично царство.

Мажор Жил да был один синьор, Имя он носил Мажор. С собой когда я прихожу Улыбку, шутки, смех.

И почему, напротив, польский национальный энтузиазм всецело и с такой любовью опирается на неумирающую традицию старинного «мессианизма». Эта картина — двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в единстве контрапункта. Художник сумел показать, как любит он «русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Итак, мажор: ТТпТТТп минор: ТпТТпТТ. Они натолкнули живописца на мысли о любви, преданности, красоте человека и природы. Он воплощен в жизнь всецело всем своим составом он погружен в динамику ее «становления», — становление же всегда страда, горение, разлука, уничтожение и новое возникновение.

План-конспект урока 
 (музыка) по теме: 
2 класс Два лада

План-конспект урока (музыка) по теме: 2 класс Два лада

Эпично священство трагично царство. Разгневался отец ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. С XIX века основное значение Tonart соответствует русскому «тональность» в смысле «совершенного» высотного положения мажорного или минорного звукоряда (например, в словосочетании 24 Tonarten, то есть «24 тональности» Durtonarten— «мажорные тональности» ит. п. ), но также словом Tonarten немцы иногда обозначают древнегреческие лады (др. -греч. Термин tonality употребляется в двух смыслах— в узком смысле это синоним русского и немецкого (в узком понимании) «тональность» (то есть лад тонального типа, центральный по значению лад многоголосной классико-романтической музыки). В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов.

Эти слова Тютчева особенно помнил Достоевский. Тема любви здесь основная, но не единственная. Он воплощен в жизнь всецело всем своим составом он погружен в динамику ее «становления», – становление же всегда страда, горение, разлука, уничтожение и новое возникновение. Несомненно, эпическое идет на общую потребу и в круговую поруку жизни преимущественно, как энергия охранительная или устроительная трагическое же – социально, как почин сдвига и вещая тревога. Ныне же оно приобрело трагический смысл, — и вот, его уже не стыдятся. Достоевский сделал славянофильство трагическим и столь велик был этот переворот, что само имя старой секты было отметено прочь: так древле «ученики Иоанновы» забыли, что они «ессеи».

Михаил Васильевич 
Нестеров» Картины, 
живопись» Два лада,

Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Два лада, 1905

Серьёзным препятствием для изучения ладов в неевропейских культурах также является присущее им принципиальное иное, чем у европейцев, «синтетическое», недискретизированное представление музыки как единства логической структуры и способа её бытования. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО — все чистые ноты, 7 из 12. Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору («мажорный лад», «минорный лад»).

Сказка про Мажор и Минор Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Подобно тютчевской радуге, славянофильская идея вознеслась у Достоевского во вселенские просторы – «и в высоте изнемогла». Другой пример: есть среди нас люди искренне и открыто верующие, но в то же время опасливо и неохотно именующие себя православными ибо имя «православие» кажется им синонимом эпического религиозного быта, недвижного устава и уклада, духовной статики, несовместимой с живыми алканиями духа. Иные времена – иной лад изменился лад – и чуждою кажется песня. Полная музыкальная октава содержит 12 нот — 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились.

Чаще других симметричных ладов композиторы использовали так называемые «увеличенный» и «уменьшённый» лады. Известно, как увлекала Нестерова сказочная тематика, когда он в начале своего творческого пути в 80-х годах XIX века занимался иллюстрациями. Попытка найти «душу» русской природы в сказочности осуществлена художником в картине «Два лада». Для выводов о специфике античных ладов (по-гречески называвшихся «тонами» или «тропами») нотированные памятники музыки (древнегреческие сохранились по большей части во фрагментах, древнеримские не сохранились) недостаточно репрезентативны. И если дружен ты со мной, То ждет тебя успех. Слова Александра Блока: «радость, страданье – одно», – этот главенствующий мотив в гениальной, глубинной напевности его лирической драмы «Роза и Крест», – написаны в сердце высокого трагического человека: этот иероглиф – узор пламенных роз, страдальчески вырастающих из живой плоти его душевного креста.

Конспект открытого 
урока во 2 классе 
на тема: Два лада

Конспект открытого урока во 2 классе на тема: Два лада

В античных гармониках генезис ладов описывался как проекция видов октавы («форм», «схем», в терминологии Платона и неоплатоников— «гармоний») на реальный, существовавший в практике «материал», так называемую Полную систему. Но в них вздохнула вся тоскующая о Невидимом Граде трагическая Русь. Во Христе умираем, Духом Святым воскресаем. В английском языке понятие лада передаётся двумя терминами: mode и tonality.

Любование природой, ее притяжение хорошо читается в картине «Два лада». В лучших своих картинах художник стремился к предельной для него духовности. В странах арабского Востока (в том числе в Ираке) и в Турции распространён макам, в классическом Иране— дастгях в музыке индонезийского гамелана ладовыми звукорядами являются слендро (или «салендро») и пелог, в японской традиционной музыке гагаку— тёси (англ. chshi). Прежде оно звучало как-то слишком эпично мы боялись его отзвуков: «самодовольство, довольство, благополучие», — ибо ни довольства, ни благополучия в нас не было. В широком смысле термин tonality, определямый как «системная организация звуковысотных явлений и отношений между ними»26, близок русскому «ладу»27. Улыбался, хохотал, Никогда не тосковал. Стоит заметить, что слово «лад» восходит к временам Древней Руси, где это означало «супруг». Наиболее известные примеры неевропейских ладов (они же— жанровые системы и нередко они же— способы развёртывания музыкальной формы): в Индии (также и в других странах Южной Азии)— рага, в Азербайджане— мугам, в Узбекистане и Таджикистане— маком (и шашмаком), у уйгуров и туркменов— мукам. Если некоторые ценности обесцениваются в господствующем мнении малодушным подозрением, что они не отделимы от общего эпического мировосприятия, последнее преспокойно ютится под лозунгами, выражающими, казалось бы, трагический разрыв с наличным порядком вещей, на самом же деле внутренне приводящими человека в самой борьбе с действительностью к невозмутимой душевной уравновешенности.

Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Количество выводимых конкретных ладов у теоретиков колеблется от семи (у Птолемея) до пятнадцати (у Аристида Квинтилиана). Эта его природа полагала между ним и его эпическими единоверцами какую-то «недоступную черту» и доселе лишь как бы поневоле и с оговорками его принимают в расчет, произнося приговоры над славянофильством. Дочь свою он называл не княжной, а царевной. При этом номенклатура видов (этнонимы «дорийский», «фригийский», «лидийский», «миксолидийский», а также производные от них «гиподорийский», «гипофригийский», «гиполидийский» ит. д. ) экстраполировалась на названия самих ладов (отсюда «дорийский тон», «фригийский троп» ит. д. ).

Технологическая 
карта урока "Два 
лада" 2 класс

Технологическая карта урока "Два лада" 2 класс

«Нет, братец, так не годится. » – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. или, как вариант, делили на четыре лада, носившие греческие названия protus, deuterus, tritus, tetrardus (то есть «первый», «второй», «третий», «четвёртый»), с двумя разновидностями — автентической и плагальной (например, protus authentus, deuterus plagalis). Пошлость – эпизм низин. В мечтах видел ее царицей, женой заморского царя. Между тем, среди первых славянофилов был и поэт Тютчев, человек чисто трагического типа. На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии.

Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Подобно тютчевской радуге, славянофильская идея вознеслась у Достоевского во вселенские просторы — «и в высоте изнемогла».

Ищу рассказ о картине 
Два лада Нестерова

Ищу рассказ о картине Два лада Нестерова

Грусть да печаль в беде плохие помощники. Другие названия уменьшённого лада: гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из его опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон» или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Все любовались ими и называли их «два лада». Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём. » А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой. » Запел Минор грустную песню. Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Ныне же оно приобрело трагический смысл, – и вот, его уже не стыдятся. Эпический человек (беру чистый, беспримесный образчик типа), подвергаясь всем ударам рока, все же не сознает своего состояния трагедией, как таковой, – ибо трагедия и страдание не одно и то же в крушении всех надежд и в самой гибели он лишь глубоко несчастен, но не трагичен. Давно это было. «Ладами» упрощённо называют (по принципу «часть вместо целого») звукоряды западных и восточных модальных ладов — натуральных (например, «джазовая импровизация в лидийском ладу» подразумевается — на основе звукоряда лидийского лада), церковных, традиционных восточных (макама, раги и других старинных традиций).

Презентация – Тест по музыке «Два лада»

В их взгляде ощущается чувство беззаботности, уверенности в светлом будущем, где они будут верными и любящими супругами. До войны слова «патриотизм» у нас недолюбливали, а в годину войны полюбили. Просто европейская музыка — именно в рамках двух ладов — получила более глубокое развитие. Эта его природа полагала между ним и его эпическими единоверцами какую-то «недоступную черту» и доселе лишь как бы поневоле и с оговорками его принимают в расчет, произнося приговоры над славянофильством.

Именно эти темы Нестеров и попытался отразить в своей картине «Два лада». Они любили друг друга. Впервые описанные в эпоху Каролингского Возрождения, в средневековой Европе каноническую форму получили церковные лады (или «церковные тоны»), лежащие в основе григорианской монодии.

Высохли на глазах братьев слёзы и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Люди глядели на них и счастливо улыбались. Сохранившиеся трактаты о ладах на древних языках (диалектах китайского и персидского, на санскрите, арабском ит. д. ) переведены на европейские языки в очень незначительном количестве и не до конца осмыслены европейской музыкальной наукой., )22, модальные средневековые лады (как, например, в термине Kirchentonart)23 и наконец, лады многоголосной музыки эпохи Ренессанса и раннего барокко24. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём. » А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой. » Запел Минор грустную песню.

Сочинение-описание 
картины Нестерова 
«Два лада»

Сочинение-описание картины Нестерова «Два лада»

Во Христе умираем, Духом Святым воскресаем. В истории западноевропейской музыки были протяжённые периоды, когда модальный и тональный «векторы» проявлялись в равной мере. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Меня зовут синьор Мажор.

Можно наблюсти только, что трагический строй душевной жизни облагораживает человеческую немощность и само падение человека (вспоминается мне, например, Мармеладов), между тем как низость, переживаемая эпически, отвратительна. Напротив, на вершинах духовности эпическое мировосприятие приобретает нечто торжественное и священственное оно приобщает личность олимпийской гармонии. С русским «ладом» отчасти пересекается многозначный немецкий термин Tonart (например, Tonartencharakter— то же, что этос лада, любого исторического генезиса и любой структуры Tonartentyp— ладовый тип). Между тем, среди первых славянофилов был и поэт Тютчев, человек чисто трагического типа. Латинизм Modus закреплён за монодическими церковными ладами.

Минор Я вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный. » А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, так как я Минор». Слова Александра Блока: «радость, страданье — одно», — этот главенствующий мотив в гениальной, глубинной напевности его лирической драмы «Роза и Крест», — написаны в сердце высокого трагического человека: этот иероглиф — узор пламенных роз, страдальчески вырастающих из живой плоти его душевного креста. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сыном тысяцкого. И вспомнилось детство и такое же озеро и эти лебеди и ощущение счастья.

Здесь перед нами открывается именно «пейзаж души», пейзаж-песня, сказка. Нестеровская природа одухотворена. В немецком языке русскому «ладу» близко значение термина Tonalitt в широком смысле, а именно «системное и типизированное функционально-иерархичное дифференцирование звуков или аккордов»21. Это пейзаж душ влюбленной пары и он полон их весеннего счастья их нежной любви.

Картина Два лада 
Михаила Нестерова

Картина Два лада Михаила Нестерова

Однако не только символическое значение этих птиц взято из фольклорных традиций. Эти слова Тютчева особенно помнил Достоевский. Пошлость — эпизм низин. Кроме этого, художник показал и свое мастерство пейзажиста.

Наконец достигла молва и отца девушки. Можно наблюсти только, что трагический строй душевной жизни облагораживает человеческую немощность и само падение человека (вспоминается мне, например, Мармеладов), между тем как низость, переживаемая эпически, отвратительна. В современной англоязычной традиции (особенно в США) уменьшённый лад называется «октатоникой», а увеличенный лад (зачастую, но не всегда)— «гексатоникой». Повторяю, однако, что в проводимом различении трагического и эпического типа не кроется никакой оценки, что один не выше и не благороднее другого, — по крайней мере, на известной высоте духовно-нравственного развития личности и при полном равенстве остальных условий сравнения. Эпическому славянофильству они должны были звучать глуше. Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор.

между людьми, возвышенности или низменности их самоопределения и вожделения я полагаю, что на всех высотах духа, на всех ступенях сознания мы встретим эпический и трагический тип отношения к миру. Достоевский сделал славянофильство трагическим и столь велик был этот переворот, что само имя старой секты было отметено прочь: так древле «ученики Иоанновы» забыли, что они «ессеи». Наглядным примером этого может стать полотно М. Нестерова «Два лада». Термин Tongeschlecht обозначает ладовое наклонение в тональной музыке— мажор или минор. Люблю, вздыхая, слёзы лить И предлагаю вам.

Друзья, представиться спешу – Знакомству очень рад. Этот безмолвствующий, почти молчальнический священный трагизм из века в век многострадально питается глубочайшим чувством несоизмеримости между терпеливо переносимым земным и пламенно чаемым небесным на преображенной земле. И почему, напротив, польский национальный энтузиазм всецело и с такой любовью опирается на неумирающую традицию старинного «мессианизма». Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный. » А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, так как я Минор». Это пейзаж сказочной лирики и лирической любовной песни.

Нестеровский образ Руси рождается в слиянии души человека и очеловеченной художником природы. Путем к обретению единства человека и природы, поэтического раскрытия ее «души» для Михаила Васильевича Нестерова стало обращение к народной сказке и легенде. В увеличенном ладу (иначе «целотоновая гамма») 6 звуков, расположенных последовательно по целым тонам. Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно.

Вот таким образом современные представления об античных ладах основываются на научных и учебных текстах греков (Аристоксена, Аристида Квинтилиана, Клеонида, Алипия) и римлян (прежде всего, Боэция). Давайте вместе погрустим – О чем – не знаю сам. Иные времена—иной лад изменился лад— и чуждою кажется песня. Два соседа дружно жили, Оба музыке служили, Только каждый — как умел, У обоих — куча дел. Семя, умершее в темных глыбах, должно воскреснуть.

Мажор, минор и ещё 
восемь ладов

Мажор, минор и ещё восемь ладов

Я лучший друг ребят. Но в них вздохнула вся тоскующая о Невидимом Граде трагическая Русь.

Единственное в античности целостное учение о ладах создал (в трактате «Гармоника») греческий учёный Клавдий Птолемей28. Прежде оно звучало как-то слишком эпично мы боялись его отзвуков: «самодовольство, довольство, благополучие», – ибо ни довольства, ни благополучия в нас не было. Так, с весёлой песней и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Образ мыслился слитно: тема должна звучать и в персонажах и в пейзаже.

Картина-сказка «Два 
лада» Михаила Нестерова

Картина-сказка «Два лада» Михаила Нестерова

В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них — пониженные. До войны слова «патриотизм» у нас недолюбливали, а в годину войны полюбили. Эпическому славянофильству они должны были звучать глуше. Отсутствие ярко выраженной гармонической тональности и ярко выраженной модальности в музыке эпохи Возрождения (например, в мадригалах итальянцев К. Монтеверди и К. Джезуальдо) и точно так же, как бы на новом витке спирали, в неомодальных сочинениях XX века (например, в музыке О. Мессиана и И. Ф. Стравинского)— не свидетельствует о «недоразвитости» или о «разложении ладовой системы»19, а лишь отражает одно из многоразличных (более или менее сложных для «теоретических» объяснений) исторических состояний лада. Семя, умершее в темных глыбах, должно воскреснуть.