Эдгар Дега Прима Балерина

Описание картины «Прима-балерина на сцене»

Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. В «Голубых танцовщицах» он вовсе отрезал полголовы у одной из девушек.

Его произведения ничего не воспевают. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.

«Зефирные нифмы» 
Эдгара Дега в современной 
интерпретации примы-балерины

«Зефирные нифмы» Эдгара Дега в современной интерпретации примы-балерины

В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Чего-то им не хватало. (deliberation) – писал мастер. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.

У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола» и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. Дега в театре интересно всё.

Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. 1879Особое внимание на выставке заслуживает полотно «Frieze of Dancers».

Эдгар Дега. И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. Он рисует танцовщиц с разных ракурсов – то близко, то далеко. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Эту жизнь он отображает на своих картинах, рисуя скачки, людей в кафе, театре и на улицах.

Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Он жил один. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Использование монотипии в зрелом творчестве – это абсолютно новый подход к творчеству. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи.

Остальные выполнены пастелью. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Принты Дега опережали свое время. Танцовщица на сцене с букетов.

Неизвестные картины 
Эдгара Дега: бордели, 
заводские трубы

Неизвестные картины Эдгара Дега: бордели, заводские трубы и совсем не зефирные балерины

В центре, как правило, — пустота, пространство для обмена. В ожидании клиента. Как ему это удаётся.

Но с пейзажами у него не сложилось. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Эдгар Дега. Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей— и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи.

Описание картины 
Эдгара Дега «Прима-балерина»

Описание картины Эдгара Дега «Прима-балерина»

Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым. Тяжелые, сумрачные. В конце жизни художник ослеп, но тему танца и балета продолжил уже в скульптуре.

Как говорилось выше, формат его картины продуман – это точный квадрат 68 X 68. 3. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

  • Презентация по истории изобразительного искусства "ИМПРЕССИОНИСТЫ: Эдгар Дега"
  • 9 историй о Голубых танцовщицах Дега
  • Балерина Мисти Коупленд воссоздала шедевры Эдгара Дега
  • Как видел импрессионизм автор известных Танцовщиц Эдгар Дега
  • Балерина воссоздает полотна Эдгара Дега
  • Балерина оживила картины известного импрессиониста Эдгара Дега
  • Маленькая танцовщица Эдгара Дега

Балет из оперной ложи. Каждый последующий оттиск – более размытый, но в этом случае это играет на руку мастеру. Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении.

1. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. 1879Картины, о которых пойдет речь в этом обзоре, экспонируются впервые. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).

Картины темные по колориту, суховаты по форме. 1886 г. Бумага, пастель. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Это легко объяснимо, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, при этом не впадая в излишнюю сентиментальность.

  1. 10 самых известных картин Эдгара Дега
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
  4. Праздник для (не)механического человека
  5. Лучшие подарки – не в подарочной обертке
  6. «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
  7. «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки

Эдгар Дега считал весь мир своеобразной стихией, которой присущий динамизм, а испрессионисты черпали вдохновение из него. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Это, как уже было указано, может быть даже одна и та же балерина. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.

Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Все здесь полно осмысленного движения. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Вид сзади.

Он боготворил Энгра. А Дега именно так всё и оставляет. Согласитесь, неординарное композиционное решение.

Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).

Голубые танцовщицы. Вид сзади». Эдгар Дега.

Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей — и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи. Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.

Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Хюттингер). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

  1. 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться
  2. Аллергия и бесплодие глазами психолога
  3. Опасные родинки: 3 правила для предупреждения меланомы
  4. Врут, ноют им все должны: психиатр о невыносимых людях
  5. Субботнее путешествие: Северное Тушино от подлодки до Винни-Пуха

Голубые танцовщицы. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. 1877-80Благодаря «смазанной» технике монотипии Дега удавалось точно передать окружающую его действительность.

Они заняты своими делами, своими мыслями. Так рождалось понимание: балет может быть разным. Эдгар Дега. Таз для мытья.

Наблюдения, сделанные им на спектаклях, репетициях, в артистических уборных, фойе, легли в основу многих картин и зарисовок. У Дега были зелёные, оранжевые, жёлтые танцовщицы, но эти – лучшие. Эдгар Дега. А. С. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.

Эдгар Дега. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. 1877-79Эдгар Дега вошел в историю мирового искусства как «художник танцовщиц».

  1. Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить
  2. В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
  3. На Мадейре: луковый суп, волны с перехлестом и никаких смартфонов
  4. Отпуск в Италии: как сэкономить в поездке

В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Искусствоведы традиционно относят эту работу к предтечам кинематографичности в живописи. Frieze of Dancers.

Художник создает зарисовки из жизни борделей, на периферии можно заметить клиентов, замерших в нерешительности и дам в ожидании. 1884 г. Бумага, пастель. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).

Сам художник признавался, что испытывает особое наслаждение, рисуя балерин в облаке газа. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. (Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда).

  1. Тоскана: место, где хочется стать лучше
  2. Светлана Перотти: «Разрешаю себе быть разной мамой»
  3. Добрая и веселый: два артиста в одном доме
  4. Дарья Ермакова: как многодетная мама создала успешный бизнес
  5. Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост»

Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.

Музей искусств Филадельфии, США. Головы мужчины и женщины. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Живописцу очень повезло. Это ему явно удавалось.

  • Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души»
  • «Директор я на работе, а дома я просто жена и мама»
  • Тутта Ларсен: «Если мужчина зарабатывает меньше женщины, он не перестает от этого быть мужчиной»
  • Галина Климова: «Гуманитарной сфере нужна бригада реаниматоров»
  • Что почитать с детьми на каникулах
  • Анна Каренина: грамматика нелюбви
  • Лучшие детские книги жанра нон-фикшн

Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Эдгар Дега. Рост городов, расширение контактов Водоворот жизни увлекал за собой мастера. И форма картины у него квадратная, всё получается, как кадр.

Если не хватает полотна, то его нужно надставить. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Однако с гравюры Гордана смотрела некрасивая пухлощекая женщина с пышным бюстом и браслетами на нетонких предплечьях. В 1873году художник вернулся в Париж. Однако, кроме легких и воздушных картин, он писал и совсем иные.

  • Не покупать книги: миссия невыполнима
  • 4 идеи для рождественского застолья
  • Худший совет психолога по поводу ожиданий в браке
  • Дмитрий Емец: «Моя жена не идеальная хозяйка, но это неважно»
  • Если парень нагрубил, дальше будет хуже
  • Многоразовые подгузники: они возвращаются
  • Папа делал «утютю» и считал долг отца исполненным

Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.

В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.

  1. Счастливая мама несчастливого ребенка
  2. Беременна вторым: 5 вещей, на которые я стала смотреть иначе
  3. 3 книги о травле, которые должен прочесть каждый родитель подростка
  4. Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  5. Рисунок акварелью собирателя открыток
  6. Галереи, серии картин, портретов

Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.

В сущности выбор не так уж плох. «Дега во всем видел больше возможностей, чем было определено правилами», — подытоживает Джоди Гауптман. The Fireside. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. ГМИИ им.

Эдгар Дега. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».

  1. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. Другие картины художника – Эдгар Дега

Не исключение и эта картина. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в дворянской семье. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах.

Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Всё, что я делаю – это результат размышлений.

Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.

Презентация по истории 
изобразительного 
искусства "ИМПРЕССИОНИСТЫ:

Почему. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Например, картина «Осенний пейзаж» написана в 1890 году так, словно художник увидел природу из окна проносящегося поезда.

В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году.

Пушкина, г. Москва. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную иногда видимую только в щель приоткрытой двери. Эдгар Дега. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Рисование по наитию было абсолютно нехарактерным для манеры молодого Дега. Осенний пейзаж. Эдгар Дега.

Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.

Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики.

Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник». «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. У последнегополотно приобрел Щукина для своей коллекции. Он также был известен как способный мимический актёр.

В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.

Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В этом их сила и слабость. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор.

С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.

В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Что перед зрителем – четыре балерины или одна девушка, запечатленная в различные моменты. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. И вот на его картинах – мельком увиденные лица, дышащие гарью заводские трубы. Дым заводов.

Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.

Основой процветания города была торговля хлопком. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.

Эдгар Дега. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.

Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.

Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Три женщины в борделе. В этом их сила и слабость.

Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Голубые танцовщицы. Создание серий разноцветных танцовщиц – это то, что он видит в театре. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Это новый подход Дега к воссозданию динамики. И это уже шло от фотографии.

В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени. Голубые танцовщицы – одна из многих работ мастера, но именно она оказалась шедевром. Выставка проходит в Нью-Йоркском музее современного искусства и носит название «Эдгар Дега: Странная новая красота». Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.

Музей ДОрсе, Париж. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».

Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). На картине Таз для мытья художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями.

Таз для мытья. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Эдгар Дега. Балет из оперной ложи.

Эдгар Дега воспринимал театр именно так. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Дега очень часто обращался к теме танцовщиц, но он отнюдь не был эротоманом. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.

Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.

По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. 1877-79Интересно и то, что только в технике монотипии Дега воссоздает образы куртизанок. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.

И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Не было того воодушевления и вдохновения. Желанное удовлетворение приходит к нему, когда мастер начинает изображать на своих картинах людей. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Такой срез был просто возмутителен, так не делалось.

Но только не Дега. Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. Краткая биографическая справка. 2. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Он говорил по этому поводу: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.

Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875 «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).

На тему танцовщиц Дега в сильной степени повлиял Оноре Домье. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.

Мне нравится эта суровость». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».